Возрастная периодизация в тувинской народной педагогике
статья на тему
Изучение специфики воспитания детей в традиционной семье кочевников сообразно возрастным особенностям является одной из актуальных задач современной педагогической и психологической науки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dok.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Возрастная периодизация в тувинской народной педагогике
Изучение специфики воспитания детей в традиционной семье кочевников сообразно возрастным особенностям является одной из актуальных задач современной педагогической и психологической науки.
Категория возраста в культуре кочевников выступает как один из основных аспектов народной педагогики, поскольку каждый возрастной период и его составные представляют собой определенные педагогические знания и умения, особенно в части зоны детства. Критерии возрастной классификации определяются, прежде всего, конкретными культурными, историко-педагогическими, социально-экономическими условиями воспитания. Они (критерии) напрямую соотносятся c возрастной физиологией, с созреванием психических функций, которые связаны с философскими воззрениями сферы человеческой жизни и времени, принятыми обществом кочевников. Отсюда и вытекает необходимость определения общей системы, в результате чего выделяются конкретные значения каждой возрастной группы.
Цель нашей работы – описание возрастной периодизации тувинского народа.
В качестве источников для настоящей работы нами изучено психолого-педагогическая литература Волкова Г.Н. – «Этнопедагогика тувинского народа» (2009), Кенин-Лопсана М.Б. – «Традиционная культура тувинцев» (2004), Сундуя Г.Д. – «Мир детства кочевой Азии» (2009), Тэвека А.К. – «Чеди назын» (2003), Цэцэгдара Уламсуренгийна – «Образцы фольклора и речи кобдоских тувинцев» (2003), Салчака К.Б. – «Развитие тувинской народной педагогики» (1984).
Необычность возрастной периодизации народов Центральной Азии заключается в том, что она начинается не с момента рождения, а с момента зачатия. Внутриутробный же отрезок времени имеет собственную структуру и собственную терминологию. Особой, неразгаданной до сих пор тайной народной педагогики является то, что новорожденного кочевника Центральной Азии считают «бир харлыг уруг» - годовалым ребенком.
То, что в период беременности женщина должна себя вести подобающим образом, чтобы родился здоровый ребенок, как правило, ни у кого не вызывает сомнений. Для этого существует много народных предписаний и запретов. А вот когда, в каком положении плода и как осуществляются «воспитательные моменты», влияющие на чувства, сознание и поведение ребенка – эти вопросы остаются пока открытыми и данная работа является, своего рода, первой попыткой их раскрытия.
Впервые попытку составления возрастной периодизации тувинцев и объянить ее своеобразие сделал К.Б. Салчак. Он приводит следующую схему:
Внутриутробный период (хырын иштинин уези) – с момента зачатия до рождения.
Колыбельный период (кавайлыг уе) – от рождения до 1-2 лет, который, в свою очередь делится на два этапа: унгээр уе, когда ребенок начинает ползать и кылаштаар уе – время хождения.
Период младенчества (чаш уе) – от 2-3 до 3-4 лет.
Детство (бичии уе) – от 3-4 до 9-11 лет.
Отрочество (эдээди уе) – от 9-11 до 15-16 лет.
Юность (аныяк уе) – от15-16 до 25-26 лет.
Зрелость (улуг кижи) – от 26 и выше.
Салчак К.Б. подразделяет весь жизненный цикл на 7 фаз, каждая из которых имеет свои специфические задачи, которые успешно реализовались в тувинской семье. Он подробно останавливается на каждой фазе, раскрывая ее особенности, определяет основные системообразующие черты и свойства становления личности. Рассмотрим их отдельно:
первая фаза (внутриутробная). Ее главная задача состоит во внимательном отношении социума к будущей матери, соблюдении определенных требований, направленных на развитие будущего ребенка покоя матери;
вторая фаза (колыбельная) связана с обереганием глаз ребенка от действия ярких лучей, предостережением от неожиданных громких шумов, звуков. Фаза характеризуется развитием функциональных способностей, внутренних и внешних органов ребенка;
третья фаза (младенческая). По мнению К.Б. Салчака, она считается временем самого беспокойного развития ребенка. В этом возрасте у детей складываются и развиваются основы разговорной речи, мыслительной деятельности, активизируются движения. Ребенок данного периода характеризуется выражением «отка-пашка душку дег» (такой озорной, что может упасть и в огонь, и в котел);
четвертая фаза (детская) связана с физическим развитием и нравственным ростом ребенка. Ребенок способен осознавать смысл многих нравственных правил, взглядов, что ему можно внушать мысль о необходимости самостоятельных действий, ознакомить с требованиями общества, людей особенностями жизни;
пятая фаза (отрочество) характеризуется тем, что наряду с усвоением и выполнением моральных требований, у подростков активно формируются трудовые навыки. В это время также происходит передача личного опыта подростка своим младшим братьям и сестрам;
шестая фаза (юношеская) предполагает завершение формирования человеческой личности. В этом возрасте о юноше говорят «эр болган» (стал мужчиной), о девушке «кыс болган» (стала девушкой);
седьмая фаза (зрелая) – период приобретения зрелости, становления членом общества. На данном этапе развития человек отвечает перед обществом за свои поступки и действия.
В работе К.Б. Салчака содержится много ценных наблюдений и фактов, особенно в части нравственного роста детей разных возрастных групп. Несомненная заслуга ученого состоит в том, что он выделил внутриутробный период – особо значимый для кочевых народов Центральной Азии, впервые ввел в научный оборот возрастную терминологию и возрастную периодизацию тувинцев. Как мы видим, по составленной К.Б. Салчаком возрастной периодизации, детство продолжается до 11 лет, когда начинается передача личного опыта своим младшим братьям и сестрам [5, 102].
Возрастная периодизация тувинцев является объектом внимания и этнографа М.Б. Кенин-Лопсана. Он делит человеческую жизнь на 7 возрастов соответственно Чеди-Хаану (Большой Медведице):
Во-первых, младенческий возраст (чаш назын) – от одного до трех лет. Ребенок до трех лет не должен голодать, замерзать, бояться и должен быть около матери.
Во-вторых, подростки (элээди назын) – это дети в возрасте от трех до пятнадцати лет. Девочка в пятилетнем возрасте уже может доить козу. Мальчики в пятилетнем возрасте уже умеют пасти ягнят и козлят. Подросток в четырнадцатилетнем возрасте умеет заколоть барана, снять с него шкуру и отделить кости по суставам. Девочки в десятилетнем возрасте уже умели чистить кишки и внутренности зарезанного барана.
В-третьих, молодежь (аныяк уе) – это молодые люди в возрасте от шестнадцати до двадцати девяти лет. Желательно, чтобы парни и девушки в этом возрасте имели отдельную семью, детей, могли создать достаточно обеспеченную жизнь.
В-четвертых, средний возраст (ортун назын) – это люди в возрасте от тридцати до сорока пяти лет. В этом возрасте люди могут присутствовать на свадьбах, выпить только по две чашки молочной водки, благословить молодоженов и побывать в путешествии.
В-пятых, зрелый возраст (улуг назын) – это люди от сорока шести до шестидесяти одного года. По тувинскому обычаю люди этого возраста имеют большой жизненный опыт и ясный ум.
В-шестых, пожилой возраст (кырган назын)– от шестидесяти одного до восьмидесяти одного года. Это люди, пережившие шестьдесят первый год, когда черт приходит к ним в гости, чтобы увести их за руку. Они выдержали самые трудные жизненные испытания.
В-седьмых, возраст дряхления (чонуур назын), когда человеку уже наступил восемьдесят один год, и ему осталось жить последние дни на свете. Люди, дожившие до возраста одряхления, пользуются большим уважением у родственников и других людей: именно они создали своим трудом все материальные и духовные ценности для нынешнего и будущего поколений народа.
Все, что положено и нельзя делать человеку, распределено в соответствии с семью периодами его возраста. За всеми семью возрастами человека вечно наблюдает созвездие большой Медведицы и охраняет людей. Поэтому тувинцы боготворят это созвездие и с благоговением поклоняются ему.
В песне хемчикских жителей есть большой смысл:
Добры ли, здоровы ли
Дети нашей земли,
Высоко ли, низко ли сияет
Семь звезд – Долаан-бог [4, 4].
Условно данную периодизацию мы назвали небесной, т.к. она связана с мифосознанием тюркско-монгольских народов, где главным лицом выступает образ Неба и находящихся на нем звезд и созвездий.
Возрастная периодизация на примере ховдских тувинцев Западной Монголии
Тувинцы проживающие в Монголии, составляют национальные меньшинства и не имеют своей национально-территориальной государственности.
Ховдские тувинцы – особая группа, проживающая на северо-западе Монголии (примерно 800 км от столицы Тувы). Их численность в сумоне Буянт, в г.Ховд и вблизи его составляет около 2000 человек. Они являются осколками тувиноязычных племен, которые во времена разгрома маньчжурами Джунгарского ханства были отрезаны от восточных урянхайцев и рассеяны в виде мелких разобщенных групп [7, 5]
Возрастная периодизация ховдских тувинцев определяется, прежде всего, конкретно-историческими, социально-педагогическими условиями воспитания и развития, которые соотносятся с различными видами деятельности. На каждом возрастном этапе детского периода обнаруживаются исторически обусловленные реалии, соотношение внешних социальных и внутренних условий, при этом обязательно присутствует культурно-содержательная коннотация развития личности.
Наиболее распространенной является следующая возрастная периодизация:
- Бичиии назын (детский возраст).
1.1. Ие иштинге доктаар уе (время остановки в утробе матери).
1.2. Ылбырын анай уези (время слабенькогокозленка) – от рождения до пяти месяцев.
1.3. Эмиг уези (грудное время):
- кавайлыг уе (колыбельное время, 2-3 месяца);
- бажын тудар уе (время поддерживания головы, до 2 месяцев);
- далбаннаар уе (время взмахивания, 6-7 месяцев);
- олурар уе (сидячее время, до 8 месяцев);
- хей тудар уе (время имитации стоячей позы);
- чуктенир азы сагыш танмалаар уе (время ношения на спине взрослого или время печатания мысли, 1-2 года);
1.4. Чаш амытан назыны (возраст детского существа):
- халбактаныр уе (время цепления);
- унгээлээр уе (время ползания);
- оюн эгезинин уези (начало игровой повадки);
- чингин кылаштаар уе (время хождения, 11-12 месяцы);
2. Чедишкен назын (зрелый возраст 12-13 лет).
2.1. «Эр болуп эзер дергизинден туттунар уе», «кыс болуп дуза халдадыр уе» (время становления юноши, держась за тороку седла, время становления девушки, оказывая посильную помощь, 13-14 лет).
2.2. Шыдал уези (время физического возмужания, 14-20 лет).
3. Кижи назыны (человеческий возраст, 20 лет).
3.1. Арга-хорга тывар уе (время приобретения жизненного опыта, 22-23 года).
3.2. Тускайланыр азы бот-бораланыр уе (время создания семьи или время самостоятельности, 22-30).
3.3. Албан ажылынын азы кара ажыл уези (время государственной службы или черной работы, 30-55 лет).
4. Уяраар назын (опечалившийся возраст, от 55 лет).
5. Чонукке кирер назын (возраст дряхления, от 70 лет).
Как мы видим, в данной периодизации присутствуют не только нормы культуры этнической группы, проживающей вне материнского этноса, но и явные ценностно-нормативные, социально-политические компоненты.
Нами замечено, что у тувинцев не существует какой-либо единой возрастной периодизации. Тому подтверждение – периодизация, сравнивающая возраст человека с состоянием надкопытного сустава домашнего скота «кажык» (здесь: бабка). Она выражается в следующем:
- Кегжир-кажык (бабка – хрящ), младенчество, от рождения до 3 лет.
- Кок-кажык (синяя бабка), взросление, от 3 до 15 лет.
- Ак кажык (белая бабка), расцвет сил, от 16 до 40 лет.
- Сарыг кажык (желтая бабка), зрелость, от 40 до 61 года.
- Хемиртки кажык (бабка огрызок), старение, от 61 года.
Данная периодизация, составленная Е.С. Айыжы, безусловно, символизирует возраст человека как некую био-социо-систему, подвергающуюся развитию и старению [3,67].
Возрастная периодизация тувинцев, основанная на 12 (60)-летнем календарном цикле кочевников
Циклический возраст человека исчисляется соответственно параметрам 60-летнего календарного цикла, рассматривающего общие закономерности развития человека в целом и подразумевающего различные сферы человеческой жизни. Периодический же возраст делит жизненный цикл человека на периоды и подпериоды на основании процесса развития самого человека. Существующая периодизация возраста внутри 60-летнего календарного цикла есть не что иное, как попытка структурирования человеческого возраста связанного с его жизнедеятельностью.
По схеме 12 (60)-летнего календарного цикла жизнь человека делится на следующие возрастные периоды:
- Бичии назын (детство, до 12 лет).
1.1. Эге торээн чурт уези (время первой родины) – от момента зачатия до рождения. Новорожденный считается, как правило, годовалым.
1.2. Ылым чаш уе (микропериод) – от рождения до 10-12 дней.
- Эмиг уези (грудное время) – от рождения до 1-2 лет. Данный отрезок делится на следующие подпериоды:
- кавайлыг болгаш холга тудар уе (колыбельный и ручной период);
- унгээр уе (период ползания);
- туттунуп кылаштаар уе (период хождения с опорой);
- чуктенир болгаш сагыш танмалаар уе (период ношения на спине взрослого и печатания мыслей);
- шуут кылаштаар уе (период полного хождения).
1.4. Чаш уе (младенчество) – от 1-2 до 3-4 лет;
1.5. Безерек уе (полузрелость) – от 3-4 до 9-10 лет;
1.6. Элээди уе (подростковый период) – 11 лет.
2. Чедишкен назын (зрелость) 12 (13) лет – первый возрастной круговорот. Он именуется также «чалыы назын» (юность) – от 12 (13) до 16-17 лет.
3. Аныяк назын (молодость) – от 16-17 до 24 лет – второй круговорот возраста.
4. Ортун назын (средний возраст) – от 24 до 36 лет – третий круговорот возраста.
5. Улгаткан назын (старший возраст) – от 36 до 48 лет – четвертый круговорот возраста.
6. Орай назын (поздний возраст) – от 48 до 60 лет – пятый круговорот возраста.
7. Кыраан назын (пожилой возраст) – от 60 до 72 лет.
8. Чонээн назын (старость) – от 71 и выше.
Таким образом, данная периодизация, составленная на материалах циклического календаря, дает возможность выделить возрастные круговороты, делящие индивида на 5 основных стадий календарного цикла [6, 8].
Переход из одной возрастной стадии в другую через каждые 12 лет кочевниками рассматривается как закономерный процесс, присущий всей живой природе. Это процесс должен быть известен каждому в связи с чем тувинцам было свойственно проведение возрастных обрядов называемое «назын дою» (возрастной праздник).
Литература:
- Волков Г.Н. Этнопедагогика тувинского народа [Текст] / Г.Н. Волков, К.Б. Салчак, А.С. Шаалы. – Кызыл: Изд. – полиграф. отдел «Билиг», 2009. – 212с.
- Г.Д. Сундуй. Мир детства кочевой Азии: опыт духовно-нравственного воспитания. – Кызыл: Институт развития национальной школы, 2009. – 168с.
- Е.В. Айыжы. Тувинцы кобдосского аймака Монголии: этничность и культура / научный редактор Марков Г.Е. – Кызыл: типография КЦО «Аныяк», 2007. – 84с.
- Кенин-Лопсан М.Б. Традиционная культура тувинцев, 2004.
- Салчак К.Б., Салчак Л.П. Развитие тувинской народной педагогики. – Кызыл: Тув. кн. изд-во, 1984.
- Тэвек А.К. Чеди назын. – Кызыл: Республика типографиязы, 2003. - 60 ар.
- Цэцэгдарь Уламсуренгийн. Образцы фольклора и речи кобдоских тувинцев. – Кызыл: Тув. кн. изд-во, 2003 – 191с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социализация. Возрастная периодизация.
В работе представлены составляющие процессы социализации, ее средства и механизмы. Работа будет интересна как педагогам так и родителям....
Возрастная периодизация
Воспитатель добьется успехов в воспитании и обучении дошкольников, если будет знать этапы возрастного развития детей, видеть их внутренний мир, понимать их отношения, переживания и чувства....
Проектная деятельность по народной педагогике на тему "Тувинское национальное блюдо - далган, любимое блюдо нашей семьи"
quot;Сделаем мир вкуснее"...
Возрастная периодизация Д.Б.Эльконина. В помощь родителям.
Возрастная психология детей. Она подразделяется по конкретным возрастам и изучает саму динамику процессов психики в определенный период развития.Как важно всем, кто взаимодействует с дошкольниками быт...
Возрастная периодизация психического развития(по Д.Б.Эльконину)
Возрастная периодизация психического развития...
Основы психологии. Возрастная периодизация.
Возрастная периодизация: этапы развития, социальная ситуация развития, ведущий тип деятельности, основы новообразования. ...
Возрастная периодизация по Э.Эриксону. Позитивные и деструктивные новообразования на каждом возрастном этапе.
Согласно теории выдающегося психолога Эрика Эриксона, корни психологических проблем лежат не в событиях, которые случились ранее в нашей жизни, а в игнорировании или невозможности разрешения воз...