«Активные занятия» с детьми и родителями. (Консультация для педагогов, реализующих программу духовно - нравственного воспитания «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте»)
методическая разработка на тему
В данном материале представлены методические рекомендации по реализации программы "Истоки. Воспитание на социокультурном опыте"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.9 КБ |
Предварительный просмотр:
«Активные занятия» с детьми и родителями.
(Консультация для педагогов,
реализующих программу духовно - нравственного воспитания
«Истоки. Воспитание на социокультурном опыте»)
В течение года в каждой возрастной группе проводится по девять занятий с воспитанниками и по пять занятий с родителями по программе «Социокультурные истоки». Все занятия направлены на освоение духовно- нравственных категорий и ценностей, развитие социокультурного опыта, формирование коммуникативных и управленческих навыков у всех участников образовательного пространства.
Подготовка к активному итоговому занятию с воспитанниками по определенной теме осуществляется в течение месяца. В течение месяца воспитатели планомерно организуют работу с детьми и с родителями. Восприятие и освоение категорий и ценностей осуществляется через разные виды деятельности: игру, чтение, изобразительную, музыкальную, театрализованную, эколого-познавательную, трудовую, конструктивную, физкультурно- оздоровительную деятельность. Большинство занятий носит интегрированный характер.
Содержание занятий и предполагаемые способы взаимодействия на занятии выстраиваются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников группы и усложняются в соответствии с изменениями основных психических процессов, свойств и функций личности.
Существенной особенностью работы по данной программе является организация участия родителей в подготовке и проведении занятий. Активное взаимодействие с ребенком в условиях ДОУ, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволяют и родителям и педагогам приобретать новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение.
На занятии используются активные формы обучения: ресурсный круг; ресурсный круг с делигированием; работа в паре (воспитанник + воспитанник; воспитанник + родитель), работа в мини- группе (родители +воспитанники)
Основной формой является ресурсный круг. В ресурсном круге каждый ребенок получает реальную возможность высказаться. Дети учатся, слушать друг друга, не перебивая, соблюдать очередность выполнения действий, приобретают опыт взаимопонимания и взаимопомощи. В ресурсном круге успешное выполнение действий (пение колыбельной песни или чтение потешки) позволяет ребенку узнать себя и своих товарищей. Результатом такой самооценки и взаимооценки становится устойчивое позитивное отношение к себе и сверстникам.
Использование на занятии такой активной формы обучения, как работа в паре, предполагает необходимость прийти к общему мнению, договориться, вместе представить результат, позволяет избежать конкуренции и подготовить ребенка к участию в коллективной деятельности. В общении со взрослыми у детей 3-4 лет в качестве главного мотива выступает сотрудничество. Присутствие родителей на занятии и совместное выполнение в паре рисунка, аппликации, чтение книги создают условия для удовлетворения потребности детей в общем со взрослыми деле.
Очередность высказываний в круге, сопереживание, интерес к вкладу во взаимодействии в ходе работы в паре способствует увеличению числа личностных контактов у детей и развитию мотивации к общению.
Работа в микрогруппе предполагает выполнение каких-либо действий небольшой группой детей (3-5 человек). Данная форма обучения удовлетворяет все основные коммуникативные потребности дошкольников: потребность во взаимопонимании, в оценке, в равноправном участии в деле. Активные формы обучения вынуждают детей искать точки соприкосновения, сходства, общности друг с другом, учат сопереживанию, умению согласовывать с другими свои мнения и оценки, слаженности действий.
Активные формы обучения способствуют приобретению всеми участниками воспитательного процесса коммуникативных и управленческих навыков. Позитивный опыт общения с воспитателем, родителями и сверстниками, ресурс успеха, получаемый каждым ребенком на занятии, создают условия для формирования адекватной самооценки, предотвращают возникновение эмоциональной отчужденности, проявляющейся в тревожности, негативизме и агрессии.
«Активные занятия» способствуют приобретению детьми таких важных качеств, как чувство собственной ценности; чувство защищённости, уверенности в поддержке; доверие к оценке, отношениям, к чувствам (ребёнок готов высказать своё мнение по разным вопросам); приобретению позитивного опыта бесконфликтных взаимодействий; способности к сопереживанию; способности к совершенствованию; опыта в различных эмоциональных состояниях; моральной установки на отзывчивость; способности к сотрудничеству, социальному взаимодействию. Реализация системы активных форм обучения позволяет не только освоить основные понятия курса, включить их в систему своего жизненного опыта; но и освоить грамматику общения, испытать радость от совместного успеха; научить управлять своей деятельностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Реализуем программу духовно-нравственного развития "Истоковедение" А. В. Камкина, И. А. Кузьмина
Буклет содержит этапы по которым происходила адаптация УМК "Истоковедение"....

Консультация для воспитателей по программе духовно-нравственного воспитания «Добрый мир»
Консультация для воспитателей по программе духовно-нравственного воспитания «Добрый мир»...

Консультация для педагогов на тему: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»
Дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей. Именно в этот период происходит при общение ребенка к культуре, к...

Консультация для педагогов. Реализуем программу воспитания.«Деятельности и культурные практики как средства реализации задач воспитания»
Консультация поможет воспитателям более точно сореентироваться в построении своей работы и написанию планирования....

Консультация для педагогов «Психологический аспект духовно-нравственного воспитания дошкольников»
Современный ребенок находится в огромном информационном и социальном пространстве. На него воздействует информация, получаемая из телевидения, социальных сетей, компьютерных игр. Воспитательное воздей...

Консультация для педагогов на тему:«Духовно-нравственное воспитание дошкольников в ДОУ в рамках ФГОС»
Консультация для педагогов на тему: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в ДОУ в рамках ФГОС» ...

Консультация для педагогов по теме: «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной и православной культуры».
Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной и православной культуры, на сегодняшний день, является актуальной темой. Актуальность диктуется теми противоречиями, теми трудностями и даже...