Коррекционно-развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста с низким уровнем развития ВПФ
рабочая программа по психологии (старшая группа)
Процесс развития высших психических функций начинается в раннем детском возрасте. Высшие психические функции (ВПФ) (англ. higher mental functions) — это психические процессы, социальные по своему происхождению, опосредованные по строению, произвольные по характеру регуляции и системно связанные друг с другом. Высшие психические функции — одно из основных понятий современной психологии, введенное Л. С. Выготским и далее развитое А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Д. Б. Элькониным, П. Я. Гальпериным и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionno-razvivayushchaya_programma_vpf.doc | 106 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Снежинка»
(МБДОУ «Детский сад «Снежинка»)
Коррекционно-развивающая программа
для детей старшего дошкольного возраста с низким уровнем развития ВПФ.
Разработчик:
Алексеева О.В., педагог-психолог
г. Гагарин
Пояснительная записка
Развитие человека в онтогенезе идет непрерывно, всю жизнь и у каждого протекает по- своему. Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребёнка. Дошкольный возраст — это период интенсивного психического развития и формирования новых психических особенностей. В период от 2 до 7 лет закладывается фундамент поведенческой, эмоционально-волевой и познавательной сфер личности человека. Необходимо помнить, что траектория развития каждого ребенка индивидуальна. Одни дети растут быстрее и опережают своих одногодок, другие отстают в развитии. Это зависит от многих факторов: генетической предрасположенности, внутриутробного развития, родовых травм, социальной среды, воспитания, зрелости нервной системы и других.
Процесс развития высших психических функций начинается в раннем детском возрасте. Высшие психические функции (ВПФ) (англ. higher mental functions) —это психические процессы, социальные по своему происхождению, опосредованные по строению, произвольные по характеру регуляции и системно связанные друг с другом. Высшие психические функции — одно из основных понятий современной психологии, введенное Л. С. Выготским и далее развитое А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Д. Б. Элькониным, П. Я. Гальпериным и др.
Л.С. Выготский утверждал, что дошкольный возраст является начальным этапом становления познавательной деятельности. К познавательным процессам ребенка дошкольника относится: восприятие, память, мышление, речь, воображение.
Исходя из вышеизложенного была разработана данная программа, направленная на развитие ВПФ в старшем дошкольном возрасте.
Цель программы:
Развитие высших психических функций, создать условия для усвоения детьми образовательной программы.
Задачи:
Развитие внимания:
1) развивать способность к переключению внимания;
2) развивать концентрацию внимания;
3) развивать произвольное внимание;
4) развивать объём внимания.
Развитие восприятия:
1) развивать восприятие геометрических фигур;
2) развивать точность восприятия;
3) развивать цветоразличение;
4) развивать восприятие длительности временного интервала;
5) развивать представление о частях суток;
6) развивать представления о временах года;
7) развивать пространственные представления;
8) развивать наблюдательность.
Развитие мышления:
1) развивать мыслительные процессы: обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков
2) развивать гибкость ума и словарный запас
3) развивать сообразительность.
Развитие памяти:
1) увеличивать объём памяти в зрительной, слуховой модальностях
2) развивать приёмы ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой и непосредственно образовательной деятельности.
Развитие речи:
1)Развивать словарный запас
2)активизировать пассивный словарь
3)развивать связную речь
Развитие воображения и творческих способностей.
Развитие тонкой моторики рук.
Диагностический инструментарий: экспресс-диагностика развития познавательной сферы Павловой Н.Н. – Руденко Л.Г.
Диагностика проводится с использованием субтестов.
При количественной обработке полученные результаты условно делятся на 3 уровня: высокий, средний, низкий.
Предлагаемая программа состоит из развивающих занятий, составленных с учетом индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
По форме организации все игры и упражнения можно разделить на:
- групповые,
- индивидуальные.
Работа в группе позволяет помимо развития необходимых познавательных процессов уделять внимание формированию социально-психологической зрелости; развивать навыки общения, совместной деятельности и т.д.
Все занятия предлагаемой программы имеют между собой смысловую связь. Занятия строятся на понятном детям материале.
Структура занятий: разминка, пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие ВПФ, работа в тетради, упражнения на релаксацию, рефлексия.
Предлагаемые игры и упражнения направлены на развитие памяти, внимания, мышления, воображения: «Запомни точно», «Корректурная проба», «Выложи по образцу», «Волшебные квадратики», «Продолжи ряд», «Нос – пол - потолок», «Летает – не летает» и др.
В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, речи: «Пальчиковая гимнастика», «Работа в тетрадях». Как известно речь, рука и мышление связаны «одной ниточкой», и нарушения в этой цепочке неизбежно ведут к отставанию в развитии, либо мышления, либо речи.
Так же в программу включены упражнения на релаксацию, позволяющие успокаивать дошкольников, снимать мышечное и эмоциональное напряжение, развивать воображение и фантазию.
Занятия рекомендуется проводить с группой детей не более 6-7 человек. Продолжительность занятия 25-30 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю педагогом-психологом.
По окончании коррекционно-развивающих занятий проводится итоговая диагностика, определяющая динамику в развитии психических процессов у детей.
В период коррекции даются рекомендации педагогам и родителям для индивидуальной работы с детьми по развитию их познавательных способностей.
Календарно-тематическое планирование
№ п.п. | Содержание занятия | Сроки проведения | Кол-во часов |
| 1-я неделя октября | 1 | |
2. |
| 2-я неделя октября | 1 |
3. |
| 3 неделя октября | 1 |
4. |
| 4 неделя октября | 1 |
5. |
| 1 неделя ноября | 1 |
6. |
| 2 неделя ноября | 1 |
7. |
| 3 неделя ноября | 1 |
8. |
| 4 неделя ноября | 1 |
9. |
| 1 неделя декабря | 1 |
10. |
| 2 неделя декабря | 1 |
11. |
| 3 неделя декабря | 1 |
12. |
| 4 неделя декабря | 1 |
13. | Промежуточная диагностика. | 3 неделя января | |
14. |
| 4 неделя января | 1 |
15. |
| 1 неделя февраля | |
16. |
| 2 неделя февраля | |
17. |
| 3 неделя февраля | |
18. |
| 4 неделя февраля | |
19. |
| 1 неделя марта | 1 |
20. |
| 2 неделя марта | 1 |
21. |
| 3 неделя марта | 1 |
22. |
| 4 неделя марта | 1 |
23. |
| 1 неделя апреля | 1 |
24. |
| 2 неделя апреля | 1 |
25. |
| 3 неделя апреля | 1 |
26. |
| 4 неделя апреля | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Я все смогу!» Коррекционно-развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста
Программа «Я все смогу!» предназначена для детей 6 – 7 лет, имеющих повышенный уровень тревожности по поводу предстоящего обучения в школе, заниженную самооценку, неуверенность в собственных силах, де...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста, имеющих трудности развития познавательной и речевой сферы, с использованием ресурсов сенсорной комнаты
Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка, в определенной мере предопределяя низкую познава...
Коррекционно-развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 9 «Сказка» города Лесосибирска КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ...
Программа комплексных коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста с низкой познавательной активностью и эмоциональными нарушениями
Программа рассчитана на детей 5 - 7 лет и включает в себя 20 занятий. Занятия проводятся 1 – 2 раза в неделю продолжительностью 30 - 40 минут. В группу набираются дети, по итогам пси...
Коррекционно-развивающая программа сопровождения детей старшего дошкольного возраста с низким уровнем эмоционального интеллекта
Коррекционно-развивающая программа сопровождения детей старшего дошкольного возраста с низким уровнем эмоционального интеллекта...
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ
Программа коррекционно-развивающей работы для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития по развитию коммуникативных навыков....
« ЗНАЧЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ».
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обуч...