«Актуализация личностного становления воспитанников детского сада через методы психологической коррекции, посредством игровой деятельности и театрализации»
план-конспект занятия по психологии (старшая группа)

Гладкова Наталья Николаевна

Ритуалы начала и оканчания  тренинга, игры, приветствия, беседы, игры-перевоплащения, пантомимы, пластические этюды, театрализация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №8 «СВЕТЛЯЧОК»

ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ:

«Актуализация личностного становления воспитанников детского сада через методы психологической коррекции, посредством игровой деятельности и театрализации»

Автор – составитель:

Педагог – психолог МКДОУ «Д/с №8 «Светлячок»

Гладкова Н.Н.

2025г.

Пояснительная записка

Дошкольное детство – период познания мира человеческих отношений. Ребенок моделирует их в игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом.

Общение - это первый вид социальной активности, благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Оно служит средством приобретения знаний и навыков; формирует и развивает способности, характер, самосознание, личностные качества человека. Человек становится личностью в процессе общения при вхождении в общество, с которым взаимодействует в каждый момент своего существования. Все, что в совокупности представляет собой человек и изменчивые особенности личности, возникает благодаря общению и предназначено для общения.

Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Во всех случаях такой ребёнок сосредоточен на своём «Я», которое замкнуто на своих преимуществах (недостатках) и обособлено от других. Доминирование такого отчуждённого отношения к сверстникам вызывает естественную тревогу, поскольку оно не только затрудняет общение дошкольника со сверстником, но и в дальнейшем может принести массу всевозможных проблем.

Таким образом, необходимо постоянно побуждать у детей подлинный интерес к окружающим их людям, их потребностям, обучать совместному поиску взаимовыгодных решений в конфликтных ситуациях, поддерживать стремление всё время оставаться в контакте, извлекая опыт из неудачного общения. Все эти навыки и позволят ребёнку управлять своим эмоциональным состоянием, что является условием дружественного и плодотворного общения с окружающими.

С развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов дети начинают вступать в более длительное общение. Сама игра требует этого и способствует этому. Однако, в последние годы, и об этом приходиться говорить с сожалением, развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточно внимания в отличие от его интеллектуального развития.

Между тем, отечественные педагоги и психологи (Л.С. Выготский; А.Н. Леонтьев; А.В. Запорожец; М.И. Лисина; Д.Б. Эльконин),  в своих трудах отмечают, что психическое развитие ребенка начинается с общения

Театрализованные игры являются разновидностью творческих игр, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность.

В работах отечественных психологов и педагогов, посвященных выявлению возможностей развития творческих способностей детей дошкольного возраста, выделяется особая роль таких игр. Это обусловлено родством данных игр с театром, являющимся синтетическим видом искусства.

Так, Л.С. Выготский определяет драматизацию, или театральную постановку, как самый частый и распространенный вид детского творчества.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. « В процессе этого сопереживания, - как отмечал психолог и педагог, академик Б. М. Теплов, - создаются определённые отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые ». Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место», - утверждал Б. М. Теплов.

Актуальность работы по данной теме заключается в том, что в дошкольном образовательном учреждении театрализованная деятельность является одной из самых доступных видов искусства для детей, она дает возможность ребенку удовлетворить его любые желания и интересы, познакомиться с окружающим миром во всем его многообразии, активизировать словарь и звуковую культуру речи. Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка.  В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности, что способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты.

Театрализованная деятельность позволяет решить многие проблемы педагогики и психологии, связанные с: 

-художественным образованием и воспитанием детей; 

-формированием эстетического вкуса; 

-нравственным воспитанием; 

-развитием памяти, воображения, инициативности, речи; 

-развитием коммуникативных качеств; 

-созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности,

решением конфликтных ситуаций через театральную игру. 

Театрализованная деятельность прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, способствует развитию коммуникативных способностей

- умению общаться с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, опираясь на правила речевого общения. 

Театрализация используется в интересах речевого развития ребенка. Эмоциональное воздействие произведений театрального искусства стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями. Неся в себе такой положительный импульс, театральная деятельность должна широко использоваться в работе с детьми. Однако воспитание детей средствами театра медленно и не всегда успешно реализуется в практике. Часто театр превращается в мероприятие необязательное, вспомогательное, способное лишь развлечь. Проблема заключается в необходимости осознать, что такой вид детской деятельности, как театрализация, создает максимально благоприятные условия для гармоничного развития ребенка. Принимая действенное участие в праздниках и театрализованных постановках, связанных с народными традициями, ребенок развивает свои художественно – творческие задатки, самостоятельность, самодеятельность, возвращает детей к истокам национальной культуры и естественному познанию духовной жизни народа. 

Моя кружковая работа направлена на повышение самооценки детей, сплочению детского коллектива, снижению конфликтности, развитию у детей эмпатии, творческих способностей, воображения самооценки и взаимооценки, наблюдательности, воспитание основ нравственности, профилактике и психокоррекции агрессивности, конфликтности, замкнутости и тревожности  через театрализацию и игровых методов.

1. Психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющейся базой для формирования представляемого педагогического опыта

Базой для формирования данного опыта являются воспитанники детского сада в возрасте 5-6 лет.

Большая часть детей воспитывается в полных семьях. Дети воспитываются в доброжелательной атмосфере.

Во время проведения непосредственной образовательной деятельности, дети внимательны, активны, с удовольствием участвуют в любом предложенном виде деятельности, проявляют творческую инициативу.

Воспитанники  проявляют активность и творчество в проведении различного рода мероприятий. Дети в основном доброжелательны друг к другу. Инициативность, активность, живой оклик на новые дела, творческие начинания – вот основные черты дошкольников этой группы.

Большая часть ребят умеют самостоятельно обдумывать предстоящие начинания, участвовать в коллективном планировании и анализе своей работы. Отношения в группе между мальчиками и девочками – дружеские.

 У большинства дошкольников осознанная дисциплина,  они умеют руководить и подчиняться. Внимание, доброта и забота взрослых вызывают появление адекватных чувств и отношений со стороны детей.

Итак, в целом коллектив группы целеустремлен, активно участвует в общественной деятельности, включается в предложенную работу. В коллективе есть деловое сотрудничество, взаимопонимание, ответственность каждого за себя и за весь коллектив.

2. Педагогический опыт работы

Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте

Коммуникативные способности позволяют ребенку решать разного рода задачи, возникающие в общении: преодолевать эгоцентризм, распознавать различные коммуникативные ситуации и правила действия в них, выстраивать в коммуникативной ситуации свое поведение адекватно и творчески.

К старшему дошкольному возрасту дети должны уметь сотрудничать, слушать и слышать сверстников и взрослых, обмениваться информацией. Кроме этого, у дошкольников должно сформироваться умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих его людей, детей и взрослых, выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами.

Одной из задач воспитания и обучения детей является социально-нравственное развитие, которое предполагает, в целом, как конечный желаемый результат: формирование знаний о социальной действительности, окружающей ребенка, во всём её многообразии проявлений (от понимания происходящего вокруг него до умения строить адекватные отношения с самой действительностью, что, по сути, является личностной социализацией), формирование умений строить, поддерживать, укреплять, развивать коммуникативные связи, уметь строить свои взаимоотношения, взаимодействовать и жить в гармонии с окружающими людьми (взрослыми, сверстниками).

Поэтому целью моей работы стало актуализация личностного становления воспитанников детского сада через методы психологической коррекции,  развитие коммуникативных способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности, для воспитания гармонично развивающейся, и социально адаптированной личности.

В своей повседневной педагогической деятельности мы опираемся не только на новейшие методики обучения, разработки учёных, педагогов-новаторов, но и на свой личный опыт, который содержит немало своих «изюминок», методических находок, помогающих активизировать коммуникативные навыки дошкольников, развивать у них творческие способности и, конечно, способствовать развитию социально-адаптированной личности. К таким находкам можно отнести:

  • речевые разминки;
  • коммуникативные этюды;
  • игры на интонационное развитие речи;
  • драматизации сказок;
  • использование сказок на новый лад;
  • в гости со сказкой;
  • театр выходного дня;
  • терапевтические сказки.

кроме того, используем традиционные методы:

  • беседы, рассуждения, размышления;
  • праздники, развлечения, с элементами театрализованной деятельности;
  • викторины, конкурсы.

Формы взаимодействия с родителями дошкольников по развитию коммуникативных навыков у детей:

  • ежедневные непосредственные контакты с родителями воспитанников;
  •  ознакомления родителей с информацией, подготовленной воспитателями;
  • участие в праздничных и досуговых мероприятиях детского сада, совместная  деятельность с детьми;
  • участие родителей в образовательном процессе, проведение открытых занятий, бесед, диспутов, дискуссий.

  • индивидуальное или групповое консультирование родителей;
  •  привлечение родителей к обогащению предметно пространственной среды по данной тематике;
  •  анкетирование;
  •  опрос.

Основные задачи тренинговых упражнений:

  • Сформировать у детей представление о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире;
  • Активизировать ценностно-смысловой компонент сознания и личности детей, побудить их к осмыслению общечеловеческих ценностей, к осознанию собственной внутренней позиции, формированию собственных ценностных ориентаций;
  • Развивать умение чувствовать и понимать другого;
  • Повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
  • Способствовать развитию творческих способностей и воображения, индивидуальному самовыражению детей;
  • Развивать любознательность, наблюдательность;
  • Способствовать сплочению детского коллектива;
  • Обучение детей приёмам мышечного расслабления - базового условия для аутогенной тренировки.

Занятия проводятся один раз в неделю в игровой форме. Каждое занятие состоит из нескольких частей и занимает не более 25-30 минут, что полностью соответствует возрастным, психологическим и физическим возможностям старшего дошкольника.

Цикл занятий рассчитан на семь месяцев (28 занятий).

Перспективный план тренинговых упражнений

  1. неделя
  1. неделя
  1. неделя
  1. неделя

Октябрь

Занятие № 1

1.Ритуал начала занятия

«Дружба начинается с улыбки»

2.Игра «Мы соскучились друг по другу».

3.Беседа «Что интересного я увидел и узнал за лето»

 коллективный рисунок «Каким нам запомнилось лето»

4.Ритуал окончания занятия «Круг друзей»

Занятие № 2

1.Ритуал начала занятия

«Дружба начинается с улыбки»

2.«Мы все за лето очень выросли, изменились. Давайте расскажем о себе». Игра-беседа «Знаешь ли ты себя».

3.Игра «Узнай по описанию».

4. Нарисуй свой портрет

3.Ритуал окончания занятия

«Круг друзей»

Занятие № 3

1.Ритуал начала занятия

«Дружба начинается с улыбки»

2. Этюды на мимику и движения:
«Изобрази жестом»
«Идет петушок»
«Радость»
Сказки: «Дед и репка»

3.Ритуал окончания занятия «Круг друзей»

Занятие № 4

1.Ритуал начала занятия

«Дружба начинается с улыбки»

2.Упражнение «Как меня зовут».

«Как можно назвать человека по имени»).

3. Игра – беседа «Как можно назвать ваших маму, папу, дедушку и бабушку»

4. Пластический этюд «Солнышко».

5.Игра «Дотронься до...».

6.Ритуал окончания занятия «Круг друзей»

Ноябрь

Занятие № 5

1.Ритуал начала занятия

«Волшебный клубочек»

2.Игра-перевоплощение.

 «Природа создала репейник, чтобы он ко всем приставал».

3. Мини-этюд «Грибочки».

4. Пантомима «Солим грибы»

3.Ритуал окончания занятия

Занятие № 6

1.Ритуал начала занятия

«Волшебный клубочек»

2.Игра-беседа «Стрекоза»

3. Пластический этюд   «Росинки»

4.Ритуал окончания занятия

«Доброе Животное»

Занятие № 7

1.Ритуал начала занятия

«Волшебный клубочек»

2. Игра-беседа. «Если бы мы были водосточной трубой».

3.Пластический этюд «Капельки».

4. Рисование домов с различными водосточными трубами

-мы архитекторы.

5. Ритуал окончания занятия «Доброе Животное»

Занятие № 8

1.Ритуал начала занятия

«Волшебный клубочек»

2.Игра-перевоплощение «Ты — маленькое деревце».

3.Пластический этюд «Я — маленький листочек»

4.Ритуал окончания занятия «Доброе Животное»

Декабрь

Занятие № 9

1.Ритуал начала занятия «Комплименты»

2. Игра «Ветер дует на... ».

3.Ритуал окончания занятия «Эстафета дружбы»

Занятие № 10

1.Ритуал начала занятия

«Комплименты»

2.Этюд «Скажи хорошее о друге» (2 ребенка).

3.Игра «Рычи, лев, рычи; стучи, поезд, стучи».

4.Ритуал окончания занятия

«Эстафета дружбы»

Занятие № 11

1.Ритуал начала занятия

«Комплименты»

2.Беседа «Как можно пожалеть»

3.Этюды на выражение страдания и печали:
4.Ритуал окончания занятия «Эстафета дружбы»

Занятие № 12

1.Ритуал начала занятия

«Комплименты»

2.Игра-перевоплощение «Бездомному всегда плохо».

3.Этюд «Спаси птенца».

4.Ритуал окончания занятия «Эстафета дружбы»

Январь

Занятие № 13

1.Ритуал начала занятия

«Дружба начинается с улыбки»

2.Сказка «Маша и сандалики».

3.Беседа по сказке, в которой используются вопросы о чувствах детей по отношению к героям сказки.

4.Этюд «Глаза в глаза».

5.Ритуал окончания занятия «Солнечные лучики»

Занятие № 14

1.Ритуал начала занятия

«Дружба начинается с улыбки»

2.Игра-перевоплощение «Все когда-то мечтают стать птицей».

3.Пластический этюд «Птицы».

4. Ритуал окончания занятия «Солнечные лучики»

Занятие № 15

1.Ритуал начала занятия

«Дружба начинается с улыбки»

2.Беседа «Как можно понять настроение человека?»

3.Игра «На что похоже настроение?»

4.Этюд «Нарисуй свое настроение и расскажи, почему оно сегодня такое».

5.Ритуал окончания занятия «Солнечные лучики»

Занятие № 16

1.Ритуал начала занятия

«Дружба начинается с улыбки»

2.Игра-беседа. «Ты — часть природы»

3. Этюд «Скажи хорошее о друге».

4.Игра «Найди друга».

5.Игра «Мяч в руки».

6.Ритуал окончания занятия «Солнечные лучики»

Февраль

Занятие № 17

1.Ритуал начала занятия

«Доброе Животное»

2.Беседа «Как можно назвать человека по имени»

3. Игра «Встреча настроений».

4.Игра «Тренируем эмоции».
5.Ритуал окончания занятия. «Эстафета дружбы»

Занятие № 18

1.Ритуал начала занятия

 «Доброе Животное»

3.Игра-перевоплощение «Представь себе, что ты паучок».

4.Игра «Солнечный зайчик».

5.Подвижная игра «Паутинка».

6.Ритуал окончания занятия

«Эстафета дружбы»

Занятие № 19

1.Ритуал начала занятия

«Доброе Животное»

2.Сказка «Пес Барбос».

3.Беседа по сказке о чувствах и отношении детей к герою.

4.Этюд «Сломанная кукла».

5.Поручение «Поможем нашим игрушкам в группе».

6.Ритуал окончания занятия «Эстафета дружбы»

Занятие № 20

1.Ритуал начала занятия

«Доброе Животное»

2.Пластический этюд «Солнышко».

3.Игра-перевоплощение «Представь себя облачком, плывущим по небу».

4.Пение песни «Облака, белогривые лошадки» с имитацией движений.

5.Ритуал окончания занятия «Эстафета дружбы»

Март

Занятие № 21

1.Ритуал начала занятия «Комплименты»

2.Упражнение «Возьми себя в руки».

3.Ритуал окончания занятия «Круг друзей»

Занятие № 22

1.Ритуал начала занятия

«Комплименты»

2.Упражнение «Заряд бодрости».

3.Ритуал окончания занятия

«Круг друзей»

Занятие № 23

1.Ритуал начала занятия

«Комплименты»

2.  Рассказывание сказки «Волшебники».

3.Беседа по сюжету сказки.

4.Игра-имитация «Починим стульчик».

5.Ритуал окончания занятия «Круг друзей»

Занятие № 24

1.Ритуал начала занятия

«Комплименты»

2.Беседа «Как можно поздороваться».

3.Ритуал окончания занятия «Круг друзей»

Апрель

Занятие № 25

1.Ритуал начала занятия

«Доброе Животное»

2.Беседа о том, как город готовится к приходу весны. Предложение отправиться в разные уголки города (парки или сквер).

3.Игра-перевоплощение «Скамейка в парке».

4.Игра-имитация «Маляры» (под музыку).

5.Ритуал окончания занятия «Солнечные лучики»

Занятие № 26

1.Ритуал начала занятия

«Доброе Животное»

2.Беседа-продолжение темы предыдущего занятия. 3.Игра-перевоплощение «Волшебник превратил вас в качели».

«Представь себе, что ты — качели»

4.Этюд «Качели».

5.Этюд «Танец морских волн».

6.Ритуал окончания занятия

«Солнечные лучики»

Занятие № 27

1.Ритуал начала занятия

«Доброе Животное»

2.Игра-перевоплощение «Представь себя камнем у дороги».

3.Работа с пластилином, глиной или пенопластом. «Мы — скульпторы».

4.Ритуал окончания занятия «Солнечные лучики»

Занятие № 28

1.Ритуал начала занятия

«Доброе Животное»

2.Рассказывание сказки «Про чашечку».

3.Беседа о том, как плохо зазнаваться.

4.Разыгрывание мини-этюдов из сказки.

5.Рассматривание пиктограммы — хвастовство.

5.Ритуал окончания занятия «Солнечные лучики»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация воспитанников детского сада при помощи игровой деятельности.

«Игра имеет то же значение для ребенка, что для взрослого - профессиональная и трудовая деятельность. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет...». (А.С.Макаренко...

Эффективность взаимодействия педагогов детского сада с родителями в процессе игровой деятельности в младшей группе

Эффективность взаимодействия педагогов детского сада с родителями в процессе игровой деятельности в младшей группе...

Развитие творческих способностей воспитанников детского сада через театрализованную деятельность

Задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения сегодня рассматривается  как одна из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.  Основной целью воспита...

Выступление на межмуниципальных экологических чтениях «Экология природы – экология культуры» «Реализация индивидуальных запросов воспитанников детского сада через участие в экологическом проекте «Экология природы – экология души»

 Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек» - это образовательное учреждение, в котором экологическ...

Взаимодействие с семьями воспитанников в детском саду через игровую и досуговую деятельность

Опыт работы. Доклад. Досуговая деятельность как форма взаимодействия с семьёй в рамках реализации задач гендерного воспитания. Данная разработка может быть использована воспитателями, педагогами для о...

«Развитие эмоционально - волевой сферы у детей дошкольного возраста через преодоление конфликтности в детском коллективе посредством игровой деятельности»

Развитие эмоционально - волевой сферы имеет чрезвычайную значимость в работе по преодолению конфликтности у дошкольников, так как   именно в этом возрасте в общении детей друг с другом возни...