ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)
Программа коррекционно-развивающей работы для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития по развитию коммуникативных навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vasilyeva.docx | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ
Составил: учитель-логопед, Васильева М.В.
Пояснительная записка
Нормативно-правовой и документальной основой программы коррекционной работы с обучающимися общего образования являются:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)
- О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МО РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.);
- Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N124-ФЗ);
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2008 года N АФ – 150/06 о создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидами.
Актуальность
В настоящее время уже накоплен определенный опыт работы по организации коррекционно-педагогической помощи дошкольникам с задержкой психического развития в условиях специального детского сада. В коррекционной работе с такими детьми формирование коммуникативных умений превращается в сложную задачу, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса, целью трудно достижимой, требующей длительной кропотливой работы дефектологов, логопедов, воспитателей, родителей. Поэтому очевидна необходимость совершенствования традиционных приёмов и методов, а также поиска более новых, более эффективных путей развития коммуникативных навыков у дошкольников с задержкой психического развития.
Важно помнить, что у дошкольника ведущей формой деятельности, по Л.С. Выготскому, является игровая, поэтому формирование коммуникативных навыков должно происходить в процессе игры.
Игра и есть та деятельность, которая обеспечивает всестороннее развитие ребёнка. Является одним из могучих средств обучения и воспитания, в которой ребёнок осваивает эмоционально, а затем интеллектуально всю систему человеческих отношений. Она позволяет развивать внимание, мышление, память и другие психические процессы, а так-же коммуникативные навыки, поэтому в системе обучения и воспитания детей с ЗПР, игры занимают не только значительное место, но и представлены во всём их многообразии.
Особенно актуальным использование данного приема является в связи с вступлением в систему дошкольного образования Федеральных государственных образовательных стандартов. При разработке данной Программы учитывались следующие требования ФГОС:
- Программа обеспечивает развитие дошкольников в различных видах общения и деятельности, с учётом их возрастных, индивидуальных, речевых особенностей.
- Программа направлена на создание условий речевого развития ребёнка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.
- Программа способствует формированию общей культуры личности детей, в том числе развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
- Для реализации программы актуален ряд ведущих видов деятельности, таких как игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Цель программы: развитие коммуникативных навыков дошкольников по средствам игровых технологий.
Задачи программы:
- Повышение потребности общения со сверстниками и взрослыми.
- Развитие способности к самоконтролю.
- Развитие способности к эмпатии.
- Повышение культуры вербального и невербального взаимодействия.
- Обогащение запаса знаний об окружающем.
В реализации данной программы принимают участие дошкольники 5-6 лет, зачисленные в группу коррекционно-развивающего обучения на основании заключений ПМПК:
- выраженная задержка психического развития;
- ЗПР церебрально-органического генеза;
- ЗПР психогенного генеза;
- ЗПР соматогенного генеза;
- ЗПР конституционального генеза;
- ЗПР смешанного генеза.
Срок реализации – 1 год обучения.
Общая продолжительность – 34 занятия.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, длительность занятия 25 минут.
Тематическое планирование
№ | Тема | Цель | Содержание |
Входная диагностика | Изучение уровня развития коммуникативных навыков | Методики исследования: 1. «Особенности высказывания детей 3 – 6 лет» (В. Богомолов), 2. «Схема наблюдения» (М. Я. Басов), 3. «Диагностика развития общения со сверстниками» (И.А. Орлова, В.М. Холмогоровой). | |
«Связующая нить» | Сплочение группы, раскрепощение детей. | Упражнение «Давайте поздороваемся». Игра «Доброе животное». Игра «Волшебный стул» Ритуал прощания «Эстафета дружбы». | |
«Вместе интереснее» | Создание условий для установления контакта между детьми группы. | Упражнение «Давайте поздороваемся». Игра «Цветок растет». Упражнение «Хоровод». Ритуал прощания «Эстафета дружбы». | |
«Общение без слов» | Создание условий для перехода к непосредственному общению (отказ от каких-либо вербальных и предметных способов взаимодействия). | Ритуал приветствия «Общий круг». Упражнение «Жизнь в лесу». Игра «Добрые эльфы». Упражнение «Волны». Ритуал прощания «Эстафета дружбы». | |
«Внимательные дети» | Создание условий для установления в группе спокойной атмосферы и концентрации внимания детей. | Ритуал приветствия «Общий круг». Упражнение «Птенцы». Упражнение «Зеркало». Ритуал прощания «Эстафета дружбы». | |
«Внимание к другому» | Формирование способности видеть сверстника и обращать на него внимание. | Ритуал приветствия «Общий круг». Игра «Театр». Игра «Разноцветный букет». Ритуал прощания «Эстафета дружбы». | |
«Мы – одно целое» | Учить детей согласовывать собственное поведение с поведением других детей. | Ритуал приветствия «Общий круг». Игра «Доброе животное». Игра «Божья коровка». Ритуал прощания «Эстафета дружбы». | |
«Сотрудники» | Формирование способности у детей договариваться друг с другом. | Ритуал приветствия «Общий круг». Упражнение «Работаем вместе». Упражнение «На тропинке». Ритуал прощания «Эстафета дружбы». | |
«Эмоции» | Учить определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений. | Ритуал приветствия «Давайте поздороваемся». Упражнение «Пантомимические этюды». Упражнение «Собери чемодан». Ритуал прощания «Эстафета дружбы». | |
«Вместе мы переживем» | Создание условий для сплочения группы, раскрепощения детей. | Ритуал приветствия «Давайте поздороваемся». Упражнение «Шторм». Упражнение «Кто лучше улыбнется». Игра «Курица с цыплятами». Ритуал прощания «Эстафета дружбы». | |
«Что произошло?» | Создание условий для умения определять эмоциональные состояния. | Ритуал приветствия «Общий круг». Упражнение «Что случилось?». Упражнение «Серия картин». Ритуал прощания «Эстафета дружбы». | |
«Помощники» | Создание условий для проявления взаимопомощи и сопереживания. | Ритуал приветствия «Давайте поздороваемся». Игра «Помощники». Игра «Гномики». Ритуал прощания «Эстафета дружбы». | |
«Мы поможем» | Создание условий для проявления взаимопомощи и сопереживания. | Ритуал приветствия «Давайте поздороваемся». Упражнение «Я помогаю другим». Игра «Поделись игрушкой». Ритуал прощания «Эстафета дружбы». | |
«Добрые пожелания» | Учить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей. | Ритуал приветствия «Давайте поздороваемся». Игра «Волшебный стул». Лепка «Волшебное ожерелье». Ритуал прощания «Эстафета дружбы». | |
«Волшебство» | Создание условий для перехода к непосредственному общению (отказ от каких-либо вербальных и предметных способов взаимодействия). | Ритуал приветствия «Общий круг». Игра «Волшебные очки» Игра «Телефон» Ритуал прощания «Эстафета дружбы». | |
«Активные ребята» | Создание условий для установления контакта между детьми группы. | Ритуал приветствия «Общий круг». Игра «Возьми, положи, брось» Упражнение «Кто быстрее и больше?» Ритуал прощания «Эстафета дружбы». | |
«Выше, быстрее, сильнее» | Формирование способности у детей договариваться друг с другом. | Ритуал приветствия «Общий круг». Игра «Найди свою пару» Упражнение «Эстафета дружбы» Игра «Что в чем» Ритуал прощания «Эстафета дружбы». | |
«Мы команда» | Формирование способности видеть сверстника и обращать на него внимание. | Ритуал приветствия «Общий круг». Игра «Исправь предложение» Упражнение «Клубочек». Ритуал прощания «Эстафета дружбы». | |
«Что такое доброта» | Учить детей согласовывать собственное поведение с поведением других детей. | Ритуал приветствия «Общий круг». Упражнение «Рисуем всей группой» Упражнение «Дотронься до …”» Ритуал прощания «Эстафета дружбы». | |
«Лучший друг» | Создание условий для проявления взаимопомощи и сопереживания. | Ритуал приветствия «Общий круг». Упражнение «Ты мне нравишься». Упражнение «Поделись с ближним». Упражнение «Ветер дует на …». Ритуал прощания «Эстафета дружбы». | |
«Обо всем на свете» | Создание условий для перехода к непосредственному общению (отказ от каких-либо вербальных и предметных способов взаимодействия). | Ритуал приветствия «Общий круг». Упражнение «Десять вопросов». Игра «Головомяч» Ритуал прощания «Эстафета дружбы». | |
«Улыбка» | Создание условий для установления контакта между детьми группы. | Ритуал приветствия «Общий круг». Упражнение «На что похоже настроение». Игра «Аэробус» Игра «Утята» Ритуал прощания «Эстафета дружбы». | |
«Друзья» | Учить детей согласовывать собственное поведение с поведением других детей. | Ритуал приветствия «Общий круг». Упражнение «Личные письма». Игра «Ива на ветру» Ритуал прощания «Эстафета дружбы». | |
«Веселье повсюду» | Создание условий для проявления взаимопомощи и сопереживания. | Ритуал приветствия «Общий круг». Упражнение «Есть или нет». Игра «Снежинки» Игра «Путаница» Ритуал прощания «Эстафета дружбы». | |
«Я тебе доверяю» | Формирование способности у детей договариваться друг с другом. | Ритуал приветствия «Общий круг». Упражнение «Откровенно говоря …». Игра «Меняемся пуговицами» Игра «Прогулка с завязанными глазами» Ритуал прощания «Эстафета дружбы». | |
«Верный друг» | Формирование способности видеть сверстника и обращать на него внимание. | Ритуал приветствия «Общий круг». Упражнение «Корабль среди скал». Игра «Надежное падение» Игра «Слушаем сердце» Ритуал прощания «Эстафета дружбы». | |
«Морское путешествие» | Формирование способности у детей договариваться друг с другом. | Ритуал приветствия «Общий круг». Упражнение «Акулы и матросы». Игра «Кораблик» Игра «Попроси игрушку» Ритуал прощания «Эстафета дружбы». | |
«Я, ты, он, она» | Создание условий для проявления взаимопомощи и сопереживания. | Ритуал приветствия «Общий круг». Игра «Прогулка с компасом» Игра «Дракон» Упражнение «Друг к дружке». Игра «Я люблю тебя за то...» Ритуал прощания «Эстафета дружбы». | |
«Давайте жить дружно» | Учить детей согласовывать собственное поведение с поведением других детей. | Ритуал приветствия «Общий круг». Упражнение «Дружба начинается с улыбки». Игра «Мышь и мышеловка» Игра «Я на море» Ритуал прощания «Эстафета дружбы». | |
«Надежная опора» | Формирование способности видеть сверстника и обращать на него внимание. | Ритуал приветствия «Общий круг». Упражнение «Что я люблю делать». Игра «Соломинка на ветру» Игра «Шалтай-Балтай» Ритуал прощания «Эстафета дружбы». | |
«Волшебный час» | Формирование способности у детей договариваться друг с другом. | Ритуал приветствия «Общий круг». Упражнение «Таинственный незнакомец». Игра «Волшебный стул» Игра «В гостях у морского царя» Ритуал прощания «Эстафета дружбы». | |
«Мы в кино» | Учить детей согласовывать собственное поведение с поведением других детей. | Ритуал приветствия «Общий круг». Игра «Дед Король» Игра «Киносъемка» Упражнение «Небоскреб». Ритуал прощания «Эстафета дружбы». | |
«Ты моя подружка» | Создание условий для проявления взаимопомощи и сопереживания. | Ритуал приветствия «Общий круг». Упражнение «Да и нет». Игра «Подарки» Игра «Винт» Игра «Насос и мяч» Ритуал прощания «Эстафета дружбы». | |
Контрольный этап диагностики уровня сформированности коммуникативных навыков. | Изучение уровня развития коммуникативных навыков | Методики исследования: «Особенности высказывания детей 3 – 6 лет», «Схема наблюдения», «Диагностика развития общения со сверстниками». Качественная и количественная обработка результатов диагностики, выявление имеющегося уровня сформированности коммуникативных навыков, анализ эффективности коррекционно- развивающего обучения. |
Ожидаемые результаты реализации программы:
В ходе реализации данной программы коммуникативному развитию детей с задержкой психического развития в старшей группе, мы предполагаем следующие образовательные результаты в области формирования социально-коммуникативных умений у старших дошкольников с ЗПР:
- старший дошкольник умеет сотрудничать, инициировать общение и совместную со взрослым и сверстниками деятельность;
- участвует в коллективной деятельности и проявляет положительные эмоции от сотрудничества с педагогом и сверстниками в совместной деятельности;
- положительно реагирует на своих друзей и других сверстников в группе;
- реализует партнерские отношения «ребенок среди сверстников»;
- может участвовать в диалогах по лексической теме и о правилах поведения;
- задает познавательные вопросы об окружающей природе и социальной жизни («Что это такое?», «Что с этим можно делать?», «Зачем это нужно?»);
- высказывается о своих игровых и познавательных предпочтениях, интересах.
Список литературы
1. Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Неожиданный финал. Серии сюжетных картин для развития речи и чувства юмора. Серия: Развитие связной речи. М., ВЛАДОС 2003.
2. Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 4-5 лет с ОНР. Конспекты фронтальных занятий логопеда. Н.Е. Арбекова. - М.: Издательство ГНОМ, 2014. - 112 с.
3. Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 4-5 лет с ОНР. Опорные картинки к конспектам фронтальных и подгрупповых занятий логопеда Н.Е. Арбекова. - М.: Издательство ГНОМ, 2014.
4. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие - М.: Издательствово НЦ ЭНАС, 2001. - 136 с.
5. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. - М.: Гном-Пресс, 2002 - 64 с.
6. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию. // Дефектология - № 2 - 1994 - с. 56-73
7. Занятия по развитию речи в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада/ Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова и др.; Под ред. О.С. Ушаковой. - М.: Просвещение, 2000. - 271 с.
8. Игровые технологии в логопедической работе [Электронный ресурс] // http://nsportal.ru/detskii-sad/logopediya/igrovye-tehnologii-v-logopedicheskoy-rabote
9. Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. - 80 с.
10. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексико-семантической теме "Зима" в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. - М.: "Издательство ГНОМ и Д", 2003. - 128 с.
11. Короткова Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду. (Из опыта работы). - М., "Просвещение", 1999. - 112 с.
12. Лебедева Л.В., Козина И.В., Кулакова Т.В., Антохина Н.В., Павлова Т.С., Львова Т.В., Прокопова С.П., Журавлёва Н.Н., Чернышёва И.Н. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Учебно-методическое пособие. - М., Центр педагогического образования, 2009. - 80 с.
13. Особенности развития коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития http://www.refsru.com/referat-3997-1.html
14. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1: Под общей ред. С.Г. Шевченко. - М., Школьная Пресса, 2003. - 96 с.
15. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 2: Тематическое планирование занятий/ Под общей ред. С.Г. Шевченко - М.: Школьная Пресса, 2004. - 112с.
16. Постановление Главного Государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 г. № 91 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.26660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»
17. Русланова Н.С. Дидактический материал для развития лексико-грамматических категорий у детей 5-7 лет. Город, транспорт. М., АРКТИ 2010. - 34 с.
18. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1, 2, 3, 4. / Н.Э. Теремкова. - М.: Издательство "ГНОМ и Д", 2007. - 32 с.
20. Ушакова О.С. Рассказы про зверят "Пчёлы", "День рождения". Серии сюжетных картин. Издательский дом "Карапуз", 2004.
21. Формирование коммуникативной компетентности у детей с задержкой психического развития http://cdk-detstvo.centerstart.ru/sites/cdk-detstvo.centerstart.ru/files/ilidzheva_formirovanie_kommunikativnosti__u_detey_s_zpr.pdf
22. Хрестоматия по детской литературе. Сост. Табенкина А.Л., Боголюбская М.К., под ред. Зубаревой Е.Е. М., "Просвещение", 1999. - 463 с.
Приложение 1
Диагностический материал
1. Методика «Особенности высказываний детей 3 – 6 лет» (общение со сверстниками). (По В. Богомолову).
В процессе наблюдения за детьми, их поведением в различных ситуациях отмечаются их высказывания. Из числа свободных высказываний выделим четыре ведущие категории:
- «Я» – это высказывания о себе;
- «ТЫ» – это высказывания о сверстнике;
- МИР – это высказывания о окружающем, выходящее за пределы ситуации;
- ИГРА – это высказывания детей, в процессе игры.
Каждая категория высказывания разбирается с точки зрения ситуативности и внеситуативности входящих в нее высказываний.
К ситуативным для категории «Я» и «ТЫ» причисляются высказывания детей о действиях, которые происходят «здесь и сейчас»:
а) утверждение и выражение своих поступков и интересов к поведению сверстника (например: «Чем ты занимаешь? А что это у тебя? А я, смотри, что делаю. Я строю гараж»);
б) оценивание своих действий и совершаемых действий партнера (например: «Я все сделал правильно, а ты нет. Мой гараж лучше»);
в) старание помочь сверстнику или просьба о помощи (например: «Помоги мне построить дом. Хочешь я тебе помогу?»);
г) создание и распределение совместных действий (например: «Давай в машинки играть. Давай ты мне будешь подавать детали, а я строить, а потом наоборот»).
К внеситуативно-личностным высказываниям относятся:
а) о событиях из жизни, прошлых и будущих (например: «Я был в зоопарке. Я в воскресенье поеду к бабушке. Ты был в кукольном театре?»);
б) об умениях (например: «Я умею считать до двадцати. А ты умеешь?»); в) о предпочтениях («Я люблю мороженное, а кашу – нет. А ты, что больше любишь, лето или зиму?»);
г) о состояниях («Я больше не хочу в это играть, а ты?»).
К внеситуативно-познавательным высказывания детей, которые относятся к категории МИР относятся:
а) познавательная информация о явлениях природы («А ты знаешь, что Солнце горячее? Звезды дальше Солнца. Растения вырабатывают кислород»); б) моральные нормы и правила поведения («Жадничать плохо, с ними никто не дружит. Обманывать не хорошо»);
в) другие люди («Мой папа делает дома ремонт. У моего дедушки температура из-за холодной погоды»).
Категорию, составляющую высказывания, включенные в игру дошкольников, достаточно трудно однозначно отнести к ситуативным или внеситуативным. Полагается, что высказывания, которые включены в ролевую игру, свидетельствуют собой переход от ситуативного к внеситуативному общению. В связи с этим экспериментатор просто фиксирует количество высказываний, относящихся к игре.
Оценка результатов:
Для каждого ребенка, который учувствовал в эксперименте, составляется протокол, где фиксируются их высказывания. После помечается у каждого высказывания соответствующая категория высказывания.
Далее составляется таблица для каждого возраста. В ней указывается количество высказываний, касающихся каждой категории и отмеченное на каждого испытуемого.
Итогом является таблица соотношений всех категорий высказываний в общении детей старшего дошкольного возраста.
В старшем дошкольном возрасте в общении со сверстниками преобладает внеситуативные высказывания. Это говорит о том, что образ сверстника устойчив для него, не зависит от конкретных обстоятельств взаимодействия. Ребенок выделяет и чувствует внутреннюю сущность другого, которая становится для него все более значимой.
Однако такое личностное отношение складывается не у всех детей. Ситуативное общение, у многих детей старшего дошкольного возраста со сверстниками, остается преобладающим. Детям необходимо оказание специальной психолого-педагогической коррекции.
2. «Схема наблюдения» (М. Я. Басов)
Цель наблюдения – выявить уровень коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Метод наблюдения включает в себя следующие критерии наблюдения:
- Владение мимикой, жестами, пантомимикой в разговоре
- Восприимчивость к воздействию сверстника
- Чувства переживания ребенка в действиях сверстника
- Настрой участия ребенка в действиях сверстника
- Характер и степень проявления сопереживания сверстнику
- Наличие нужды в общении
- Длительность общения
Критерии уровня развития коммуникативных навыков.
Высокий уровень.
Основные черты движений плавные; жесты непринужденные, выразительные; лицевые мышцы без напряжения, прямой взгляд. Высокая восприимчивость к воздействию сверстника: ребенок с интересом соглашается на инициативу сверстников, подхватывает их идеи. Изучающее наблюдение и активное включение в действия сверстника. Позитивные оценки действий сверстника (одобряет, дает советы, подсказывает, помогает). Оживленное получение положительной оценки действиям сверстника со стороны взрослого и несогласие с отрицательной оценкой. Имеет необходимость в общении: является инициатором разговора и предлагает необходимые атрибуты. В течении всего дня готов и способен общаться со сверстника.
Средний уровень.
Основные черты движений импульсивные; жесты выразительны, эмоциональны; мышечный тонус повышен, улыбка на лице. Средняя восприимчивость к воздействию сверстника: ребенок изредка реагирует на инициативу сверстников, отдавая предпочтение индивидуальной игре. Ребенок не всегда отвечает на предложения сверстника. Иногда ребенок заинтересован в действиях сверстника и задает вопросы, или комментирует эти действия. Имеет место быть негативным оценкам действий сверстника (ругает, насмехается). Согласен с положительными и с отрицательными оценками взрослого. В общении нуждается, но инициатором не выступает, ждет инициативы от других. Наблюдает за детьми со стороны, но первый не подходит. Быстрая усталость и прекращение общения со сверстниками.
Низкий уровень.
Основные черты движений резкие; жесты беспорядочные, не обладают выразительностью; преобладает строгое выражение лица; недружелюбный взгляд, отсутствует контакт глаза в глаза. Восприимчивость к действию сверстника отсутствует: ребенок не отвечает на предложения. Полное отсутствие интереса к действиям сверстника (не обращает внимания, смотрит по сторонам, занимается своими делами). Нет оценки действий сверстника. Безусловная поддержка порицания и протест в ответ на его поощрение. Ребенок охотно принимает критику взрослого в адрес сверстника, чувствуя свое превосходство перед ним, а успехи сверстника переживает как свое поражение. Проявляет безразличие к другим детям. Ребенок избегает даже кратковременного ситуативного общения с детьми в быту.
3. «Диагностика развития общения со сверстниками» (И.А. Орлова, В.М. Холмогоровой).
Цель методики это выявление уровня сформированности коммуникативных навыков у детей во время взаимодействия со сверстниками.
Методика диагностики: диагностирование общения подразумевает фиксацию проявления интереса ребёнка к сверстнику, восприимчивости к воздействиям, инициативности ребёнка в общении, просоциальных действий, сопереживания и средств общения.
Чтобы определить уровень развития общения у ребенка со сверстником используются:
- параметры общения со сверстниками;
- шкалы оценки параметров развития общения со сверстниками.
Параметры, которые служат показателями общения детей со сверстниками:
- Заинтересованность к сверстнику (концентрирует ли ребенок свое внимание на сверстнике, рассматривает ли его).
- Инициативность (старается привлечь внимание сверстника к своей деятельности, привлечение сверстника к совместным действиям).
- Восприимчивость (ребенок стремится к совместным действиям со сверстником, проявляет заинтересованность и наблюдает за его действиями,
стараясь подражать им).
- Просоциальные действия (ребенок учитывает желания сверстника, оказывает ему помощь, умеет поделиться).
- Средства общения (действия, которые способствуют привлечению к себе внимание сверстника).
Показателями параметра являются:
- экспрессивно-мимические средства (эмоциональная обогащенность действий детей);
- активная речь (предречевые вокализации, лепет, отдельные слова, фразы).
Для оценки уровня развития общения детей со сверстниками, применяются шкалы оценки параметров общения со сверстниками:
Интерес к сверстнику:
0 баллов - ребенок не обращает внимания на сверстника, не реагирует на
него;
1 балл - ребенок изредка оглядывается на сверстника, кратковременное
внимание, не выражает интерес к деятельности сверстника;
2 балла - ребенок обращает внимание на сверстника, проявляет интерес к его действиям, но сохраняет пассивную позицию, не решаясь приблизиться;
3 балла - ребенок сразу же испытывает интерес к сверстнику, самостоятельно походит к нему, старается взаимодействовать с ним, начинает разговор, проявление интереса у ребенка к сверстнику проявляется на протяжение длительного времени.
Инициативность:
0 баллов - ребенок не заинтересован во взаимодействии со сверстником, никак не привлекает его внимание;
1 балл - ребенок не стремится быть инициатором совместной деятельности, но проявляет активность при помощи взрослого или, если сверстник был инициатором;
2 балла - ребенок не всегда проявляет инициативу, инициативные обращения к сверстнику неуверенные, ненастойчивые, но при этом смотрит в глаза сверстнику, улыбается;
3 балла - ребенок является инициатором в общении, присутствует контакт глаза в глаза при общении со сверстником, также адресует ему улыбки, в деятельности показывает свои умения, заинтересовывает сверстника к совместным действиям.
Чувствительность:
0 баллов – ребенок безразличен к совместной деятельности со сверстником, не реагирует на его инициативу;
1 балл - ребенок обращает внимание на действия сверстника, но не пытается к взаимодействию с ним, не вовлекается и не подстраивается под действия сверстника;
2 балла - ребенок принимает инициативу сверстника, проявляет интерес к совместным действиям, при необходимости подстраивается под действия сверстника;
3 балла - ребенок охотно откликается на любые инициативные действия сверстника, активно подхватывает их, обсуждает правильность своих действий с действиями сверстника.
Просоциальные действия:
0 баллов - ребенок не обращает внимание на сверстника, не заинтересован в совместных действиях, не просит помощи и не оказывает ее, забирает игрушки, не хочет ими делиться;
1 балл - ребенок не является инициатором, но может, при вмешательстве взрослого, сделать что-нибудь совместно со сверстником, но на просьбу взрослого отдать игрушку сверстнику вызывает протест;
2 балла - ребенок не против совместной игры со сверстником, иногда сам является инициатором, может поделиться игрушкой, при совместной игре не мешает сверстнику;
3 балла - ребенок заинтересован действовать совместно, сам предлагает игрушки, оказывает помощь в чем-либо, старается сгладить конфликты, если они возникают.
Средства общения:
Экспрессивно-мимические:
0 баллов – ребенок равнодушен к сверстнику, мимика не выражает никаких чувств;
1 балл - ребенок изредка проявляет эмоции, но в основном мимика спокойная, может смотреть в глаза сверстнику при общении, жесты использует, но не для выражения своих эмоций, а в ответ на обращения сверстника;
2 балла - ребенок активно использует эмоции, в том числе и отрицательные, все действия эмоционально окрашены, постоянно пытается привлечь внимание сверстника, поведение раскованное, своими действиями завлекает сверстника к совместным действиям.
Активная речь:
0 баллов - ребенок молчалив, не разговаривает, даже не «лепечет», не произносит слов ни по собственной инициативе, ни в ответ на обращения сверстника или взрослого;
1 балл - ребенок лепечет;
2 балла - у ребенка автономная речь;
3 балла - ребенок говорит отдельные слова; 4 балла - ребенок использует фразы.
Результаты диагностических исследований заносятся в протоколы.
При оценивании уровня сформированности общения у ребенка со сверстниками используются три уровня: низкий (3 балла), средний (2 балла) и высокий (1 балл).
При низком уровне сформированности общения характерна слабая выраженность всех параметров. Уровень развития общения оценивается как средний, если большинство показателей всех параметров имеют средние значения. При высоком уровне сформированности общения ребенок в большинстве из параметров в каждой пробе, получил высшие баллы. Допускаются средние баллы по параметрам: активная речь и просоциальные действия.
Приложение 2
Содержание игровых приемов
Рисуем всей группой
Цель: способствует развитию сотрудничества, умению договариваться, уважать чужую работу, пространство.
Материал: лист ватмана, восковые мелки или фломастеры.
Инструкция. «Сегодня вы будете рисовать на одном листе бумаги одновременно. Придумайте, что вы хотите нарисовать, и выберите себе место. Для рисования я дам каждому из вас только один мелок (фломастер), но я думаю, что вам, конечно, захочется сделать свои рисунки разноцветными. Для этого вам нужно будет обмениваться друг с другом мелками». Рисование лучше проводить на большом ковре, чтобы дети могли занять удобное положение. Взрослый наблюдает за процессом и предлагает в случае возникновения конфликтных ситуаций компромиссные варианты их решения.
Головомяч
Цель: развивать навыки сотрудничества в парах и тройках, научить детей доверять друг другу.
Инструкция: скажите следующее: «Разбейтесь на пары и ложитесь на пол друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы ваша голова оказалась рядом с головой партнера. Положите мяч точно между вашими головами. Теперь вам нужно его поднять и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами. Постепенно поднимаясь, встаньте сначала на колени, а потом на ноги. Пройдитесь по комнате».
Аэробус
Цель: научить детей согласованно действовать в небольшой группе, показать, что взаимное доброжелательное отношение товарищей по “команде” дает уверенность и спокойствие.
Инструкция: скажите следующее: «Кто из вас хотя бы раз летал на самолете? Можете ли вы объяснить, что держит самолет в воздухе? Знаете ли вы, какие бывают типы самолетов? Хочет ли кто-нибудь из вас стать Маленьким Аэробусом? Остальные ребята будут помогать Аэробусу «летать». Один из детей (по желанию) ложится животом вниз на ковер и разводит руки в стороны, как крылья самолета. С каждой стороны от него встает по три человека. Пусть они присядут и просунут руки под его ноги живот и грудь. На счет «три» они одновременно встают и поднимают Аэробус с поля... Так, теперь можно потихонечку поносить Аэробус по помещению. Когда он почувствует себя совершенно уверенно, пусть закроет глаза, расслабится, совершит «полет» по кругу и снова медленно «приземлится» на ковер». Когда Аэробус «летит», ведущий может комментировать его полет, обращая особое внимание на аккуратность и бережное отношение к нему. Вы можете попросить Аэробус самостоятельно выбрать тех, кто его понесет. Когда вы увидите, что у детей все получается хорошо, можно «запускать» два Аэробуса одновременно.
Ива на ветру
Цель: способствует доверию и снимает напряжение.
Инструкция: Вообразите теплую летнюю ночь. Стрекочут сверчки, легкий ветер раскачивает чуткие ветви ивы». Ход игры: группа становится в тесный кружок, плечом к плечу, а в центре один ребенок — «ива». Легкие движения рук вперед изображают ласковые прикосновения ветра, слегка раскачивающего иву. У ребенка - «ивы» ноги вместе, руки скрещены на груди, глаза закрыты. Сохраняя ноги в том же положении, а тело прямым, но совершенно расслабленным, ива отдает себя на волю ветра, раскачиваясь из стороны в сторону, вперед и назад. Те, кто стоит по кругу, поддерживают ее мягкими толчками ладоней. Ветерки, раскачивая иву, поют ей колыбельную на какой-нибудь нежный мотив. Каждый из участников должен побывать «ивой».
Снежинки
Цель: обучение сотрудничеству.
Материал: бумага, ножницы.
Ход игры: попросите каждого участника сложить 8 раз листок бумаги и вырезать звездочку, напоминающую снежинку. Когда все закончат работу, дети выкладывают на полу снежинки таким образом, чтобы получилась одна большая. Это упражнение можно выполнять небольшими группами детей, каждая из которых будет делать свою снежинку.
Путаница
Цель: формирование группового единства.
Ход игры: водящий выбирается считалкой. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться - кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий входит в комнату и распутывает их, не разжимая рук у детей.
Ладонь на ладонь
Цель: развитие умения согласовывать действия с партнером. Ход игры: дети прижимают ладошки друг к другу и таким образом двигаются по комнате, где можно установить разные препятствия, которые пара должна преодолеть. Это может быть стул или стол, а может быть сооруженная ребенком гора или река. В игре может участвовать пара взрослый-ребенок.
Меняемся пуговицами
Цель: побуждает детей договариваться друг с другом, сотрудничать. Материал: 100 пуговиц по 10 разного цвета, шаблоны с цветным узором. Ход игры: ведущий перемешивает пуговицы и затем раздает каждому участнику шаблон и 10 пуговиц (число пуговиц определяется количеством участников). Каждый ребенок должен собрать из пуговиц по шаблону узор определенного цвета. Для этого ему придется обмениваться пуговицами с другими детьми.
Прогулка с завязанными глазами
Цели: игра способствует доверию и формирует ответственность за другого человека. Ход игры: дети по желанию разбиваются на пары - ведомый с завязанными глазами и ведущий. Ведущий берет ведомого за руку и объясняет, где они сейчас движутся, что их ожидает и как избежать падения или столкновения с вещами. Ведомый должен полностью доверять ведущему. Попросите детей поменяться ролями через некоторое время. В конце упражнения обсудите чувства детей во время игры, в какой роли им больше всего понравилось.
Надежное падение
Цель: игра формирует чувство единства и взаимного доверия.
Ход игры: попросите детей образовать небольшой тесный круг и крепко взяться за руки. Один ребенок стоит в центре круга и, стараясь держать свое тело прямо, падает на круг в любом направлении. Дети, на которых этот ребенок падает, ловят его и ставят в вертикальное положение. Если позволяет время, дайте каждому ребенку побывать в центре круга. (Взрослый должен обязательно подстраховывать детей).
«Слушаем сердце»
Цель: формирует бережное и доверительное отношение к партнеру.
Условия: игра выполняется на ковре, без обуви.
Ход игры: дети разбиваются на пары. Один ребенок ложится на ковер на спину, другой ребенок становится перед ним на колени. Лежащий ребенок поднимает согнутые ноги, очень аккуратно ставит стопы на грудь ребенка, стоящего перед ним, - слушает его сердце. Затем дети меняются ролями.
Кораблик
Цели: способствует доверительным отношениям со взрослым, повышает самооценку ребенка. Материал: одеяло, любая игрушка.
Ход игры: двое взрослых (психолог и педагог) раскачивают за углы одеяло - это кораблик. При словах: «тихая, спокойная погода, светит солнышко» - все дети изображают хорошую погоду. При слове «буря» они начинают издавать шум, кораблик качается все сильнее. Ребенок, находящийся в кораблике, должен перекричать бурю: «Я не боюсь бури, я самый сильный матрос!» Для объяснения этой игры в первое «плавание» можно отправить игрушку.
Попроси игрушку
Цель: обучить детей эффективным способам общения.
Ход игры: группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берёт в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1: «Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя, ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали». Затем участники 1 и 2 меняются ролями.
Прогулка с компасом
Цель: формирование у детей чувства доверия к окружающим.
Ход игры: группа разбивается на пары, где есть ведомый («турист») и ведущий («компас»). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом «турист» не может общаться с «компасом» на вербальном уровне (не может разговаривать с ним). Ведущий движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий - других туристов с компасами. После окончания игры дети могут описать, что они чувствовали, когда были с завязанными глазами и полагались на своего партнера.
Дракон
Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.
Ход игры: играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник - «голова», последний - «хвост». «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.
Мышь и мышеловка
Цели: снятие страхов и повышение уверенности в себе
Ход игры: Необходимое количество играющих 5- 6 человек. Все встают в круг, плотно прижимаются друг к другу ногами, бёдрами, плечами и обнимаются за пояс - это мышеловка. Водящий - в кругу. Его задача - всеми возможными способами вылезти из мышеловки: отыскать «дыру», уговорить кого-то раздвинуть играющих, найти другие способы действий, но выбраться из создавшейся ситуации. Предупреждение: 1. Взрослый следит, чтобы ноги «мышеловки» не пинались, не делали больно мышке. 2. Если взрослый замечает, что мышонок загрустил и не может выбраться, он регулирует ситуацию, например: «Давайте все поможем мышонку, расслабим ножки и руки, пожалеем его».
Я на море
Цели: снятие страхов и повышение уверенности в себе
Ход игры: Необходимо небольшое одеяло. Количество играющих - минимум 2 взрослых и ребёнок, либо 5-6 детей. Одеяло – это корабль, красивый парусник. Дети - матросы. Один ребёнок - капитан. Капитан любит свой корабль и верит в своих матросов. Игрой руководит взрослый. Он объясняет капитану задачу - быть в центре корабля, в момент сильной качки он должен громким голосом дать матросам команду «Бросить якорь!», или «Стоп машина!», или «Все наверх!», чтобы спасти корабль и матросов. Затем матросы берутся за края одеяла и начинают медленно раскачивать корабль. По команде ведущего «Буря!» качка усиливается. Капитану напоминают о его задаче. Как только он громким голосом прокричит команды, корабль спокойно опускается на пол, капитану все жмут руки и хвалят его.
Соломинка на ветру
Цели: снятие страхов и повышение уверенности в себе
Ход игры: Упражнение выполняется с группой детей и взрослых не менее 6-7 человек. Все встают в круг, вытягивают руки ладонями вперёд. Выбирается «соломинка». Она встаёт в круг с завязанным или закрытыми глазами. По команде взрослого: «Не отрывай ноги от пола и падай назад!», - участники игры по очереди прикасаются к плечам «соломинки» и, осторожно поддерживая, передают её следующему. В результате каждый страхует другого, и «соломинка» плавно покачивается по кругу. Предупреждение: Недоверчивые и робкие дети сначала должны побывать в роли поддерживающих. Приятные ощущения и улыбки на лицах «соломинок» заставит их побывать в этой роли. Участие в игре взрослых обязательно.
Шалтай-Балтай
Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.
Инструкция: »Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется «Шалтай-Балтай». Шалтай-Балтай сидел на стене. Шалтай-Балтай свалился во сне. (С. Маршак) Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево: руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклоняем корпус тела вниз».
Волшебный стул
Цель: Способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.
Ход игры: в игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребенка – его происхождение, что оно означает. Кроме этого, надо изготовить корону и трон – он должен быть высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу и происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (в группе не более5-6 воспитанников). Тот, про чье имя рассказывают, становится «королем или королевой». В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные…) Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о «короле или королеве».
В гостях у морского царя
Цель: корректировать психоэмоциональное состояние детей, способствовать снятию мышечных зажимов, эмоционального напряжения, создать радостное настроение средствами свободного движения и воображения.
Материал: коврики, аудиозапись, ноутбук.
Ход игры: педагог выясняет у детей, что они знают о подводном мире. Спрашивает, какие движения характерны для морских обитателей, сравнивает эти движения с движениями существ, живущих на суше. Предлагает изобразить движения какого-либо морского обитателя, обсудить недостатки и достоинства изображенного. Затем под разную музыку дети изображают обитателей моря. В ходе занятия педагог интересуется, что нового дети узнали на занятии. Хвалит их за достижения.
Дед Король
Цель: развитие у детей догадливости, находчивости, умения перевоплощаться.
Ход игры: из участников игры выбирают «деда Короля». Все остальные отходят от него и договариваются, что будут ему показывать. Затем идут к «Королю» и говорят:
1) Здравствуй, дедушка Король,
С длинной белой бородой,
С карими глазами,
С белыми усами.
«Дед Король» в ответ:
2) Здравствуйте, дети! Где вы были, что вы делали?
3) Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем.
Все делают определенные движения, каждый свое (например, стирка белья, чтение книги, чистка обуви и т. н.). Кого «Король» отгадает, тот убегает, а «дед» его ловит. Кого поймает, тог становится «Королем». Игра начинается сначала.
Киносъемка
Цель: развитие социального интеллекта, способности к эмоциональному предвосхищению последствий межличностного взаимодействия, обдумыванию и планированию своего поведения.
Ход игры:
I. Знакомство детей с рассказами Л. Пеньевской «Завтрак», А. Барто «Вовка - добрая душа», А. Митта «Шарик в окошке». Анализ поступков героев.
II. Педагог: «А теперь представим себя кинооператорами и снимем сюжет «Шарик в окошке» на пленку. Какой будет первый кадр?» Дети рисуют квадратик: - заболел у ребят друг.
Кадр 2. Как помочь больному? Что сделать приятное для него, чтобы он побыстрее выздоровел? - Решили ребята надуть шарик и послать его к окнам друга.
Кадр 3. Он обрадовался, заулыбался. И детям стало веселее.
Обращать внимание на последствия поступков, на чувства удовлетворения, собственного достоинства, которые возникают при совершении хорошего поступка.
Подарки
Цель: развитие эмпатии и творчества в общении, способности предвидеть желания другого, утверждать свое позитивное «Я».
Ход игры: Дети образуют два круга и двигаются в противоположных направлениях. По сигналу останавливаются, берутся за руки со сверстником, стоящим напротив. Задание: придумать, какой подарок ему больше всего хочется получить.
Винт
Цель: снять мышечные зажимы в области плечевого пояса.
Инструкция: »Давайте попробуем превратиться в винт. Для этого пятки и носки поставьте вместе. По моей команде «Начали!» будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали! Стоп!» Этюд может сопровождаться фрагментом «Пляска скоморохов» из оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка».
Насос и мяч
Цель: расслабить максимальное количество мышц тела.
Инструкция: «Дети, разбейтесь на пары: один – большой надувной мяч, другой – насос. «Мяч» стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслабленны, корпус чуть наклонен вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). «Насос» начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком «с». С каждой подачей воздуха «мяч» становится все больше. Услышав первый звук «с», он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» выпрямилось туловище, после третьего – поднимается голова, после четвёртого - надулись щёки, и даже руки отошли от боков. «Мяч» надут - «насос» перестал накачивать. Он выдёргивает из «мяча» свой шланг… Из «мяча» с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Затем играющие меняются ролями.
«Я люблю тебя за то...»
Цель: развитие позитивной установки на сверстников.
Инструкция: дети образуют два круг а - один внутри другого, Идут в противоположных направлениях. По сигналу останавливаются, берутся со стоящим напротив за руки и говорят: «Я люблю тебя зато, что...»
Утята
Цель: развитие чувства собственного достоинства, позитивного отношения к лидерству другого.
Инструкция: дети выучивают слова французской песенки: Когда шагают лугом Утята друг за другом, то первый - впереди, Последний - позади. Когда шагают лугом Утята друг за другом, то первый - погляди - Шагает впереди. Когда шагают лугом Утята друг за другом, то первый - впереди, Последний - позади. Под веселые слова и ритм песенки дети шагают цепочкой. Затем первый ребенок меняется с последним местами.
«Волшебные очки»
Цель: научить быть внимательным друг к другу, говорить комплименты (перед началом игры педагог объясняет, что надев «волшебные очки», дети будут видеть в своих товарищах только хорошее, дети с большим удовольствием делятся комплиментами).
Игра «Телефон»
Имитируя диалог на заданную тему «Как пригласить друга на День рождения» или «Как договориться о встречи», «Поздравить бабушку с праздником» и т.д.
«Превращалки»
Цель: научить образовывать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом (дети с помощью «волшебной палочки» превращают большие предметы в маленькие, отрабатывая при этом навык образования слов)
«Наоборот»
Цель: научить образовывать слова с противоположным значением (вооружившись волшебной палочкой и представив себя волшебником, дети без труда обогащают свой словарный запас)
Ленточку передавай, слова быстрее называй
«Кто быстрее и больше?»
Педагог показывает детям ленточки разных цветов. Задача дошкольников состоит в том, чтобы назвать как можно больше предметов, овощей, фруктов, животных и т.п., которые соответствуют определённому цвету. Например: жёлтый – груша, карандаш, солнце, лимон…; красный – яблоко, помидор, вишня… зелёный – жаба, кузнечик, огурец, трава… и т.д.
«Найди свою пару» (детям раздают парные карточки, на которых изображены эмоции, дети находят свою пару).
«Угадай, кто ты?»
Игра развивает внимание, выразительность движений, расширять кругозор. (Ведущий, надев на голову весёлый ободок с карточкой (не видя и не зная кто он) пытается догадаться, внимательно наблюдая за другими игроками, которые с помощью движений показывают Кто? или Что? он)
«Дотронься до…» (того кто в синем, у кого косичка и т.д.)
«Что мы делали – не скажем…»
«Эстафета дружбы»
Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает воспитатель: «Я передаю вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т.д. И, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы».
«Что в чем»
Для игры необходим набор предметных картинок или сами предметы. Детям показывают предметы (картинки) по одному и спрашивают, что есть у каждого предмета (то есть из чего он состоит). Например, что есть у стула (ножки, сиденье, спинка), у телевизора (экран, кнопки, корпус), у собаки (лапы, хвост, голова). В дальнейшем правила игры усложняются, и она постепенно начинает использоваться только в словесном варианте. Для упорядочения ответов играющих можно воспользоваться мячом: ребенку бросают мяч и говорят слово, например: «дом», а он должен назвать любую часть этого объекта, например «крыша», «труба», «окно» или «дверь».
«Кем (чем) был? Кем (чем) будет?»
Детям предъявляются картинки, к которым они должны найти пару, отражающую либо прошлое, либо будущее объекта, предмета, явления. Например: семечко - подсолнух, котенок - кошка, мальчик - мужчина.
«Кто кем становится»
Жил был маленький щенок,
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок -
Взрослая… (собака)
Жеребенок с каждым днем
Подрастал и стал… (конем)
Бык, могучий великан,
В детстве был… (теленком)
Толстый увалень баран -
тоненьким… (ягненком).
Этот важный кот Пушок
Маленьким… (котенком)
А отважный петушок -
крохотным … (цыпленком)
Вырастают… (утки) -
Специально для ребят,
Тех, кто любит шутки.
«Исправь предложение» нужно ложную информацию заменить на верную.
Например: «Осенью часто идет снег» или «Шарф надевают на ноги» и т.д. Или исправь слова в предложении: Мы слепили высокую ГОРКА, Мама купила Маше красивую ЮБКА.
Так же «Стихи небылицы»
Есть ли в поле светлячки?
Есть ли в море рыбки?
Есть ли крылья у теленка?
Есть ли клюв у поросенка?
Есть ли берег у ручья?
Есть ли двери у норы?
Есть ли хвост у петуха?
Есть ли носик у жучка?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект: «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности»
Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытия...
Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Данная методическя разработка - комплексное итоговое коррекционно-развивающее занятие, которое позволяет учителю-дефектологу систематизировать знания и представления у детей о времени года "Осень", за...
Народная сказка как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»
Преодоление отставания детей с задержкой психического развития в развитии коммуникативной деятельности и выведения их на уровень оптимальных возрастных возможностей очень актуально. Особенности дошкол...
Тематическое планирование по программе формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
В этой программе использованны элементы коррекционной нейропсихологической методики «Метод замещающего онтогенеза» А. В. Семенович...
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье представлены результаты экспериментального исследования по проблеме формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР средствами театрализованной дея...