Педагогический проект «Сказки нашего детства» для детей среднего дошкольного возраста ОО Познавательное развитие, речевое развитие
проект по развитию речи (средняя группа)
Формирование представлений детей о русской культуре и воспитание нравственных отношений на основе устного народного творчества.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка-детский сад № 15 «Семицветик»
Педагогический проект
«Сказки нашего детства»
для детей среднего дошкольного возраста
ОО Познавательное развитие, речевое развитие
Разработала:
воспитатель высшей квалификационной категории
Демидова Любовь Алексеевна
Озёрск, 2021 год
1. Информационная характеристика педагогического проекта.
1.1. Автор проекта: воспитатель высшей квалификационной категории Демидова Любовь Алексеевна
1.2. Вид: познавательный, коллективный.
1.3. Тип проекта: информационный практико-ориентированный.
1.4. Участники: дети группы, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор физического развития, родители воспитанников.
1.5. Возраст: 4-5 лет
1.6. Срок: долгосрочный, 1 год
1.7. Продукты проекта: ОО «Речевое развитие» - драматизация сказки «Коза-дереза», методические продукты: конспекты, картотеки с информационным и методическим материалом по данной теме.
2. Актуальность.
Воспитание духовно-нравственного гражданина, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня. И она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Одной из задач по духовно-нравственному воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. В процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Народное искусство помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира.
Народная педагогика сложилась в глубокой древности. Она существует столько времени, сколько существует сам народ. Искусство слова, прежде всего, воплотилось в художественном народном творчестве — сказках, легендах, эпосе, поговорках, пословицах, приметах и др. В пословицах и поговорках отмечают народную мудрость, а в приметах наблюдательность.
Сказки — важное воспитательное средство. Дети и сказка — неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребёнка.
Люди наблюдали и знали психологические особенности детей: «Привычка трёхлетнего сохраняется и до восьмидесяти лет», «Ребёнка надо воспитывать, пока он в колыбели». Самая действенная черта народной педагогики — связь с жизнью практикой обучения и воспитания детей. Народная педагогика, как и все другие проявления духовной культуры, подвержена взаимовлиянию и взаимообогащению.
Самый близкий и понятный вид деятельности для ребенка – это игра. Создание интерьера «Русская изба» дает возможность ребенку поиграть «во взрослую жизнь» в исторической обстановке. «Русская изба» позволяет организовать сюжетно-ролевые игры и театральную деятельность на этнографическом материале. Все предметы «избы» максимально приближены к настоящим по оформлению и соразмерны росту детей.
Одной из важнейших задач педагога является развитие у детей индивидуального эмоционального отношения к предметам быта русского народа. Бережное, уважительное отношение к мнению каждого ребенка и воспитание привычки любоваться и искренне делиться своими впечатлениями, знакомиться с предметами быта в коллективе предоставляет ребенку возможность формировать свое личное мнение, а воспитателю – заинтересованно «сотрудничать» с детьми, полностью, исключая авторитарность. Такие отношения взрослого с детьми помогают вызвать устойчивый интерес к искусству, вместе восхищаться росписями по деревянным и глиняным изделиям, учить понимать многофункциональное назначение предметов, их лаконизм, красоту. Воспитатель предоставляет ребенку право выбора в интересующей его игровой ситуации: кому-то нравиться готовить в печи, кому-то – стирать, а кому-то хочется укачивать малышей в люльке.
Ребёнок, знакомясь с предметами народного прикладного искусства, познаёт культуру своего народа.
Очень важно объяснить детям, что необходимо бережно хранить предметы, которые нас окружают — это наша история. А история русского народа, которую дети познают уже в детском саду, позволит сформировать у детей уважение и гордость за свой народ.
Погрузить детей в атмосферу старины способствует организация мини-музея «Горенка».
3. Программа проекта:
Цель:
Формирование представлений детей о русской культуре и воспитание нравственных отношений на основе устного народного творчества.
Задачи:
Обучающие:
Продолжать знакомить детей с истоками русской народной культуры, предметами обихода деревенской «избы» (домашней утварью).
Развивающие:
Развивать интерес к устному народному творчеству.
Воспитывающие:
Воспитывать уважение и гордость за народное искусство своего народа.
3.1. Интеграция областей:
- Познавательное развитие — формировать познавательные действия, расширять представления о социально-культурных ценностях нашего народа.
- Социально – коммуникативное развитие — развитие общения ребёнка и взрослого через народные игры, хороводы.
- Речевое развитие — обогащение активного словаря, развитие связной и грамматически правильной речи посредством устного народного творчества.
- Художественно – эстетическое развитие — становление эстетического отношения к окружающему миру через восприятие народного искусства и традиций.
- Физическое развитие — способствовать правильному формированию опорно-двигательного аппарата через организацию народных игр, хороводов, физминуток.
3.2. Предполагаемый результат:
Развить интерес к истокам русской народной культуры, устному народному творчеству.
Этапы работы
Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1 этап подготовительный | Анкетирование родителей с целью выявления востребованности и актуальности проекта. Изучение познавательной литературы на тему: «Быт русских крестьян». Подбор предметов домашней утвари. Подбор и изучение информации, литературы собранных родителями. Оформить папки: «Пословицы», «Домашняя утварь», «Народные промыслы», «Народные игры», «Прялки». | Принимают задачу проекта. |
2 этап практический | Подборка программно - методического обеспечения для реализации проекта. Привлечение родителей к проектной деятельности через информационный уголок. Привлечь родителей к сбору экспонатов в мини музей, иллюстраций, открыток, фотографий из семейного альбома. Организация предметно- развивающей среды: Мини музей «Горенка» с домашней утварью, обстановкой и персонажами, костюмами для драматизации. Подборка литературы с устным народным творчеством. | Совместная познавательно-исследовательская и творческая деятельность. Разучивание пословиц, поговорок, русских народных игр, хороводов. Чтение художественной литературы. |
3 этап основной | Проектирование текущей работы по проекту «Сказки нашего детства». | См. тематическое планирование |
4 этап Заключительный | ОО «Речевое развитие» -драматизация сказки «Коза-дереза». Разместить конспекты НОД на сайте. Опубликовать педагогический проект в педагогических изданиях. | Участие в драматизации сказки «Коза-дереза». |
5. Познавательно-исследовательская деятельность:
Тематическое планирование к проекту: «Сказки нашего детства»
Непосредственно образовательная деятельность | Содержание | Совместная деятельность | ||
Сентябрь Тема «Во саду ли, в огороде» Сказка «Мужик и медведь» | ||||
Ознакомление с окружающим «Урожай собирай». Чтение художественной литературы: сказка «Мужик и медведь». Изодеятельность (лепка) «Тележка с репой». Рисование с элементами аппликации «Мужик убирает репу». | Разучивание пословиц о труде. Знакомство с пословицей «Дерево узнают по плодам, а человека – по делам». Объяснение поговорки «Белые ручки чужие труды любят». | Выставка детских работ «Золотая осень». Конкурс среди родителей «Самый интересный овощ». Д/и «Вершки и корешки». Режиссёрская игра «Медведь не спит». Драматизация сказки «Мужик и медведь». Русские народные игры: «Репка», «Огородник». | ||
Октябрь Тема «Домашние животные» Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко» | ||||
Познавательно – исследовательская дея тельность «Труд крестьян по разведению домашних животных». Чтение художественной литературы: сказка «Петушок и бобовое зёрнышко» | Повторение пословиц о труде. Разучивание поговорки «Кто вовремя помог, тот помог дважды». Беседа о традиции русских крестьян разводить скот и о профессии пастуха. Поговорка «Поздно дать — всё равно, что отказать». | Кукольный театр «Петушок и бобовое зёрнышко». Театральные этюды: «Курочка испугалась», «Петушок подавился». Оформление с детьми уголка «Домашнее подворье». | ||
Ноябрь Тема «Дикие животные российских лесов» Сказка «Рукавичка» | ||||
Познавательно-исследовательская деятельность «Жизнь диких животных». Чтение художественной литературы: сказка «Рукавичка». | Загадывание загадок о диких животных. Беседа о жизни животных зимой. Составление коллажа. Разучивание поговорок: «В тесноте, да не в обиде», «На чужом горе своего счастья не построишь». Беседа «Кто в сказке счастлив? И что нужно сделать, чтобы все были счастливы?» Разучивание стихотворений о животных. | Рассматривание иллюстраций: «Дикие животные и их детёныши», «Зимняя одежда крестьян». Режиссёрская игра «Рассели животных по хаткам». Кукольный театр «Рукавичка». Русские народные игры: «Волк в лесу», «Медведь». | ||
Декабрь Тема «Здравствуй, зимушка-зима» Сказка «Зимовье» | ||||
Познавательно-исследовательская деятельность «Русская зима». Чтение художественной литературы: сказка «Зимовье». Изодеятельность (аппликация) «Зимний пейзаж». | Загадывание загадок о зиме. Беседа «Вместе прожить легче». Эксперименты со снегом и льдом. Приметы зимы «Много снега на полях, много хлеба в закромах» | Режиссёрская игра «Зимовье». Кукольный театр «Зимовье зверей». Рассматривание иллюстраций на тему: «Зима». Разучивание стихотворений о зиме. Словесная игра: «Какими словами называют зимушку?» Новогодние игры: «В углы», «Бабка Ёжка». | ||
Январь Тема «Ленивому и солнце не вовремя встаёт» Сказка «Мороз Иванович» | ||||
Познавательно-исследовательская деятельность «Чем крестьяне занимались зимой?». Чтение художественной литературы: сказка «Мороз Иванович». Изодеятельность (аппликация) «Загадочные деревья». | Рассказ о зимних посиделках: «Девки пряжу прядут, парни лапти плетут, за скотиной ухаживают». Привлечение внимания к красоте зимней природы. | Театральные этюды: «Рукодельница радуется», «Ленивица сердится». Драматизация сказки «Мороз Иванович». Русские народные игры «Два мороза», «Царь горы». | ||
Февраль Тема «Быт русских крестьян» Сказка «Коза-дереза» | ||||
Познавательно-исследовательская деятельность «Устройство избы». Чтение художественной литературы: сказка «Коза-дереза». Изодеятельность (лепка) «Коза-дереза». | Ознакомление с внутренним убранством избы «Всякой вещи своё место». Беседа «Почему дед козе поверил?». Формирование умения прощать, сопереживать. | Кукольный театр «Коза-дереза». Драматизация сказки «Коза-дереза». Этюды на тему «Лесть козы». | ||
Март Тема «Русский лес» Сказка «Три медведя» | ||||
Познавательно-исследовательская деятельность «Виды русского леса». Чтение художественной литературы: сказка «Три медведя» | Беседа: «Какие есть леса в России» Ситуации: «Кому больше сочувствия: девочке или медведям?» Вопросы: «Что случается, когда дети не слушаются родителей?», «Какие леса любят медведи?» | Настольная игра «Растительный мир». Экскурсия в лес. Русская народная игра «Берёза». Драматизация сказки «Три медведя». Этюды: «Медведи сердятся», «Маша испугалась». | ||
Апрель Тема «одежда русских крестьян» Сказка «У страха глаза велики» | ||||
Познавательно-исследовательская деятельность «Одежда русских крестьян». Чтение художественной литературы: сказка «У страха глаза велики». | Рассматривание иллюстраций «Одежда крестьян разных губерний». Беседы: «В чём ходили бедные и зажиточные крестьяне», «О страхе». Русские традиционные узоры на одежде. | Пополнение уголка «Ряженья» русскими нарядами. Народные игры: «Гори, гори ясно», «Золотые ворота». Драматизация сказки «У страха глаза велики». | ||
Май Тема «Русское гостеприимство» Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть» | ||||
Познавательно-исследовательская деятельность «Хлебосольство на Руси». Чтение художественной литературы: сказка «Пузырь, соломинка и лапоть». Изодеятельность (лепка) «Пироги из солёного теста». | Приучение детей к посильному труду. Беседа о русском хлебосольстве. Нравственный урок сказки: «На работу последний – а есть первый». Закрепление вежливых слов при встрече гостей. | Показ кукольного театра «Пузырь, соломинка и лапоть». Сюжетно-ролевая игра «В гости к бабушке». Драматизация сказки «Пузырь, соломинка и лапоть». Народные игры: «Чепуха», «Краски». |
Планирование работы
ОО «Познавательное развитие», ОО «Речевое развитие»
Цикл бесед, совместной деятельности с детьми, обследование экспонатов:
-«Милости просим»:
Познакомить детей с бытом, обычаями, гостеприимством, вызвать интерес к культуре русского народа.
-«Что расскажет о себе одежда?» (пополнение мини-музея предметами одежды);
-«Чудесный сундучок»: рассматривание костюмов русского народа, изделий мини-музея (рушники, салфетки, подзоры для кровати, накидушки).
-Познакомить детей с рукоделием русского народа.
- «Посидим у самовара»:
продолжить знакомство с традициями русской кухни, воспитывать уважение к наследию своего народа.
-о лаптях;
-о деревянных ложках.
Образовательная деятельность:
ОО «Развитие речи», ОО «Познавательное развитие»:
«Как люди на Руси жили»
«Русская крестьянская изба».
Цель: Развивать интерес детей о внутреннем убранстве избы, названии и назначении мебели.
-Рассматривание предметов домашнего обихода, кухонной утвари, народных костюмов.
-Рассматривание иллюстраций, фотографий.
-Заучивание пословиц, поговорок, стихов.
-Дидактические, познавательные, пальчиковые игры.
-Умение отгадывать загадки о предметах домашнего обихода.
«Чтение художественной литературы»
Рассказывание сказок, заучивание потешек, рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам:
- «Петушок и бобовое зёрнышко», «Мужик и медведь», «Рукавичка», «Зимовье», «Мороз Иванович»,
«Коза-дереза», «Три медведя», «У страха глаза велики», «Пузырь, соломинка и лапоть».
Потешки: «Наша-то хозяюшка сметлива была», «Как у нашего кота», «Солнышко-вёдрышко», «Петушок, петушок-золотой гребешок», «Уж ты котенька-коток», «Баю, бай, ты собаченька не лай».
Цель: Воспитывать любознательность, интерес к художественной литературе.
Развивать диалогическую речь, память, воображение.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Сюжетно – ролевая игра:
«Встречаем гостей».
Игры - драматизации:
«Коза-дереза», «Мороз Иванович», «Мужик и медведь», «Пузырь, соломинка и лапоть».
Ручной труд:
-Изготовление хлебобулочных изделий из солёного теста.
ОО Художественно – эстетическое развитие.
1. Рисование зимних узоров гуашью.
2.Дымковская роспись (рисование отдельных элементов).
3. «Клубочки» (рисование карандашами).
4.Гжельская роспись (раскрашивание посуды).
5.Хохломская роспись (рисование отдельных элементов).
Лепка:
- «Посуда»
-Аппликация: «Зимний пейзаж», «Загадочные деревья», «Украшаем тарелочки».
«Музыка»:
-Разучивание песенок.
-Слушание песни «Русская изба» Е. Птичкина, М. Пляцковского в исполнении М. Пахоменко.
-Разучивание хороводов, народных игр.
-Оркестр «Игра на ложках».
-Пение частушек.
ОО «Физическое развитие»
Подвижные игры:
-«Гори, гори ясно»
-«Два Мороза»
-«Золотые ворота»
-«Карусели»
-«Волк в лесу»
-«У медведя во бору»
-«Репка»
-«Огородник»
Физминутки:
-«Пильщики»
-«Избушка бабы Яги»
Цель: Способствовать развитию движений.
Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
Книжный уголок:
Рассказы и сказки: «Три медведя», «Мужик и медведь», «Мороз Иванович», «Коза-дереза», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Зимовье», «Рукавичка», «У страха глаза велики», «Пузырь, соломинка и лапоть».
Музыкальный уголок:
Деревянные ложки, трещётки, погремушки, коробочки, колокольчики, металлофоны.
Центр сюжетно-ролевых игр:
создание предметно - развивающей среды, разместить в группе половики и коврики.
«Встречаем гостей»- чайная посуда, самовар, изделия из соленого теста: баранки, сушки, крендели.
Центр продуктивной деятельности:
Материалы для рисования, лепки, аппликации.
Взаимодействие с семьёй.
-Консультация «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
-Сбор предметов для музея «Горенка».
-Шитьё костюмов, кукол (Хозяйка и Хозяин русской избы).
Взаимодействие с родителями:
- Анкетирование «Надо ли привлекать детей к истокам русской народной культуре?»
- Конкурс «Самый интересный овощ».
- Консультация «Народная игра в семейной жизни».
- Досуг «Колядка»
- Конкурс «Рождественская сказка».
- Консультация «Что такое традиционная культура?».
- Викторина «Сказки нашего детства».
- Консультация «Традиционное хлебосольство на Руси».
Задачи:
- Формировать интерес к жизни детского сада.
- Формировать представления о традициях и обычаях встречи Рождества.
- Приобщать к истории и культуре своей Родины.
- Развивать и закреплять социально-нравственные отношения между детьми и взрослыми.
- Привлечь родителей к участию в мероприятиях, использующих сказку как метод воспитания и развития детей.
6. Результат:
1. Дети познакомились с особенностями жизни русских людей в старину.
2. Сплотился коллектив родителей и воспитателей.
Литература:
Е.С.Бабунова программа «Наш дом — Южный Урал» Магнитогорск 2004г.
Детская литература. «Русские народные загадки и сказки» 1989г.
Детская литература. « Делу время, потехе час» 1988г.
Жигулёв А. «Где труд — там счастье» 1959г.
Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живём в России» Москва 2008г
Б.В.Зубков издательство «Малыш» 1979г. «Как солнце в дом пришло»
Ивановская А. « День работой весел» 1986г.
Князева О.Л., Маханёва М.Д. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Санкт-Петербург 2004г.
Князева О.Л., Маханёва М.Д. «Знакомство детей с устным народным творчеством» Санкт-Петербург 2004г.
Науменко М.Г. «Ласковое слово, что солнышко в ненастье» 1979г.
Садовников Д.Н. «Загадки русского народа» 1960г.
Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. «Воспитание ребёнка в русских народных традициях» 2003г.
А.Я.Чебан, Л.Л.Бурлакова «Знакомим дошкольников с народной культурой» Москва 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/26/picture-411939-1393418654.jpg)
Создание психолого-педагогических условий для развития проектной деятельности у старших дошкольников на примере педагогического проекта «Сказка — как источник творчества детей.
В соответствии с ФГОС ДО в дошкольном возрасте у детей должен появиться опыт создания собственного замысла и воплощения своих проектов. В дошкольном возрасте дети могут задумывать и реализовывать иссл...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/01/picture-602379-1425238392.jpg)
Педагогический Проект "Коррекция речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики"
Педагогический Проект разработан для учителей-логопедов, рекомендован в работе воспитателей групп компенсирующей и комбинированной направленности. Цель Проекта: преодоление речевых нарушений у детей с...
Конспект итогового комплексного занятия «Лунтик и его друзья» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОО «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие»)
Занятие проводится в игровой форме, материал к занятию легок в изготовлении, является частью предметно - развивающей среды среды (игрушки, дидактические игры). Цель занятия - выявить полученные знания...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/07/picture-1008034-1518001649.jpg)
Совместный с родителями творческий проект " Сказки нашего детства".
Целью предлагаемого проекта является пробуждение интереса детей и родителей к художественной литературе через создание собственной книги. Приобретённые в процессе его реализации навыки не только помог...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/05/picture-889704-1486313739.jpg)
Педагогический совет «Создание условий для развития творчества дошкольников через систему краткосрочных проектов «Сказки нашего детства»
данный материал будет полезен старшим воспитателям при планировании работы с педагогами по теме "Театрализованная деятельность"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/07/picture-1361298-1636287619.png)
Педагогический проект по развитию познавательного интереса детей дошкольного возраста «Посткроссинг для дошкольников»
Педагогический проект по развитию познавательного интереса детей дошкольного возраста «Посткроссинг для дошкольников»...