«Сопровождение педагогом-психологом детей с нарушениями речи»
статья на тему

Фишер Ольга Ивановна

Особенности и содержание работы педагога-психолога ДОУ с детьми с нарушениями речи:  коррекционная и развивающая работа с детьми, консультационная и психопрофилактическая помощь родителям и педагогам. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Сопровождение педагогом-психологом детей с нарушениями речи».

Фишер Ольга Ивановна, педагог-психолог МБДОУ ЦРР ДС № 194 г. Челябинска.

В связи с тем, что в последнее время наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями речевого развития, возникает необходимость в коррекционной и развивающей работе педагогов-психологов с данной категорией детей.

Так как непосредственно развитием речи занимаются логопеды, то психологи делают акцент на развитии детей с нарушениями речи, а именно психологических особенностей, которые заключаются в следующем:

  1. Во-первых, у таких детей часто наблюдается нарушение внимания: снижение объема, его неустойчивость, трудности с распределением, высокая отвлекаемость.
  2. Снижен объем памяти (в частности, вербальной памяти) и уровень развития мышления (особенно, словесно-логического).
  3. Нарушена мелкая моторика и зрительно-моторная координация, а также может наблюдаться моторная неловкость и двигательная расторможенность.
  4. Снижены коммуникативные способности, в том числе, за счет того, что им сложнее выражать свою мысль словами.
  5. Эмоционально-волевая сфера также страдает. У ребенка можно наблюдать: эмоциональную неустойчивость, повышенную возбудимость, раздражительность, неспособность к длительным волевым усилиям, снижены навыки самоконтроля за собственным поведением.
  6. У детей с нарушениями речи обычно истощаемая нервная система, что отражается в повышенной утомляемости, дети быстро устают от умственной нагрузки.

Так как логопеды проводят диагностику речевого развития ребенка, педагоги – познавательного, психологи проводят диагностику его психического развития: познавательного, эмоционального, особенностей поведения. По результатам диагностического обследования ребенка специалистами и педагогами строится развивающий маршрут и план работы с ребенком.

В работе с детьми с нарушениями речи необходимо сочетать упражнения на развитие различных когнитивных процессов. Это игры и упражнения на развитие: внимания, памяти, речи, мышления, мелкой моторики, навыков самоконтроля. Так как познавательные процессы развиваются в тесной взаимосвязи между собой, то каждое развивающее упражнение, направленное на развитие какого-либо познавательного процесса, одновременно влияет и на другие. Например, пальчиковые игры дополнительно развивают слуховую и моторную память, учат концентрировать и переключать внимание; упражнение на корректурную пробу, развивает не только качественные характеристики внимания (концентрацию, объем, распределение), но и память, мелкую моторику.

Большое значение нужно придавать развитию внимания, его произвольности, так как невнимательный ребенок не в полном объеме усваивает предложенный ему материал. Упражнения на развитие внимания хороши еще и тем, что они совершенствуют навыки самоконтроля за собственным поведением. В работе с ребенком чередуются задания на зрительное и слуховое внимание. Данные упражнения сначала отрабатываются индивидуально с ребенком, чтобы снизить действие внешних, отвлекающих факторов, а затем в подгруппе.

Много времени в работе с детьми  нарушениями речи необходимо уделять упражнениям для совершенствования мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации (ЗМК), которые способствуют развитию речи, внимания, пространственных представлений, памяти и мышления. Это: пальчиковая гимнастика, рисование на манке, дорожки, штриховки, дорисовывание картинки, пальчиковые игры с предметами, тактильные мешочки и т.д.  

Учитывая повышенную утомляемость таких детей, применяются упражнения на снятия психо-эмоционального и физического напряжения: это физминутки посередине занятия, дыхательные упражнения, упражнения на релаксацию и на снижение напряжения в различных частях тела (например, мышц лица, рук и т.д.). Такие упражнения способствуют не только снятию возбуждения или напряжения, но и помогают сконцентрировать внимание ребенка.

Упражнения на развитие речи используются со следующими целями: обогащение словарного запаса, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение составить рассказ по картинке или серии картинок. Конечно же, не может быть такого, что упражнение развивает только речь, как правило, задействованы все когнитивные процессы. Поэтому, в работе используются разнообразные упражнения и игры для развития памяти, мышления, речи.

Развитие коммуникативной функции речи происходит в подгруппе. Применяются следующие приемы: этюды, психогимнастические упражнения, упражнений на вербальную и невербальную коммуникацию. Это упражнения, где детям необходимо вступить друг с другом в контакт, договорится, понять друг друга, используя речь или только мимику и пантомимику.    

Содержание работы с педагогами и родителями заключается в оказании им психологической и информационной помощи (консультационная и психопрофилактическая работа):

  1. Знакомство с психологическими особенностями детей с нарушениями речи. Родители, как правило, не связывают речевое нарушение у своего ребенка, например, с эмоциональной неустойчивостью. Здесь также рассказывается о том, как важно организовывать режим дня для ребенка с целью недопущение его переутомления.
  2. Особенности общения с данной категорией детей. Как надо говорить с ребенком с нарушением речи, как поощрять речевую активность, о пользе чтения ребенку вслух и т.д.
  3. Рекомендации по развитию у таких детей речи, других познавательных процессов. Здесь рассказывается о тесной взаимосвязи речи с другими познавательными процессами, о важности развития всех познавательных процессов у ребенка.
  4. Рекомендуются игровые упражнения, которые родители могут выполнять с ребенком дома (а педагоги – в группе). Например, каждый родитель может сделать со своим ребенком пальчиковую гимнастику, поиграть в пальчиковый или кукольный театр. Это игровые упражнения для развития не только речи, но и внимания, мелкой моторики, мышления.

Таким образом, сопровождение психологом ребенка с нарушением речи охватывает всех участников образовательного процесса и заключается в создании психологических условий для его развития и успешного обучения.

Приложение

РЕКОМЕНДАЦИИ

психолога родителям ребенка, имеющего нарушение речи 

педагог-психолог МБДОУ Фишер Ольга Ивановна

 

  • Контролируйте собственную речь, обращая внимание на употребляемую лексику и грамматическое оформление. Говорить  нужно четко, внятно, проговаривая каждое слово, фразу.
  • Озвучивайте любую ситуацию – но только, если Вы видите, что ребенок Вас слышит и видит. Не надо говорить в пустоту, надо смотреть ребенку прямо в глаза. Необходимо, чтобы ребенок видел вашу артикуляцию.
  • Не употребляйте слишком много длинных фраз, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.
  • Принимайте и поддерживайте желание ребенка вступить с Вами в контакт. Если ребенок вообще не говорит – вовлекайте его в любые формы диалога, одобряя любой ответ (жест, выразительный взгляд).
  • Расширяйте словарный запас ребенка (при помощи чтения книг, специальных упражнений).
  • Развивайте мелкую моторику рук. Используйте для этой цели все многообразие игр и упражнений: игры с мелкими предметами (крупы, пуговицы, прищепки), лепка, рисование (по точкам, штриховка, пальчиковое рисование, лабиринты), пальчиковые игры и  пальчиковый театр, шнуровки и т.д. Это поможет развитию речи, а в будущем – письму.  
  • Читайте как можно больше ребенку коротких стихов и сказок. Перечитывайте их много раз – не бойтесь, что это надоест ребенку, т.к. дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые они много раз слышали.
  • Ребенка необходимо побуждать к речи. Отвечайте на вопросы детей. Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа педагога-психолога по формированию психомоторики у детей с нарушениями речи

Проблема психомоторного развития ребенка-дошкольника принадлежит к числу наиболее значимых в современной общей и специальной педагогике, психологии, физиологии. Трудно переоценить роль движений в жизн...

Календарно-тематическое планирование взаимодействия учителя-логопеда, педагога-психолога и воспитателя в подготовительной к школе детей с нарушениями речи.

Чтобы работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи была эффективной, необходима тесная связь между специалистами. Тематическое планирование помогает осуществлять взаимосвязь в работе с детьми учителя -...

Рабочая программа педагога – психолога для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата с учетом психофизических особенностей обучающихся с задержкой психического развития

Коррекционная работа организуется в рамках ведущей деятельности. Поэтому при коррекционно-педагогических мероприятиях стимулируется ведущий для данного возраста вид деятельности: в дошкольном возрасте...

Сопровождение педагогом-психологом детей с нарушением речи

В статье раскрываются психические особенности в развитии детей с нарушением речи и даны рекомендации родителям....

Использование настольного дидактического материала в индивидуальной работе педагога-психолога с детьми с нарушением речи.

Использование настольного дидактического материала в индивидуальной работе педагога-психолога с детьми с нарушением речи....

Рекомендации педагога-психолога ДОУ по воспитанию и развитию детей с нарушениями речи для педагогов и родителей.

Задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическ...