Возрастная периодизация по Э.Эриксону. Позитивные и деструктивные новообразования на каждом возрастном этапе.
материал по психологии

Людмила Сергеевна Беляева
 

Согласно теории выдающегося психолога Эрика Эриксона, корни психологических проблем лежат не в событиях, которые случились ранее в нашей жизни, а в игнорировании или невозможности разрешения возрастной задачи актуального жизненного периода.

Играли когда-нибудь в компьютерные игры? Проходишь уровни, повышаешь скилл и получаешь бонусы. В жизни так же: каждый возрастной этап — это новый уровень. Успешное прохождение повышает скилл, и мы получаем бонус — «сильное качество личности», неуспешное — понижает скилл и дает «слабое качество личности».

Уровни описывают основную задачу развития, которой нужно заниматься вместо фиксации на проблеме. Так, причина невротических расстройств для 20-летнего человека лежит в сфере личных отношений, для 30-летнего — в сфере профессиональной реализации.

Неважно какая именно проблема вас тревожит, депрессия или расстройство пищевого поведения, посмотрите на каком уровне находитесь и какую задачу ставит перед вами возраст? Заодно проверьте сколько уровней уже прошли успешно!

Возрастная периодизация Эриксона как хитро справиться с проблемой

1. Младенчество: доверие – недоверие (рождение – 1 год)

Степень развития у ребенка чувства доверия к другим людям и миру зависит от качества материнской заботы. Если мать чутко заботится об индивидуальных потребностях ребенка и дарит ощущение, что она сама тот человек, которому можно доверять, то ребенок воспринимает мир безопасным и стабильным местом, а людей заботливыми и надежными.

Чувство доверия не зависит от количества пищи или проявлений родительской нежности, оно связано со способностью матери передать ребенку чувство узнаваемости, постоянства и тождества переживаний — эмпатии.

Младенцы должны научиться доверять не только внешнему миру, но и внутреннему: чувствовать побуждения внутренних органов и спокойно переносить временное отсутствие матери.

Если мать транслирует ребенку ненадежность, несостоятельность и отвержение, то ребенок воспринимает мир и людей недружелюбными, подозрительными, появляются недоверие и опасение за свое благополучие. Чувство недоверия может усилиться, когда ребенок перестает быть для матери главным центром внимания: возвращение к работе, рождение следующего ребенка.

Основной вопрос: «Могу ли я доверять миру?» Положительное качество — бонус «игры» — надежда.

2. Раннее детство: автономия – стыд и сомнение (1 – 3 года)

До наступления этой стадии дети полностью зависят от родителей. Затем развивается нервно-мышечная система, речь и социальная избирательность — дети начинают исследовать окружение и взаимодействовать с ним более независимо.

Они гордятся приобретенными навыками и хотят все делать самостоятельно: умываться, одеваться, есть, открывать ящики, разворачивать конфеты.

Благоприятное разрешение кризиса зависит от готовности родителей постепенно предоставлять детям свободу самостоятельно осуществлять контроль над своими действиями.

Если родители нетерпеливо и настойчиво делают за ребенка то, что он может сделать сам или, наоборот, ожидают действий, которые ребенок еще не в состоянии выполнить, появляются стыд, неуверенность и сомнение в своих способностях.

Социальное дополнение автономии — система правопорядка. Родители всегда должны быть справедливыми и с уважением относиться к правам и привилегиям других, чтобы в зрелом возрасте дети были готовы принять ограниченную автономию.

Основной вопрос: «Могу ли я управлять собственным поведением?» Положительное качество — бонус «игры» — воля.

image

3. Возраст игры: инициативность – чувство вины (3 – 7 лет)

В это время социальный мир ребенка требует от него активности, решения новых задач и приобретения новых навыков, похвала является наградой за успехи.

У детей появляется дополнительная ответственность за себя и за то, что составляет их мир: игрушки, домашние животные, братья и сестры. Они начинают интересоваться трудом других, пробовать новое и допускать, что на других людях тоже лежит определенная ответственность.

Успехи в освоении речи и развитие моторики дают возможность контактировать со сверстниками и более старшими детьми за пределами дома, что позволяет участвовать в разнообразных играх. Это возраст, когда дети начинают чувствовать, что с ними считаются, а их жизнь имеет цель.

Будет ли у ребенка чувство инициативы превосходить чувство вины зависит от отношения родителей к проявлению его волеизъявления. Дети, чьи самостоятельные действия поощряются, чувствуют поддержку инициативы.

Дальнейшему проявлению инициативы способствует признание родителями права ребенка на любознательность и творчество, когда они не высмеивают и не тормозят его фантазию.

Если родители не позволяют ребенку действовать самостоятельно, у него появляется чувство вины. Дети так же испытывают вину, если родители наказывают их в ответ на потребность любить и получать любовь от родителей противоположного пола.

Когда ребенок скован чувством вины, от чувствует покинутость и собственную никчемность. Такие дети боятся постоять за себя, они ведомые в группе сверстников и чрезмерно зависят от взрослых. Им не хватает целеустремленности и решимости, чтобы ставить перед собой реальные цели и добиваться их.

Социальное дополнение инициативности — экономическая система общества. Потенциальные способности ребенка трудиться продуктивно в будущем и его самодостаточность зависят от способности разрешить кризис данного этапа.

Основной вопрос: «Могу ли я стать независимым от родителей и исследовать границы своих возможностей?» Положительное качество — бонус «игры» — цель.

4. Школьный возраст: трудолюбие – неполноценность (7 – 12 лет)

Этот период характеризуется возрастающими способностями ребенка к логическому мышлению и самодисциплине, а также способностью взаимодействовать со сверстниками в соответствии с предписанными правилами.

Любовь ребенка к родителю противоположного пола и соперничество с родителем своего пола уже сублимировались и выражаются во внутреннем стремлении к приобретению новых навыков и успеху.

У детей развивается чувство трудолюбия, когда они начинают обучаться в школе. Появляется интерес узнать что и как устроено, который подкрепляется и удовлетворяется окружающими людьми и учителями.

Если дети сомневаются в своих способностях или статусе в среде сверстников, это может отбить охоту учиться и сформировать чувство неполноценности. Кроме того, негативное влияние оказывает первостепенное значение пола, расы, религии или социально-экономического статуса вместо уровня знаний ребенка и его мотивации учиться.

Чувство компетентности и трудолюбие сильно зависят от школьной успеваемости. Однако, если дети воспринимают школьные достижения или работу как единственный критерий по которому можно судить об их достоинствах, они могут стать простой рабочей силой в установленной обществом иерархии.

Следовательно, истинное трудолюбие означает не просто стремление быть хорошим работником. Оно базируется на уверенности в том, что в поисках важных индивидуальных и общественных целей человек может оказывать положительное влияние на общество — нести пользу другим людям.

Основной вопрос: «Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру?» Положительное качество — бонус «игры» — уверенность.

5. Юность: эго-идентичность – ролевое смешение (12 – 18 лет)

Основная задача периода — собрать воедино все имеющиеся к этому времени роли (сын/дочь, школьник, студент, спортсмен, музыкант) и интегрировать их в личную идентичность.

Неспособность юных людей достичь личной идентичности приводит к ролевому смешению — неспособности выбрать карьеру или продолжить образование. Появляется пронзительное чувство бесполезности, душевного разлада и бесцельности.

Подростки ощущают неприспособленность, деперсонализацию, отчужденность и бросаются в сторону «негативной» идентичности — противоположной той, что настойчиво предлагают родители или сверстники.

Молодые люди пытаются укрепить свои социальные роли. Иногда это выливается в болезненную озабоченность тем, как они выглядят в глазах других по сравнению с тем, что сами думают о себе.

Чувство эго-идентичности — это сформированный «Образ Я», который считывают и принимают другие. Если внутреннее ощущение себя согласуется с тем, что считывают значимые другие, подросток чувствует себя уверено и комфортно.

В социальном и эмоциональном отношении созревание подростков предполагает формирование новой оценки мира и отношения к нему. Они могут придумывать идеальные семьи, религии, философские системы, общественные устройства, а потом сравнивать и сопоставлять задуманное с несовершенством реального мира.

Во многих обществах подросткам разрешены отсрочки в принятии взрослых ролей — психосоциальный мораторий. Он реализован в форме системы высшего образования, что дает возможность молодым людям попробовать различные социальные и профессиональные роли до того, как они решат, что им нужно на самом деле.

Есть и другие примеры: многие молодые люди обращаются к различным религиозным системам или пробуют альтернативные формы брака и семьи до того, как найдут свое место в обществе.

Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса периода юности, — верность — способность подростка быть верным своим привязанностям и обещаниям, несмотря на неизбежные противоречия в его системе ценностей.

Основной вопрос: «Кто я? Каковы мои убеждения, взгляды и позиции?» Положительное качество — бонус «игры» — верность.

image

6. Ранняя зрелость: интимность – изоляция (18 – 25 лет)

Формальное начало взрослой жизни: период ухаживания, раннего брака и начала семейной жизни. В течение этого времени молодые люди ориентируются на получение профессии и «устройство».

Появляется настоящая готовность к интимным отношениям с другим человеком в социальном и сексуальном плане. До этого времени большинство проявлений сексуальности были мотивированы поиском эго-идентичности.

Интимность — это способность слить воедино свою идентичность с идентичностью другого человека без опасения потери себя. Для того, чтобы находиться в истинно интимных отношениях с другим человеком нужна стабильная идентичность, которая достигается на предыдущей стадии.

Напротив, подростковая «любовь» может оказаться попыткой проверить собственную идентичность, используя другого человека. Многие люди вступают в брак, чтобы обрести идентичность в другом человеке, но эта стратегия не ведет к здоровым долгосрочным отношениям.

Способность к интимности — это способность любить и заниматься общественно полезной работой. Излишняя поглощенность собой, неспособность устанавливать спокойные и доверительные личные отношения ведет к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции.

Погруженные в себя люди могут вступать в совершенно формальное личностное взаимодействие (работодатель – работник) и устанавливать поверхностные контакты (клубы здоровья, чаты по интересам).

Такие люди ограждают себя от любого проявления настоящей вовлеченности в отношения, потому что повышенные требования и риск, связанные с интимностью, представляют для них угрозу. Им также свойственно занимать позицию отчужденности и незаинтересованности в отношениях с сослуживцами.

Положительное качество периода — любовь — способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют уступок или самоотречения. Такой тип любви проявляется в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека.

Социальное дополнение любви — этика. Нравственное чувство возникает, когда человек осознает ценность продолжительной дружбы и социальных обязательств и дорожит этими отношениями, даже если они требуют личной жертвы.

Основной вопрос: «Могу ли я полностью отдать себя другому человеку?» Положительное качество — бонус «игры» — любовь.

7. Средняя зрелость: продуктивность – инертность (25 – 65 лет)

Основная тема психосоциального развития данного периода — забота о будущем благополучии человечества.

Продуктивность — это забота старшего поколения о младшем, помощь в обустройстве жизни и выборе верного направления развития. Хороший пример — чувство самореализации у человека, связанное с достижениями его потомков.

Если способность к продуктивной деятельности преобладает над инертностью, то появляется бонус «игры» — забота. Она происходит из чувства, что кто-то или что-то имеет значение. Забота — это противоположность безразличию и апатии.

Забота — это расширение взятых на себя обязательств заботиться о людях, результатах, идеях, к которым человек проявляет интерес.

Взрослые, которым не удается стать продуктивными, переходят в состояние поглощенности собой и лишь потворствуют своим желаниям, удовлетворяя личные потребности.

С утратой продуктивности прекращается функционирование личности как деятельного члена общества — жизнь превращается в удовлетворение собственных нужд, обедняются межличностные отношения. «Кризис старшего возраста» выражается в чувстве безнадежности и бессмысленности жизни.

Основной вопрос: «Что я могу предложить будущим поколениям?» Положительное качество — бонус «игры» — забота.

image

8. Поздняя зрелость: эго-интеграция – отчаяние (от 65 лет)

Время, когда люди оглядываются назад и пересматривают свои жизненные решения, вспоминают о достижениях и неудачах.

Этот период знаменует начало старости, когда человека одолевают многочисленные нужды: приходиться приспосабливаться к тому, что убывает физическая сила и ухудшается здоровье, к уединенному образу жизни и более скромному материальному положению, к смерти супруга и близких друзей, а также к установлению отношений с людьми своего возраста.

В это время фокус внимания человека сдвигается от забот о будущем к прошлому опыту и происходит суммирование, интеграция и оценка всех прошлых стадий развития эго.

Только у того, кто каким-то образом заботился о делах и людях, кто переживал триумфы и поражения в жизни, кто был вдохновителем для других и выдвигал идеи — только у того могут постепенно созревать плоды семи предшествовавших стадий. Я не знаю лучшего определения для этого, чем эго-интеграция.

Эрик Эриксон

Чувство интеграции эго проистекает из способности человека оглядеть всю свою прошлую жизнь: брак, детей и внуков, карьеру, достижения, социальные отношения и смиренно, но твердо сказать себе: «Я доволен».

Неотвратимость смерти больше не страшит, поскольку такие люди видят продолжение себя или в потомках, или в творческих достижениях. Только в старости приходит настоящая зрелость и полезное чувство «мудрости прожитых лет».

На противоположном полюсе находятся люди, относящиеся к своей жизни как к череде нереализованных возможностей и ошибок. Теперь на закате жизни они осознают, что уже слишком поздно начинать все сначала или искать какие-то новые пути, чтобы ощутить целостность своего «Я».

Недостаток или отсутствие интеграции проявляется в скрытом страхе смерти и ощущении постоянной неудачливости. Пожилые люди сожалеют о том, что жизнь нельзя прожить заново или отрицают собственные недостатки путем проецирования их на внешний мир, часто пытаются приукрасить воспоминания, чтобы обрести иллюзию целостности.

Чувства горечи и сожаления могут привести к старческому слабоумию, депрессии, ипохондрии, сильной озлобленности и паранойяльности. Общераспространенным у таких стариков является страх оказаться в доме для престарелых.

Пожилые люди должны участвовать в воспитании внуков, политике, оздоровительных культурных программах, если они хотят сохранить жизнеспособность в преддверии снижения физических и психических способностей.

Если пожилые люди заинтересованы в сохранении целостности своего «Я», то они должны делать гораздо больше, чем просто размышлять о прошлом.

Основной вопрос: «Доволен ли я прожитой жизнью?» Положительное качество — бонус «игры» — мудрость.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация. Возрастная периодизация.

В работе представлены составляющие процессы социализации, ее средства и механизмы. Работа будет интересна как педагогам так и родителям....

Возрастная периодизация

Воспитатель добьется успехов в воспитании и обу­чении дошкольников, если будет знать этапы возраст­ного развития детей, видеть их внутренний мир, пони­мать их отношения, переживания и чувства....

Возрастная периодизация в тувинской народной педагогике

Изучение специфики воспитания детей в традиционной семье кочевников сообразно возрастным особенностям является одной из актуальных задач современной педагогической и психологической науки....

Проект «Развитие и становление детской игры у детей дошкольного возраста на каждом возрастном этапе посредством сюжетно-ролевой игры «Семья».

Уважаемые коллеги! Хочу представить dашему вниманию проект^ «Развитие и становление детской игры у детей дошкольного возраста на каждом возрастном этапе посредством сюжетно-ролевой игры &la...

Результаты педагогической диагностики освоения образовательной программы на каждом возрастном этапе.

Представлен сравнительный анализ и справки по усвоению образовательной программы воспитанниками (2016-2019год)...

Консультация «Основы безопасности детей дошкольного возраста на каждом возрастном этапе»

Проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных условиях- одна из самых актуальных. События, происходящие в мире, свидетельствуют об увеличении техно-, природо- и социогенных опасностей...