Психология речи.
презентация по психологии
Понятие о языке и речи.
Структурные компоненты языка и речи.Функции речи.Механизм порождения речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologiya_rechi.pptx | 82.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Понятие о языке и речи. Структурные компоненты языка и речи. Язык – одна из самобытных, постоянно развивающихся систем, являющаяся основным и важнейшим средством общения. Единицы языка – фонема (минимальная единица языка, служащая для различения слов и форм слова, морфема (лежит в основе словообразования), предложение – слово – номинативная – понятие. Механизм, дающий услышать фонему – фонематический слух: способность узнавать звук в слове; способность различать слова – паронимы; способность различать слова по смыслу, состоящие из одних фонем, но расположенных в разном порядке (генетически наследованный механизм) Речь – способы формирования и формулирования мысли. Речь мысль. Единицы речи – слог (образуется, благодаря речедвигательному анализатору)и речевое высказывание (слово, фраза, текс (рассказ), рассуждение – форма – повествовательный и опистательный ) Речь состоит из языковой способности 3-х факторов: Социального (социального и социальная среда); физиологического ( речедвигательный , речеслуховой, зрительный, двигательный анализаторы, ); психологического (внимание, восприятие, память, мышление).
Функции речи. функция речи ведущая деятельность Возраст Вид ведущей деятельности Функции речи Вид речи 0 – 1 г. младенческий непосредственное эмоциональное общение со взрослыми: психологическая база речи; механизм фонематического слуха; механизма слогообразования (лепет) создаются предпосылки к возникновению речи 1 – 3 г. преддошкольный возраст предметная деятельность, фазы: 1)исследовательская 2) манипулятивная номинативная познавательная (когнитивная) коммуникативная диалогическая 3 – 7лет преддошкольный игра регулирующая планирующая Монологическая речь (4-5 л) 7 – 10 лет младший возраст Учебно-игровая деятельность общение Учебный диалог монологическая
Виды речи. Экспрессивная – устная и письменная. устная – диалогическая и монологическая; диалогическая – особенности: предмет диалога – ситуация (компонент речи); эллиптические конструкциии (свернутые); ориентация на паралингвистические средства(мимика, жест); монологическая – особенности: развёрнутая; предмет монолога - мысль. Импрессивная . Внутренняя.
Механизм порождения речи. I уровень – мотивационно-побудительный мотивы – внешние(через восприятие) и внутренние (желание узнать и интерес). II уровень – смыслообразующий (проходит во внутренней речи) – замысел – программирование. III уровень – этап реализации мысли на переходе внутренней речи во внешнюю – 1. отбор слов по смысловому признаку; 2. звено грамматического структурирования. IV уровень - трансляция (интонация, ритм, темп). Если у человека работают все звенья и уровни этого механизма, появляется связное монологическое высказывание.
Развивающий потенциал речевой среды. Речевая среда – естественная - неблагоприятная и благоприятная; искусственная. Речевая среда со специально установленным высоким развивающим потенциалом называют искусственной речевой средой. Развивающий потенциал – развивающие возможности речевой среды, в которой растёт ребёнок .
Закономерности усвоения языка. Способность к восприятию родной речи зависит от натренированности мускулатуры органов речи. Понимание смысла речи зависит от усвоения\ ребёнком лексических и грамматических языковых значений разной степени обобщённости. Усвоение выразительности речи зависит от развития у ребёнка восприимчивости к выразительным средствам фонетики, лексики, грамматики. Усвоение нормы речи зависит от развития «чувств языка». Усвоение письменной речи зависит от развития координации между устной и письменной речью. Т емпы обогащения речи зависят от степени совершенства структуры речевых навыков.
Средства развития речи. Принципы построения развивающей среды. Средства – общение взрослых и детей; культурная языковая среда; обучение родной речи на занятиях; художественная литература; различные виды искусства (изобразительное, музыкальное, театр). Принципы построения развивающей среды – принцип дистанции, позиции при взаимодействии; принцип активности, самостоятельности, творчества; принцип стабильности – динамичности; принцип комплексирования и гибкости зонирования; принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого; принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; принцип открытости и закрытости; принцип учёта половых и возрастных различий детей.
Методические принципы обучения родному языку. Принцип внимания к «материи языка», к физическому развитию органов речи и пишущей руки. Принцип формирования элементарного осознания явлений языка. Принцип обеспечения активной речевой практики. Принцип развития «языкового чутья». Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи. Принцип взаимосвязи сенсорного и речевого развития детей. Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования.
Этапы развития речи. Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по разному их называют, указывают различные возрастные границы каждого этапа. Например, Г.Л. Розенгрард -Пупко выделяет в речевом развитии ребёнка всего два этапа: подготовительный (до 2-х лет) и этап самостоятельного оформления речи детей. I – подготовительный до 1 года II – преддошкольный (от 1 года до 3-х лет) III – дошкольный (от 3-х лет до 7 лет) IV – школьный (от 7 лет до 17 лет) Вырабатывается зрительное слуховое сосредоточения Звуки путает, переставляет, и скажает, опускает Звукопроизношение у большинства детей 4-х лет неправильное; дефекты произношения свистящих, шипящих сонорных звуков Главная особенность развития речи детей – это сознательное её усвоение; язык – предмет изучения Развиваются голосовые реакции: гуканье ; гуленье ; лепет Первые слова носят обобщённо-смысловой характер; речь ситуативная Развивается навык слухового контроля за собственным произношением, т.е. формируется фонематическое восприятие Овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний Развивается подражание (повторяет за взрослым разнообразные сочетания звуков) Происходит значительное накопление словаря Значения слов уточняются и во многом обогащаются, часто неверно понимают и используют слова Ведущая роль – новому виду речи – письменной речи Появляются реакции на самые слова (независимо от ситуации и интонации говорящего) Значение слов становятся всё более определёнными Развивается грамматический строй речи, дети овладевают связной речью, используют разные структуры предложений Начинает формироваться грамматический строй речи
Для того, чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определённые условия. РЕБЕНОК ДОЛЖЕН: быть психически здоровым; иметь нормальные умственные способности; иметь нормальный слух и зрение; обладать достаточной психической активностью; обладать потребностью в речевом общении; иметь полноценное речевое окружение.
Литература: Баранникова Л.И. Основные сведения о языке. – М., 1982 Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1934 Зимняя И.А. Речевая деятельность и психология речи. (Основы теории речевой деятельности) – М., 1974 Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Т.1, ст. Психологическое исследование речи. – М., 1981 Лурия А.Р. Язык и сознание. – М., 1979 Макарова В.Н., Ставцева Е.А., Мирошкина М.Н. Методика по развитию образной речи у старших дошкольников . – М., 2009 Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду. – Сб -к, К., АПН, 1987 Пиаже Ж. Эгоцентрическая речь (Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления). – М., 1994 Проблемы изучения речи дошкольника. Сб -к, М., АПН. 1990 Развитие речи дошкольника. Сб -к, - М., АПН.1990 Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речидошкольников . – М. 2002 Ушакова Т.И. Речь. Истоки и принципы развития. – М., 2004 Худенко Е.Д., Мельникова Т.С., Шаховская С.Н. Как научить ребёнка думать и говорить. – М., 1993 Нижевицкая Е.И., Шахнарович А.М. Язык детям. – М., 1981
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА И ПСИХОЛОГА В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ГРУППАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы организации совместной работы психолога и логопеда. Автор статьи предлагает методы, формы и направления взаимодействия данных специалистов в развитии...
«Сопровождение педагогом-психологом детей с нарушениями речи»
Особенности и содержание работы педагога-психолога ДОУ с детьми с нарушениями речи: коррекционная и развивающая работа с детьми, консультационная и психопрофилактическая помощь родителям и педаг...
Документация психолога на ставку 0,23 по работе с младшими дошкольниками: график работы педагога-психолога в детском саду и циклограмма работы психолога в ДОУ.
Везде дается документация на 1 или 0.5 ставки педагога-психолога, работающего со всеми группами. В данном случае даны образцы документов педагога-психолога на ставку 0.23, работающегов 1 и 2 младших г...
Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"
27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...
Электронное портфолио педагога-психолога. Сводная таблица профессиональных достижений педагога-психолога. Профессионально-общественная активность педагога-психолога.
Электронное портфолио педагога - это веб-базированный ресурс, который отражает индивидуальность и профессиональные достижения педагога-психолога....
ДОКЛАД В рамках РМО педагогов-психологов ДО Педагога-психолога высшей квалификационной категории Депутатовой Н.В (МОУ Костровская СОШ дошкольное отделение К1-51) По теме: «Планирование работы педагога-психолога ДО в соответствии новых единых образовате
Все образовательные учреждения РФ с 1 сентября 2023 года начали работу по единым федеральным образовательным программам.Определимся с терминологией.ФОП ДО и ФАОП ДО – единые образовательные прог...
Конспект занятия с элементами квеста для студентов факультета психологии и социальной педагогики "Нужны ли знания психологии воспитателю и что входит в работу педагога-психолога в ДОУ?"
https://drive.google.com/drive/folders/1Vdzxsturiq2UdQIVG2FvBDQYzA7Voxdm?usp=sharingЗдравствуйте, уважаемые студенты! Меня зовут Виктория Александровна Королёва. Я учусь заочно на пятом курсе, буду ра...