Психолого-педагогический проект "Ярмарка боюсек"
проект по психологии (подготовительная группа)

Юрицина Наталья Викторовна

Дошкольный возраст – значительный и ответственный период психического развития ребенка, «возраст первоначального складывания личности» (А.Н.Леонтьев). Именно в старшем дошкольном возрасте активно развиваются все психические процессы. Наиболее прогрессивные изменения происходят в познавательной и в эмоционально-волевой сферах психики.

Тревожность, как свойство личности, во многом обуславливает поведение человека. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это, так называемая, полезная тревожность, назначением которой является обеспечение безопасности субъекта на личностном уровне. Уровень тревожности показывает внутреннее отношение человека к определенному типу ситуаций. Когда же этот уровень превышает оптимальный, можно говорить о появлении повышенной тревожности. Повышенный уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_yarmarka_boyusek.docx346.46 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад №69

комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга

Проект «Ярмарка боюсек»

Психолого-педагогическая коррекция тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста

Тип проекта: исследовательско-творческий

Подготовительная группа №11

Продолжительность проекта: краткосрочный (продолжительность проекта -3 недели)

страхи.png

Автор-составитель:

Педагог-психолог Юрицина Н.В

Воспитатель гр.№11 Завьялова Н.А.

Воспитатель гр.№11 Андрианова М.А.

Санкт-Петербург

2023 г.

Основная часть проекта

Постановка проблемы.

Дошкольный возраст – значительный и ответственный период психического развития ребенка, «возраст первоначального складывания личности» (А.Н.Леонтьев). Именно в старшем дошкольном возрасте активно развиваются все психические процессы. Наиболее прогрессивные изменения происходят в познавательной и в эмоционально-волевой сферах психики.

Тревожность, как свойство личности, во многом обуславливает поведение человека. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это, так называемая, полезная тревожность, назначением которой является обеспечение безопасности субъекта на личностном уровне. Уровень тревожности показывает внутреннее отношение человека к определенному типу ситуаций. Когда же этот уровень превышает оптимальный, можно говорить о появлении повышенной тревожности. Повышенный уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям.

Повышенная тревожность тормозит эмоциональное и познавательное развитие ребенка.

В начале учебного года  было проведено анкетирование среди педагогов подготовительной группы №11. По итогам анкетирования были определены дети подготовительной группы, по мнению педагогов, с повышенным уровнем тревожности и страхов. С этими детьми в период с начала по конец сентября 2023 года была проведена углубленная диагностика и психологическое наблюдение. В связи с этим возникла необходимость разработки проекта, направленного на психологическую поддержку детей, имеющих различные страхи и повышенный уровень тревожности.

 Цель проекта: коррекция личностных особенностей детей (замкнутость, робость, неуверенность); снижение уровня тревожности; снятие существующих страхов.

Задачи:

Развивающие:

  • Формировать позитивное отношение к своему «Я».
  • Способствовать повышению самооценки.
  • Укреплять у ребёнка уверенность в себе и своих силах.
  • Снизить уровень тревожности.
  • Создать условия для отреагирования негативного опыта и освобождения от последствий травмирующих событий.
  • Открыть у ребёнка собственных резервов для преодоления и устранения тревожности, замкнутости.
  • Помощь в проживании страхов.
  • Снизить психологическое напряжение.
  • Способствовать развитию коммуникативных навыков.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес и желание узнавать о различных проявлениях эмоций, чувств, как у себя, так и у другого человека;
  • воспитывать уважительное отношение к другим людям.

Работа с родителями:

  • познакомить родителей с предстоящим проектом, в форме индивидуальных бесед и консультационного материала по проблеме;
  • предложить родителям принять участие в реализации данного проекта (подбор наглядного материала, просмотр мультфильмов, беседы с детьми), мастер-класс.

Методы и формы работы: арт-терапия, психогимнастика, беседа, игротерапия, релаксация.

Ожидаемые результаты: 

  • снижение уровня тревожности;
  • снижение психоэмоционального напряжения;
  • уменьшение количества страхов;
  • повышение уверенности в себе и своих силах;
  • повышение самооценки;
  • овладение детьми разнообразными средствами общения и способами конструктивного взаимодействия со взрослыми и детьми;
  • дети чаще выражают положительные эмоции;
  • дети легче адаптируются в коллективе, обществе.

Продукт проекта: выставка детских работ «Ахи-страхи»

Этапы работы над проектом

План-график мероприятий

Мероприятие

Цель

Сроки проведения

Ответственный

Выход документа

I этап

Предварительный

1.Постановка целей и задач, определение актуальности и значимости проекта, разработка плана мероприятий по реализации проекта

Подготовка к реализации проекта

 

4-я неделя ноября

Педагог-психолог, воспитатели

2. Подбор и изучение методической и художественной литературы, подбор мультфильмов и иллюстраций, картинок по тематике проекта.

Методическое и теоретическое обоснование проекта

4-я неделя ноября

Педагог-психолог, воспитатели

3. Разработка бесед и подвижных игр по тематике проекта.

Психолого-педагогическое оснащение проекта

 4-я неделя ноября

Педагог-психолог, воспитатели

4.Разработка рекомендаций для родителей по тематике проекта:

- индивидуальных;

- в группе ВКонтакте педагога-психолога ГБДОУ №69

Психолого-педагогическое, информационное сопровождение участников образовательного процесса

4-я неделя ноября

Педагог-психолог, воспитатели

5.Составление каталога игр и сказок по тематике проекта для использования в дальнейшем в группе

Пополнение банка данных, развивающих игр группы ДОУ

4-я неделя ноября

Педагог-психолог, воспитатели

II этап Основной

  1. Занятие №1

Беседа о страхе. Рисуночная терапия

Диагностика и коррекция страхов: отражение наиболее ярких страхов в рисунке

4-я неделя ноября

Педагог-психолог

  1. Чтение, обсуждение «Сказки о страхе» Е.Серовой

Беседа-обсуждение сказки, идентификация ребенка с главным героем

4-я неделя ноября

Воспитатель Завьялова Н.А.

  1. Занятие №2

Рисуночная терапия (позитивное изменение рисунка «Чего я боюсь»)

Показать собственные возможности в преодолении страхов

5-я неделя ноября

Педагог-психолог

  1. Чтение, обсуждение сказки Е.Ульевой «Что ты чувствуешь? Страх»

Беседа-обсуждение сказки, формулирование детьми упражнений для борьбы со страхом

5-я неделя ноября

Воспитатель Андрианова М.А.

III этап
заключительный

  1. Детско-родительский мастер-класс по лепке из глины «Преодолеваем страхи»

Снятие оставшихся страхов

1-я неделя декабря

Педагог-психолог, воспитатели

Приложения

  1. Занятие №1

Беседа о страхе. Рисуночная терапия (Иванова Н.Ф. Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет, стр.57-63)

  1. Чтение, обсуждение «Сказки о страхе» Е.Серовой (Е.Серова Сказка о страхе, СПб, 2016. – 16с.)
  2. Занятие №2

Рисуночная терапия (позитивное изменение рисунка «Чего я боюсь») , (Иванова Н.Ф. Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет, стр.112-114)

  1. Чтение, обсуждение сказки Е.Ульевой «Что ты чувствуешь? Страх» (стр.16-17)
  2. Детско-родительский мастер-класс по лепке из глины «Преодолеваем страхи»  (Иванова Н.Ф. Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет, стр.119-124).

Список используемой литературы

  1. Алябьева Е.А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками: методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  2. Доценко Е.В. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях: методики, тесты, опросники. – Волгоград: Учитель, 2008.
  3. Иванова Н.Ф. Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет. Диагностика, занятия, рекомендации. – Волгоград: Учитель, 2009.
  4. Кайль Д.Г. Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей 6 – 7 лет: программа театрально-игровой деятельности, планирование, занятия. – Волгоград: Учитель, 2015.
  5. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург, 2004.
  6. Куличковская Е.В., Степанова О.В. Как преодолеть свой страх? Развивающие сказки и игры для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2008.
  7. Пасечник Л. Тревожный ребенок. // Дошкольное воспитание, 2007г., №9, с. 89- 95
  8. Серова Е. Сказка о страхе, СПб, 2016. – 16с.
  9. Ульева Е. «Что ты чувствуешь?: энциклопедия для малышей в сказках», Ростов н\Д: Феникс, 2022. – 46,(1)с.
  10. Янчук М.В. Игротренинги с использованием сенсорных модулей. Старшая и подготовительная группы. – Волгоград: Учитель, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая гостиная - эффективная форма психолого-педагогического сопровождения родителей и детей в ДОУ

Психолого-педагогическая гостиная - это форма встреч специалистов ДОУ с родителями дошкольников, где созданы условия для равноправного участия детей и родителей в игровой и продуктивной деятельности. ...

Психолого – педагогические условия образовательной деятельности ДОО. Виды психолого-педагогического сопровождения.

  Психолого-педагогические условия образовательной деятельности ДОУ являются одними из важнейших условий для формирования личностных ориентиров ребёнка. Требования к психолого-педагог...

Развивающая психолого-педагогическая программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста, имеющих интеллектуальные способности»

Развивающая психолого-педагогическая программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста, имеющих интеллектуальные способности» направлена на  выявле...

Согласие на психолого-педагогическое сопровождение и оказание психолого - педагогической помощи детям

Информированное согласие родителей (законных представителей) на психолого-педагогическое сопровождение и оказание психолого - педагогической помощи детям...

Карта индивидуального психолого-педагогического сопровождения инвалида (ребёнка- инвалида) в рамках реализации плана мероприятий психолого- педагогической реабилитации или абилитации, предусмотренных ИПРА инвалида (ребёнка-инвалида)

Карта индивидуального психолого-педагогического сопровождения инвалида (ребёнка- инвалида) в рамках реализации плана мероприятий психолого- педагогической реабилитации или абилитации, пред...