Консультация для педагогов «Психологический аспект духовно-нравственного воспитания дошкольников»
консультация по психологии

Марина Владимировна Диденко

Современный ребенок находится в огромном информационном и социальном пространстве. На него воздействует информация, получаемая из телевидения, социальных сетей, компьютерных игр. Воспитательное воздействие этих и других источников информации часто является доминирующим в процессе развития и воспитания.

В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. В современных семьях родители заботятся о раннем интеллектуальном развитии ребенка, упуская воспитание души, нравственного и духовного развития маленького человека.

          А ИМЕННО В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта. Для овладения основами нравственности необходим определенный уровень психического развития, соответствующий объем знаний, некоторый жизненный опыт и т.д.

Первые «моральные инстанции» формируются у детей дошкольного возраста (4-7 лет). Большая внушаемость, подражательность, эмоциональная восприимчивость делают дошкольный возраст особенно благоприятным для развития нравственных чувств. Вместе с тем необходимо отметить, что при усвоении нравственных ценностей дошкольником еще очень мало используется сопоставление и осмысление их с точки зрения имеющегося у него жизненного опыта и знаний: опыт недостаточен, знания бедны, критичность мышления еще не развита.

         Одним из направлений работы психолога в ДОУ является оказание помощи детям в укреплении психического здоровья посредством формирования у них представлений о жизненных ценностях. С точки зрения богатства развития личности в понятие «психическое здоровье» включается духовное начало.

Нравственное развитие ребенка раннего возраста происходит на фоне положительного отношения к взрослому. Ребенок начинает понимать определенные нравственные правила поведения. Такое понимание ограничено конкретной ситуацией, рамками наглядно-действенного мышления ребенка. Понимание правил и норм поведения основано на собственном опыте ребенка, когда он осознает негативные последствия при нарушении правил и позитивные – при соблюдении. В связи с этим уже с раннего возраста ребенка взрослый должен обосновывать выдвигаемые требования, опираясь на конкретные жизненные ситуации и на собственный опыт ребенка.

В активном словаре детей мало слов, обозначающих нравственные категории, используется оценка, этические понятия: хорошо – плохо, добро – зло и др. Понятия «плохо» и «хорошо» первоначально выражают отношение взрослого, а ребенок только вспоминает и повторяет их в подобных ситуациях. Содержание мотивационной направленности с позиции нравственной воспитанности еще слабо развито.

Нравственное развитие - одна из центральных линий психического развития в дошкольном детстве. Она предполагает формирование в единстве и взаимосвязи:

  • нравственного сознания (нравственных представлений и понятий, знаний норм и правил поведения);
  • нравственного поведения (готовности к поступку, действию в соответствии с нравственными нормами и правилами);
  • нравственных чувств и отношений (переживаний чувства удовлетворения или неудовлетворения от совершенного поступка).

        Одними из первых детьми усваиваются нормы и правила так называемого «бытового» поведения, культурно-гигиенические нормы, а также нормы, связанные с отношением к своим обязанностям, с соблюдением режима дня, с обращением с животными и вещами. Последними из нравственных норм усваиваются те, которые касаются обращения с людьми. Они наиболее сложны и трудны для детского понимания, и следование им на практике детям дается с большим трудом.

        Вначале дети следуют усваиваемым нормам и правилам межличностного поведения путем подражания (младший дошкольный возраст), затем начинают глубже осознавать сущность самих этих правил и норм (старший дошкольный возраст). Они не только сами выполняют их, но внимательно следят за тем, чтобы и другие находящиеся рядом с ними дети следовали этим же правилам и нормам. В возрасте 5-7 лет дошкольники переходят от стихийной нравственности к сознательной. Для них нравственная норма начинает выступать как регулятор взаимоотношений между людьми.

Нравственная саморегуляция поведения может быть как произвольной  (контролирует свое поведение), так и непроизвольной (поступает нравственно потому, что по-другому не может). В процессе накопления стихийного нравственного опыта дети незаметно для себя овладевают некоторыми нравственными нормами, закрепляются определенные формы поведения, то есть формируются нравственные привычки.  

Таким образом, первоначально произвольно, под личным контролем, а затем непроизвольно усваиваются более сложные моральные требования. Дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.

 

 

 

Дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но если слова не будут связаны с определенной последовательностью операций по их выполнению, они окажутся бесполезными. Так, при формировании привычки доброты сначала ребенку показывают, как поступает добрый ребенок в конкретной ситуации, затем моделируют подобную ситуацию (в игровой форме или в реальных жизненных обстоятельствах), ребенок выполняет действие доброго (делится лакомством, игрушкой, гладит ушибленное место, подносит лекарство и т.п.). Повторение действий по ритуалу формирует привычку доброты. Она становится потребностью, перерастает в черту характера.

Алгоритм формирования нравственных представлений:

  • выдвижение образца
  • действие по образцу
  • повторение образца
  • выработка ритуального стереотипа
  • возникновение потребности опираться на них в сходных ситуациях

Психологический аспект духовно-нравственного воспитания предусматривает диалог с ребенком, знание психологии каждого возраста и, исходя из этого, педагог выстраивает учебно-воспитательный процесс, формируя первоначальные нравственные представления о Родине и семье, добре и зле, щедрости и жадности, любви, послушании, доброжелательности и зависти, верности и предательстве, осуждении и прощении, чуткости.

Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с духовно-нравственным воспитанием. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.

         Таким образом, работа, которую выполняет психолог в детском саду по развитию нравственных качеств воспитанников, способствует тому, что дети задумываются о своей жизни, семье, взаимоотношениях с окружающим миром, о важных общечеловеческих ценностях, даёт возможность проявить себя в творчестве, обеспечивает гармонию не только между разными сторонами самого человека, но также между человеком и окружающими людьми, природой.

   Результаты духовно – нравственного воспитания дошкольников носят отсроченный и часто неустойчивый характер.

Проявляются они в поведении дошкольников, в общении со сверстниками и взрослыми. Любовь к ближнему, забота, сопереживание, помощь в действии – дошкольник ожидает это от окружающих и сам желает проявлять эти качества в своем поведении. Старший дошкольник уже знает, что эти качества необходимы для успешного общения с окружающими, но соответствовать этим качествам очень трудно.

        Объективная причина затруднений в поведении дошкольника связана с невысоким уровнем самоконтроля дошкольников, их импульсивностью. Затруднения в поведении могут быть вызваны и тем, что у дошкольника еще недостаточно сформированы представления о нравственных качествах, на которые он мог бы опираться в своих взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками.

-привлечение родителей к подготовке и проведению праздников и открытых занятий;

-выставки совместного творчества.

Доведение до сознания родителей важности духовно-нравственного воспитания дает заметные результаты. Чтобы в дальнейшем у детей сформировались достойные навыки и привычки, перед их глазами постоянно должны быть примеры правильного поведения, и тут роль родительского участия трудно переоценить. Становление личности ребенка происходит изначально в семье.  

Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Психологический аспект духовно-нравственного воспитания дошкольников»

                                                           педагог-психолог: Диденко М.В.

Современный ребенок находится в огромном информационном и социальном пространстве. На него воздействует информация, получаемая из телевидения, социальных сетей, компьютерных игр. Воспитательное воздействие этих и других источников информации часто является доминирующим в процессе развития и воспитания.

В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. В современных семьях родители заботятся о раннем интеллектуальном развитии ребенка, упуская воспитание души, нравственного и духовного развития маленького человека.

          А ИМЕННО В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта. Для овладения основами нравственности необходим определенный уровень психического развития, соответствующий объем знаний, некоторый жизненный опыт и т.д.

Первые «моральные инстанции» формируются у детей дошкольного возраста (4-7 лет). Большая внушаемость, подражательность, эмоциональная восприимчивость делают дошкольный возраст особенно благоприятным для развития нравственных чувств. Вместе с тем необходимо отметить, что при усвоении нравственных ценностей дошкольником еще очень мало используется сопоставление и осмысление их с точки зрения имеющегося у него жизненного опыта и знаний: опыт недостаточен, знания бедны, критичность мышления еще не развита.

         Одним из направлений работы психолога в ДОУ является оказание помощи детям в укреплении психического здоровья посредством формирования у них представлений о жизненных ценностях. С точки зрения богатства развития личности в понятие «психическое здоровье» включается духовное начало.

Нравственное развитие ребенка раннего возраста происходит на фоне положительного отношения к взрослому. Ребенок начинает понимать определенные нравственные правила поведенияТакое понимание ограничено конкретной ситуацией, рамками наглядно-действенного мышления ребенка. Понимание правил и норм поведения основано на собственном опыте ребенка, когда он осознает негативные последствия при нарушении правил и позитивные – при соблюдении. В связи с этим уже с раннего возраста ребенка взрослый должен обосновывать выдвигаемые требования, опираясь на конкретные жизненные ситуации и на собственный опыт ребенка.

В активном словаре детей мало слов, обозначающих нравственные категории, используется оценка, этические понятия: хорошо – плохо, добро – зло и др. Понятия «плохо» и «хорошо» первоначально выражают отношение взрослого, а ребенок только вспоминает и повторяет их в подобных ситуациях. Содержание мотивационной направленности с позиции нравственной воспитанности еще слабо развито.

Нравственное развитие - одна из центральных линий психического развития в дошкольном детстве. Она предполагает формирование в единстве и взаимосвязи:

  • нравственного сознания (нравственных представлений и понятий, знаний норм и правил поведения);
  • нравственного поведения (готовности к поступку, действию в соответствии с нравственными нормами и правилами);
  • нравственных чувств и отношений (переживаний чувства удовлетворения или неудовлетворения от совершенного поступка).

        Одними из первых детьми усваиваются нормы и правила так называемого «бытового» поведения, культурно-гигиенические нормы, а также нормы, связанные с отношением к своим обязанностям, с соблюдением режима дня, с обращением с животными и вещами. Последними из нравственных норм усваиваются те, которые касаются обращения с людьми. Они наиболее сложны и трудны для детского понимания, и следование им на практике детям дается с большим трудом.

        Вначале дети следуют усваиваемым нормам и правилам межличностного поведения путем подражания (младший дошкольный возраст), затем начинают глубже осознавать сущность самих этих правил и норм (старший дошкольный возраст). Они не только сами выполняют их, но внимательно следят за тем, чтобы и другие находящиеся рядом с ними дети следовали этим же правилам и нормам. В возрасте 5-7 лет дошкольники переходят от стихийной нравственности к сознательной. Для них нравственная норма начинает выступать как регулятор взаимоотношений между людьми.

Нравственная саморегуляция поведения может быть как произвольной  (контролирует свое поведение), так и непроизвольной (поступает нравственно потому, что по-другому не может). В процессе накопления стихийного нравственного опыта дети незаметно для себя овладевают некоторыми нравственными нормами, закрепляются определенные формы поведения, то есть формируются нравственные привычки.  

Таким образом, первоначально произвольно, под личным контролем, а затем непроизвольно усваиваются более сложные моральные требования. Дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.

Дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но если слова не будут связаны с определенной последовательностью операций по их выполнению, они окажутся бесполезными. Так, при формировании привычки доброты сначала ребенку показывают, как поступает добрый ребенок в конкретной ситуации, затем моделируют подобную ситуацию (в игровой форме или в реальных жизненных обстоятельствах), ребенок выполняет действие доброго (делится лакомством, игрушкой, гладит ушибленное место, подносит лекарство и т.п.). Повторение действий по ритуалу формирует привычку доброты. Она становится потребностью, перерастает в черту характера.

Алгоритм формирования нравственных представлений:

  • выдвижение образца
  • действие по образцу
  • повторение образца
  • выработка ритуального стереотипа
  • возникновение потребности опираться на них в сходных ситуациях

Психологический аспект духовно-нравственного воспитания предусматривает диалог с ребенком, знание психологии каждого возраста и, исходя из этого, педагог выстраивает учебно-воспитательный процесс, формируя первоначальные нравственные представления о Родине и семье, добре и зле, щедрости и жадности, любви, послушании, доброжелательности и зависти, верности и предательстве, осуждении и прощении, чуткости.

Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с духовно-нравственным воспитанием. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.

         Таким образом, работа, которую выполняет психолог в детском саду по развитию нравственных качеств воспитанников, способствует тому, что дети задумываются о своей жизни, семье, взаимоотношениях с окружающим миром, о важных общечеловеческих ценностях, даёт возможность проявить себя в творчестве, обеспечивает гармонию не только между разными сторонами самого человека, но также между человеком и окружающими людьми, природой.

   Результаты духовно – нравственного воспитания дошкольников носят отсроченный и часто неустойчивый характер.

Проявляются они в поведении дошкольников, в общении со сверстниками и взрослыми. Любовь к ближнему, забота, сопереживание, помощь в действии – дошкольник ожидает это от окружающих и сам желает проявлять эти качества в своем поведении. Старший дошкольник уже знает, что эти качества необходимы для успешного общения с окружающими, но соответствовать этим качествам очень трудно.

        Объективная причина затруднений в поведении дошкольника связана с невысоким уровнем самоконтроля дошкольников, их импульсивностью. Затруднения в поведении могут быть вызваны и тем, что у дошкольника еще недостаточно сформированы представления о нравственных качествах, на которые он мог бы опираться в своих взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками.

-привлечение родителей к подготовке и проведению праздников и открытых занятий;

-выставки совместного творчества.

Доведение до сознания родителей важности духовно-нравственного воспитания дает заметные результаты. Чтобы в дальнейшем у детей сформировались достойные навыки и привычки, перед их глазами постоянно должны быть примеры правильного поведения, и тут роль родительского участия трудно переоценить. Становление личности ребенка происходит изначально в семье.  

Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

«Активные занятия» с детьми и родителями. (Консультация для педагогов, реализующих программу духовно - нравственного воспитания «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте»)

В данном материале представлены методические рекомендации по реализации программы "Истоки. Воспитание на социокультурном опыте"...

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

Консультация для педагогов на тему: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»

         Дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей. Именно в этот период происходит при общение ребенка к культуре, к...

Познавательно-творческий проект «Блокада Ленинграда – 900 дней Подвига» по духовно-нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников от 6 до 7 лет посредством деятельности клуба «Волонтёры истории»

У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости. Победа России во Второй мировой войне завоёвана непомерным подвигом народа.Ещё живы свидетели ...

Консультация для педагогов ДОУ. Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников.

Актуальность данной темы заключается в том, что в условиях современности все чаще отмечается утрата обществом сформированных ранее принципов и норм морали. Именно на данном этапе ребенку необходима вс...

Консультация для педагогов на тему:«Духовно-нравственное воспитание дошкольников в ДОУ в рамках ФГОС»

Консультация для педагогов на тему: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в ДОУ в рамках ФГОС»    ...