Педагогический проект по LEGO – конструированию для детей среднего дошкольного возраста «Волшебная страна фигур»
проект по конструированию, ручному труду
Использование LEGO – технологии в ДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе. Эта технология активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности, пространственное и техническое мышление, воображение, формирует у них познавательную активность, формирует навыки общения и сотворчества, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt_po_lego_konstruirovaniyu.docx | 250.79 КБ |
7.6._prikaz_no_69_2_o_vklyuchenii_dou_v_ip_tehnomir.pdf | 322.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №7 «Жар-птица»
Педагогический проект по LEGO – конструированию
для детей среднего дошкольного возраста
«Волшебная страна фигур»
Автор-составитель:
Агафонова Роза Ильдусовна.
г. Нижневартовск
Педагогический проект по LEGO – конструированию для детей среднего дошкольного возраста «Волшебная страна фигур»
Тип проекта: познавательно – игровой.
Продолжительность проекта: 1 год.
Участники проекта: воспитанники среднего дошкольного возраста, родители, педагоги группы.
Актуальность проекта:
LEGO - технология – одна из известных и распространенных педагогических технологий, которая соответствует требованиям ФГОС ДО, так как обеспечивающих интеграцию образовательных областей и всех видов деятельности и позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры.
Использование LEGO – технологии в ДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе. Эта технология активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности, пространственное и техническое мышление, воображение, формирует у них познавательную активность, формирует навыки общения и сотворчества, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор. Конструктивная деятельность требует высокой сосредоточенности и концентрации внимания. Прежде чем приступить к созданию конструкции, необходим расчёт, продуманность, определенная последовательность и точность в работе.
Новизна данного проекта заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрывать практическую целесообразность LEGO-конструирования, развивать необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки.
Цель проекта: развитие творческих способностей, конструкторских умений и навыков детей среднего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
- образовательные: обучать приемам конструирования с использованием наборов конструктора LEGO; закреплять умения использовать созданные предметы или постройки в самостоятельной деятельности детей;
- развивающие: развивать конструкторские способности детей, творческое мышление, воображение, фантазию дошкольников через организованную деятельность по освоению LEGO-конструирования;
- воспитательные: воспитывать интерес к конструированию, коммуникативные навыки: умение работать в микрогруппах и дружеские взаимоотношения;
- с родителями: повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах LEGO-конструирования через организацию активных форм взаимодействия (собрания, досуги, развлечения, мастер-классы и т.д.).
Проект составлен с учетом следующих принципов:
- принцип личностно-ориентированного подхода;
- принцип доступности (усвоение материала с учетом возрастных и психологических особенностей воспитанников)
- принцип наглядности (эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств, к восприятию учебного материала).
- принцип развивающего обучения («от простого – к сложному», одна тема подается с возрастанием степени сложности в течение месяца).
Формы организации обучения дошкольников конструированию:
- Конструирование по образцу - (прямая передача готовых знаний, способов действий основанная на подражании). Детям дается образец постройки и знакомят их со способами ее воспроизведения.
- Конструирование по модели. Детям дается в качестве образца модель - но скрывающая от ребенка, очертание отдельных ее элементов. Конструирование по модели- усложненная разновидность конструирования по образцу
- Конструирование по условиям. Образца нет – рисунка(схемы) нет - способов возведения нет- Определяем только условия, которым должна соответствовать постройка, ее практическое значение
- Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. В результате такого обучения – формируются мышление и познавательные способности.
- Конструирование по замыслу. Большая возможность для развертывания творчества и проявления самостоятельности. Дети сами решают, что и как будут конструировать.
Алгоритм работы с конструктором:
1) Рассматривание образца, схемы, чертежа, рисунка, картинки.
2) Поиск-выбор необходимых деталей из общего набора.
3) Сборка частей модели.
4) Последовательное соединение всех собранных частей в одну целую модель.
5) Сравнение своей собранной модели с образцом, схемой, чертежом, рисунком, картинкой (или анализ собранной конструкции).
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- Формирование конструкторских умения и навыков детей среднего дошкольного возраста, умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
- Формирование представлений: о деталях конструкторов «LEGO» и способах их соединении; об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса; о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов; о связи между формой конструкции и ее функциями.
- Применение имеющихся знаний, умений и навыков в самостоятельной деятельности детьми группы.
- Накопление положительного опыта взаимодействия семьи и педагогов ДОУ, повышение педагогической компетенции родителей; формирование интереса к детскому «LEGО - конструированию»; активное участие родителей в жизни своего ребёнка
Этапы реализации проекта:
1 этап: подготовительный. Изучение теоретических положений проекта. Анализ развивающей предметно-пространственной среды в группе. Разработка перспективно – тематического плана конструктивной деятельности.
2 этап: практический. Обогащение среды современными LEGО-конструкторами. Организация образовательной деятельности с воспитанниками.
3 этап: заключительный. Анализ результатов проектной деятельности, внесение изменений и дополнений в проект.
Для обучения детей LEGO-конструированию можно использовать разнообразные методы и приемы:
- наглядные (рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе);
- информационно-рецептивные (обследование деталей конструктора, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними);
- репродуктивные (воспроизведение полученных знаний и способов деятельности (собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу);
- практические (использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы);
- словесные (описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей);
- проблемные (постановка проблемы и поиск решения; творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование);
- игровые (использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета);
- поисковые (решение проблемных задач с помощью педагога) и т.д.
Структура ООД по LEGO-конструированию
Часть ООД | Цель деятельности | Программное содержание |
Первая часть занятия – это упражнения на развитие логического мышления (длительность – 5 минут) | Развивать элементы логического мышления | -Совершенствование навыков классификации. -Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа. -Активизация памяти и внимания. -Ознакомление с множествами и принципами симметрии. -Развитие комбинаторных способностей. -Закрепление навыков ориентирования в пространстве и др. |
Вторая часть – собственно конструирование (длительность 10-15 минут) | Развивать способность к наглядному моделированию | - Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением. - Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта. - Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме. - Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO. |
Третья часть – обыгрывание построек, выставка работ (длительность 5 минут) | Развивать творческое мышление детей дошкольного возраста. | - Формировать умения творчески оценивать постройки, исправлять и вносить изменения в зависимости от ситуаций. |
Перспективно-тематическое планирование
Тема | Мотивация для занятия |
«Путешествие в LEGO -страну» | - Сегодня у нас необычный день. Я вас приглашаю отправиться в веселое путешествие на одной волшебной стране. - А какая это страна поможет загадка: Красный, желтый или голубой, зеленый или цвета снега. Вот такой конструктора-набор; это, конечно же, ...! (ЛЕГО) Этот конструктор приехал к нам издалека. Кто-нибудь знает, из какой страны? Его страна называется Дания. Там, в городе Биллу, есть завод игрушек. Там делают эти волшебные детали. Так что лего появилось в Дании. - Отправляемся в веселое путешествие в LEGO –страну! Выполнение совместных заданий педагогом и детьми по структуре ООД. |
«На помощь жителям волшебной страны!» (проблемная ситуация) | Обращение жителей LEGO – страны: «Здравствуйте ребята! Коварный волшебник сломал все аттракционы в нашем любимом парке весёлых игр и развлечений. Теперь наши жители перестали улыбаться и стали очень грустными. Мы просим посетить нашу страну, помочь нам отремонтировать парк аттракционов и вернуть улыбки всем лего-человечкам». - Поможем жителям волшебной страны? - Что необходимо сделать для этого? Выполнение совместных заданий педагогом и детьми по структуре ООД. |
Сказка «Светофор-помощник» | Жили-были трое друзей: зайчонок Митя, медвежонок Федя и лисонька Лизонька. Решили они однажды поиграть на детской площадке в мячик, а площадка находилась через дорогу. Остановились друзья возле дороги и стали думать, как перейти на другую сторону. Заметил их замешательство папа зайчика и рассказал, как безопасно и правильно нужно переходить дорогу. Пешеходный переход нарисован белыми полосками (зебра). Оказывается, у перехода есть свой важный начальник по имени Светофор, который командует пешеходами и машинами. Узнать его можно по трём кружочкам, загорающимся по очереди. Если горит красный глаз, то нужно стоять на месте. Жёлтый глаз означает «внимание» — машины начинают тормозить, а пешеходы готовятся к движению. Когда загорится зелёный — можно смело переходить дорогу. - А вы знаете такие правила? - Кто помогает в этом? (светофор) - Попробуем построить у нас такой же светофор-помощник? Выполнение совместных заданий педагогом и детьми по структуре ООД. |
«Все любят цирк» (проблемная ситуация) | Импровизированный цирк состоит из расставленных полукругом стульчиков. Дети занимают места в четырёх разноцветных секторах, согласно билетам, которыми стали детали красного, синего, зелёного и жёлтого цветов. На экране сюжет циркового представления, педагог в костюме клоуна посвящает детей в проблему: «Ребята, в цирке случилось несчастье, пропали все наши дрессированные животные. Представление будет сорвано. Вы поможете вернуть наших главных артистов?» Дети соглашаются, а счастливый клоун предлагает показать несколько фокусов с деталями конструктора (дидактические игры). Выполнение совместных заданий педагогом и детьми по структуре ООД. |
«В гости к нам пришёл Незнайка» (сюрпризный момент) | В гости к ребятам пришёл Незнайка с чемоданчиком, но, оказывается, открыть его поможет «ключик», которым станет отгаданная загадка. Выполнив задание и открыв чемоданчик, дети обнаруживают там набор конструктора и карточки-схемы. Незнайка впервые видит загадочные детали и совершенно не понимает, что из них можно сделать. Педагог просит ребят придумать и сконструировать интересные и красивые модели, а потом рассказать о них Незнайке. Выполнение совместных заданий педагогом и детьми по структуре ООД. |
«Сказочный транспорт» | Внимание! Внимание» Объявляется конкурс на изобретение сказочного транспорта для веселых путешествий по волшебной стране. - Как мы можем поучаствовать в этом конкурсе? - Кто самый первый представит свое изобретение? Выполнение совместных заданий педагогом и детьми по структуре ООД. |
«Елочка-красавица» (проблемная ситуация) | Какой волшебный праздник зимой ждут все люди на земле? Конечно это Новый год. Лесные звери тоже любят и ждут этот волшебный праздник. А что принято делать на Новый год? Самое главное нужно нарядить ёлку. Но злая волшебница заколдовала весь зимний лес. И теперь у лесных зверей нет ёлочек. - Что же нам делать? Как им помочь? Выполнение совместных заданий педагогом и детьми по структуре ООД. |
«Путешествие по сказкам» | «Здравствуйте, мои дорогие ребята! Я – Фея Сказок! Я очень люблю сказки, и как мне кажется вы тоже. Предлагаю вам отправиться в путешествие в мою любимую сказку, а в какую вы должны сами отгадать. Но, помните, что путешествие пройдет через волшебный лес, где встречаются препятствия, и вам необходимо выполнить интересные задания, которые находятся в моем письме. Ваша Фея Сказок» Выполнение совместных заданий педагогом и детьми по структуре ООД. |
«LEGO-зоопарк» (проблемная ситуация) | Здесь рядом живут крокодил и зайчата, пингвины, олени и даже слонята. Как называется дом всех зверей? Попробуй ответить ты мне поскорей! - Я вас приглашаю в необычный зоопарк. Может кто-то догадался, почему этот зоопарк называется «необычным»? Дети подходят к LEGO- зоопарку и обнаруживают, что зоопарк не работает. Что же делать? Мы же так хотели познакомится с животными LEGO - зоопарка. Неизвестно, когда еще их привезут. А так хочется посмотреть на зверей. Ребята давайте мы с вами не будем грустить, а пройдём в нашу мастерскую и сделаем животных сами. Выполнение совместных заданий педагогом и детьми по структуре ООД. |
«Космическое путешествие» | Ребята, а что вы знаете о космосе? Это огромное пространство со множеством звезд, и планет, среди них наша с вами планета Земля. Вы наверняка уже знаете, что настоящую ракету создают: ученые, конструкторы, инженеры, рабочие и даже врачи. Вот и мы с вами сейчас превратимся на время в настоящих инженеров, ученых-конструкторов и построим свои ракеты. Для этого нам предстоит сдать экзамен на знание деталей конструктора. - Каждый из вас придумывает свою ракету, называя части, какие будет использовать для строительства. Выполнение совместных заданий педагогом и детьми по структуре ООД. |
«Разноцветные цветы» | Если снег повсюду тает, день становится длинней, Если все зазеленело и в полях звенит ручей, Если стал теплее ветер, если птицам не до сна, Если солнце ярче светит, значит, к нам пришла...(весна) - Какие еще весенние приметы вы знаете? - Какие первые цветы можно увидеть на полянках? - Сможем мы с вами построить из деталей цветы? Выполнение совместных заданий педагогом и детьми по структуре ООД. |
«Праздник LEGO» | Лего – умная игра, завлекательна, хитра, интересно здесь играть Строить, составлять, искать! Приглашаем всех друзей Лего собирать скорей. Там и взрослым интересно в Лего поиграть полезно! - Для начала разделимся на две команды. Каждый из вас возьмет из мешочка деталь лего, у кого красная деталь занимают места справа, кто вытащит синюю деталь- слева. Придумаем названия командам. Выберем капитанов и приступаем к выполнению разных заданий. Выполнение совместных заданий педагогом и детьми по структуре ООД. |
Результаты реализации проекта:
Таким образом, реализация проекта «LEGO - конструирование на тему «Волшебная страна фигур» позволила сформировать и расширить представление детей среднего дошкольного возраста о конструировании, названии и использовании необходимых деталей для выполнения построек.
Дети научились самостоятельно анализировать схемы, выполнять конструирование по образцу (схеме, модели, по замыслу и др.), устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, организовывать выставки и взаимодействовать с педагогами и родителями в рамках реализации проекта.
Родители повысили психолого-педагогическую компетентность в вопросах LEGO-конструирования через организацию активных форм взаимодействия со своими детьми и педагогами ДОУ.
Список использованной литературы:
- Ишмакова М.С. Пособие для педагогов - Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. -ИПЦ «Маска». 2016.
- Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия». 2020.
- Петрова И. «ЛЕГО-конструирование: развитие интеллектуальных и креативных способностей детей 3-7 лет» // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 10.
- Фешина Е.В. Легоконструирование в детском саду. - М.: ТЦ «Сфера», 2017.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Уроки Мойдодыра" для детей среднего дошкольного возраста с ЗПР.
В своей работе с детьми использую инновационные педагогические технологии. одним из наиболее актуальных и эффективных считаю метод проекта. этот метод дает детям экспериментировать, синтезироват...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "Воспитание творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в сотрудничестве с родителями"
Введение «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».В. А. Сухомлинский Будущее страны - это сегодняшние дошкольники и школьники. Их завтрашний уро...
Педагогический проект по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста «Путешествие по экологической тропе»
Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты.На этих маршрутах происходит знакомство детей с естестве...
План реализации педагогического проекта «Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в процессе работы над загадками»
Планирование по реализации педагогического проекта «Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в процессе работы над загадками»....
Педагогический проект "Воспитание творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в сотрудничестве с родителями"
Введение «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».В. А. Сухомлинский Будущее страны - это сегодняшние дошкольники и школьники. Их за...
Педагогический проект по творческому развитию детей среднего дошкольного возраста «Так вот ты какой, Дедушка Мороз!»
При подготовке к празднованию Нового года у детей часто возникают вопросы: а Дед Мороз настоящий, а где он живёт, а подарки Дед Мороз принесёт, как Дед Мороз узнает, какой подарок они хотят получить н...