Консультация для педагогов и родителей «Что должен уметь ребенок в речевом развитии».
консультация по коррекционной педагогике на тему
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ-ЮГРА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НЯГАНЬ
«ДЕТСКИЙ САД № 10 «ДУБРАВУШКА»
Консультация
для педагогов и родителей
«Что должен уметь ребенок
в речевом развитии»
Воспитатель:
Комарова
Наталия
Константиновна
г. Нягань
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ДВА ГОДА
1. Дети понимают обозначаемые на простых сюжетных картинках действия и предметы.
2. Выполняют просьбы взрослых, состоящие из двух частей.
3. Понимают значение пространственных предлогов (положи на стол, сядь на диван).
4. Понимают обобщающее значение наименований однородных предметов (любой стул – это стул).
5. После 1,5 лет начинают задавать вопросы: «Как это называется?», «Что это?».
6. К 1,5 годам в активном словаре ребенка насчитывается около 50слов, а к 2 годам – 200-400 слов, преимущественно существительных, обозначающих предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголов, обозначающих простые действия.
7. Речь аграмматична. Пользуются фразой из 2-4 слов, согласуют глаголы 3 лица единственного числа настоящего времени с существительными, используют формы некоторых падежей; появляется первое лицо глаголов и местоимение «я».
8. В речи много глаголов в повелительном наклонении.
9. Характерно неправильное звукопроизношение большинства звуков родного языка (этап физиологического косноязычия).
10. Неустойчивое произношение многих слов: звук то выпадает, то заменяется, то произносится верно.
11. Нарушена слоговая структура многосложных слов(упрощение структуры путем опускания слогов из середины слова).
12. У части детей слабый, тихий голос.
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ТРИ ГОДА
1. Самым важным отличием речи трехлетнего ребенка от двухлетнего является почти полное отсутствие аграмматизмов в речи трехлетнего.
2. Связь слов в предложении налажена с помощью окончаний и предлогов, употребляются союзы, используются все основные части речи.
3. Словарный запас характеризуется не только словами чисто бытовой тематики, встречаются слова оценочного значения, слова обобщения. Ребенок уже оперирует некоторыми родовыми понятиями.
4. Звукопроизношение еще не полностью соответствует норме. Отсутствуют шипящие и сонорные. Твердые и мягкие звуки дифференцируются большинством детей.
5. Слова со сложной слоговой структурой и со стечениями согласных могут произноситься искаженно.
6. Если у ребенка сформировано положительное отношение к книгам, он любит слушать по многу раз знакомые сказки и стихи. Хорошо запоминает текст и дословно воспроизводит его. Свободного пересказа своими словами еще не дает.
7. Понимает несложные сюжетные картинки.
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ЧЕТЫРЕ ГОДА
1. Словарный запас достигает 2000 слов.
2. В активной речи появляются слова второй степени обобщения.
3. Словарный запас обогащается за счет наречий, обозначающих пространственные и временные признаки.
4. Появляется «словотворчество», что свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей.
5. В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи.
6. У многих детей звукопроизношение нормализовалось, у части детей наблюдаются смешения свистящих и шипящих, а также отсутствие вибрантов Р, Р'.
7. Связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях и з собственной жизни допускается непоследовательность; пересказ известной сказки возможен.
8. Хорошо развитая в данном возрасте непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть.
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ПЯТЬ ЛЕТ
1. Качественный скачок в овладении связной речью: дети способны составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности.
2. Начинает формироваться внутренняя речь – свернутая, сокращенная форма речи, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельность.
3. Значительно обогатился словарный запас, дети пользуются словами второй степени обобщения.
4. Грубых аграмматизмов в речи нет, возможны ошибки при построении сложных предложений.
5. Звукопроизношение полностью нормализовалось.
6. Появляется способность к выделению звука из слова, то есть формируются навыки звукового анализа слов, звуковая оболочка слова перестала быть «прозрачной», незаметной для восприятия.
7. Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации.
На что же обратить внимание у своего ребенка:
если в 3-3,5 года
ребенок произносит только отдельные слова и совсем не строит фразы и предложения;
в его речи полностью отсутствуют союзы и местоимения;
он не повторяет за Вами слова,
или Вы совсем не понимаете его речь (при этом искаженное произношение шипящих и звонких согласных (р, л) звуков является нормой);
если в 4 года
у ребенка очень скудный словарный запас (в норме – около 2000 слов),
не может запомнить четверостишье,
совсем не рассказывает собственных историй (при этом отсутствие связной речи, ошибки в предложениях, все еще проблемы со «сложными» звуками – норма);
если в 5-6 лет
все еще есть проблемы со звукопроизношением, в т.ч. с сонорными согласными (звуками «р» и «л»);
ребенок не способен описать своими словами сюжет на картинке,
допускает грубые ошибки при построении предложений (при этом допускаются ошибки в сложных предложениях, небольшая непоследовательность в повествовании).
Все это может быть поводом получить совет у такого специалиста, как логопед в детском саду или детский логопед в поликлинике.
^ Если у вашего ребенка есть вышеперечисленные нарушения, то детский логопед поможет:
скорректировать произношение. В частности, детский логопед исправит проблемы с так называемыми «вибрантами» – твердой и мягкой «р» – одного из самых распространенных нарушений речи, сохраняющегося и во взрослом возрасте. Кроме того, логопед в детском саду увидит и предупредит и другие нарушения, например, баттаризм (нечеткость произношения, «проглатывание» слов), заикание и другие;
подготовить ребенка к школе, в частности, к освоению грамоты и чтению. ^ Логопед в детском саду не только должен проконтролировать общую речевую подготовку малыша, но и предупредить, если будет такая необходимость, нарушения типа дислексии (неспособность к чтению) или дисграфии (к письму), вовремя направив ребенка с специалисту;
провести занятия, направленные на общее развитие речи, как групповые, так и индивидуальные. Они направлены на расширение словарного запаса, становление грамотной речи и т.д. Также подобные занятия проводит детский логопед в поликлинике или специальном центре, и их не лишним будет посетить в любом случае.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет для родителей "Что должен уметь ваш ребенок"
В данных буклетах содержиться информация о том, что должен уметь ребенок 4-5 лет к концу года в соответствии с программными требованиями. Здесь же правила рисования карандашом и красками....
Буклет для родителей "Что должен уметь ваш ребенок"
Вданной консультации содержиться информация о том, что должен уметь ребенок 5-6 лет к концу учебного года в соответствии с программными требованиями, а также правила рисования карандашом и красками....
Буклет для родителей "Что должен уметь ваш ребенок"
В данной консультации содержиться информация о том, что должен уметь ребенок 5-7 лет к концу учебного года в соответствии с программными требованиями, а также правила рисования карандашом и красками....
Консультация для родителей "Что должен уметь ребёнок в 3 года"
Данная консультация для родителей...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Что должен уметь ребёнок в 4 года"
Консультация предназначена для родителей детей четырёхлетнего возраста....
Консультация для родителей "Что должен уметь ребёнок по физическому развитию." (младший дошкольный возраст)
quot;Что должен уметь ребёнок по физическому развитию." (младший дошкольный возраст)Консультация для родителей....
Мастер-класс для педагогов и родителей "Использование приёмов мнемотехники для речевого развития детей старшего дошкольного возраста"
Данный материал повысит компетентность педагогов и родителей в вопросах приёмов мнемотехники для речевого развития детей старшего дошкольного возраста....