Презентация "Психологическая помощь детям в кризисной ситуации"
презентация

неволина валентина александровна

Психологическая помощь детям в кризисной ситуации

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кризисные СИТУАЦИИ Психологическая помощь ребёнку

Слайд 2

Задачи: Рассмотреть ситуации, которые являются особо разрушительными для психики ребенка. Разработать приемы психологической помощи. Цель: Составление алгоритма действия по оказанию первой психологической помощи детям, оказавшимся в кризисной ситуации.

Слайд 3

Кризис (от греч. kreses – решение, поворотный пункт, исход) определяется в психологии как тяжелое психологическое состояние, являющееся результатом либо какого-нибудь внешнего воздействия, либо вызванное внутренней причиной, либо как резкое изменение статуса персональной жизни.

Слайд 4

Травматические ситуации – это экстремальные критические события, которые несут угрозу жизни или здоровью (как самого ребенка, так и его значимых близких) и требуют экстраординарных усилий по совладению с последствиями их воздействия. Кризисная для ребенка ситуация наступает тогда, когда он не может самостоятельно, без чьей-либо поддержки и помощи справиться с ней.

Слайд 5

Переживаемые детьми кризисы можно условно разделить на три основные группы: Возрастные кризисы ( естественные , нормативные). Неблагоприятные внешние воздействия , стрессовые факторы в эти периоды оказывают огромное влияние на дальнейшее формирование личности ребенка, в частности на способность реагирования на воздействия внешней среды Кризисы утраты и разлуки. Травматические кризисы.

Слайд 6

С кризисами разлуки дети сталкиваются в случаях развода родителей и создания родителями других семей . Процесс адаптации детей после развода условно делят на три фазы: Первая , самая острая фаза , длится примерно около двух лет. Вторая фаза – переходная. Третья фаза означает создание нового жизненного стиля.

Слайд 7

Кризис утраты Утрата – переживание, человеческий опыт, связанный со смертью близкого человека. Во время кризиса утраты ребенок переживает смешанные эмоции - от подавленности и печали до гнева и досады.

Слайд 8

Условно можно выделить несколько стадий переживания утраты: Первая стадия. Шок. Характеризуется тотальным эмоциональным отрицанием, часто неправильно понимаемым теми, кто пытается помочь ребенку справиться с горем. Вторая стадия . Злость и ощущение несправедливости. На этой стадии человека мучает вопрос: почему это произошло именно со мной? Третья стадия . Печаль и сожаление. Эта стадия характеризуется ощущением одиночества и депрессией; может возникать потребность вернуть прошлое как способ отрицания произошедшего. Четвертая стадия . Восстановление. Жизнь начинает постепенно входить в свою колею, и к концу первого года можно уже надеяться на восстановление.

Слайд 9

В целом большую роль в переживании ребёнком травмы потери (утраты) играют такие факторы, как: возраст ребёнка; уровень психического развития; наличие (или отсутствие) опыта предыдущих потерь; поддержка значимого взрослого.

Слайд 10

Травматические кризисы Возникают в результате внезапного кратковременного или длительного воздействия событий, выходящих за рамки нормального человеческого опыта, к которым человек, как правило, не является готовым. Выделяются травмы: стихийным или природным бедствием причиненные людьми По продолжительности краткосрочные длительные повторяющиеся

Слайд 11

Кризис насилия Выделяют четыре типа жестокого обращения с ребенком: Физическое жестокое обращение. Сексуальное насилие. Пренебрежение нуждами ребенка. Психологическое насилие. Насилие может быть явным и скрытым. актуальным (происходящим в настоящее время) случившимся в прошлом. Может происходить : дома (со стороны родственников или соседей). на улице( со стороны детей или со стороны незнакомых взрослых).

Слайд 12

Признаки физического насилия: изменения на коже (царапины, следы ударов ) повреждение костей или мягких тканей гематомы кровоизлияние сетчатки глаза ушибы тела определенный тип ожогов или рубцов после них (множественные – от сигарет, утюга и другие ) следы укусов выявляемые с помощью рентгена закрытые переломы смещения суставов и другие.

Слайд 13

Особенности психического состояния и поведения детей разных возрастов, позволяющие заподозрить совершенное над ним физическое насилие: Возраст 1,5 – 3 года: боязнь взрослых плаксивость , проявления радости - очень редкие реакция испуга на плач других детей крайности в поведении - от чрезмерной агрессивности до безучастности. Возраст 3 года – 6 лет: отсутствие сопротивления при агрессивном отношении к ним пассивная реакция на боль болезненное отношение к замечаниям, критике.

Слайд 14

заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость псевдовзрослое поведение (сильное подражание взрослым) негативизм , агрессивность лживость , воровство жестокость по отношению к животным склонность к поджогам.

Слайд 15

.

Слайд 16

Психологические: наличие у ребенка стресс - синдромов (например, недостаточной циркуляции крови и, как следствие, холодных рук и ног, «мраморной» кожи, бледности ). характерное выражение лица ребенка (его называют «постоянной бдительностью », «взглядом косули »). наличие в поведении ребенка рефлекторных жестов и поз защиты .

Слайд 17

Поведение ребенка в кризисной ситуации. Механизмы психологической защиты Регресс к более раннему детскому поведению Идентификация с агрессором Подавление Я Отрицание Изоляция чувств Диссоциативные защиты

Слайд 18

Необходимо решать следующие задачи: При работе с чувствами и эмоциями ребенка: Учить ребенка выражать свои чувства. Учить ребенка дифференцировать чувства (ощущать их разнообразие). Тренировать сензитивность (чувствительность) ребенка. Развивать ощущение телесной самости, безопасного восприятия физического контакта. При работе с когнитивными схемами (способами мышления) Учить осознавать свои чувства и эмоции, в том числе связанные со взаимоотношениями с другими людьми. Развивать у ребенка умение вырабатывать свои суждения о том, что нравится или не нравится. Формировать у ребенка позитивное отношение к собственным переживаниям. Учить ребенка ориентироваться в проблемах. Учить осознавать особенности своих взаимоотношений с другими людьми .

Слайд 19

Помощь ребенку в кризисной ситуации: Цели : освобождение ребенка от чувства страха, смущения, безнадежности. восстановление нормального для конкретного ребенка психологического состояния (того, в котором он находился до кризиса ). привлечение внешних источников помощи и актуализация внутренних ресурсов ребенка. создание возможностей для понимания ребенком взаимосвязи между содержанием конкретного кризиса и особенностями своей жизни. формирование и развитие у ребенка новых установок, способов поведения и копинговых механизмов, с помощью которых он может выйти из актуального кризиса и которые помогут ему в дальнейшем справляться с кризисными ситуациями.

Слайд 20

Общий алгоритм работы. Психологическая работа с ребенком в кризисной ситуации обязательно должны включать в себя несколько этапов: Подготовка к работе. Составление примерного плана работы. Установление контакта с ребенком, восстановление вместе с ним картины произошедшего . Анализ внешних признаков и особенностей переживания ребенком кризисной ситуации. - его физического (соматического) состояния; - качества его настроения; его поведения и общего психологического состояния . Диагностика особенностей психологического развития ребенка: - познавательной сферы личности; - эмоционально-личностных отношений; - акцентуаций характера и психических отклонений. - выстраивание стратегии работы с ребенком. Выделение основных направлений этой работы.

Слайд 21

Игротерапия . наиболее естественная и эффективная форма работы с детьми. игра может быть использована как инструмент для изучения ребенка (классическая психоаналитическая техника, при которой происходит вытеснение желания, замена одного действия другим, отсутствие внимания, оговорки, запинки и т. д.); свободное повторное воспроизведение травмирующей ситуации – "навязчивое поведение". Мы видим, что игра служит для раскрытия и лечения искажений в развитии ребенка. Игротерапия ценна тем, что отбрасывает тень на подсознание и позволяет увидеть, с чем в игре ассоциируется у ребенка травма, проблема, опыт прошлого, что мешает ему нормально жить. Виды и формы оказания психологической помощи детям в кризисной ситуации

Слайд 22

Сказкотерапия Использование терапевтической сказки позволяет обойти психологическое сопротивление и в той или иной мере проработать проблему. Показать на примере сказочных персонажей пути решения проблем и т.д. Психолог создает условия, в которых ребенок, работая со сказкой (слушая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем. Возможны как групповые, так и индивидуальные формы работы.

Слайд 23

Песочная терапия. Этот вид терапии используется при сильнейших эмоциональных нагрузках. Через свои ощущения, через прикосновения рук к песку, человек ощущает покой и одновременно огромные возможности. В процессе работы перед ребенком не ставится жесткой задачи и критериев. Психолог создает условия для проявления созидающей творческой силы в детях, специалист занимает ведомую безоценочную позицию в процессе игры.

Слайд 24

Арт-терапия Можно использовать в работе с детьми следующие виды заданий и упражнений: Предметно-тематический тип – рисование на свободную и заданные темы. Примером таких заданий являются рисунки "Моя семья", "Я в школе", "Мой новый дом", "Мое любимое занятие", "Я сейчас", "Я в будущем" и т. д. Образно - символический тип - изображение ребенка в виде образов. Темы могут быть такие: "Добро", "Зло", "Счастье", "Радость", "Гнев", "Страх" и т. д.

Слайд 25

Выявление основных направлений работы В поведенческой сфере, в сфере взаимодействия с другими : эгоцентризм, избегание решения проблемы, нестабильность отношений с окружающими, преимущественно однотипный способ реагирования на фрустрирующую ситуацию, неуверенность в себе, высокий уровень притязаний при отсутствии критической оценки своих возможностей, склонность к обвинениям или чрезмерная угодливость, сексуализированное поведение. В аффективной сфере : эмоциональная лабильность, низкая фрустрационная устойчивость и частое возникновение тревоги и депрессии, сниженная и нестабильная самооценка, появление социофобий , агрессивность. В мотивационно-потребностой сфере: блокировка потребности в защищенности, самоутверждении, принадлежности, невозможность простроить временную перспективу. В когнитивной сфере : наличие искажений, усиливающих дисгармонию личности, «аффективная логика»: «произвольное отражение» - («я супермен», «я неудачник »); «чрезмерное обобщение» - («все, что я делаю – плохо»); «черно-белое мышление» - «очень хорошо – очень плохо», «мир или черный, или белый»; « персонализация » - «они смеются не просто так, они смеются надо мной»; преувеличение негативных событий и минимизация позитивных,.

Слайд 27

Спасибо за внимание!!! Успехов, терпения и радости в общении с детьми!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар- практикум с элементами тренинга " Психологическая помощь детям в кризисной ситуации"

Составление алгоритма психологической помощи детям, оказавшимся в кризисной  ситуации....

Презентация "Психологическая помощь детям в кризисной ситуации"

Кризисная для ребенка ситуация наступает тогда, когда он не может самостоятельно, без чьей-либо поддержки и помощи справиться с ней....

ТЕХНИКИ САМОПОМОЩИ И ПОМОЩИ ОКРУЖАЮЩИМ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ

Техники самопомощи и помощи окружающим в кризисных ситуациях....

Консультация для родителей по оказанию психологической помощи детям в кризисном состоянии.

Консультация для родителей по оказанию психологической помощи детям в кризисном состоянии....