Коррекционно-развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста с низким уровнем развития ВПФ
рабочая программа по психологии (старшая группа)

Алексеева Ольга Валерьевна

Процесс развития высших психических функций начинается в раннем детском возрасте. Высшие психические функции (ВПФ) (англ. higher mental functions) — это психические процессы, социальные по своему происхождению, опосредованные по строению, произвольные по характеру регуляции и системно связанные друг с другом.  Высшие психические функции — одно из основных понятий современной психологии, введенное Л. С. Выготским и далее развитое А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Д. Б. Элькониным, П. Я. Гальпериным и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrektsionno-razvivayushchaya_programma_vpf.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Снежинка»

(МБДОУ «Детский сад «Снежинка»)

Коррекционно-развивающая программа

для детей старшего дошкольного возраста с низким уровнем развития ВПФ.

Разработчик:

Алексеева О.В., педагог-психолог

г. Гагарин

Пояснительная записка

Развитие человека в онтогенезе идет непрерывно, всю жизнь и у каждого протекает по- своему. Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребёнка. Дошкольный возраст — это период интенсивного психического развития и формирования новых психических особенностей. В период от 2 до 7 лет закладывается фундамент поведенческой, эмоционально-волевой и познавательной сфер личности человека. Необходимо помнить, что траектория развития каждого ребенка индивидуальна. Одни дети растут быстрее и опережают своих одногодок, другие отстают в развитии. Это зависит от многих факторов: генетической предрасположенности, внутриутробного развития, родовых травм, социальной среды, воспитания, зрелости нервной системы и других.

Процесс развития высших психических функций начинается в раннем детском возрасте. Высшие психические функции (ВПФ) (англ. higher mental functions) —это психические процессы, социальные по своему происхождению, опосредованные по строению, произвольные по характеру регуляции и системно связанные друг с другом.  Высшие психические функции — одно из основных понятий современной психологии, введенное Л. С. Выготским и далее развитое А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Д. Б. Элькониным, П. Я. Гальпериным и др. 

Л.С. Выготский утверждал, что дошкольный возраст является начальным этапом становления познавательной деятельности. К познавательным процессам ребенка дошкольника относится: восприятие, память, мышление, речь, воображение.

Исходя из вышеизложенного была разработана данная программа, направленная на развитие ВПФ в старшем дошкольном возрасте.

Цель программы:

Развитие высших психических функций, создать условия для усвоения детьми образовательной программы.

Задачи:

Развитие внимания:

1) развивать способность к переключению внимания;

2) развивать концентрацию внимания;

3) развивать произвольное внимание;

4) развивать объём внимания.

Развитие восприятия:

1) развивать восприятие геометрических фигур;

2) развивать точность восприятия;

3) развивать цветоразличение;

4) развивать восприятие длительности временного интервала;

5) развивать представление о частях суток;

6) развивать представления о временах года;

7) развивать пространственные представления;

8) развивать наблюдательность.

Развитие мышления:        

1) развивать мыслительные процессы: обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков

2) развивать гибкость ума и словарный запас

3) развивать сообразительность.

Развитие памяти:

1) увеличивать объём памяти в зрительной, слуховой модальностях

2) развивать приёмы ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой и непосредственно образовательной деятельности.

Развитие речи:

1)Развивать словарный запас

2)активизировать пассивный словарь

3)развивать связную речь

Развитие воображения и творческих способностей.

Развитие тонкой моторики рук.

Диагностический инструментарий: экспресс-диагностика развития познавательной сферы Павловой Н.Н. – Руденко Л.Г.

Диагностика проводится с использованием субтестов.

При количественной обработке полученные результаты условно делятся на 3 уровня: высокий, средний, низкий.

Предлагаемая программа состоит из развивающих занятий, составленных с учетом индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста.

По форме организации все игры и упражнения можно разделить на:

- групповые,

- индивидуальные.

Работа в группе позволяет помимо развития необходимых познавательных процессов уделять внимание формированию социально-психологической зрелости; развивать навыки общения, совместной деятельности и т.д.

Все занятия предлагаемой программы имеют между собой смысловую связь. Занятия строятся на понятном детям материале.

Структура занятий: разминка, пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие ВПФ, работа в тетради, упражнения на релаксацию, рефлексия.

Предлагаемые игры и упражнения направлены на развитие памяти, внимания, мышления, воображения: «Запомни точно», «Корректурная проба», «Выложи по образцу», «Волшебные квадратики», «Продолжи ряд», «Нос – пол - потолок», «Летает – не летает» и др.

В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, речи: «Пальчиковая гимнастика», «Работа в тетрадях». Как известно речь, рука и мышление связаны «одной ниточкой», и нарушения в этой цепочке неизбежно ведут к отставанию в развитии, либо мышления, либо речи.  

Так же в программу включены упражнения на релаксацию, позволяющие успокаивать дошкольников, снимать мышечное и эмоциональное напряжение, развивать воображение и фантазию.

Занятия рекомендуется проводить с группой детей не более 6-7 человек. Продолжительность занятия 25-30 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю педагогом-психологом.

По окончании коррекционно-развивающих занятий проводится итоговая диагностика, определяющая динамику в развитии психических процессов у детей.

В период коррекции даются рекомендации педагогам и родителям для индивидуальной работы с детьми по развитию их познавательных способностей.

Календарно-тематическое планирование

№ п.п.

Содержание занятия

Сроки проведения

Кол-во часов

  1. Игра «Знакомство»
  2. Обсуждаем правила группы
  3. Корректурная проба
  4. Работа в тетрадях
  5. Игра «Нос, пол, потолок»
  6. Рефлексия

1-я неделя октября

1

2.

  1. Игра-разминка «Приметы осени»
  2. Игра «Подбери парную картинку»
  3. Пальчиковая гимнастика «Улитка»
  4. Работа в тетрадях
  5. Игра «Сесть-встать»
  6. Игра «Какой фигуры не хватает»
  7. Упражнение «Полет высоко в небе» с 12
  8. Рефлексия

2-я неделя октября

1

3.

  1. Игра-разминка «Овощи»
  2. Корректурная проба
  3. Пальчиковая гимнастика «Замок»
  4. Работа в тетрадях
  5. Игра «Будь внимателен» с 13
  6.  Выложи по образцу
  7. Упражнение «Путешествие в волшебный лес» с 14
  8. Рефлексия

3 неделя октября

1

4.

  1. Игра-разминка «Фрукты»
  2. Корректурная проба
  3. Работа в тетрадях
  4. Игры с песком на выбор из папки «Игры с песком»
  5. Выложи картинки по порядку, найди лишнюю
  6. Пальчиковая гимнастика на выбор из папки «Пальчиковая гимнастика»
  7. Упражнение «Тихое озеро»
  8. Рефлексия

4 неделя октября

1

5.

  1. Игра-разминка «Волшебный мешочек» Дикие животные
  2. Корректурная проба
  3. Работа в тетрадях
  4. Игра «Изобрази явление» с 10
  5. Игры с песком
  6. Игра «Чем похожи и чем отличаются»
  7. Игра «Запомни и найди»
  8. Рефлексия

1 неделя ноября

1

6.

  1. Игра-разминка «10 слов». Домашние животные
  2. Работа в тетрадях
  3. Игра «Найди и нарисуй недостающую фигуру»
  4. Пальчиковая гимнастика «Гусеница»
  5. Рисование по точкам
  6. Игра «Право, лево, верх, низ» с использованием геом. фигур разных размеров и цветов.
  7. Игры с песком
  8. Рефлексия.

2 неделя ноября

1

7.

  1. Игра-разминка «Птицы»
  2. Работа в тетрадях
  3. Пальчиковая гимнастика «Гусеница»
  4. Запомни картинки
  5. Найди лишнее
  6. Игра «Хлопни в ладоши, если…»
  7. Упражнение «Тихое озеро»
  8. Рефлексия

3 неделя ноября

1

8.

  1. Игра-разминка «Природные явления»
  2. Копирование образца
  3. Пальчиковая гимнастика «Капитан»
  4. Работа в тетрадях
  5. Посмотри внимательно на фигуру, запомни и сделай такую же (выкладывание из палочек одного цвета или нескольких цветов)
  6. Найди отличия
  7. Игры с песком
  8. Рефлексия

4 неделя ноября

1

9.

  1. Игра-разминка «Зима»
  2. Расставь значки
  3. Работа в тетрадях
  4. Пальчиковая гимнастика «Капитан»
  5. Игра «Сыщик»
  6. Придумай загадку
  7. Игры с пуговицами (на выбор из папки «Игры с пуговицами»)
  8. Рефлексия

1 неделя декабря

1

10.

  1. Игра-разминка «Приметы зимы»
  2. Что изменилось?
  3. Работа в тетради
  4. Пальчиковая гимнастика «Домик»
  5. Нарисуй и зачеркни с 24
  6. Раздели предметы на группы
  7. Упражнение «Плывем в облаках»
  8. Рефлексия

2 неделя декабря

1

11.

  1. Игра- разминка «Перелетные и зимующие птицы»
  2. Выложи буквы так, как только что видел
  3. Работа в тетрадях
  4. Пальчиковая гимнастика «Домик»
  5. Посиди тихо и встань, когда минута закончится (по мнению ребёнка)
  6. Цветное лото
  7. Упражнение «Порхание бабочки» с 7
  8. Рефлексия

3 неделя декабря

1

12.

  1. Игра- разминка «Новогодний праздник»
  2. Найди отличия
  3. Работа в тетрадях
  4. Пальчиковая гимнастика (повторение)
  5. Анализируем ряды с 30
  6. Что будет, если
  7. Упражнение «Необычная радуга» с 29
  8. Рефлексия

4 неделя декабря

1

13.

Промежуточная диагностика.

3 неделя января

14.

  1. Игра-разминка «Летает, не летает. Транспорт»
  2. Корректурная проба
  3. Работа в тетрадях
  4. Пальчиковая гимнастика «Кошка и мышка»
  5. Четвертый лишний
  6. Разгадывание загадок
  7. Дорисуй фигуры
  8. Рефлексия

4 неделя января

1

15.

  1. Игра-разминка «Части суток»
  2. Расставь знаки
  3. Работа в тетрадях
  4. Пальчиковая гимнастика «Рыбка»
  5. Аналогии с 69
  6. Комбинирование (рисование или конструирование предметов из геометрических фигур)
  7. Дорисуй чтобы получилась картинка
  8. Рефлексия

1 неделя февраля

16.

  1. Игра-разминка «Деревья»
  2. Хлопни в ладоши, если…
  3. Работа в тетрадях
  4. Пальчиковая гимнастика «Рыбка»
  5. Дорисуй, что бы получилась сюжетная картинка
  6. Залатай коврик
  7. Игры с пуговицами
  8. Рефлексия

2 неделя  февраля

17.

  1. Игра-разминка «Насекомые»
  2. Картинки-загадки с 46
  3. Запомни и нарисуй
  4. Работа в тетрадях
  5. Пальчиковая гимнастика «Гвозди»
  6. Зашифрованные слова
  7. Игры с песком
  8. Рефлексия

3 неделя февраля

18.

  1. Игра–разминка «Семья»
  2. Корректурная проба
  3. Работа в тетрадях
  4. Пальчиковая гимнастика «Гвозди»
  5. Зашифрованные слова
  6. Найди недостающую фигуру
  7. Игры с песком
  8. Рефлексия

4 неделя февраля

19.

  1. Игра «Приметы весны»
  2. Расставь точки на своей карточке так, как ты видел
  3. Работа в тетрадях
  4. Пальчиковая гимнастика «Дом»
  5. Сложи узор
  6. Выложи по образцу
  7. Упражнение «Полет высоко в небе»
  8. Рефлексия

1 неделя марта

1

20.

  1. Игра –разминка «Части тела»
  2. Придумай загадку
  3. Работа в тетрадях
  4. Найди ошибку
  5. Составь целое из частей
  6. Найти 5 предметов одного цвета
  7. Упражнение «Воздушный шарик»
  8. Рефлексия

2 неделя марта

1

21.

  1. Игра-разминка «Инструменты»
  2. Расставь знаки
  3. Работа в тетрадях
  4. Пальчиковая гимнастика «Дом»
  5. Сделай за 1 минуту
  6. Раздели предметы на группы
  7. Пантомима
  8. Рефлексия

3 неделя марта

1

22.

  1. Игра «Посуда»
  2. Графический диктант
  3. Работа в тетрадях
  4. Лабиринт
  5. Найди 10 отличий
  6. Найди подходящую заплатку
  7. Упражнение «Погладим котенка»
  8. Рефлексия

4 неделя марта

1

23.

  1. Игра-разминка «Грибы»
  2. Графический диктант
  3. Работа в тетрадях
  4. Зачеркни лишнее
  5. Пальчиковая гимнастика (повторение)
  6. Лабиринт
  7. Упражнение «Шапка-невидимка»
  8. Рефлексия

1 неделя апреля

1

24.

  1. Я положил в мешок…. Вспомнить ягоды
  2. Нарисуй по точкам
  3. Работа в тетрадях
  4. Пальчиковая гимнастика. По желанию ребенка
  5. Реши логические задачи
  6. Раскрась одинаковые фигуры одинаковым цветом
  7. Игры с песком
  8. Рефлексия

2 неделя апреля

1

25.

  1. Игра «Приметы весны»
  2. Продолжи ряд
  3. Работа в тетрадях
  4. Логические задачи
  5. Пальчиковая гимнастика
  6. Отгадай загадки
  7. Лабиринт
  8. Рефлексия

3 неделя апреля

1

26.

  1. Игра «Приметы лета»
  2. Корректурная проба
  3. Найди ошибку
  4. Работа в тетради
  5. 10 слов
  6. Назови слова со звуком …(П, Р, Ч….)
  7. Дорисуй фигуры
  8. Рефлексия

4 неделя апреля

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Я все смогу!» Коррекционно-развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста

Программа «Я все смогу!» предназначена для детей 6 – 7 лет, имеющих повышенный уровень тревожности по поводу предстоящего обучения в школе, заниженную самооценку, неуверенность в собственных силах, де...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста, имеющих трудности развития познавательной и речевой сферы, с использованием ресурсов сенсорной комнаты

Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка, в определенной мере предопределяя низкую познава...

Коррекционно-развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 9 «Сказка» города Лесосибирска        КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ...

Программа комплексных коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста с низкой познавательной активностью и эмоциональными нарушениями

Программа рассчитана на детей 5 - 7 лет и включает в себя 20 занятий. Занятия проводятся 1 – 2  раза в неделю продолжительностью 30 - 40 минут.  В группу набираются дети, по итогам пси...

Коррекционно-развивающая программа сопровождения детей старшего дошкольного возраста с низким уровнем эмоционального интеллекта

Коррекционно-развивающая программа сопровождения детей старшего дошкольного возраста с низким уровнем эмоционального интеллекта...

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ

Программа коррекционно-развивающей работы для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития по развитию коммуникативных навыков....

« ЗНАЧЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ».

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обуч...