Консультация для педагогов по теме: «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной и православной культуры».
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 33.36 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждаю»
Зам. Заведующая МДОУ «Детский сад №15 «Звездочка» СНП «Лебёдушка»
_______________ Жаринова Е.Л.
Сдана: 20. 11. 2024 г.
Консультация для педагогов по теме: «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной и православной культуры»
подготовила: воспитатель МДОУ «Детский сад № 15 «Звёздочка» СНП «Лебёдушка»» Панюкова Л.П.
г. Ермолино 2024 г.
Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной и православной культуры, на сегодняшний день, является актуальной темой.
Актуальность диктуется теми противоречиями, теми трудностями и даже кризисными явлениями, которые сложились в обществе.
Перспектива в работе с детьми заключается в том, чтобы сформировать, чувство причастности к наследию прошлого. Ведь в основе человеческой культуры лежит духовное начало. Жизнь без духа, бездуховность никогда не была присуща русскому
человеку и народу в целом, русской истории и культуре. В народе всегда сильна была власть добра, справедливости, праведности, нравственности.
Соприкосновение с народными и православными традициями, участие в
народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой
народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Сейчас к нам постепенно
возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам,
декоративно-прикладному искусству, в котором народ оставил нам самое ценное из
своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Дети должны знать
традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры, проникнуться
чувством понимания её древности и величия, чтобы приобщиться к её истокам.
Ребенок, начиная активную жизнь, сталкивается с множеством проблем и
трудностей, связанных не только с тем, что ещё мало знает об этом мире, но должен и
хочет познать его, ему нужно научиться жить в окружении себе подобных. И не
только физически жить, но и хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей,
развиваться и совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются
друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают и даже
наказывают. В процессе этого сложного познания ребенок становится личностью со
своим мировоззрением, пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки
других и собственное поведение.
Духовно-нравственное воспитание детей возможно только совместными
усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Предпринятые на
сегодняшний день попытки воспитания духовно- нравственной личности показывают,
что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям
просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение
социальных норм, моральных требований. Поэтому важно помочь родителям
осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться
нравственные и духовные обычая и ценности, созданные предками, и что именно
родители ответственны за воспитание детей.
В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные
перемены. Обновляется содержание образования и воспитания детей. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-новому, многое для себя открываем заново и
переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.
Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось
большое внимание. В.Г. Белинский. К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов и другие
считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от
воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, способности
противостоять лжи и жестокости.
Русский философ Иван Александрович Ильин писал: «Судьбы народа сокрыты в его истории. Она таит в себе не только его прошлое, но и его будущее; она являет собой его духовное естество и его силу, и его дар, и его задание, и его призвание. История
народа есть молчаливый глагол его духа, таинственная запись его судеб,
пророческое знамение грядущего».
Народная культура и основанная на ней народная педагогика — неисчерпаемый
кладезь мудрости, нравственных начал, духовности, необъятного запаса любви,
доброты и бережного отношения ко всему, что окружает человека: к природе, её
богатству, к людям, к народным традициям.
Основной целью является работа по духовно-нравственному воспитанию детей на
основе формирования представлений о народной и православной культуре русского
народа. В процессе этой работы решаются следующие задачи:
∙Знакомство детей с основами духовно-нравственных народных традиций
русского народа и традиционного уклада жизни. Важно чтобы, окружающие
предметы, впервые пробудившие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство
красоты, любознательность были национальными. Это поможет детям с самого
раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа.
∙Использование всех видов фольклора с учетом регионального компонента
(сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.);
∙Знакомство с русскими народными традициями, православными праздниками. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Приобщение детей к православным традициям и культуре своего
края возможно различными формами работы:
‒ чтение народных сказок, загадок, прибауток, пословиц и поговорок;
‒ цикл бесед «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей;
‒ календарные православные и народные праздники (Рождество, Покров,
Масленица, Пасха, День семьи, любви и верности (памяти Муромских святых
Петра и Февронии);
‒ досуг и развлечения (совместное изготовление игрушек для рождествен-
ской ёлки, расписывание пасхальных яиц, разучивание народных игр);
‒ тематические выставки детского творчества («Красота Божьего мира»,
«Защитники земли русской», «Светлый праздник Пасхи» и др.);
‒ знакомство детей с жизнью православных святых и защитниках земли рус-
ской (Илья Муромец, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Евгений Роди-
онов, Фёдор Ушаков и др.);
‒ экскурсии на природу (красота Божьего мира), в храм, на выставки
народно-прикладного искусства;
‒ слушание колокольной и духовной музыки;
‒ театрализованная деятельность на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших, о толерантности).
Духовно-нравственное воспитание на основе народных и православных
традиций благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал.
В работе с детьми для большего понимания смысла обычаев, обрядов нужно
использовать фольклорные произведения. Содержание фольклора отражает жизнь
народа, его опыт, просеянный сквозь сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших
предков.
Фольклор, как сокровищница русского народа, находит свое применение в
разных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной,
музыкальной. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского
характера, присущие ему нравственные ценности — представление о добре, красоте,
правде, верности. Особое место в таких произведениях занимает уважительное
отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому
фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного
развития детей. При организации занятий нужно использовать методические приемы, связанные с поиском игровых персонажей. Использовать игрушки в виде животных, наиболее часто встречающиеся в фольклорных произведениях (котик, мышка, петушок, мишка). По-иному звучат песенки, потешки, сказки из уст детей,
выразительнее получаются роли в играх-драматизациях. Все это превращает детский
сад не в учреждение, а добрый теплый дом.
В более старшем возрасте, 4-5 лет , мы используем пословицы и поговорки. Их называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются. Пословицу можно использовать во всех процессах воспитательной работы.
Загадки – полезное упражнение для детского ума. Игра в узнавании, отгадывании, в разоблачении того, что спрятано и скрыто. Загадки требуют от ребенка большой наблюдательности, умственного напряжения решить поставленную перед ним задачу. Это развивает мышление, пытливость, наблюдательность.
Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор: развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.
Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского трудового народа, свободолюбие, настойчивость, упорство достижения цели. Сказки воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине.
Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, и, одобряет трудолюбие, смелость, верность.
Сказка не дает прямых наставлений детям (слушай родителей, уважай старших и т. д.), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постоянно воспринимают.
В старших группах можно проводить этические беседы – это плановые, подготовленные занятия с детьми. Например «Из какой я сказки?», где на примере героев сказок у детей закрепляются представления о таких качествах человека, как доброта, скромность, смелость, показывая их в сравнении с отрицательными качествами: жестокостью, злом, трусостью, ленью.
Чтение и анализ художественных произведений, например, Сухомлинского В. А. « Почему Олечка не сорвала цветок?», Ушинского К. Д. «Умей обождать», способствует нравственному воспитанию детей. Поскольку ребёнку легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные.
Ни для кого не секрет, что русские народные игры, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации. Поэтому русские народные игры мы используем во всех видах деятельности с дошкольниками. Они позволяют детям не только почувствовать себя частью русского народа, но и способствуют утверждению добрых отношений в детском коллективе, дают ребенку защиту от негативного влияния агрессивной среды. Такие игры как «Горелки», «Звонарь», «Перетяни верёвку» и многие другие, способствуют адаптации ребенка в социальном мире, формируют умение оценивать других с позиции доброжелательности и являются важной частью духовно-нравственного воспитания.
Наиболее эмоциональный отклик в душе детей, дающие духовные ростки,
вызывают народные и православные праздники. Праздники— неиссякаемый
источник не только традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма. Они вносят
радость в наши дома, задают особый ритм духовной жизни человека, обращая его к
традициям нашего народа. Детскому восприятию присуща удивительная особенность.
В памяти остается незабываемое осеннее многоцветье к Покрову, сияние огоньков и
аромат хвои на Рождество, березки — на Троицу, ванильный вкус куличей и пасочек,
красные свечи и крашенки на Пасху, а народные гуляния на Масленицу. У каждого
праздника есть свой цвет, свой запах, своё звучание, своя музыка. Уже в младшем
дошкольном возрасте дети способны воспринимать радостную атмосферу праздников.
Учитывая то, что дошкольники находятся еще в том возрасте, когда все события ими
воспринимаются очень эмоционально, во время проведения праздников важно создать
радостную атмосферу.
Перед праздниками Светлого Христова Воскресенья, Рождества Христова, Троицы — праздника русской березки, Масленицы — проводов зимы, разъяснять некоторые обряды, обычаи, слова, связанные с данным праздником.
На Пасху принято красить яйца; на праздник Троицы у христиан существует обычай
украшать дома, комнаты зелеными ветвями и цветами. Весенняя зелень и цветы
указывают на обновление людей силой, сошедшего на них Святого Духа. На
Рождество нужно делать с детьми ангелов и украшать рождественскую елку, на
Масленицу сжигать чучело Масленицы и лакомиться блинами.
Одна из задач — воспитание таких добродетелей, как милосердие, сострадание,
умение прощать обиды и другие. Что же кажется проще, чем общаться друг с другом?
Любому человеку, а особенно маленькому, общение необходимо так же, как дыхание
для жизни. Нужно научить ребенка видеть в себе движение к добру и злу и различать
их, воспитывать желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечения
сердца и совести (добронравие), формировать доброе отношение к близким. Народная
мудрость гласит: «Кто добро творит, тому зло не вредит».
Народная и православная культура — источник чистый и вечный. В чем бы не
выражал себя народ: в танце, в песне, в сохранении своих традиций, ясно одно — это
идет от души. А душа народа добра и красива. И дети наши начинают говорить
языком доброты: будь красив делом, чтобы о тебе не могли сказать: «На слово
скор, да на дело не скор», умей веселиться, но помни: «Делу — время, потехе —
час», береги дружбу и помни: «Нет друга, так ищи, а нашел — береги», люби и
цени свою семью; «В семье лад, так не нужен и клад», цени Отчизну свою, ведь не
даром в народе говорят: «Дерево красно корнями, а Отчизна сыновьями».
К.Д.Ушинский говорил: «Воспитание существует в русском народе столько веков,
сколько существует сам народ — с ним родилось, с ним — выросло, отразило в
себе всю его историю».
Воспитание дошкольников в русле духовно-нравственного воспитания является
залогом будущего возрождения Святой Руси, фундаментом к процветанию и
укреплению нашего народа. Поэтому вся наша работа должна быть направлена на
оздоровление нравственной атмосферы в коллективе и семьях, с которыми мы
работаем и на возрождение духовно-нравственных традиций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной и православной культуры.
Соприкосновение с народными и православными традициями, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре....
консультация для воспитателей "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной и православной культуры"
Духовно-нравственное воспитание как неотъемлемая часть всестороннего воспитания ребёнка....
Инновационный опыт работы на тему "Духовно- нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной и православной культуры"
Духовно- нравственное воспитание детей возможно только усилиями семьи, образовательного учреждения и государства...
Консультация для родителей «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной и православной культуры»
Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной и православной культуры,на сегодняшний день, является актуальной темой. Актуальность диктуется теми противоречиями,теми трудностями и даже кри...
Консультация для родителей "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной и православной культуры"
Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной и православной культуры, на сегодняшний день, является актуальной темой. Актуальность диктуется теми противоречиями, теми трудностями и даже к...
Консультация для воспитателей «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной и православной культуры»
laquo;Духовная жизнь ребёнкаПолноценна лишь тогда,когда он живёт в мире игры,сказки, музыки, фантазии,творчества. Без этого он– засушенный цветок».Василий Александрович СухомлинскийДетств...
Консультация для воспитателей на тему: «Духовно –нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной и православной культуры»
На современном этапе вопросы духовно-нравственного воспитания являются приоритетными с точки зрения государственной политики в области образования. Возрождение России связано сегодня, прежде всего, с ...