«Интеграция как основной принцип реализации ФГОС ДО в образовательной области «Музыка», через непосредственную образовательную деятельность».
статья на тему
Задача дошкольного воспитания состоит не в ускорении темпа развития ребёнка, а прежде всего в создании каждому ребёнку-дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Интеграция как основной принцип реализации ФГОС ДО в образовательной области «Музыка»,
через непосредственную образовательную деятельность».
Дошкольный возраст — это яркая и неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение ребёнка к общечеловеческим ценностям, закладывается фундамент здоровья, индивидуальности ребёнка.
Задача дошкольного воспитания состоит не в ускорении темпа развития ребёнка, а прежде всего в создании каждому ребёнку-дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей. Современному обществу требуется человек с развитым чувством собственного достоинства и самоуважения, имеющий доступ к разнообразным проявлениям культуры. Подлинное освоение культуры всегда предполагает погружение в неё с раннего детства. Воспитать такую личность нелёгкая задача для педагогов.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
Познакомившись с ФГОС дошкольного образования – это ориентация нового документа на социализацию и индивидуализацию развития ребенка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет. Образовательная программа дошкольной образовательной организации формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. В связи с этим все образовательное содержание программы, в т. ч. и музыкальное, становится условием и средством этого процесса. Иными словами, музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребенка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего `Я` социуму. Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в преломлении музыкального содержания программы в соответствии со Стандартом.
Основное содержание образовательной области `Музыка`, к которой мы успели привыкнуть в логике Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, теперь представлено в образовательной области `Художественно-эстетическое развитие` наряду с изобразительным и литературным искусством. В этом есть большой плюс, поскольку разделение видов искусства на образовательные области затрудняло процесс интеграции. А по отношению к ребенку дошкольного возраста в этом вообще мало смысла, для нас важно научить ребенка общаться с произведениями искусства в целом, развивать художественное восприятие, чувственную сферу, способность к интерпретации художественных образов, и в этом все виды искусства похожи. Их отличают средства художественной выразительности, в этих задачах мы можем разойтись, но в целом назначение любого вида искусства – это отражение действительности в художественных образах, и то, как ребенок научится их воспринимать, размышлять о них, декодировать идею художника, композитора, писателя, режиссера, зависит от работы каждого специалиста и воспитателя.
Итак, образовательная область `Художественно-эстетическое развитие` предполагает:
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Образовательная область `Познавательное развитие` предполагает развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.
Музыкально-двигательная активность, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-пальчиковые игры, организованные на музыкальных занятиях, развивают у ребенка физические качества, моторику и двигательные способности, помогают в становлении саморегуляции в двигательной сфере.
Принцип интеграции имеет психологическую основу, связанную с возрастными особенностями детей, а именно:
- поведение и деятельность детей представляет собой единое целое;
-схватывание целого происходит раньше частей и позволяет ребёнку видеть
интегрально;
-интегральный подход даёт возможность развивать в единстве познавательную,
эмоциональную и практическую сферу личности ребёнка.
Основной акцент при том, делается не столько на усвоение определённых знаний, сколько на развитие общего мышления, активизацию творческой деятельности, двигательную активность, инициативу и самостоятельность.
Ребёнок во время проведения непосредственно-образовательной деятельности не должен сидеть, слушать и послушно выполнять задания педагога. Радость творчества, активное взаимодействие педагога и ребёнка уводит детей с позиции пассивного усвоения знаний, умений, навыков на позицию творческой активности, инициативы и самостоятельности.
Механизмом интеграции является образ, создаваемый разными видами детской деятельности и искусства с помощью различных средств художественной выразительности. Без привычного механизма заучивания, стимулируя самостоятельность и инициативу детей, мы уточняем знания каждого ребёнка, дополняем их новой информацией, знакомим со средствами художественной выразительности в музыке, живописи, побуждаем своих воспитанников к творческой активности и практической деятельности.
На своем собственном опыте мы убедились, что интеграция в непосредственно – образовательной деятельности способствует развитию творческих способностей, мышления, обогащает знания детей об окружающем мире, формирует яркие положительные эмоции в процессе их творческого взаимодействия и деятельного общения со взрослыми. Недавно в нашем детском саду отмечался День города. В рамках этого праздника и согласно календарно – тематическому планированию нами были проведены мероприятия, посвященные теме «Венев – мой город родной». Итоговым мероприятием стало интегрированное развлечение «Что мы родиной зовем?», в котором были интегрированы две образовательные области «Познание» и «Музыка». С детьми проводилась большая предварительная работа.
Интегрированный подход хорошо сочетается с проектной деятельностью.
Хочу остановиться на этом моменте подробнее. Совсем недавно мы закончили работу над проектом «Принеси нам лето радость и веселье».
Цель проекта:
-Активизация познавательной и творческой деятельности детей.
-Развитие творческого потенциала воспитанников и педагогов.
Активное вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Задачи проекта:
-Создать максимальные условия для экологического воспитания детей.
-Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу.
-Обогащать музыкальные впечатления детей, способствовать развитию песенного и танцевального творчества.
-Развивать цветовое восприятие и художественный вкус.
-Способствовать развитию коммуникативных навыков.
Над проектом работал музыкальный руководитель,
инструктор по физ.воспитанию и воспитатель. Работу мы начали с того, что организовали экскурсию детей по территории нашего детского сада. Дети рассматривали цветы, которые растут у нас на клумбах, знакомились с их строением. Они любовались красотой цветов, яркой и разнообразной окраской, с трепетом вдыхали их нежный аромат, прикасались к хрупким лепесткам. Была организована работа в цветнике. Затем организовали экскурсию в парк, с целью ознакомления с полевыми и луговыми цветами. Подготовили и презентации по теме «Лето», где показали каждый месяц; иллюстрации художников про лето; стихи, загадки, песни, танцы.
Дети делились своими впечатлениями, искали сходство и различие между месяцами, наблюдали за природными явлениями и экспериментировали: высказывали свои версии, доказывали свою точку зрения.
Дети с большим интересом рассматривали альбомы, буклеты, открытки с
изображением разнообразных цветов. Я предложила детям представить себя одним из понравившихся цветов. Кто-то иобразил себя гордой розой, кто-то скромницей-ромашкой, кто-то колючим кактусом, а кто-то озорным одуванчиком. Затем я попросила детей показать, как бы ходил, каким бы голосом говорил и пел понравившийся им цветок.
Детской фантазии здесь не было предела. Ребята наперебой демонстрировали созданный ими образ. Также детям было предложено подобрать музыкальный инструмент, который наиболее соответствует представленному ими образу. Дети слушали чудесную музыку П.И.Чайковского «Вальс цветов». После прослушивания я провела беседу по произведению. Дети рассказывали о своих эмоциях, чувствах, впечатлениях. Затем я предложила детям передать все свои ощущения в красках (коллективная работа). А потом, под чарующие звуки этого вальса, дети создавали танцевальную композицию, стараясь передать в движении настроение, чувства. Мы также разучивали песни о цветах, загадывали загадки, читали стихи, играли в музыкальные игры.
Я познакомила детей с новой пальчиковой гимнастикой, пальчиковыми
играми на цветочную тематику, разучила психогимнастические этюды.
Не остались в стороне и родители наших воспитанников. Они приняли самое активное участие в проекте. Родители вместе с детьми создали настоящие шедевры: были вышиты панно на различные темы. Родители также изготавливали костюмы, принимали участие в оформлении музыкального зала к развлечениям «День друзей», «Веселые шляпы», и др.помогали в изготовлении шумовых инструментов. Итоговым мероприятием проекта был праздник «Что такое лето?» . Этот праздник доставил много радости, положительных эмоций, как детям, так и родителям. Дети читали стихи, пели песни, водили хороводы, играли в игры. Вместе с родителями ребята разгадывали цветочный кроссворд, отвечали на вопросы викторины «Что означают цветочные имена».Были проведены летние праздники: «День защиты детей», « Разноцветные ленточки», «Развлечение для детей подготовительной группы «Игра-викторина «Что? Где? Когда?»,развлечение для детей старшей и подготовительной группы «Цветочная поляна» и др..
В заключении хочу сказать, что принцип интеграции в непосредственно
образовательной деятельности очень интересен и взрослым и детям. Он является действенным средством духовного развития ребёнка. Основываясь на принципе интеграции можно успешно решать задачи воспитания и образования, приобщать ребёнка к духовным ценностям, помочь выбрать правильное отношение к самому себе, к людям, к обществу в котором он развивается, а также сформировать особенности поведения и сознания.
Такая форма и есть живое погружение в культуру, в самом широком смысле этого слова. У детей воспитывается живой интерес к искусству, расширяются и углубляются знания об окружающем мире, формируется опыт нравственного поведения и общения, развивается эмоционально-волевая сфера, создаются условия для эмоционального и социального развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация образовательной области «Физкультура» в непосредственно образовательной деятельности детей старшей группы
Тема : « С физкультурой мы дружны- нам болезни не страшны» Цели: совершенствовать двигательные навыки детей через осно...
Зачетная работа по блоку: «Модернизация региональной системы образования» ЦЕЛЕВОЙ ПРОЕКТ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Тема: Интеграция образовательной области «ТРУД» с другими образовательными областями
Зачетная работапо блоку: «Модернизация региональной системы образования» ЦЕЛЕВОЙ ПРОЕКТПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.Тема: Интеграция образовательной ...
ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА по блоку: «Модернизация региональной системы образования». ЦЕЛЕВОЙ ПРОЕКТ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема: Интеграция образовательной области «Безопасность» с другими образовательными областями
ЗАЧЕТНАЯ РАБОТАпо блоку: «Модернизация региональной системы образования». ЦЕЛЕВОЙ ПРОЕКТПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИТема: Интеграция образовательной ...
ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА по блоку: «Модернизация региональной системы образования» ЦЕЛЕВОЙ ПРОЕКТ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема: Интеграция образовательной области «Здоровье» с другими образовательными областями
ЗАЧЕТНАЯ РАБОТАпо блоку: «Модернизация региональной системы образования» ЦЕЛЕВОЙ ПРОЕКТПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема: Интеграция образовател...
Комплексное занятие "КУКЛА" по сенсорному развитию детей в непосредственно образовательной области "Познание" через интеграцию различных видов деятельности в 1 младшей группе.
Данное занятие может быть использовано как итоговое по теме: "ИГРУШКИ"....
Внедрение ФГОС в практику работы музыкальных руководителей ДОУ «Осуществление принципа интеграции образовательной области « Музыка» с другими образовательными областями»
Внедрение ФГОСв практику работы музыкальных руководителей ДОУ «Осуществление принципа интеграции образовательной области« Музыка» с другими образовательными областями»...
Учебно-методический комплект по образовательным областям «Познавательное развитие» непосредственной образовательной деятельности «Ознакомление с окружающим миром» адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования
Состав комплекта:- конспект непосредственно образовательной деятельности в дошкольной группе второго года обучения по теме «Домашние животные»;- опорные таблицы;- картотека упражнений...