Кризисные ситуации.
презентация по психологии

Кауткина Варвара Анатольевна
    Кризис – состояние человека при блокировании его целенаправленной  жизнедеятельности в   определённый момент развития личности. Понятие «кризис» (от греч. krisis – решение, поворотный пункт, исход) – переломный момент, тяжелое переходное состояние, обострение, опасное неустойчивое состояние.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krizisnye_situatsii.pptx168.23 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологическая помощь детям в кризисных ситуациях. Выполнила: педагог-психолог МБДОУ № 330 Кауткина В.А. Красноярск – 2019 г.

Слайд 2

Понятие кризиса. Кризис – состояние человека при блокировании его целенаправленной жизнедеятельности в определённый момент развития личности . Понятие «кризис» (от греч. krisis – решение, поворотный пункт, исход) – переломный момент, тяжелое переходное состояние, обострение, опасное неустойчивое состояние. В китайском языке понятие кризис определяется как «полный опасности шанс», как возможность роста человеческой личности, которые индивид обретает, проходя через состояние психического кризиса и испытывая различные сопротивления . Кризис как ситуация эмоционального и умственного стресса, которая требует значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени . (Гордон В. Олпорт ) Слово «кризис» воспринимается как своего рода предупреждение: следует что-то предпринять, пока не произошло нечто худшее. Не всегда представляет опасность сам кризис, а скорее то, что упущен шанс .

Слайд 3

Определение кризисной ситуации. Кризисная ситуация, та ситуация, когда человек сталкивается с препятствием в реализации важных жизненных целей и не может справиться с этой ситуацией с помощью привычных средств. Типы кризисных ситуаций: обусловленные изменениями в естественном жизненном цикле или травмирующими событиями жизни; ситуации , относящиеся к разряду критических, в своей основе могут иметь объективный и субъективный компоненты : - объективный компонент представлен воздействиями внешнего, предметного и социального мира; - субъективный заключается в восприятии и оценке человеком ситуации как критической.

Слайд 4

Классификации кризисных ситуаций: критические ситуации ( Ф.Е.Василюк ); конфликты, ситуации физической опасности, ситуации неизвестности ( К.Левин ); аффектогенные жизненные ситуации ( Ф.В.Бассин ); конфликтные ситуации, ведущие к психологическому кризису ( А.Г.Амбрумова ); трудные ситуации ( А.Я.Анцупов , А.Н.Шипилов ).

Слайд 5

Критическая ситуация, как социальная ситуация, динамика которой развивается по двум направлениям ( А.Г.Амбрумова ): а) личностному, когда формирующийся внутренний конфликт обоснован характерологическими особенностями личности и появляется первым, независимо от благополучной еще в это время внешней ситуации; только затем внутренняя конфликтная напряженность психики начинает видоизменять формы поведения и общения человека, создавая поводы и причины для ухудшения внешней ситуации и перестройки ее в конфликтную, вплоть до стрессовой ; б) ситуационному, когда целый ряд неблагоприятных внешних воздействий , психотравмирующих стимулов падает на почву не отчетливо работающих защитных механизмов психики, низкую толерантность по отношению к эмоциональным нагрузкам.

Слайд 6

Две группы критических ситуаций: детерминированные внешними условиями ; детерминированные характером восприятия, а также индивидуально типологическими особенностями человека .

Слайд 7

Основные виды кризисов, которые может испытывать человек: кризисы развития (возрастные кризисы); кризисы утраты и разлуки; травматические кризисы; кризисы отношений и состояния души; кризисы смысла жизни; морально-этические кризисы.

Слайд 8

Процесс проживания ребёнком кризисной ситуации (фазы протекания кризиса): первичный рост психоэмоционального напряжения, ребёнок ищет способ разрешения ситуации, находясь при этом в границах нормальной адаптации; если поиски выхода из ситуации оказываются безрезультатными, то происходит дальнейший рост напряжения, что усиливает негативные реакции: злость, гнев, агрессию и т.п.; в случае, если степень напряжения такова, что требует от ребёнка мобилизации всех его внешних и внутренних сил, то можно наблюдать первые признаки нарушения адаптации; если всё оказывается тщетно, наступает стадия, характеризующаяся чувством беспомощности, безнадёжности, и отчаяния, особым изменением поведения, что в конечном итоге может привести к интеллектуальной и эмоциональной дезорганизации личности ребёнка, нарушению его развития, психосоматическим заболеваниям ; именно на последней фазе наиболее вероятны девиантные формы выхода из кризиса (например, физическая агрессия и аутоагрессия , вплоть до суицида), апатия и прекращение сопротивления, психозы, тяжёлые психосоматические заболевания и т.д.

Слайд 9

Примерный перечень стрессовых реакций и посттравматических расстройств у детей: Кратковременное психотическое нарушение. Ночные кошмары. Страх разлуки. Нарушение способности к реактивной привязанности. Диссоциативная амнезия. Диссоциативная фуга. Конверсионное нарушение. Деперсонализация. Специфические страхи. Панические атаки. Депрессивные эпизоды. Соматизация . Пограничные личностные нарушения.

Слайд 10

Виды и формы оказания психологической помощи детям в критической ситуации Игротерапия . основной формой работы психолога с детьми, пережившими критическую ситуацию, является использование разного вида игр : игры в образах; игры , основанные на литературных произведениях; основанные на импровизированном диалоге ; основанные на сочетании этих видов; использование игры как терапевтического средства идет по двум основаниям : а) игра может быть использована как инструмент для изучения ребенка (классическая психоаналитическая техника, при которой происходит вытеснение желания, замена одного действия другим, отсутствие внимания, оговорки, запинки и т. д.); б) свободное повторное воспроизведение травмирующей ситуации – "навязчивое поведение«, пересказа и инсценировки и т.д.

Слайд 11

для работы с детьми используется свободная игра и директивная (управляемая ): в свободной игре психолог предлагает детям разный игровой материал, тем самым провоцируя регрессивную, реалистическую и агрессивную виды игр: регрессивная игра предполагает возврат к менее зрелым формам поведения (например, ребенок превращается в совсем маленького, просит взять его на руки, сюсюкает, ползает, берет соску и т. д .); реалистическая игра зависит от объективной ситуации, в которой оказывается ребенок, а не от потребностей и желаний ребенка. Например, ребенок хочет играть в то, что он видел и пережил дома: обыск, пьянку, драку, насилие. А ему предлагают играть в то, что он видит в данном учреждении: цирковое представление, театральный спектакль, день рождения, праздник и т. д .; агрессивная игра – это игра в войну, наводнение, насилие, убийство. Для организации таких игр можно использовать неструктурированный игровой материал: воду, песок, глину, разного вида пластилин. С таким игровым материалом ребенок косвенно выражает свои желания, эмоции, так как сам материал способствует сублимации; более эффективной оказывается деятельность, если психолог организует игры с таким материалом в директивной форме;

Слайд 12

Помимо применения игры с использованием игрушек, в работе с детьми можно порекомендовать следующие виды игр: игры-развлечения (догонялки, щекотка и др .); игры-упражнения (борьба, лазание, бег ); сюжетные игры (основанные на подражании взрослым ); процессуально-подражательные игры (подражают оркестру, машинам и т.д .); традиционные народные игры (волчок, краски и т.д .); сюжетно-ролевые (семья, дом, театр и т.д.).

Слайд 13

Арттерапия. метод построен на использовании искусства как символической деятельности; применение этого метода имеет два механизма психологического коррекционного воздействия ; первый направлен на влияние искусства через символическую функцию реконструирования конфликтной травмирующей ситуации и нахождение выхода через переконструирование этой ситуации; второй связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить реакцию переживания негативного аффекта в сторону формирования позитивного аффекта, приносящего наслаждение ; в работе с детьми психолог, используя игротерапию , дополняет ее арттерапевтическими методами.

Слайд 14

Виды арттерапии: рисуночная (основанная на изобразительном искусстве); библиотерапия ; драмтерапия ; музыкальная терапия.

Слайд 15

Рисуночная: предметно-тематический тип – рисование на свободную и заданные темы. Примером таких заданий являются рисунки "Моя семья", "Я в школе", "Мой новый дом", "Мое любимое занятие", "Я сейчас", "Я в будущем" и т. д .; образно – символический тип – изображение ребенка в виде образов. Темы могут быть такие: "Добро", "Зло", "Счастье", "Радость", "Гнев", "Страх" и т. д .; упражнения на развитие образного восприятия: "Рисование по точкам", "Волшебные пятна", "Дорисуй рисунок". (в основе лежит принцип проекции); игры-упражнения с изобразительным материалом для детей младшего дошкольного возраста – экспериментирование с красками, бумагой, карандашами, пластилином, мелом и др. "Рисование пальцами рук и ног", "Разрушение-строительство", "Наложение цветовых пятен друг на друга" и т. д .; задания на совместную деятельность - сочинение сказок, историй с помощью рисования. Используются приемы последовательного поочередного рисования типа "Волшебные картинки" – один начинает, другой ребенок продолжает и т. д .

Слайд 16

Музыкотерапия: использование музыкальных произведений классической музыки; хорошо зарекомендовали в таком виде работы произведения Баха, Листа, Шопена, Рахманинова, Бетховена, Моцарта, Чайковского, Шуберта и некоторые виды духовной музыки; Предлагаемый вид работы направлен на организацию умения слушать музыку; Удлинение времени слушания музыки от 3-5 минут до 1-1,5 часов требует специально разработанного приема организации детей; Продолжительность времени использования музыкального произведения позволяет детям слушать музыку, испытывать разного рода переживания, прислушиваться к своим чувствам, вызывать эмоциональное состояние внутреннего равновесия, радости, снятия напряжения.

Слайд 17

Библиотерапия: метод воздействия на ребенка, вызывающий его переживания, чувства при помощи чтения книг; с этой целью психолог подбирает литературные произведения, в которых описаны страхи детей, формы переживания стрессовых ситуаций, выход из страшной для детей ситуации; для проведения такого вида работы можно порекомендовать для детей разных возрастов использование произведений классиков литературы: Л.Н.Толстого , Б.Житкова , В.Осеевой , А.Гайдара и др. Это такие произведения, как "Трусиха", " Аришка -трусишка", "На льдине", "Обвал", "Честное слово", сказки "У страха глаза велики", " Мальчиш-Кибальчиш « и др .; использование произведений данной тематики опирается на возрастные особенности детей: заражаемость чувствами других, понимание чувств других и т. д ..

Слайд 18

Логотерапия : метод разговорной терапии, который отличается от разговора по душам, направленного на установление доверия между взрослым и ребенком ; логотерапия предполагает разговор с ребенком, направленный на вербализацию его эмоциональных состояний, словесное описание эмоциональных переживаний ; вербализация переживаний может вызвать положительное отношение к тому, кто разговаривает с ребенком, готовность к сопереживанию, признанию ценности личности другого человека.

Слайд 19

Метод свободных словесных ассоциаций: метод используется психологами как метод искусства придумывания историй ; детям можно предложить по набору слов придумывать разные истории; психолог предлагает слова, между которыми налицо смысловая связь: бабушка, девочка, волк, поезд и т. д . детям предлагается придумать любую историю, главное – чтобы истории не повторялись.

Слайд 20

Психодрама, или драмтерапия : использование в работе кукольной драматизации; взрослые (или старшие дети) разыгрывают кукольный спектакль, "проигрывая" конфликтные и значимые для ребенка ситуации, предлагая ему как бы со стороны посмотреть на данную ситуацию и увидеть себя в ней ; с детьми, проявляющими тревогу, страх, пережившими стресс, различного вида травмы, наибольший эффект дает применение метода биодрамы ; суть метода в том, что дети готовят представление, но все действующие лица в нем – звери. Дети распределяют между собой роли животных или зверей и проигрывают конфликтные и жизненные ситуации на примере животных ; разыгрывая спектакль, представление или ситуацию, дети действуют и говорят по-другому, чем с использованием кукол ; переживания детей, реализуемые через образы животных, отличаются от человеческих и в то же время помогают понять чувства других.

Слайд 21

Моритатерапия : метод , с помощью которого психолог ставит ребенка в ситуацию необходимости производить хорошее впечатление на окружающих ; психолог предлагает ребенку высказать свое мнение о чем-то, а затем корректирует его умение высказываться, давать оценку, соответственно принимать позу, использовать мимику, жесты, интонацию и т. д.

Слайд 22

Гештальттерапия : метод может быть применен психологом для индивидуальной работы с детьми, в беседах по душам ; проводится он как преобразование рассказа ребенка в действие; Ребенок рассказывает психологу, что ему приснилось, а психолог просит показать, что снилось, с помощью движений, действий, материала, игрушек, масок, пластилина и т. д . примеры такого вида работы – "Незаконченные дела", " У меня есть тайна ", " Мои сновидения". Ребенок рассказывает психологу, что ему приснилось, а психолог просит показать, что снилось, с помощью движений, действий, материала, игрушек, масок, пластилина и т. д .

Слайд 23

Список литературы: П.В.Зязюлькин " Психолого-педагогическая помощь детям в кризисных ситуациях: методические материалы". – Витебск: ГУО «Витебский областной институт развития образования». 2009. Е.О Смирнова «Детская психология» - учебник для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» - М.: Гуманитар . изд. центр ВЛАДОС, 2006. А.А. Черников «Системная семейная терапия: интегративная модель диагностики» - изд. Независимая фирма «Класс» серия Библиотека психологии и психотерапии, 2010. Л.Д. Лебедеваа , Ю.В. Никонорова , Н.А. Тараканова «Энциклопедия признаков и интерпритаций в проективном рисовании и арт-терапии» - СПб.: Речь, 2006 Л.Д. Лебедева «Практика арт-терапии» - - СПб.: Речь, 2006

Слайд 24

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по предупреждению развития ПТСР,снижению тревожности после кризисной ситуации - "Победи свой страх"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  комбинированного вида №14 города Крымска муниципального образования Крымский район...

Кризисные ситуации

В процессе жизни ребёнок сталкивается с различными ситуациями. Как без проблем адаптировать ребёнка к детскому саду...

Что такое кризис и как помочь своему ребёнку справиться с кризисной ситуацией. ( для родителей подростков).

Презентация для выступления психолога на родительском собрании + текст выступления....

Программа индивидуальных психокоррекционных занятий с детьми в кризисной ситуации, после травматического события.

Программа индивидуальных психокоррекционных занятий с детьми в кризисной ситуации, после травматического события. Тючкова Ольга Олеговна, педагог-психолог.Пояснительная запискаПрограмма предназна...

Презентация "Психологическая помощь детям в кризисной ситуации"

Психологическая помощь детям в кризисной ситуации...