Методическая разработка по предупреждению развития ПТСР,снижению тревожности после кризисной ситуации - "Победи свой страх"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №14
города Крымска муниципального образования
Крымский район
Методическая разработка
«Победи свой страх»
Выполнила :
педагог – психолог
второй квалификационной категории
МБДОУ детского сада №14
Новикова Светлана Анатольевна
Методическая разработка
Проект – «Победи свой страх»
- предупреждение развития ПТСР после кризисной ситуации
Причины возникновения проблемы:
Независимо от того, находились ли мы во время стихийного бедствия в этой зоне или были просто свидетелями последствий, у всех возникла сильная эмоциональная реакция на эту трагедию. И травматический опыт нанес психологический вред или вызвал сильную эмоциональную боль, как у взрослых, так и у детей.. Больше всего пострадали от травматического стресса люди, ставшие очевидцами или участниками этой катастрофы.
Подобная ситуация характеризуется, прежде всего, своим экстремальным воздействием на психику потерпевшего, вызывая у него психотравмирующий стресс, психологические последствия которого часто проявляются как отсроченная во времени, затяжная реакция на ситуацию, связанную с угрозой для жизни, благополучия или здоровья. В результате у большинства людей ухудшилось психоэмоциональное самочувствие и состояние. Наблюдается пониженный эмоциональный фон и подавлено-депрессивные тенденции.
Со временем, травмирующие психику факторы, связанные с острым стрессовым происшествием, могут становиться хроническими и приобретать характер стойких психогенных расстройств. И их особенностью является наличие выраженного беспокойно-тревожного напряжения, страха, телесных неприятных ощущений, самостоятельных, пугающих, неконтролируемых представлений, воспоминаний или ощущений, связанных с произошедшим событием. Всё это часто впоследствии порождает различные психосоматические расстройства и заболевания, список которых весьма широк.
Анализируя особенности эмоционально-личностной сферы детей, детские игры - стало очевидно, что заметно вырос уровень тревожности как у детей, бывших в зоне затопления, так и у детей, являющихся невольными свидетелями последствий июльского наводнения. Проведенная диагностика тревожности и страха подтвердила у детей наличие страха воды, темноты и страха одиночества. Отмечаются родителями и педагогами нарушения сна, наблюдается пониженный эмоциональный фон, либо, наоборот, у некоторых детей отмечается повышенная возбудимость.
И, поэтому, с целью предупреждения возникновения посттравматического расстройства как у дошкольников, их родителей, так и у сотрудников ДОУ был разработан проект « Победи свой страх».
Проблема проекта:
Ухудшение психоэмоционального самочувствия и состояния детей.
Цель проекта:
Предупреждение возникновения посттравматического стрессового расстройства.
Длительность проекта: При работе с психологическими травмами и ПТСР предполагается срок психокоррекционной работы – август - март
Основная форма коррекционной работы – индивидуальная, групповая работа.
Задачи проекта:
- Психологическая поддержка, включающая:
- установление терапевтического контакта;
- раскрытие переживаний;
- мобилизацию психологических механизмов защиты;
- коррекцию неадаптивных установок;
- развитие способности к осознанию себя и своих возможностей;
- осуществление контроля над объектом страха;
- выработка навыков самоконтроля ;
- повышение уровня самооценки и уверенности в себе
Акцент в работе с детьми делался на принятии травматического опыта, на изменении отношения к себе, на актуализации осознания способов взаимодействия и восстановлении доверия к миру.
Основные методы, которые использовались в психокоррекционной работе:
- -метод индивидуальной работы;
- -метод группового психологического тренинга;
- -методы арт-терапии;
- -игротерапия;
- -групповые дискуссии, беседа;
- -психогимнастика,
- -элементы тренинга поведения и релаксации;
- -элементы телесно-ориентированной терапии;
- -сказкотерапия.
Психокоррекционная работа по строится на базе использования техник арт-терапии, сказкотерапии, игротерапии, релаксации , элементов телесно-ориентированной терапии.
План работы
Этапы работы |
Работа с педагогами |
Работа с детьми |
Работа с родителями |
Диагностический блок |
Наблюдения Беседы Анкетирование тестирование |
Наблюдения Беседы тестирование |
Анкетирование Встреча с родителями, определение запроса на работу, согласование рамок работы, дача рекомендаций по поддержке ребенка в сложный кризисный период |
Коррекционный блок |
-Рекомендации по созданию условий для успешной постокризисной адаптации ребенка;
Терапевтическая беседа ( с использованием средств ИКТ)
-Релаксационные тренинги (с использованием средств ИКТ)
-Тренинг снижения психоэмоционального напряжения |
-Снятие психологического напряжения;
-Коррекционно-аналитическая работа по символизму рисунков;
-Коррекционные мероприятия для снижения психоэмоциональ ного напряжения;
-Релаксационные тренинги (с использованием средств ИКТ)
-Использование арт-терапевтических техник (“9 маленьких мандал” );
-практические занятия с использованием телесно-ориентированной терапии;
коррекционно-аналитическая работа по символизму рисунков (проработка эмоций); - Использование сказкотерапии (с элементами пескотерапии (на прогулке));
-Терапевтическая беседа |
Беседы Индивидуальное консультирование
Встреча с родителями-дача рекомендаций по эмоциональному состоянию ребенка в процессе коррекционной работы.
Родительское собрание с элементами тренинга |
Блок оценки коррекционных воздействий |
Анкетирование;
Рекомендации Диагностическая методика -“Человек-Человек под дождём ” (мониторинг адаптационных ресурсов и степени влияния стрессовой ситуации на эмоциональное состояние, ресурсная способность противостоять негативным влияниям стрессовой ситуации) |
-Диагностические методики: «Паровозик» (оценка эмоционального негативного состояния), «Несуществующее животное»;
-Коррекционно-аналитическая работа по символизму рисунков; -наблюдения |
-Консультативная беседа с родителями, -рекомендаций
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка закаливания детей младшего возраста после сна на основе разработанной системы закаливания В.Г. Алямовской
В.Г. Алямовская о закаливании в дошкольном учреждении: «Любое дошкольное учреждение имеет все необходимое для создания в нем целенаправленной системы закаливания детей раннего возраста, поскольку для ...
Методическая разработка по комплексу оздоровительных мероприятий после сна.
Очень важно чтобы ребенок просыпался в бодром и хорошем расположении духа. Ведь от того, как он проснется, будет зависеть его настроение и то как он проведет свой день.(комплекс оздоровительных ...
Методическая разработка на тему "Оздоровительная гимнастика после дневного сна у детей раннего возраста".
Тип проекта : спортивно-оздоровительный. Участники : дети раннего возраста группы "Крохотули", воспитатели. Цель проекта : целостное оздоровление детей. Формирование у детей дошкольного возр...
Методическая разработка по теме: " Проблема тревожности у детей дошкольного возраста"
Методическая разработка посвященная феномену эмоционального нарушения, а именно, возрастающей тревожности и, связанной с ней агрессивности.Цель коррекционной программы - снятие напряжения, корре...
Методическая разработка «Метод моделирования, как способ создания проблемной ситуации при восприятии музыки детьми 6-7 лет»
Цель работы: обоснование роли методов моделирования, как способ создания проблемной ситуации на развития восприятия музыки детей 6-7 лет....
Методическая разработка «Подвижные игры с тревожными детьми»
Методическая разработка «Подвижные игры с тревожными детьми»...
Методическая разработка на тему "Тактика педагогической помощи в ситуациях растерянности во время образовательного процесса"
Материал, излогаемый в методической разработке, направленн на изучение способов утранения растерянности детей во время образовательного процесса....