Конспект психолого-педагогического занятия с дошкольниками 6-7 лет "Развитие внимания"
методическая разработка по психологии (подготовительная группа)

Успешные практики формирования психологической безопасности образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении. Психолого-педагогическая подготовка к школе дошкольников 6-7 лет на базе школы: развитие внимания».

 

Применяемые в методической разработке задания на развитие внимания ориентированы на развитие произвольного внимания дошкольников 6-7 лет. Это целесообразно, так как к данному возрасту происходит скачок в структурно-функциональном созревании лобных областей, которое создает основу регуляции активационных процессов для включения механизмов произвольного внимания (Ляксо Е.Е. «Возрастная физиология и психофизиология», 2019). Развитие произвольного внимания осуществляется при участии взрослого, направляющего и организующего внимание ребенка. Предпочтительным для развития ребёнка являются игровые методы и ситуации, которые представлены в данном конспекте.

В данный конспект включены следующие игры на развитие внимания: «Закрой числа», где в квадрате располагаются в случайном порядке числа, которые нужно закрыть в порядке возрастания числового ряда, затем, в порядке убывания, найти случайные числа, называемые педагогом. Данные упражнения развивают такие свойства внимания, как устойчивость, объём, распределение, избирательность; «Лабиринт», где нужно, найти путь от одного объекта к другому, не отрывая внимания от «дорожки» и игнорируя препятствия, что способствует развитию избирательности, концентрации, распределению и устойчивости внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrabotka_brodyagina_o.k._2.docx193.4 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Конспект занятия.

№№

План занятия

Программное содержание

Использованные приемы

мин

Развитие внимания.

1

Приветствие в кругу. Повторение правил.

Диагностика эмоционального состояния

Цель: организация безопасного пространства, настрой на занятие, развитие эмоционального интеллекта, диагностика эмоционального состояния детей.

Дети и ведущий сидят в кругу. Приветствуют друг друга. Ведущий предлагает повторить правила.

- Сегодня наше занятие начинает Говорушка с интересным четверостишием:

«Бывают чувства у зверей,

У рыб, цветов и у людей

Влияет без сомнения

На нас всех настроение!»

- Ребята, а какое бывает настроение? (Дети перечисляют эмоции-настроения, с которыми знакомились на прошлых занятиях).

- Да, я с вами соглашусь. Настроения бывают у всех разные. А еще бывает, что у нас за день настроение меняется и бывает разным. Бывало с вами такое?

- Я хочу вам предложить по традиции найти свой смайлик-настроение и приклеить его на наши «эмоциональные листочки» (дети выбирают смайлики и приклеивают их).

- Ребята, спасибо, что поделились настроением. А теперь давайте настроимся на предстоящее занятие игрой-разминкой.

Сегодня её с нами будет проводить Наблюдайка. Послушаем, с чем она сегодня к нам пришла?

Игра: «Зеваки» (Чистякова М.И. «Психогимнастика»)

Цель: развитие произвольного внимания (переключение внимания)

Ход игры: Играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движение. Направление движения, таким образом, меняется после каждого сигнала ведущего.

Повествование психолога

Активное слушание

Психогимнастика

10

2

Продолжение легенды

Кинезиологическая гимнастика

Упражнения

Дети садятся за парты.

Кратко дети с педагогом вспоминают легенду о стране УМникУМ и о том, что с героями происходит сегодня.

Цель: постановка проблемной ситуации (мотивация).

Легенда:

- Наши герои продолжают развивать свои «супер-силы» для успешного обучения в школе. Ребята, давайте вспомним какие уже у нас есть? (Дети перечисляют, какие «супер-силы» им удалось развивать с героями легенды).

- Герои с успехом проходят задания, тренирующие умение запоминать, быть внимательными, быстро соображать и умение понятно и красиво говорить, что несомненно делают школьную жизнь ещё более интересной, лёгкой и увлекательной. В то же время наши Герои уже познакомились друг с другом, узнают общие интересы, любимые игры, мультики, игрушки, занятия. Вместе у них много получается делать веселее и проще. В том числе и развивать свои суперспособности!

Сегодня ещё одно задание от повелителя страны УмникУМ получила Наблюдайка. Ей нужно расколдовать магический квадрат с цифрами и помочь белочке найти свои припасы, которые она спрятала в Лабиринтовом лесу. Ребята, поможем Наблюдайке? Заодно она с нами поделится своей супер-силой: «быть внимательными и наблюдательными»! (Ответы детей)

Но сначала давайте настроимся на работу, сделаем кинезиологическую гимнастику.

«Лезгинка»

Цель: активизация межполушарного взаимодействия

Инструкция: левую руку сжать в кулак, правую руку выпрямить, и держа её горизонтально, кончиками пальцев прислонить к мизинцу левой руки, сжатому в кулак; на счет менять руки (левую выпрямлять, правую сжимать в кулак).

1). «Закрой цифры»

Цель: развитие произвольного внимания (объем, распределение, устойчивость), восприятия, межполушарное взаимодействие.

2). «Лабиринт»

Цель: развитие произвольного внимания (объем, распределение, переключение, устойчивость), мышления.

(Приложение 1)

Повествование ведущего

Проведение кинезиологической гимнастики

Объяснение инструкции выполнения упражнений

Наблюдение за детьми.

Наводящие вопросы

12

3

Обсуждение

Цель: рефлексия, закрепление материала.

- Ребята, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались. Мы начали занятие с того, что говорили о наших настроениях. Как вы думаете, зачем нам понимать своё настроение или настроение других людей? (Ответы детей, дискуссия)

- Поделитесь, какое упражнение было выполнять сегодня тяжелее и почему?

- Что понравилось больше всего?

Наводящие вопросы

Наблюдение за детьми

5

4

Завершение занятия

Ритуал прощания.

Упражнение «Доброе животное»

Цель: снижение тревожности, расслабление, сплочение группы

Инструкция: участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит: «Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! Но для начала прислушаемся к своему дыханию». Все прислушиваются к своему дыханию, к дыханию соседей. «А теперь подышим вместе!» Вдох – все делают шаг вперед, выдох – шаг назад (повторяется несколько раз). « Так же как дышит наше животное, бьётся его большое и доброе сердце». Стук – шаг вперед, стук – шаг назад.

Наблюдение за детьми

3

Итого

30

  1. Показатели эффективности.

Показатели эффективности освоения дошкольниками 6-7 лет материала, представленного в методической разработке, представлены как ожидаемый результат освоения детьми содержания от каждого этапа занятия.

Структура занятия и результаты освоения содержания:

1). Введение: погружение.

Содержание: приветственный ритуал, психогимнастика.

Результат: сформированность положительного эмоционального фона, ощущения безопасности, активизация психических процессов (включенность в занятие, активность, заинтересованность).

2). «Знакомство с легендой»

Содержание: дети с педагогом вспоминают, что было на предыдущих занятих, рассказ педагогом легенды по теме занятия, постановка проблемы, наводящие вопросы педагога.

Результат: понимание содержания и проблемы, поставленной в легенде, готовность к её разрешению.

«Практическое упражнение», «Психологическая игра»

Содержание: выполнение упражнений по развитию познавательных процессов; игры.

Результат: осознание ребёнком мотивации к действию, организованность, сосредоточенность на выполнении упражнения в течение всего времени работы.

3). Завершение (обсуждение занятия)

Содержание: установление обратной связи с детьми, совместная выработка идей для применения полученных навыков в жизни.

Результат: понимание полученного опыта и знаний.

В конце каждого занятия проводится поощрение ребёнка наклейкой по теме занятия.

4). «Релаксация» (ритуал прощания)

Содержание: дыхательные упражнения, направленные на расслабление мышц, снятия психо-эмоционального напряжения.

Результат: навыки саморегуляции.


Приложение 1

«Закрой числа»


«Лабиринт»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект психолого-педагогического занятия с детьми старшей группы «Путешествие в космос»

Конспект психолого-педагогического занятия с детьми старшей группы «Путешествие в космос»...

План-конспект психолого-педагогического занятия с детьми подготовительной к школе группы по теме «Внимание»

Коррекционно-развивающее занятие педагога – психолога из серии занятий по психологической подготовке детей к школе. Цель занятия - мотивация к использованию приемов развития вниманияСтатья опубликован...

Конспект психолого- педагогического занятия "Еж и листья"

Занятие преднаначено для детей средей группы...

Психолого- педагогические аспекты работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

Что такое гиперактивность, что такое СДВГ? У кого чаще наблюдается гиперактивное поведение: мальчиков или девочек? Причины. Приемы работы....

Конспект психолого-педагогического занятия для дошкольников старшей группы «Этикет. Внешний вид»

Цели:Познакомить дошкольников с правилами личной гигиены.Сформировать представление о внешнем виде культурного человека.Продолжать формировать навыки вербального общения.Развивать логическое мыш...

Конспект психолого-педагогического занятия по коррекции эмоционального развития у дошкольников подготовительной группы " Моё плохое настроение"

В занятии педагог-психолог предлагает игры и упражнения  на эмоциональное развитие дошкольников,которые могут ипользовать как воспиатели в своей работе, так и родители....