Консультация для педагогов "Организация позитивного взаимодействия в детском коллективе"
консультация по психологии

Фелькер Татьяна Юрьевна

Ввести ребенка в мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста. Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определенные психологические качества (внимание, волю, эмоции) и навыки общения.

 В.А. Сухомлинский

       Общение со сверстниками - это особая сфера жизнедеятельности ребенка, совершенно отличная от общения с взрослыми. В моей консультации отражены основные моменты, на что можно обратить внимание при выстраивании коммуникации с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

б юджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска «Детский сад № 128 комбинированного вида» Организация позитивного взаимодействия в детском коллективе

Слайд 2

Ввести ребенка в мир человеческих отношений - одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста. Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определенные качества: внимание, волю, эмоции и навыки общения. В.А. Сухомлинский

Слайд 3

Процесс общения - способствует формированию речевой активности - обуславливает личностные, поведенческие особенности детей. Потребность в общении возникает на третьем году жизни.

Слайд 4

Сложности в коммуникации детей: не умеют сотрудничать, не могут оказать поддержку, помощь другому ребенку, н е умеют договариваться, отстаивать свою точку зрения без конфликтов и драк, не умеют проявлять сочувствие, проявлять свои чувства и понимать чувства другого, п роявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга и др.

Слайд 6

Психологический микроклимат Тон педагога, общение взрослых Произведения искусства Предметы интерьера Хорошие книги

Слайд 7

Признаки благоприятного психологического микроклимата Дети заняты интересными делами, им предоставляется возможность выбора (принцип избыточности РППС) Детям предоставляется возможность проявления и инициативы в самостоятельном преобразовании игровой и развивающей среды Дети играют, общаются и сотрудничают в малых группах В группе ЖИВЁТ ИГРА, слышны спокойные и радостные детские голоса, смех

Слайд 8

«Утренний круг» (групповой сбор, на котором обсуждаются дела, проблемы, проекты ). «Утро радостных встреч» (после выходных). « Коврик мира» (пространство для переговоров и примирения ). « Шкатулка успехов», « Герой дня» (рефлексия и осознание собственных достижений каждым ребенком ). Правила поведения, разработанные детьми группы. «Копилка добрых дел ». Традиции группы

Слайд 9

Социально-коммуникативное развитие

Слайд 10

Выявление индивидуальных психологических особенностей детей, их потребностей, интересов, мотивов поведения психолого-педагогическое сопровождение Наблюдение за взаимоотношениями детей, помощь в установлении позитивных отношений со сверстниками

Слайд 11

1. Создание в группе системы ценностей (ритуалы начала и завершения дня, традиционные досуговые мероприятия). 2. Обращать внимание на «изолированных» детей (привлекать к совместной деятельности группы, найти для них поручения, где они бы раскрыли свои лучшие способности, чаще хвалить и поощрять в присутствии группы, но делать это за конкретное действие или поступок). 3. Распределение поручений между воспитанниками. 4. Планирование работы на занятиях или другой деятельности в микрогруппах. Микрогруппа должна быть мотивирована на достижение успеха , а между группами создать ситуацию соперничества. Рекомендации для создания позитивного общения

Слайд 12

О чень важно научить воспитанников выстраивать коммуникацию друг с другом, ведь они готовятся к серьезному этапу на их жизненном пути – обучению в школе.

Слайд 13

Спасибо за внимание !



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Организация позитивного взаимодействия

в детском коллективе»

Ввести ребенка в мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста. Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определенные психологические качества (внимание, волю, эмоции) и навыки общения.

 В.А. Сухомлинский

       Общение со сверстниками - это особая сфера жизнедеятельности ребенка, совершенно отличная от общения с взрослыми.

       Первая отличительная особенность контактов со сверстниками характеризуется их особенно яркой эмоциональной насыщенностью. В общении дошкольников друг с другом наблюдается почти в десять раз больше экспрессивно-мимических проявлений и подчеркнуто ярких выразительных интонаций, чем в общении ребенка и взрослого, носящем более сдержанный эмоциональный характер.

Безусловно, обязательное условие нормального развития ребенка – его активное общение. Процесс общения способствует формированию речевой активности, обуславливает личностные, эмоциональные, поведенческие и другие особенности детей. Таким образом, умение общаться, устанавливать дружеские, конструктивные отношения, учитывать состояние другого – навыки, необходимые не только взрослому человеку.

      Потребность в общении со сверстниками возникает у ребенка очень рано, впервые заявляя о себе на третьем году жизни. Тогда же появляются и первые проблемы в общении со сверстниками. Взрослые вдруг замечают, что малыш быстро сворачивает игру с другими детьми, если возникает «угроза» его благополучию,  не желает делиться игрушками, а при попытке другого ребенка завладеть ими, реагирует агрессивно или плачет.

      Для 2-3х-летнего малыша это нормально. С такого противоречивого поведения обычно и начинаются детские контакты. Ребенок тянется к своему сверстнику, но пока не в состоянии преодолеть свой детский эгоизм, договориться о взаимоприемлемых условиях игры. В этом возрасте контакты детей ситуативные, малосодержательны и часто конфликтны.     Со временем с помощью взрослого малыш усваивает правила совместной игры.

        Конечно, взаимоотношения ребенка и окружающих в коллективе значительно отличаются от семейных. Многие родители замечают разницу в поведении ребенка дома и в саду. И это нормально, ребенок подстраивается под ту систему выстраивания отношений , которую ему предлагают.

       В любой детской группе всегда можно выделить несколько категорий детей по степени их активности в налаживании контактов с ровесниками. Кто-то сам проявляет инициативу и после ряда проб и ошибок находит свою группу, в которой с удовольствием проводит время. Коммуникабельные дети в меньшей степени подвержены социальному одиночеству, включены в игровую деятельность со сверстниками, часто занимают позицию лидеров в своей возрастной группе. И наоборот, дети, испытывающие с раннего возраста недостаток общения, имеющие ограниченный круг социального взаимодействия или низкое качество личностных контактов, сталкиваются с многочисленными психологическими трудностями.

 Кто-то долго присматривается к играм ровесников, ему нравится, как они играют, и он сам бы не прочь поиграть, но не может преодолеть застенчивости и влиться в коллектив.

     Есть дети, которых сверстники активно отвергают. Это не всегда драчуны и «агрессоры». Нередко это дети, которые в силу тех или иных причин резко отличаются от сверстников, внешним видом, интеллектом.

      В последнее время появилось много детей с повышенной агрессивностью: неумение уступать, сочувствовать, радоваться успехам сверстника, жестокость, нежелание помочь сверстнику, порадоваться вместе с ним. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга.

     Появляется все больше детей, развитие которых затормаживается из-за постоянного их пребывания в информационном потоке. Современные дети часто неосознанно копируют стили поведения негативных героев мультфильмов, художественных фильмов, компьютерных игр и переносят их в ситуации реального общения со сверстниками.

     Очень важно создать в группе позитивный настрой и сделать ее как можно более сплоченной. 

В работе с детьми можно использовать заучивание «мирилок», проводить дидактическую игру «Какое у тебя настроение». Стараться помочь найти причину плохого настроения. Детей с хорошим настроением просить поделится с остальными детьми улыбкой.

     После выходных можно необходимо организовать «Утро радостных встреч». Можно также организовать в группе «шкатулку добрых дел» и в конце недели подводить итоги добрых дел. Именно общий анализ поступков объединяет и заставляет задуматься каждого ребенка над своими действиями и над своим «вкладом» в общие хорошие дела всей группы.

      В сюжетно-ролевых играх воспитываются отзывчивость, доброжелательность к сверстникам, чувство взаимопомощи и взаимовыручки. формируются способы содействия, умения предложить свою помощь другим людям. 

    Немало важную роль отводится работе с родителями консультациибуклетыдомашние задания, совместные досуги)

     

Особую значимость для ребенка приобретает трудовая деятельность, в которой создаются условия для формирования коллективных отношений. Участие в совместной трудовой деятельности вызывает у них эмоциональные переживания, создает бодрое радостное настроение, что очень важно, как для жизненного тонуса, так и для установления хороших взаимоотношений.

     Большую роль в образовательном процессе играют беседы о нравственных качествах людей, о дружбе, честности, справедливости, необходимо обсуждать с детьми различные случаи из их жизни, ситуации, поступки и действия литературных героев. Обязательным компонентом в развитии доброжелательности у дошкольников является художественная литература, заучивание стихов и песен про дружбу, рассматривание картин, иллюстраций к книгам. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее , помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения.

Советы воспитателю для создания бесконфликтной обстановки в группе

 

  1. Создайте в группе единую систему традиций и ценностей. Этому способствуют ритуалы начала и завершения дня, традиционные досуговые мероприятия, празднование дней рождения воспитанников.
  2. Особое внимание следует обратить на «Изолированных» детей: привлекать их к совместной деятельности группы; найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности; чаще хвалить и поощрять их в присутствии  группы, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок
  3. Распределяйте между воспитанниками поручения.
  4. Планируйте работу на занятиях или во время досуговых мероприятий, в микрогруппах (парах, тройках, четверках.) Минигруппа должна придерживаться принципа взаимопомощи и поддержки, должна быть мотивирована на достижение успеха, а между группами необходимо создать ситуацию соперничества.

    Нам с вами  очень важно научить воспитанников выстраивать коммуникацию друг с другом, ведь они готовятся к серьезному этапу на их жизненном пути – обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание позитивного микроклимата в детском коллективе средствами музыкального воспитания.

Как помочь детям стать чуткими, щедрыми и милосердными, как своевременно поставить заслон чёрствости и злобе? Ведь в общении между детьми всё чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, к...

Создание позитивного микроклимата в детском коллективе средствами музыкального воспитания.

Как помочь детям стать чуткими, щедрыми и милосердными, как своевременно поставить заслон чёрствости и злобе? Ведь в общении между детьми всё чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, к...

Консультация для родителей Межличностные отношения в детском коллективе.

Консультация для родителейМежличностные отношения в детском коллективе....

Статья на тему: "Использование с дошкольниками игровой технологии тимбилдинга как форму взаимодействия с детским коллективом в образовательном процессе ДОУ"

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я представляю вашему вниманию педагогический мастер-класс по  теме: «Использование с дошкольниками игровой технологии тимбилдинга как форму взаимодей...

Организация позитивного взаимодействия в детском коллективе

Данная презентация была использована при проведении мастер-класса для педагогов на тему "Организация позитивного взаимодействия в детском коллективе". Тема важная и актуальная, так как совре...