Конспект психолого-педагогического занятия с дошкольниками 6-7 лет "Развитие внимания"
методическая разработка по психологии (подготовительная группа)
Успешные практики формирования психологической безопасности образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении. Психолого-педагогическая подготовка к школе дошкольников 6-7 лет на базе школы: развитие внимания».
Применяемые в методической разработке задания на развитие внимания ориентированы на развитие произвольного внимания дошкольников 6-7 лет. Это целесообразно, так как к данному возрасту происходит скачок в структурно-функциональном созревании лобных областей, которое создает основу регуляции активационных процессов для включения механизмов произвольного внимания (Ляксо Е.Е. «Возрастная физиология и психофизиология», 2019). Развитие произвольного внимания осуществляется при участии взрослого, направляющего и организующего внимание ребенка. Предпочтительным для развития ребёнка являются игровые методы и ситуации, которые представлены в данном конспекте.
В данный конспект включены следующие игры на развитие внимания: «Закрой числа», где в квадрате располагаются в случайном порядке числа, которые нужно закрыть в порядке возрастания числового ряда, затем, в порядке убывания, найти случайные числа, называемые педагогом. Данные упражнения развивают такие свойства внимания, как устойчивость, объём, распределение, избирательность; «Лабиринт», где нужно, найти путь от одного объекта к другому, не отрывая внимания от «дорожки» и игнорируя препятствия, что способствует развитию избирательности, концентрации, распределению и устойчивости внимания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 193.4 КБ |
Предварительный просмотр:
- Конспект занятия.
№№ | План занятия | Программное содержание | Использованные приемы | мин |
Развитие внимания. | ||||
1 | Приветствие в кругу. Повторение правил. Диагностика эмоционального состояния | Цель: организация безопасного пространства, настрой на занятие, развитие эмоционального интеллекта, диагностика эмоционального состояния детей. Дети и ведущий сидят в кругу. Приветствуют друг друга. Ведущий предлагает повторить правила. - Сегодня наше занятие начинает Говорушка с интересным четверостишием: «Бывают чувства у зверей, У рыб, цветов и у людей Влияет без сомнения На нас всех настроение!» - Ребята, а какое бывает настроение? (Дети перечисляют эмоции-настроения, с которыми знакомились на прошлых занятиях). - Да, я с вами соглашусь. Настроения бывают у всех разные. А еще бывает, что у нас за день настроение меняется и бывает разным. Бывало с вами такое? - Я хочу вам предложить по традиции найти свой смайлик-настроение и приклеить его на наши «эмоциональные листочки» (дети выбирают смайлики и приклеивают их). - Ребята, спасибо, что поделились настроением. А теперь давайте настроимся на предстоящее занятие игрой-разминкой. Сегодня её с нами будет проводить Наблюдайка. Послушаем, с чем она сегодня к нам пришла? Игра: «Зеваки» (Чистякова М.И. «Психогимнастика») Цель: развитие произвольного внимания (переключение внимания) Ход игры: Играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движение. Направление движения, таким образом, меняется после каждого сигнала ведущего. | Повествование психолога Активное слушание Психогимнастика | 10 |
2 | Продолжение легенды Кинезиологическая гимнастика Упражнения | Дети садятся за парты. Кратко дети с педагогом вспоминают легенду о стране УМникУМ и о том, что с героями происходит сегодня. Цель: постановка проблемной ситуации (мотивация). Легенда: - Наши герои продолжают развивать свои «супер-силы» для успешного обучения в школе. Ребята, давайте вспомним какие уже у нас есть? (Дети перечисляют, какие «супер-силы» им удалось развивать с героями легенды). - Герои с успехом проходят задания, тренирующие умение запоминать, быть внимательными, быстро соображать и умение понятно и красиво говорить, что несомненно делают школьную жизнь ещё более интересной, лёгкой и увлекательной. В то же время наши Герои уже познакомились друг с другом, узнают общие интересы, любимые игры, мультики, игрушки, занятия. Вместе у них много получается делать веселее и проще. В том числе и развивать свои суперспособности! Сегодня ещё одно задание от повелителя страны УмникУМ получила Наблюдайка. Ей нужно расколдовать магический квадрат с цифрами и помочь белочке найти свои припасы, которые она спрятала в Лабиринтовом лесу. Ребята, поможем Наблюдайке? Заодно она с нами поделится своей супер-силой: «быть внимательными и наблюдательными»! (Ответы детей) Но сначала давайте настроимся на работу, сделаем кинезиологическую гимнастику. «Лезгинка» Цель: активизация межполушарного взаимодействия Инструкция: левую руку сжать в кулак, правую руку выпрямить, и держа её горизонтально, кончиками пальцев прислонить к мизинцу левой руки, сжатому в кулак; на счет менять руки (левую выпрямлять, правую сжимать в кулак). 1). «Закрой цифры» Цель: развитие произвольного внимания (объем, распределение, устойчивость), восприятия, межполушарное взаимодействие. 2). «Лабиринт» Цель: развитие произвольного внимания (объем, распределение, переключение, устойчивость), мышления. (Приложение 1) | Повествование ведущего Проведение кинезиологической гимнастики Объяснение инструкции выполнения упражнений Наблюдение за детьми. Наводящие вопросы | 12 |
3 | Обсуждение | Цель: рефлексия, закрепление материала. - Ребята, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались. Мы начали занятие с того, что говорили о наших настроениях. Как вы думаете, зачем нам понимать своё настроение или настроение других людей? (Ответы детей, дискуссия) - Поделитесь, какое упражнение было выполнять сегодня тяжелее и почему? - Что понравилось больше всего? | Наводящие вопросы Наблюдение за детьми | 5 |
4 | Завершение занятия | Ритуал прощания. Упражнение «Доброе животное» Цель: снижение тревожности, расслабление, сплочение группы Инструкция: участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит: «Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! Но для начала прислушаемся к своему дыханию». Все прислушиваются к своему дыханию, к дыханию соседей. «А теперь подышим вместе!» Вдох – все делают шаг вперед, выдох – шаг назад (повторяется несколько раз). « Так же как дышит наше животное, бьётся его большое и доброе сердце». Стук – шаг вперед, стук – шаг назад. | Наблюдение за детьми | 3 |
Итого | 30 |
- Показатели эффективности.
Показатели эффективности освоения дошкольниками 6-7 лет материала, представленного в методической разработке, представлены как ожидаемый результат освоения детьми содержания от каждого этапа занятия.
Структура занятия и результаты освоения содержания:
1). Введение: погружение.
Содержание: приветственный ритуал, психогимнастика.
Результат: сформированность положительного эмоционального фона, ощущения безопасности, активизация психических процессов (включенность в занятие, активность, заинтересованность).
2). «Знакомство с легендой»
Содержание: дети с педагогом вспоминают, что было на предыдущих занятих, рассказ педагогом легенды по теме занятия, постановка проблемы, наводящие вопросы педагога.
Результат: понимание содержания и проблемы, поставленной в легенде, готовность к её разрешению.
«Практическое упражнение», «Психологическая игра»
Содержание: выполнение упражнений по развитию познавательных процессов; игры.
Результат: осознание ребёнком мотивации к действию, организованность, сосредоточенность на выполнении упражнения в течение всего времени работы.
3). Завершение (обсуждение занятия)
Содержание: установление обратной связи с детьми, совместная выработка идей для применения полученных навыков в жизни.
Результат: понимание полученного опыта и знаний.
В конце каждого занятия проводится поощрение ребёнка наклейкой по теме занятия.
4). «Релаксация» (ритуал прощания)
Содержание: дыхательные упражнения, направленные на расслабление мышц, снятия психо-эмоционального напряжения.
Результат: навыки саморегуляции.
Приложение 1
«Закрой числа»
«Лабиринт»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект психолого-педагогического занятия с детьми старшей группы «Путешествие в космос»
Конспект психолого-педагогического занятия с детьми старшей группы «Путешествие в космос»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/26/picture-657797-1440596281.jpg)
План-конспект психолого-педагогического занятия с детьми подготовительной к школе группы по теме «Внимание»
Коррекционно-развивающее занятие педагога – психолога из серии занятий по психологической подготовке детей к школе. Цель занятия - мотивация к использованию приемов развития вниманияСтатья опубликован...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/05/picture-703151-1446738793.jpg)
Конспект психолого- педагогического занятия "Еж и листья"
Занятие преднаначено для детей средей группы...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/25/picture-898758-1488048277.jpg)
Конспект психолого-педагогического занятия с детьми подготовительной группы по программе «Приключения будущих первоклассников» Тема занятия: «Создание лесной школы»
Цель.., задачи..., методы и приемы..., ход занятия......
Психолого- педагогические аспекты работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
Что такое гиперактивность, что такое СДВГ? У кого чаще наблюдается гиперактивное поведение: мальчиков или девочек? Причины. Приемы работы....
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/10/picture-1247116-1605028735.jpg)
Конспект психолого-педагогического занятия для дошкольников старшей группы «Этикет. Внешний вид»
Цели:Познакомить дошкольников с правилами личной гигиены.Сформировать представление о внешнем виде культурного человека.Продолжать формировать навыки вербального общения.Развивать логическое мыш...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/02/picture-1391639-1648872898.jpg)
Конспект психолого-педагогического занятия по коррекции эмоционального развития у дошкольников подготовительной группы " Моё плохое настроение"
В занятии педагог-психолог предлагает игры и упражнения на эмоциональное развитие дошкольников,которые могут ипользовать как воспиатели в своей работе, так и родители....