Образовательная кинезиология: основные принципы и достоинства.
статья по психологии

В статье рассматривается понятие образовательной кинезиологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kineziologiya_statya.docx34.34 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная кинезиология: основные принципы и достоинства.

Кинезиология (от древнегреческого κίνησις «движение» + λόγος «знание») — наука о движении человека, научная и практическая дисциплина, изучающая мышечное движение во всех его проявлениях.

Кинезиология — телесноориентированное направление в психологии. Это наука и практика о движении человеческого тела, о восприятии своих ощущений, о связи движения с формированием и работой головного мозга, развитием познавательных функций, связи движения с нашим эмоциональным состоянием, отношением к происходящим событиям.

Задача кинезиологии — возвратить человеку его природные естественные ресурсы путем снятия стрессовых зажимов в теле и создания баланса между мышлением (интеллект), эмоциями (чувства) и телом (ощущения), что обеспечивает возможность позитивного и радостного обучения, спонтанности и творчества, даёт возможность человеку эффективнее усваивать информацию, успешно овладевать даже самыми сложными интеллектуальными действиями.

Единство работы мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон. Как показывают современные исследования, межполушарное взаимодействие можно развивать при помощи комплекса специальных двигательных («кинезиологических») упражнений, которые направлены на развитие общей двигательной координации, формирование крупных содружественных движений двумя руками и ногами, развитие координации рук и ног и т.п. То есть, кинезиология направлена на развитие умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта. Работы В.М.Бехтерева, А.Н.Леонтьева, А.Г.Лурия, Н.С.Лейтеса доказали взаимосвязь манипуляций рук и вообще движений с высшей нервной деятельностью и развитием речи. Кинезиологические упражнения синхронизируют работу полушарий, повышают стрессоустойчивость, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, развивают мелкую и крупную моторику, облегчают процесс чтения и письма, способствуют формированию пространственных представлений, снижают утомляемость, улучшают произвольное внимание.

Образовательная кинезиология — наука об усовершенствовании процесса обучения через движение. Под обучением имеется в виду не только процесс усвоения академических знаний, но и процесс обучения любым новым видам деятельности, т.е. процесс познания, делающий человека способным активно учиться на протяжении всей жизни, решать проблемы, задачи, думать, воображать и создавать.

Создатель образовательной кинезиологии - Пол Деннисон — американский психолог, доктор наук в образовании, обнаружил огромные возможности физических движений, которые могут быть использованы для успешного развития и обучения. Он объединил знания нейрофизиологов, нейропсихологов, прикладной кинезиологии, практических психологов, развивающей офтальмологии, какую-то часть движений взял из восточных практик, какую-то — из танцевальных техник (здесь ему помогала его жена Гейл Деннисон, имеющая профессиональное танцевальное образование) и создал систему простых, быстрых и эффективных упражнений. Они очень просты, их можно выполнять где угодно без требований к пространству, они интересны, их можно проводить в форме игры, на их выполнение не требуется много времени, а также они эффективны для любого возраста.

Выдающееся открытие Пола и Гейл Деннисон в области движения и механизмов интеграции мысли и движения состоит в выявлении двух принципиальных типов движений.

Первый тип – это движения, пересекающие некую среднюю линию тела (линия, проходящая вертикально и делящая тело на правую и левую половину). Так, как это происходит при работе глаз, например, при чтении, письме, рисовании; рук - в процессе выполнения какого-либо действия. Эти движения лучше, чем другие, «интегрируют мысль и движение» (П. Деннисон). Они активизируют действие естественных механизмов, и в силу этого в десятки, раз ускоряют передачу информации, открывают путь для непосредственности, непроизвольности психофизических функций, обеспечивая оптимальную работу нервной системы, а также легкость и спонтанность учения. Этот механизм задан в нас от природы.

Второй тип – это односторонние движения тела, задействующие механизм «разъединения мысли и движения» (П. Деннисон). Данный механизм составляет основу произвольных процессов, знаково-символического опосредования деятельности. Он требует напряженной работы ума, усилий и значительной энергии мозга и тела. Он как бы «замораживает» движения и ведет к «статическому» поведению, необходимому для сосредоточения сознания в ситуации нового учения, а также стресса.

Оба типа движений необходимы, ибо обеспечивают два вида механизма, являющегося основой познавательной и иной деятельности нашего мозга. Механизм «разъединения мысли и движения» (как основа второго типа движений) необходим на самом начальном этапе формирования любого учебного навыка. На этапе апробирования и автоматизации навыка он уступает место механизму «интеграции мысли и движения» (первый тип движений). Это особенно актуально, учитывая, что в практике обучения, ориентированного на обездвиженность и линейную абстрактную логику, дети и взрослые «забывают» о природных возможностях формирования навыков и в своем учении «обращаются» преимущественно к механизму «разъединения мысли и движения».

Исследования привели Пола и Гейл Деннисон к созданию целостной программы по использованию различных движений тела. Программа состоит из упражнений, которые были названы Brain Gym («Гимнастика Мозга») и являются частью образовательной кинезиологии. Упражнения направлены на оживление механизма «интеграции мысли и движения». Каждое из упражнений «Гимнастики Мозга» направлено непосредственно на возбуждение определенного участка мозга и механизмов интеграции мысли и движения, благодаря чему новое учение оказывается более естественным, быстрым, спонтанным и одновременно лучше запоминаемым. Знания естественно включаются в живое действие, формируя потребность в личностной самореализации, т.к. уже при формировании начальных знаний подключается механизм «интеграции мысли и движения». Упражнения «Гимнастики Мозга» направлены также на развитие различных систем координации движений и психофизических функций. В качестве примера можно привести координацию «глаза-руки», которая участвует в зрительной работе, в работе мелкой и крупной моторики рук при письме, рисовании, общении.

Упражнения собраны в 4 группы.

Первая группа упражнений включает движения, пересекающие среднюю линию тела. Упражнения способствуют одновременной работе двух глаз, ушей, рук, ног интеграции двух полушарий мозга. Они стимулируют работу как крупной, так и тонкой моторики. Ведущий механизм «единства мысли и движения», лежащий в основе этих упражнений, способствует совершенствованию и интеграции связей между левым и правым полушариями головного мозга, полноценному восприятию материала, как на аналитическом уровне, так и на уровне обобщения.

В результате человек может двигаться и думать одновременно, обрабатывать информацию как от целого к частному, так и от частного к целому, легко пересекать срединную линию тела, что является необходимым требованием для свободного чтения, письма и множества других навыков.

Полезный результат — улучшение координации левой и правой половины тела, ориентации в пространстве, улучшение слуха и зрения, прилив жизненных сил. Улучшаются навыки орфографии, письма, аудиального восприятия, чтения и понимания.

Вторая группа — это упражнения, энергетизирующие тело, т.е. обеспечивающие необходимую скорость и интенсивность протекания нервных процессов между клетками и группами нервных клеток головного мозга. На уровне работы мозга эти упражнения способствуют связи лимбического отдела головного мозга, отвечающего за эмоции, и передних отделов головного мозга, отвечающих за волевую регуляцию поведения. Таким образом, улучшается саморегуляция эмоционального состояния, навыки организованности и целеполагания.

Полезный результат: чтение вслух с выражением с пониманием прочитанного, улучшение внимания, способности к самовыражению, спокойное думанье в процессе работы.

Третья группа — растягивающие упражнения. Эти упражнения снимают напряжение с мышц и сухожилий нашего тела. Когда мышцы растягиваются и принимают нормальное, естественное состояние и длину, они посылают сигнал в мозг о том, что человек находится в расслабленном, спокойном состоянии и, следовательно, о его готовности к познавательной работе. На уровне работы головного мозга эти упражнения способствуют связи стволовых (задних) отделов головного мозга, отвечающих за реакцию «убегания» и «нападения» во время стресса (зон выживания), и передних отделов головного мозга, отвечающих за волевую регуляцию поведения. Таким образом, эти упражнения способствуют снятию стрессового напряжения в теле.

Полезный результат: улучшение внимания, моторной координации для письменной работы, концентрация без напряжения, улучшение дыхания и состояние спокойствия, улучшение способности выражать идеи, увеличение энергии в руках и пальцах.

Четвертая группа — упражнения, повышающие позитивное отношение. Они стабилизируют и ритмируют нервные процессы в организме и помогают взглянуть на тревожащую ситуацию по-новому.

Полезный результат — повышает способность к организованной деятельности, активизирует работу памяти, учебных навыков. Снимает стресс перед контрольными работами, спортивными соревнованиями, публичными выступлениями и помогает при чтении вслух.

Таким образом, с помощью естественных физических движений тела эта программа активизирует природные механизмы мозга.

Федеральные государственные образовательные стандарты в системе образования требуют обновления научно-методических комплектов и методов воспитания и обучения для реализации системно-деятельностного подхода к ребёнку, являющемуся участником образовательного процесса. Главной задачей в работе образовательного учреждения является создание такого учебно-воспитательного пространства, где каждый ребенок получает не только знания и умения, но и может наиболее полно раскрыть свои индивидуальные творческие способности, формируется как физически здоровая, духовно богатая, интеллектуально развитая свободная личность, способная принимать оптимальные решения в условиях быстро меняющегося мира.

Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоций, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка.

Задача педагога заключается в максимальном создании условий для выявления, поддержки, воспитания и развития индивидуальных личностных задатков детей, а также в создании микросреды, способствующей формированию и максимально полной реализации креативных способностей ребёнка.

Образовательная кинезиология призвана сыграть здесь значительную роль. Ведь цель образовательной кинезиологии – повышение работоспособности, улучшение вербальной памяти, концентрации, объёма и переключаемости внимания, создании положительного эмоционального фона, повышение жизненных сил организма ребёнка.

Применение упражнений, заданий в игровой форме делает доступной тренировку «мозга» для детей начиная с дошкольного возраста.

Задачи образовательной кинезиологии:

  • Оптимизация деятельности мозга.
  • Гармоничное развитие двухполушарного мышления.
  • Развитие интеллектуальных и творческих способностей.
  • Развитие способностей к обучению и усвоению информации.
  • Восстановление работоспособности и продуктивности.
  • Снятие стресса, нервного напряжения, усталости.
  • Профилактика дислексии и дисграфии.

Таким образом, можно выделить ряд очевидных достоинств образовательной кинезиологии:

  1. Важной характеристикой упражнений и движений, предлагаемых в «Гимнастике Мозга», является то, что они работают над оживлением «базового» опыта личности, в частности зрительного, слухового и чувственно-двигательного и поддерживают так называемые развивающие навыки. Развивающие навыки – это особая категория навыков, представляющая собой первичные элементарные схемы движений, которые лежат в основе всех других навыков.
  2. Гимнастика Мозга предлагает специальные процедуры переформирования неконструктивных, ригидных, стереотипных связей между «мыслью и телом». В действительности, все билатеральные навыки – производные функции полушарий мозга – зависят от более широкой трехмерной системы мозга, включающей средний мозг и ствол мозга. В Гимнастике мозга существуют три измерения: латеральность («лево-правостороннее» измерение тела и мозга), центрация (измерение «верха-низа» тела, вовлекающее в работу средний мозг) и фокус (измерение «переда-спины» тела, вовлекающее в работу ствол мозга). Если одно из трех измерений находится в конфликте с другим, процесс учения оказывается «односторонним» или незавершенным. Когда эти три измерения работают вместе, это означает, что вся целостная система «интеллект-тело» сбалансирована для коммуникации, организации и понимания.
  3. Данная методика позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможностей деятельности его мозга.
  4. Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т. е. накапливающийся эффект. В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в обучении, а также в управлении своими эмоциями.
  5. Кинезиология относится к здоровьесберегающим технологиям. Многие упражнения направлены на развитие одновременно физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья детей и профилактику отклонений в их развитии. Упражнения развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания. В результате повышается уровень эмоционального благополучия, улучшается зрительно-моторная координация, ориентировка в пространстве, совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.
  6. Образовательная кинезиология является наиболее экологичной психотерапевтической техникой по отношению к внутреннему миру человека. Она работает на уровне ясного сознания человека, и любые способы интервенции в него типа внушения, гипноза и т.п., строжайше запрещены. Упражнения надежны и удобны не только для снятия уже случившихся стрессов, но и для профилактики возможных неудач. Кинезиологический тренинг подготавливает человека к избеганию стресса в будущем. В беседе тренера с клиентом постепенно формулируется мысль или описание ситуации, вызывающие тревогу у человека, осознаются его опасения и проблемы. И в этот момент подсознание и мышечный аппарат включают слабые места, где наверняка случился бы сбой, если бы возникла та ситуация, которой человек хочет избежать или к которой стремится. После переобучения эти части тела (ранее как бы выключенные) будут включены и запомнят новую модель поведения на будущее.
  7. Упражнения кинезиологии универсальны. Они помогают и взрослым и детям. Они очень просты в исполнении и не требуют специальной физической подготовки. При регулярном выполнении этих упражнений снимается усталость, повышается концентрация внимания, возрастает физическая и умственная активность. Упражнения хорошо работают для помощи детям, имеющим психологические проблемы или трудности в обучении. Основным требованием является точное выполнение движений и приемов.

В настоящее время Гимнастику Мозга преподают более чем на 40 языках и применяют дома, в школе, в бизнесе, спорте, искусстве более чем в 80 странах.

Использованная литература.

1. Деннисон П., Деннисон Г. Программа «Гимнастика мозга». Пер. С.М. Масгутовой. – М., 1997.

2. Сазонов В. Ф., Кириллова Л. П., Мосунов О. П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. - Рязань, 2012. – 48 с.

3. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 48 с.

4. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.

5. Ханнафорд К. Мудрое движение. Пер. С.М. Масгутовой. – М., 2000.

6.

7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные принципы формирования вариативной части образовательной программы

Образовательная деятельность в ДОУ, формируемая участниками в образовательных отношений...

Один из основных принципов дошкольного образования построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностях детей.

Индивидуализация образования – поддержка ребёнка, построение его образовательной траектории или профессиональная коррекция особенностей его развития.Индивидуализация дошкольного образования...

Основные принципы образовательной программы дошкольного образования с учетом ФГОС ДО

раздел основной общеобразовательной программы дошкольного образования...

Основные принципы образовательной программы дошкольного образования с учетом ФГОС ДО

Раздел к основной общеобразовательной программе дошкольного образования с учетом ФГОС ДО...

«Интеграция как основной принцип реализации ФГОС ДО в образовательной области «Музыка», через непосредственную образовательную деятельность».

    Задача дошкольного воспитания состоит не в ускорении темпа развития ребёнка, а прежде всего в создании каждому ребёнку-дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возра...