Консультация для педагогов "Организация позитивного взаимодействия в детском коллективе"
консультация по психологии
Ввести ребенка в мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста. Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определенные психологические качества (внимание, волю, эмоции) и навыки общения.
В.А. Сухомлинский
Общение со сверстниками - это особая сфера жизнедеятельности ребенка, совершенно отличная от общения с взрослыми. В моей консультации отражены основные моменты, на что можно обратить внимание при выстраивании коммуникации с детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_vystraivanie_polozhietelnyh_otnosheniy_detey_v_gruppe.pptx | 1.7 МБ |
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 24.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ввести ребенка в мир человеческих отношений - одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста. Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определенные качества: внимание, волю, эмоции и навыки общения. В.А. Сухомлинский
Процесс общения - способствует формированию речевой активности - обуславливает личностные, поведенческие особенности детей. Потребность в общении возникает на третьем году жизни.
Сложности в коммуникации детей: не умеют сотрудничать, не могут оказать поддержку, помощь другому ребенку, н е умеют договариваться, отстаивать свою точку зрения без конфликтов и драк, не умеют проявлять сочувствие, проявлять свои чувства и понимать чувства другого, п роявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга и др.
Психологический микроклимат Тон педагога, общение взрослых Произведения искусства Предметы интерьера Хорошие книги
Признаки благоприятного психологического микроклимата Дети заняты интересными делами, им предоставляется возможность выбора (принцип избыточности РППС) Детям предоставляется возможность проявления и инициативы в самостоятельном преобразовании игровой и развивающей среды Дети играют, общаются и сотрудничают в малых группах В группе ЖИВЁТ ИГРА, слышны спокойные и радостные детские голоса, смех
«Утренний круг» (групповой сбор, на котором обсуждаются дела, проблемы, проекты ). «Утро радостных встреч» (после выходных). « Коврик мира» (пространство для переговоров и примирения ). « Шкатулка успехов», « Герой дня» (рефлексия и осознание собственных достижений каждым ребенком ). Правила поведения, разработанные детьми группы. «Копилка добрых дел ». Традиции группы
Социально-коммуникативное развитие
Выявление индивидуальных психологических особенностей детей, их потребностей, интересов, мотивов поведения психолого-педагогическое сопровождение Наблюдение за взаимоотношениями детей, помощь в установлении позитивных отношений со сверстниками
1. Создание в группе системы ценностей (ритуалы начала и завершения дня, традиционные досуговые мероприятия). 2. Обращать внимание на «изолированных» детей (привлекать к совместной деятельности группы, найти для них поручения, где они бы раскрыли свои лучшие способности, чаще хвалить и поощрять в присутствии группы, но делать это за конкретное действие или поступок). 3. Распределение поручений между воспитанниками. 4. Планирование работы на занятиях или другой деятельности в микрогруппах. Микрогруппа должна быть мотивирована на достижение успеха , а между группами создать ситуацию соперничества. Рекомендации для создания позитивного общения
О чень важно научить воспитанников выстраивать коммуникацию друг с другом, ведь они готовятся к серьезному этапу на их жизненном пути – обучению в школе.
Спасибо за внимание !
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Организация позитивного взаимодействия
в детском коллективе»
Ввести ребенка в мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста. Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определенные психологические качества (внимание, волю, эмоции) и навыки общения.
В.А. Сухомлинский
Общение со сверстниками - это особая сфера жизнедеятельности ребенка, совершенно отличная от общения с взрослыми.
Первая отличительная особенность контактов со сверстниками характеризуется их особенно яркой эмоциональной насыщенностью. В общении дошкольников друг с другом наблюдается почти в десять раз больше экспрессивно-мимических проявлений и подчеркнуто ярких выразительных интонаций, чем в общении ребенка и взрослого, носящем более сдержанный эмоциональный характер.
Безусловно, обязательное условие нормального развития ребенка – его активное общение. Процесс общения способствует формированию речевой активности, обуславливает личностные, эмоциональные, поведенческие и другие особенности детей. Таким образом, умение общаться, устанавливать дружеские, конструктивные отношения, учитывать состояние другого – навыки, необходимые не только взрослому человеку.
Потребность в общении со сверстниками возникает у ребенка очень рано, впервые заявляя о себе на третьем году жизни. Тогда же появляются и первые проблемы в общении со сверстниками. Взрослые вдруг замечают, что малыш быстро сворачивает игру с другими детьми, если возникает «угроза» его благополучию, не желает делиться игрушками, а при попытке другого ребенка завладеть ими, реагирует агрессивно или плачет.
Для 2-3х-летнего малыша это нормально. С такого противоречивого поведения обычно и начинаются детские контакты. Ребенок тянется к своему сверстнику, но пока не в состоянии преодолеть свой детский эгоизм, договориться о взаимоприемлемых условиях игры. В этом возрасте контакты детей ситуативные, малосодержательны и часто конфликтны. Со временем с помощью взрослого малыш усваивает правила совместной игры.
Конечно, взаимоотношения ребенка и окружающих в коллективе значительно отличаются от семейных. Многие родители замечают разницу в поведении ребенка дома и в саду. И это нормально, ребенок подстраивается под ту систему выстраивания отношений , которую ему предлагают.
В любой детской группе всегда можно выделить несколько категорий детей по степени их активности в налаживании контактов с ровесниками. Кто-то сам проявляет инициативу и после ряда проб и ошибок находит свою группу, в которой с удовольствием проводит время. Коммуникабельные дети в меньшей степени подвержены социальному одиночеству, включены в игровую деятельность со сверстниками, часто занимают позицию лидеров в своей возрастной группе. И наоборот, дети, испытывающие с раннего возраста недостаток общения, имеющие ограниченный круг социального взаимодействия или низкое качество личностных контактов, сталкиваются с многочисленными психологическими трудностями.
Кто-то долго присматривается к играм ровесников, ему нравится, как они играют, и он сам бы не прочь поиграть, но не может преодолеть застенчивости и влиться в коллектив.
Есть дети, которых сверстники активно отвергают. Это не всегда драчуны и «агрессоры». Нередко это дети, которые в силу тех или иных причин резко отличаются от сверстников, внешним видом, интеллектом.
В последнее время появилось много детей с повышенной агрессивностью: неумение уступать, сочувствовать, радоваться успехам сверстника, жестокость, нежелание помочь сверстнику, порадоваться вместе с ним. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга.
Появляется все больше детей, развитие которых затормаживается из-за постоянного их пребывания в информационном потоке. Современные дети часто неосознанно копируют стили поведения негативных героев мультфильмов, художественных фильмов, компьютерных игр и переносят их в ситуации реального общения со сверстниками.
Очень важно создать в группе позитивный настрой и сделать ее как можно более сплоченной.
В работе с детьми можно использовать заучивание «мирилок», проводить дидактическую игру «Какое у тебя настроение». Стараться помочь найти причину плохого настроения. Детей с хорошим настроением просить поделится с остальными детьми улыбкой.
После выходных можно необходимо организовать «Утро радостных встреч». Можно также организовать в группе «шкатулку добрых дел» и в конце недели подводить итоги добрых дел. Именно общий анализ поступков объединяет и заставляет задуматься каждого ребенка над своими действиями и над своим «вкладом» в общие хорошие дела всей группы.
В сюжетно-ролевых играх воспитываются отзывчивость, доброжелательность к сверстникам, чувство взаимопомощи и взаимовыручки. формируются способы содействия, умения предложить свою помощь другим людям.
Немало важную роль отводится работе с родителями консультации, буклеты, домашние задания, совместные досуги)
Особую значимость для ребенка приобретает трудовая деятельность, в которой создаются условия для формирования коллективных отношений. Участие в совместной трудовой деятельности вызывает у них эмоциональные переживания, создает бодрое радостное настроение, что очень важно, как для жизненного тонуса, так и для установления хороших взаимоотношений.
Большую роль в образовательном процессе играют беседы о нравственных качествах людей, о дружбе, честности, справедливости, необходимо обсуждать с детьми различные случаи из их жизни, ситуации, поступки и действия литературных героев. Обязательным компонентом в развитии доброжелательности у дошкольников является художественная литература, заучивание стихов и песен про дружбу, рассматривание картин, иллюстраций к книгам. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее , помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения.
Советы воспитателю для создания бесконфликтной обстановки в группе
- Создайте в группе единую систему традиций и ценностей. Этому способствуют ритуалы начала и завершения дня, традиционные досуговые мероприятия, празднование дней рождения воспитанников.
- Особое внимание следует обратить на «Изолированных» детей: привлекать их к совместной деятельности группы; найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности; чаще хвалить и поощрять их в присутствии группы, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок
- Распределяйте между воспитанниками поручения.
- Планируйте работу на занятиях или во время досуговых мероприятий, в микрогруппах (парах, тройках, четверках.) Минигруппа должна придерживаться принципа взаимопомощи и поддержки, должна быть мотивирована на достижение успеха, а между группами необходимо создать ситуацию соперничества.
Нам с вами очень важно научить воспитанников выстраивать коммуникацию друг с другом, ведь они готовятся к серьезному этапу на их жизненном пути – обучению в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание позитивного микроклимата в детском коллективе средствами музыкального воспитания.
Как помочь детям стать чуткими, щедрыми и милосердными, как своевременно поставить заслон чёрствости и злобе? Ведь в общении между детьми всё чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, к...
Создание позитивного микроклимата в детском коллективе средствами музыкального воспитания.
Как помочь детям стать чуткими, щедрыми и милосердными, как своевременно поставить заслон чёрствости и злобе? Ведь в общении между детьми всё чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, к...
Консультация для родителей Межличностные отношения в детском коллективе.
Консультация для родителейМежличностные отношения в детском коллективе....
Конспект занятия, просветительного характера по профилактике трудностей в межличностном взаимодействии в детском коллективе.
Занятие по мотивам сказки «Дружба зверей»....
Презентация на тему: "Использование с дошкольниками игровой технологии тимбилдинга как форму взаимодействия с детским коллективом в образовательном процессе ДОУ"
Презентация по социально-коммуникативному развитию дошкольников...
Статья на тему: "Использование с дошкольниками игровой технологии тимбилдинга как форму взаимодействия с детским коллективом в образовательном процессе ДОУ"
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я представляю вашему вниманию педагогический мастер-класс по теме: «Использование с дошкольниками игровой технологии тимбилдинга как форму взаимодей...
Организация позитивного взаимодействия в детском коллективе
Данная презентация была использована при проведении мастер-класса для педагогов на тему "Организация позитивного взаимодействия в детском коллективе". Тема важная и актуальная, так как совре...