Эффективные формы взаимодействия с родителями по вопросам работы с детьми, нуждающимися в коррекции и оказании помощи в кризисной ситуации
статья по коррекционной педагогике на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «Эффективные формы взаимодействия с родителями по вопросам работы с детьми, нуждающимися в коррекции и оказании помощи в кризисной ситуации.»
Семья для ребёнка дошкольного возраста – жизненно необходимая среда, определяющая путь развития его личности. Эмоциональную защиту и психологический комфорт, жизненную опору обеспечивает ребёнку родительская любовь. Поэтому от родителей требуется научиться проявлять любовь к своему ребёнку полезным для него образом, вызывая ответные чувства.
Как показывают современные исследования, целенаправленное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания, развития и коррекции значительно повышает его эффективность. В настоящее время наблюдается острая потребность работы педагога с семьей. Рост интереса к проблемам семейного воспитания связан с новыми социально-экономическими условиями. А новые условия требуют новых подходов и методов работы с родителями, имеющими детей с речевыми нарушениями.
Основными направлениями нашей работы в коррекционной группе с родителями являются:
- Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
- Установление доверительных и партнёрских отношений с родителями.
- Вовлечение семьи в единое образовательное пространство (формирование у родителей адекватной оценки состояния своего ребёнка; обучение родителей специальным коррекционным и методическим приемам).
- Развитие позитивной самооценки у родителей.
В группе мы проводим целенаправленную и систематизированную работу с семьей, в которой используем разнообразные формы сотрудничества, что способствует осознанию родителями своих функций и роли в воспитании ребенка.
Используются традиционные формы.
Традиционные формы сотрудничества с семьей
Коллективные | Индивидуальные | Наглядно- информационные |
Родительские собрания. | Беседы. | Уголок для родителей. |
И новые формы сотрудничества воспитателей и родителей, которые показали свою результативность:
- организация проектной деятельности педагог - дети – родители, презентации,
- родительский клуб,
- мастер-класс
- консультация =практикум
- информация на сайте группы
Наши мини – проекты:
«Наши любимые бабушки и дедушки» – День пожилого человека.
«Очень, очень я люблю маму милую мою»-- День Матери;
«Мой папа – защитник семьи и Отечества» – день защитников Отечества;
«Мама – солнышко моё» - март – международный женский день;
«Моя дружная семья»
Для оказания педагогической и психологической помощи родителям, имеющих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, мы создали Родительский клуб”.
Задачи, которые решаются в рамках работы клуба:
- Формирование положительной установки родителей на готовность к правильным формам общения и взаимодействия со своим ребёнком.
- Обучение родителей различным формам и методам общения, наблюдения за ребёнком.
- Включение родителей в педагогический коррекционный процесс через обучение их коррекционным методам и приемам.
Тематика встреч - «Значение и способы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста». . Работу «Родительского клуба» начали с мастер-класса «Игры с детьми на кухне», где показали и рассказали как можно использовать кухонные предметы, продукты для развития мелкой моторики ребёнка, и развития речи. Предложили самим порисовать пальцами, используя манку. В конце встречи раздали брошюрки «Игры с детьми на кухне». На следующей встрече «Родительского клуба» рассказали и показали с помощью презентации, как развиваем мелкую моторику детей в детском саду: используем рельефные, фигурные камешки, рисуем нитью, используем строительный материал, конструктор, вкладыши, тренажёры, игры со шнуровкой, нанизывание бусинок, фигурок, работу с пластилином и солёным тестом, игры с мозаикой, пазлами, рисование с помощью трафареток. Дали советы по проведению пальчиковой гимнастики. Провели пальчиковую гимнастику, игры с родителями. Организовали чаепитие, за которым родители делились своим опытом, получали консультацию по интересующим их вопросам..
В результате проведённой работы родители идут на контакт с воспитателем и выполняют наши рекомендации, потому что убедились в эффективности работы, в нашем профессионализме и в добрых намерениях.
Ежемесячно в родительский уголок выставляется консультация, посвященная одной из проблем речевого развития ребёнка: артикуляции звуков, развитию мелкой моторики, связной речи, обучению грамоте и пр.
Тематика родительских уголков:
1. «Наши правила».
2. «Тренируем язычок».
3. «Тренируем пальчики - развиваем речь».
4. «Друзья из книжки».
5. «Как учить стихи играючи».
6. «Мы учимся наблюдать и запоминать».
7. «20 простых советов логопеда»
8. «Что необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу».
9. «Мы учимся рассказывать, пересказывать».
10. «Игры для обучения грамоте».
11. «Леворукий ребёнок».
Таким образом,
Из нашего опыта работы с ребёнком, имеющим ограниченные возможности здоровья, следует, что только специально организованные занятия в детском саду сами по себе не гарантируют позитивных изменений в воспитании, обучении и развитии дошкольника и не всегда достигается желаемый коррекционный эффект. Необходима преемственность работы ДОУ и воспитания ребёнка в семье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет" Эффективные формы взаимодействия с родителям: форма сетевого взаимодействия в социальных сетях"
Всем известно, что взаимодействие педагогов детского сада с родителями – достаточно сложный процесс, и семья должна быть равноправной его стороной. Основную роль в работе с родителями практически во в...
Использование новых форм взаимодействия с родителями в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения
Данный проект нацелен на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны, ДОУ становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компе...
Презентация "Круглый стол как эффективная форма взаимодействия с родителями по актуализации вопросов воспитания и обучения детей"
В презентации рассказывается об одной из интерактивных форм проведения родительского собрания - круглом столе, об особенностях данной формы, основных целях и структуре проведения.Показан пример провед...
Нейропсихологические методики в работе с детьми нуждающимися в коррекции речевого и психического развития
В презентации,сопровождающей мастер-класс, рассказывается о задачах и методах нейропсихологического воздействия при работе с детьми нуждающимися в коррекции речевого и психического развития....
Доклад «Эффективные формы взаимодействия с семьей по вопросам речевого развития»
Важной социальной задачей, стоящей перед ДОУ является оказание помощи семье в воспитании ребенка. А взаимодействие с семьей является необходимым условием работы дошкольного учр...
Эффективные формы взаимодействия с семьёй Секреты успешной работы с родителями (из опыта работы).
Эффективные формы взаимодействия с семьёй Секреты успешной работы с родителями (из опыта работы).Очень сложно найти подход к членам семьи ребенка, практически, это сделать невозможно, если воспит...