Психолого-педагогический проект "Ярмарка боюсек"
проект по психологии (подготовительная группа)
Дошкольный возраст – значительный и ответственный период психического развития ребенка, «возраст первоначального складывания личности» (А.Н.Леонтьев). Именно в старшем дошкольном возрасте активно развиваются все психические процессы. Наиболее прогрессивные изменения происходят в познавательной и в эмоционально-волевой сферах психики.
Тревожность, как свойство личности, во многом обуславливает поведение человека. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это, так называемая, полезная тревожность, назначением которой является обеспечение безопасности субъекта на личностном уровне. Уровень тревожности показывает внутреннее отношение человека к определенному типу ситуаций. Когда же этот уровень превышает оптимальный, можно говорить о появлении повышенной тревожности. Повышенный уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_yarmarka_boyusek.docx | 346.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад №69
комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга
Проект «Ярмарка боюсек»
Психолого-педагогическая коррекция тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста
Тип проекта: исследовательско-творческий
Подготовительная группа №11
Продолжительность проекта: краткосрочный (продолжительность проекта -3 недели)
Автор-составитель:
Педагог-психолог Юрицина Н.В
Воспитатель гр.№11 Завьялова Н.А.
Воспитатель гр.№11 Андрианова М.А.
Санкт-Петербург
2023 г.
Основная часть проекта
Постановка проблемы.
Дошкольный возраст – значительный и ответственный период психического развития ребенка, «возраст первоначального складывания личности» (А.Н.Леонтьев). Именно в старшем дошкольном возрасте активно развиваются все психические процессы. Наиболее прогрессивные изменения происходят в познавательной и в эмоционально-волевой сферах психики.
Тревожность, как свойство личности, во многом обуславливает поведение человека. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это, так называемая, полезная тревожность, назначением которой является обеспечение безопасности субъекта на личностном уровне. Уровень тревожности показывает внутреннее отношение человека к определенному типу ситуаций. Когда же этот уровень превышает оптимальный, можно говорить о появлении повышенной тревожности. Повышенный уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям.
Повышенная тревожность тормозит эмоциональное и познавательное развитие ребенка.
В начале учебного года было проведено анкетирование среди педагогов подготовительной группы №11. По итогам анкетирования были определены дети подготовительной группы, по мнению педагогов, с повышенным уровнем тревожности и страхов. С этими детьми в период с начала по конец сентября 2023 года была проведена углубленная диагностика и психологическое наблюдение. В связи с этим возникла необходимость разработки проекта, направленного на психологическую поддержку детей, имеющих различные страхи и повышенный уровень тревожности.
Цель проекта: коррекция личностных особенностей детей (замкнутость, робость, неуверенность); снижение уровня тревожности; снятие существующих страхов.
Задачи:
Развивающие:
- Формировать позитивное отношение к своему «Я».
- Способствовать повышению самооценки.
- Укреплять у ребёнка уверенность в себе и своих силах.
- Снизить уровень тревожности.
- Создать условия для отреагирования негативного опыта и освобождения от последствий травмирующих событий.
- Открыть у ребёнка собственных резервов для преодоления и устранения тревожности, замкнутости.
- Помощь в проживании страхов.
- Снизить психологическое напряжение.
- Способствовать развитию коммуникативных навыков.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и желание узнавать о различных проявлениях эмоций, чувств, как у себя, так и у другого человека;
- воспитывать уважительное отношение к другим людям.
Работа с родителями:
- познакомить родителей с предстоящим проектом, в форме индивидуальных бесед и консультационного материала по проблеме;
- предложить родителям принять участие в реализации данного проекта (подбор наглядного материала, просмотр мультфильмов, беседы с детьми), мастер-класс.
Методы и формы работы: арт-терапия, психогимнастика, беседа, игротерапия, релаксация.
Ожидаемые результаты:
- снижение уровня тревожности;
- снижение психоэмоционального напряжения;
- уменьшение количества страхов;
- повышение уверенности в себе и своих силах;
- повышение самооценки;
- овладение детьми разнообразными средствами общения и способами конструктивного взаимодействия со взрослыми и детьми;
- дети чаще выражают положительные эмоции;
- дети легче адаптируются в коллективе, обществе.
Продукт проекта: выставка детских работ «Ахи-страхи»
Этапы работы над проектом
План-график мероприятий
Мероприятие | Цель | Сроки проведения | Ответственный | Выход документа |
I этап Предварительный | ||||
1.Постановка целей и задач, определение актуальности и значимости проекта, разработка плана мероприятий по реализации проекта | Подготовка к реализации проекта |
4-я неделя ноября | Педагог-психолог, воспитатели | |
2. Подбор и изучение методической и художественной литературы, подбор мультфильмов и иллюстраций, картинок по тематике проекта. | Методическое и теоретическое обоснование проекта | 4-я неделя ноября | Педагог-психолог, воспитатели | |
3. Разработка бесед и подвижных игр по тематике проекта. | Психолого-педагогическое оснащение проекта | 4-я неделя ноября | Педагог-психолог, воспитатели | |
4.Разработка рекомендаций для родителей по тематике проекта: - индивидуальных; - в группе ВКонтакте педагога-психолога ГБДОУ №69 | Психолого-педагогическое, информационное сопровождение участников образовательного процесса | 4-я неделя ноября | Педагог-психолог, воспитатели | |
5.Составление каталога игр и сказок по тематике проекта для использования в дальнейшем в группе | Пополнение банка данных, развивающих игр группы ДОУ | 4-я неделя ноября | Педагог-психолог, воспитатели | |
II этап Основной | ||||
Беседа о страхе. Рисуночная терапия | Диагностика и коррекция страхов: отражение наиболее ярких страхов в рисунке | 4-я неделя ноября | Педагог-психолог | |
| Беседа-обсуждение сказки, идентификация ребенка с главным героем | 4-я неделя ноября | Воспитатель Завьялова Н.А. | |
Рисуночная терапия (позитивное изменение рисунка «Чего я боюсь») | Показать собственные возможности в преодолении страхов | 5-я неделя ноября | Педагог-психолог | |
| Беседа-обсуждение сказки, формулирование детьми упражнений для борьбы со страхом | 5-я неделя ноября | Воспитатель Андрианова М.А. | |
III этап | ||||
| Снятие оставшихся страхов | 1-я неделя декабря | Педагог-психолог, воспитатели |
Приложения
- Занятие №1
Беседа о страхе. Рисуночная терапия (Иванова Н.Ф. Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет, стр.57-63)
- Чтение, обсуждение «Сказки о страхе» Е.Серовой (Е.Серова Сказка о страхе, СПб, 2016. – 16с.)
- Занятие №2
Рисуночная терапия (позитивное изменение рисунка «Чего я боюсь») , (Иванова Н.Ф. Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет, стр.112-114)
- Чтение, обсуждение сказки Е.Ульевой «Что ты чувствуешь? Страх» (стр.16-17)
- Детско-родительский мастер-класс по лепке из глины «Преодолеваем страхи» (Иванова Н.Ф. Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет, стр.119-124).
Список используемой литературы
- Алябьева Е.А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками: методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Доценко Е.В. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях: методики, тесты, опросники. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Иванова Н.Ф. Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет. Диагностика, занятия, рекомендации. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Кайль Д.Г. Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей 6 – 7 лет: программа театрально-игровой деятельности, планирование, занятия. – Волгоград: Учитель, 2015.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург, 2004.
- Куличковская Е.В., Степанова О.В. Как преодолеть свой страх? Развивающие сказки и игры для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2008.
- Пасечник Л. Тревожный ребенок. // Дошкольное воспитание, 2007г., №9, с. 89- 95
- Серова Е. Сказка о страхе, СПб, 2016. – 16с.
- Ульева Е. «Что ты чувствуешь?: энциклопедия для малышей в сказках», Ростов н\Д: Феникс, 2022. – 46,(1)с.
- Янчук М.В. Игротренинги с использованием сенсорных модулей. Старшая и подготовительная группы. – Волгоград: Учитель, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ Психолого-педагогическая адаптация детей 2-го года жизни к дошкольному образовательному учреждению
Статья: " Определение психолого-педагогических условий успешной адаптации детей раннего возраста к доу"...
Психолого-педагогическая гостиная - эффективная форма психолого-педагогического сопровождения родителей и детей в ДОУ
Психолого-педагогическая гостиная - это форма встреч специалистов ДОУ с родителями дошкольников, где созданы условия для равноправного участия детей и родителей в игровой и продуктивной деятельности. ...
Психолого – педагогические условия образовательной деятельности ДОО. Виды психолого-педагогического сопровождения.
Психолого-педагогические условия образовательной деятельности ДОУ являются одними из важнейших условий для формирования личностных ориентиров ребёнка. Требования к психолого-педагог...
Развивающая психолого-педагогическая программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста, имеющих интеллектуальные способности»
Развивающая психолого-педагогическая программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста, имеющих интеллектуальные способности» направлена на выявле...
Согласие на психолого-педагогическое сопровождение и оказание психолого - педагогической помощи детям
Информированное согласие родителей (законных представителей) на психолого-педагогическое сопровождение и оказание психолого - педагогической помощи детям...
Карта индивидуального психолого-педагогического сопровождения инвалида (ребёнка- инвалида) в рамках реализации плана мероприятий психолого- педагогической реабилитации или абилитации, предусмотренных ИПРА инвалида (ребёнка-инвалида)
Карта индивидуального психолого-педагогического сопровождения инвалида (ребёнка- инвалида) в рамках реализации плана мероприятий психолого- педагогической реабилитации или абилитации, пред...