Педагогический проект «Арт-терапия в оздоровлении детей среднего дошкольного возраста»
методическая разработка по психологии (средняя группа)

Сапрыкина Ирина Леонидовна

Арт-терапия в буквальном переводе с английского языка – «лечение искусством»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arterpija_70j7d.pptx1.72 МБ
Файл dokument.docx30 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МКДОУ « Калачеевский детский сад №5» Воспитатель: Сапрыкина И.Л. « Арт - терапия в оздоровлении детей среднего дошкольного возраста»

Слайд 2

Арт - терапия в буквальном переводе с английского языка- «лечение искусством». Это уникальный метод естественного, «ненавязчивого»раскрытия личности, который с успехом применяется психотерапевтами, психологами, педагогами. Арт - терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, являясь безопасным методом снятия напряжения. Это естественный путь исцеления, когда негативные эмоции преобразуются в позитивные.

Слайд 3

В проекте представлено несколько арт - терапевтических форм работы с детьми: игротерапия , музыкотерапия, театротерапия , сказкотерапия , изотерапия

Слайд 4

Цель проекта : формирование у детей младшего дошкольного возраста основ здоровьесбережения через использование специально организованных форм обучения воспитанников и реализацию инновационных здоровьесберегающих технологий арт- терапии

Слайд 5

Задачи проекта: Помочь ребенку узнать и научиться выражать собственные чувства, эмоции. Развить творческие и коммуникативные способности. Стимулировать творческое самовыражение. Развивать уверенность в себе, повышать самооценку. Сплотить детский коллектив. Установить партнёрские отношения с родителями, объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах применения арт - терапии в повседневной жизни ребенка.

Слайд 6

Участники проекта: Воспитатели группы. Воспитанники группы. Родители воспитанников группы. Музыкальный руководитель. Проект по составу участников –коллективный По целевой установке- творческо - игровой По срокам реализации- среднесрочный (октябрь- декабрь 2018 г.)

Слайд 7

Ожидаемые результаты реализации проекта: для детей : • у детей сформируются представления о здоровом образе жизни; • занятия будут разнообразными по форме организации; • будет осуществляться индивидуальный подход к каждому ребенку; • в группах будет создан эмоционально-положительный микроклимат; • музыка будет использоваться как компонент здоровьесберегающей среды; • сформируются способности поддерживать свое здоровье при помощи театрализованной деятельности, изо деятельности, фольклора, музыки; • ежегодная позитивная динамика в улучшении здоровья детей. для родителей : • родители будут активно принимать участие в жизни группы, оздоровительных и спортивных мероприятиях; • познакомятся с видами арт - терапии, будут активно применять в воспитании и развитии детей.

Слайд 8

Этапы работы по реализации проекта Подготовительный этап Подбор информации, литературы, дополнительного материала по теме Работа с родителями: консультации «Арт - терапия в помощь родителям», «Чудеса арт - терапии!»

Слайд 9

Основной этап (практический). Работа с детьми. творческие, речевые игры , создание совместно с детьми ситуаций – моделей, этюдов, пальчиковые игры, игры с природным материалом. музыкально- ритмичные, подвижно- расковывающие игры- танцы, релаксация под музыку.

Слайд 11

разыгрывание сюжетов из сказок, игры- драматизации, игры- инсценировки Настольный театр, настольные игры, пальчиковый театр, пальчиковые игры; Нетрадиционные техники рисования, лепки, конструирования, раскрашивания.

Слайд 14

Работа с родителями Анкетирование «Роль народного творчества в воспитании детей». Домашнее задание «Создание, пополнение мини-музея сказочных героев в группе» (разные герои сказок, сказочные атрибуты). Подбор и изготовление элементов костюмов для игр-драматизаций, инсценировки сказок. Пополнение книжного уголка. Помощь в подборе иллюстрированных книг, аудиозаписей с песнями сказочных героев, создание видеосалона сказок.

Слайд 16

Консультации «Арт - терапия для дошкольников», «Знакомство с техниками изо терапии» Оформление наглядно буклета «От чего зависит здоровье детей», папки- передвижки «Использование методов арт - терапии в работе детьми дошкольного возраста» Изготовление совместно с детьми поделок в свободное время из разных материалов

Слайд 18

Заключительный этап 1. Презентация проекта «Арт - терапия в оздоровлении детей среднего дошкольного возраста» на совете педагогов 2. Подведение итогов реализации проекта.

Слайд 19

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

Педагогический проект «Арт-терапия в оздоровлении детей среднего дошкольного возраста»

Обоснование проблемы.

Не секрет, что именно дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребёнка. В этот период ребёнок активно познаёт окружающий мир. А в детском саду он получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти своё место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и получает первые элементарные знания. Задача специалистов дошкольного образования заключается в том, чтобы и опыт, и навыки, и знания ребёнок получал в комфортных для него психологических условиях и в той степени, какая ему необходима. Многие педагоги сталкивались с ситуациями, когда дети ссорятся, обижаются, конфликтуют со сверстниками и взрослыми в детском саду, в семье, а затем и в школе. Увеличилось количество детей, имеющих речевые патологии. Работа над этими проблемами способствовала поиску новых технологий в работе с детьми. Наиболее приемлемой, на мой взгляд, является арт-терапия.

Актуальность.

Арт-терапия в буквальном переводе с английского языка – «лечение искусством». Это уникальный метод естественного, «ненавязчивого» раскрытия личности, который с успехом применяется психотерапевтами, психологами, педагогамиАрт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, являясь безопасным методом снятия напряжения. Это естественный путь исцеления, когда негативные эмоции преобразуются в позитивные.

Чтобы понять других людей, необходимо иметь хорошо развитые мышление и эмоционально-волевые процессы. Специально организованные арт-терапевтические занятия создают положительный эмоциональный настрой, способствуют совершенствованию интеллектуальной и эмоциональной сфер дошкольников, развивают нравственные мотивы поведения.

В проекте представлено несколько арт-терапевтических форм работы с детьми (игротерапия, музыкотерапия, театротерапия, изотерапия, сказкотерапия).

Цель проекта :

• формирование у детей младшего дошкольного возраста основ здоровьесбережения через использование специально организованных форм обучения воспитанников и реализацию инновационных здоровьесберегающихтехнологий арт-терапии.

Задачи проекта :

1. Помочь ребенку узнать и научиться выражать собственные чувства, эмоции.

2. Развитие творческих и коммуникативных способностей.

3. Стимулирование творческого самовыражения, раскрытие своего «Я».

4. Развитие уверенности в себе, повышение самооценки.

5. Сплочение детского коллектива.

6. Снятие напряжения, гармонизация эмоционального состояния.

7. Установить партнёрские отношения с родителями, объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах применения арт-терапии в повседневной жизни ребенка.

Участники проекта :воспитатель, муз. руководитель, дети средней группы, родители, педагоги.

Сроки реализации проекта : октябрь 2018 г. – декабрь2018 г.

Используемые методы:

Исследовательские: проблемные вопросы, наблюдения; метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций участвовать в создании новых образов);метод моделирования ситуаций; метод «погружения в ситуацию»;

Самостоятельное наблюдение во время прогулок и экскурсий.

Наглядные: рассматривание иллюстраций, видеопрезентаций, предметов декоративно- прикладного творчества.

Словесные: творческие беседы, чтение литературы и разыгрывание сказок, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;

Технология моделирования, ручной труд;

Слушание музыки, просмотр ММО.

Ресурсное обеспечение проекта.

Уголок театрализованной деятельности.

Уголок игрушек.

Музыкальный уголок.

Уголок творчества.

Сенсорный уголок.

Книжный уголок.

Выставка детского творчества.

Методический инструментарий.

Материально – технический (компьютер, фотоаппарат, канцелярские принадлежности, фонотека, музыкальный центр).

Наглядный материал:

*иллюстрации с изображением сюжетов театральных постановок из детских сказок;

*пальчиковый театр, маски, костюмы;

*настольно-печатные игры;

*фотографии и изображения празднования народных праздников;

* аудио и видеозаписи народных песен и танцев;

* муз. диски со звуками природы;

* наборы для ручного труда.

Предварительная работа:

-составление плана мероприятий;

-подбор необходимых музыкальных произведений, фонограмм совместно с музыкальным руководителем;

- тематическое оформление групповой комнаты (картинки – мотиваторы, уголок эмоций);

- дополнение уголков в групповой комнате (сенсорный уголок, книжный уголок, театральный уголок, уголок творчества, уголок настольных игр, и др.)новыми материалами;

- чтение литературных произведений; выбор сказок и подготовка выразительного рассказывания;

- подбор демонстрационного (иллюстративного) материала (сборники сказок, репродукции картин,)

- изготовление совместно с родителями, педагогами ДОУ костюмов, шапочек- масок в театрализованный уголок

Мероприятия:

Музыкально- развлекательный досуг «Осенние посиделки».

Выставка детских работ «Подарок для мамы»«Зайчишка- трусишка в зимнем лесу».

Выставка поделок «Игрушки из природного материала».

Экскурсия в краеведческий музей.

Итоговое мероприятие «Зимняя сказка»

Предполагаемые итоги реализации проекта :

Предполагаемые результаты:

для детей :

• у детей сформируются представления о здоровом образе жизни;

• занятия будут разнообразными по форме организации;

• будет осуществляться индивидуальный подход к каждому ребенку;

• в группах будет создан эмоционально-положительный микроклимат;

• музыка будет использоваться как компонент здоровьесберегающей среды;

• цветовой потенциал будет использован как фактор здоровье – сбережения;

• сформируются способности поддерживать свое здоровье при помощи театрализованной деятельности, изодеятельности, фольклора, музыки.

для родителей:

• родители будут активно принимать участие в жизни группы, оздоровительных и спортивных мероприятиях;

• Познакомятся с видами арт- терапии, будут активно применять их в воспитании и развитии детей.

Этапы работы по реализации проекта

I этап подготовительный (разработка проекта, октябрь)

Выявление проблемы.

Выбор темы.

Составление плана-схемы проекта.

Знакомство родителей, узких специалистов с проектом, вызвать интерес к данной теме у всех участников проекта. (Анкетирование- привлечение родителей к участию в проекте; диагностика детей на начало проекта.)

Работа с методическим кабинетом. Подбор информации, литературы, дополнительного материала. (Изучение условий реализации проекта;

ознакомиться с методами и приемами арт-терапии;

планирование деятельности по арт-терапии в режиме дня, содержания предметно-развивающей среды;

пересмотреть структуру ООД с целью введения в ход ООД арт-терапевтических упражнений и заданий;

определение необходимого материала (дидактические пособия, литература, игры, атрибуты и т. д.)

составление картотек, папок передвижек и заданий ;

разработка ООД ;

составить консультации для родителей«Арт- терапия в помощь родителям»«Чудеса арт- терапии»

выпуск тематических памяток и папок- передвижек о методах арт-терапии.)

Использование интернет – ресурсов.

IIОсновной этап (практический).

Непосредственная реализация проекта : организация деятельности с детьми.

Формы и содержание

Социально-коммуникативное развитие

Чтение, рассказывание, прослушивание, просмотр в видеосалоне разных произведений о народном творчестве, произведений художественной литературы, народных сказок.

Знакомство с присказками, поговорками, пословицами, загадками.

Театральные, творческие, речевые игры с детьми.

Словесные тренинги. Беседы о здоровье;

Создание вместе с детьми ситуаций- моделей, этюдов.

Акция «Добрый поступок»

Художественно-эстетическое развитие

В зимнее время года

Постройки из снега сказочных героев:

«Снеговик»«Снегурочка»«Серая шейка»«Три поросёнка», их обыгрывание.

В осенний период: постройки из песка (разные виды теремков, домики трёх поросят, шатра из ткани.

Драматизация, игра-инсценировка сказок «Теремок»«Колобок»«Рукавичка»«Репка», передавая голосом, движениями тела, пластикой особенности поведения героев.

Музыкально- ритмичные, подвижно- расковывающие игры- танцы.

Музыкально- развлекательный досуг «Осенние посиделки».

Тематические выставки «Поделки из природного материала»«Осень в еловом бору»«Подарок для мамы»«Новогодняя игрушка»,.

Продуктивная деятельность по различным видам арт-терапии.

Рисование«Рукавичка»«Подарок маме»«Зимняя прогулка»-ладошками.

Аппликация«Веселый хоровод»«Колобок на окошке»«Зайчишка-трусишка»-из ваты.

Лепка«Красочное Дымково»«Улитка- малышка»«Девочка и мальчик танцуют».

Конструирование«Стоит в поле теремок, теремок»«Избушка на курьих ножках»из природного материала.

Познавательное развитие

Создание мини-музея сказочных персонажей в группе.

Подбор сказочных персонажей, атрибутов, из знакомых и выдуманных сказок, их изготовление, характеристика.

Дидактическая игра «волшебный сундучок». Тактильное обследование экспонатов мини-музея.

Целевая прогулка в осенний парк.

Исследовательская деятельность. (Игры и опыты с водой, песком, использование соленого теста, «Чемоданчика с запахами»«Книги ощущений»)

Совместная деятельностьродителей и педагогов

Работа с родителями

Тренинг «Место арт-терапии в практике родителей»;

Родительское собрание «Здоровая семья - здоровый ребенок»;

Анкетирование «Роль народного творчества в воспитании детей».

Домашнее задание «Создание, пополнение мини-музея сказочных персонажей в группе» (разные персонажи сказок, сказочные атрибуты).

Подбор и изготовление элементов костюмов для игр-драматизаций,инсценировки сказок.

Пополнение книжного уголка.

Помощь в подборе иллюстрированных книг, аудиозаписей с песнями сказочных персонажей, создание видеосалона сказок.

Психологическая акция «Дерево добрых пожеланий» (формировать позитивное настроение)

Буклеты«От чего зависит здоровье детей»«Техника арт-терапии с детьми 5 лет»

Консультации«Арт-терапия для дошкольников»«Знакомство с техниками изотерапии»;

Оформление наглядно папки- передвижки «Арт- терапия в оздоровлении дошкольников»

Изготовление совместно с детьми поделок в свободное время из разных материалов

Продукт проектной деятельности :

для детей :

• сценарий фольклорного празднике «Осенние посиделки»;

• пальчиковый театр «Моя семья», театр масок «Заюшкина избушка»;

• настольный театр «Теремок»;

• маски зверей к русским народным сказкам;

• уголок арт-терапии в группе (изотерапии, сказотерапии, театротерапии, куклотерапии)

*мини музей сказочного героя.

для родителей:

• пакет рекомендации применение арт-терапии : Консультация для родителей на тему«Нетрадиционные виды рисования»«Сказкотерапия в жизни дошкольников»«Знакомство с техниками изотерапии»«Арт-терапия для детей : лепка из теста».

• папка передвижка «Музыка лечит»;

• стенгазета «Арт-терапия в оздоровлении детей» для родителей средней группы

• участие в фольклорном празднике «Осенние посиделки» вместе с детьми;

• фотоотчёт о проведенных мероприятиях «Экскурсия в осенний парк»«Осенние посиделки», конкурс поделок из природного материала;

• изготовление дерева «Счастья».

для педагогов :

• презентация инновационного опыта «Проект «Арт-терапия в оздоровлении детей»;

• мастер-классы«Техника арт-терапии с детьми средней группы»«Нетрадиционные виды рисования».

IIIЗаключительный этап (контрольно- оценочный).

1. Презентация проекта «Арт- терапия в оздоровлении детей» на совете педагогов

2. Подведение итогов реализации проекта.

(Аналитическийй (итоговый) этап.

1. анкета для родителей ;

2. диагностика детей на конец проекта;

3. мониторинг для педагогов и родителей;

4. анализ результатов деятельности по применению арт-терапии, выводы;

5. планирование работы исходя из потребностей родителей, детей, на основаниирезультатов,проделанной работы;

6. Рефлексия проводимых мероприятий, направленных на здоровье детей.)

В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов арт- терапии, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого, умственного и эмоционального развития средних дошкольников.

Подводя мониторинг по итогам проекта «Арт- терапия в оздоровлении детей среднего дошкольного возраста» можно с уверенностью сказать, что у детей повысился уровень творческих и коммуникативных способностей, они стали увереннее чувствовать себя на занятиях изобразительной деятельности, повысилась их самооценка. Создание благоприятной психологической атмосферы в процессе реализации проекта способствовало обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка. Родители заинтересовались методами арт- терапии. Они с удовольствием принимают участие в мероприятиях проводимых в группе. Многие из них используют нетрадиционные техники изодеятельности для занятий дома с детьми.

Таким образом, арт-терапия в дошкольных образовательных учреждениях – это не просто метод коррекции и развития посредством художественного творчества, а это процесс от которого ребенок получает удовольствие, а так же это один из эффективных способов достижения лучшей социальной адаптации. Именно поэтому арт-терапия так эффективна при работе с детьми


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Колючие шарики" - использование Су Джок терапии в оздоровлении детей старшего дошкольного возраста

В период дошкольного детства у ребёнка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Поэтому применение здоровьесберегающих технологи...

Педагогический проект по развитию экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста «Мы - за экологию!»

Педагогический проект по развитию экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста «Мы - за экологию!»...

Педагогический проект «Сказки нашего детства» для детей среднего дошкольного возраста ОО Познавательное развитие, речевое развитие

Формирование  представлений детей о русской культуре и воспитание нравственных отношений на основе устного народного творчества....

Краткосрочный педагогический проект: «Полет в космос» для детей среднего дошкольного возраста

Краткосрочный педагогический проект: «Полет в космос»Актуальность проекта: 1. Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем...

Педагогический проект по LEGO – конструированию для детей среднего дошкольного возраста «Волшебная страна фигур»

Использование LEGO – технологии в ДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обу...

Педагогический проект «Развития речевой активности у детей среднего дошкольного возраста, посредством сказки как нетрадиционной формы образовательной деятельности»

Именно сказка благотворно влияет на развитие речи и способствует формированию разносторонней  личности дошкольника. Посредством сказки дети осваивают культурные нормы и правила, речевые и коммуни...