Методическая разработка «Лабиринты души» с использованием элементов сказкотерапии, арт-терапии, игровой терапии
методическая разработка по психологии
В последние годы наблюдается рост дошкольников с нарушениями в эмоциональной сфере. Этому способствует множество факторов, включая общую тревожность родителей и напряженную экономическую обстановку в стране в целом. Задачей психолога детского сада зачастую становится гармонизация пребывания ребенка в детском саду, его успешная социальная адаптация, создание благоприятной обстановки для формирования психологического здоровья всех воспитанников дошкольного учреждения.
Данная методическая разработка является универсальным и долгосрочным продуктом, легко реализуемым в стенах дошкольного учреждения любого вида. Она включает в себя следующие принципы, указанные в ФГОС:
- полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства
- создание благоприятной ситуации развития для каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями
- сотрудничество детей и взрослых, их взаимодействие с культурой и окружающим миром
Включает в себя следующие направления:
-социально-коммуникативное развитие
- эмоциональное развитие
- художественно-эстетическое развитие
Прослушивание сказок уже само по себе обладает психотерапевтическим эффектом. А их последующее проживание, с помощью средств арт-терапии и разыгрывание по ролям с помощью игровой терапии – значительно закрепляет этот эффект.
Кроме того, что улучшается психологическое самочувствие детей, это дает специалисту бесценный диагностический материал. В дальнейшем психолог его может использовать для составления рекомендаций в индивидуальных консультациях с родителями и педагогами.
Сказка это наиболее простой и понятный язык для ребенка. Это не просто развлечение, а верный друг и мудрый воспитатель. Для данной программы используется особый вид сказок – психотерапевтические сказки, написанные О.В. Хухлаевой. Это особый вид сказок, написанные специально для коррекционной работы, они раскрывают ребенку глубинный смысл происходящих событий. Они не всегда однозначны, не всегда имеют традиционный счастливый конец.
Отличие их в том, что не требуется делать вслух выводы и анализировать, т.к работа идет на внутреннем глубинном уровне. Такая сказка для ребенка тоже самое что психологическая консультация для взрослого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_labirinty_dushi.docx | 22.04 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 60» (МБДОУ № 60)
юридический адрес: Водометный пер., 15, Красноярск, 660078, тел 8(391)213-87-00
фактический адрес: Водометный пер., 15, Красноярск, 660078, тел 8(391)213-87-00
Медицинский пер.2 А, Красноярск, 660078, тел 8(391)261-85-85
Свердловская ул., 57 А, Красноярск, 660078, тел 8(391)261-89-43
ОГРН 1102468022733, ИНН/КПП 2464225720 / 246401001
dou60@mailkrsk.ru
Методическая разработка
«Лабиринты души»
с использованием элементов
сказкотерапии, арт-терапии, игровой терапии
Подготовила:
Педагог-психолог
Гришина И.М.
2024г
Пояснительная записка
В последние годы наблюдается рост дошкольников с нарушениями в эмоциональной сфере. Этому способствует множество факторов, включая общую тревожность родителей и напряженную экономическую обстановку в стране в целом. Задачей психолога детского сада зачастую становится гармонизация пребывания ребенка в детском саду, его успешная социальная адаптация, создание благоприятной обстановки для формирования психологического здоровья всех воспитанников дошкольного учреждения.
Данная методическая разработка является универсальным и долгосрочным продуктом, легко реализуемым в стенах дошкольного учреждения любого вида. Она включает в себя следующие принципы, указанные в ФГОС:
- полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства
- создание благоприятной ситуации развития для каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями
- сотрудничество детей и взрослых, их взаимодействие с культурой и окружающим миром
Включает в себя следующие направления:
-социально-коммуникативное развитие
- эмоциональное развитие
- художественно-эстетическое развитие
Прослушивание сказок уже само по себе обладает психотерапевтическим эффектом. А их последующее проживание, с помощью средств арт-терапии и разыгрывание по ролям с помощью игровой терапии – значительно закрепляет этот эффект.
Кроме того, что улучшается психологическое самочувствие детей, это дает специалисту бесценный диагностический материал. В дальнейшем психолог его может использовать для составления рекомендаций в индивидуальных консультациях с родителями и педагогами.
Сказка это наиболее простой и понятный язык для ребенка. Это не просто развлечение, а верный друг и мудрый воспитатель. Для данной программы используется особый вид сказок – психотерапевтические сказки, написанные О.В. Хухлаевой. Это особый вид сказок, написанные специально для коррекционной работы, они раскрывают ребенку глубинный смысл происходящих событий. Они не всегда однозначны, не всегда имеют традиционный счастливый конец.
Отличие их в том, что не требуется делать вслух выводы и анализировать, т.к работа идет на внутреннем глубинном уровне. Такая сказка для ребенка тоже самое что психологическая консультация для взрослого.
Такие сказки используются для мягкого влияния на поведение и мировоззрение ребенка, для преодоления его психологических проблем. Сказки этого типа используются для мягкой коррекции тех или иных черт личности ребенка, которые затрудняют его социальную адаптацию. Это может быть излишняя стеснительность, тревожность, капризность, хвастовство, агрессивность, страхи.
Влияние психотерапевтических сказок можно назвать мягким намеком – ребенку просто рассказывается сказка, в которой на примере главного героя показывается как можно поступить в той или иной ситуации, а также его мысли и чувства в данный момент. Она помогает взглянуть на сложную ситуацию с разных сторон и увидеть различные пути решения.
Также бывают случаи, когда ребенок не может напрямую рассказать о том, что его беспокоит. На помощь здесь приходит сказка, ребенку гораздо легче рассказать о том, что беспокоит не его самого, а сказочного героя. И с помощью него же прожить и проиграть выходы из сложившейся ситуации.
Цель: успешная социальная адаптация ребенка в окружающем мире
Задачи:
- повышение самооценки, положительного образа себя
- понимание эмоций других людей и мотивов их поступков
- профилактика негативного и агрессивного поведения
- коррекция тревожности, страхов
- помощь в формировании рефлексивных умений
Сроки реализации – с октября по апрель текущего учебного года. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность каждого занятия зависит от возрастной группы и составляет 20-30 минут.
Данная методическая разработка является неким слиянием нескольких направлений коррекционно-развивающего воздействия.
Методы, используемые для ее реализации:
- сказкотерапия (психотерапевтические сказки О.В. Хухлаевой)
- арт-терапия (рисунки после прослушивания сказки)
- игровая терапия (проигрывание сюжета сказки)
Диагностика в начале и в конце года, с целью отследить результативность проведенных занятий.
Включает в себя следующие методики:
1) Методика Лесенка
2) Рисунок «Я в детском саду»
3) Тест «Несуществующее животное»
4) Методика «Круг эмоций»
Предполагаемый результат:
- умение понимать эмоциональное состояние свое и окружающих
- снятие эмоциональных барьеров в общении
- умение находить выход своим негативным эмоциям
- формирование навыков саморегуляции
- снятие психического и эмоционального напряжения
- снижение уровня тревожности и страхов
- развитие фантазии. Воображения и образного мышления
Структура занятия:
Ритуал приветствия. Данный этап позволяет включиться в работу, настроиться на одну волну. Психолог и дети встают в круг. Затем берется в руки мягкая игрушка антистресс. Нужно мять ее в руках и здороваться друг с другом, рассказывать о своем настроении. С помощью мякишей дополнительно прорабатывается кинестетический компонент, что работает как профилактика напряжения.
Чтение сказки и ее обсуждение. Психолог читает детям сказку под релаксационную музыку. После прочтения детям задаются следующие вопросы:
- о чем эта сказка?
- что запомнилось больше всего?
- что случилось с главным героем?
- что ты чувствовал во время прочтения сказки?
- случается ли такое в жизни, по-настоящему?
- какое настроение у тебя осталось после прочтения сказки?
- случалось ли у вас в жизни подобное?
- чему мы можем научиться у этой сказки?
Игровой компонент. Проживание сказочной истории в игре. Совместно выбирается тот момент из сказки, который будет разыгрываться детьми.
Арт-терапия. Все дети рисуют свои впечатления от сказки. Психолог обращает внимание, что рисунки должны быть у каждого свои. Не могут быть рисунки одинаковыми, потому что все мы разные и эмоции и мысли у каждого свои.
Ритуал прощания. Все встают в круг. Передают друг другу игрушку анти-стресс и рассказывают о впечатлениях сегодняшнего занятия.
Тематическое содержание программы:
№ | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
1 | Как Кенгуреныш стал самостоятельным | Случай в лесу | Роза и Ромашка |
2 | Сказка о подсолнечном семечке | Белочка-Припевочка | Помидор Сашка |
3 | Сказка о Львенке | Сказка про ежика Витю | Обезьянка-дразнилка |
4 | Белочка-припевочка | Роза и Ромашка | Цветик-Семицветик |
5 | Случай в лесу | Сказка про Незабудку | Чего мне волноваться? |
6 | Сказко об орешке | Сказка про медвежонка | Сказка о непоседливой Обезьянке |
7 | Сказка про ежика Витю | Сказка про енота | Мальчик и Светлячок |
8 | Маленький медвежонок | Помидор Сашка | Надя и Баба-Яга |
9 | Сказка о Зайчике, который обиделся на свою маму | Сказка о Зайчике, который обиделся на свою маму | Сказка о тревожном Ежонке |
10 | Сказка о глупенькой маме | Сказка о глупенькой маме | Белочка Нуся |
11 | Сказка про семью карандашиков | Сказка про мышку и кусочек сыра | Маленькое приведение |
12 | Серое ухо | Сказка о маленьком Тигренке | Скака о котенке |
13 | Мышонок и темнота | Серое Ухо | Хвостатик |
14 | Слоненок, который боялся темноты | Смелый гномик | Часы |
15 | Сказка о ежике, который хотел внимания | Медвежонок и Баба-Яга | Чрезвычайное путешествие |
16 | Приключения медвежонка | Белочка Нуся | Ловкая Лапка |
17 | Сказка о слоненке | Сказка о Слоненке | Сказко о Костре |
18 | Белочка Нуся | Сказка о Ежике, который хотел внимания | На маленькой полянке |
19 | Сказка про ручеек | Кенгуренок Вася | Сказка о маленьком облачке |
20 | Обезьянка-дразнилка | Цветик-Семицветик | Нужная вещь |
Список использованной литературы:
1. Киселева М.Б. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми /М.Б. Киселева. СПб.: Речь, 2006. 160 с.
2. Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста. Методические рекомендации для педагогической-психокоррекционной работы. – М.: ЦГЛ, 2004
3. Лабиринт души: Терапевтические сказки/ Под ред. Хухлаевой О.В., Хухлаева В.Е. – 6-е изд. – М. Академический Проект, 2008
4. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – 3-е изд. – М.: Генезис, 2010. – 175с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка психологического занятия с использованием арт-терапии для детей старшего дошкольного возраста «Волшебные окна»
Цель занятия: развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста.Основные задачи:1. Создание условий, обеспечивающих свободное выражение настроение ребенком;2....
Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии, игровой терапии и песочной терапии.
Современным подходом к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является: партнерский подход -- более сложный многообразный способ организации совместной деятельности родит...
Методическая разработка образовательной деятельности с использованием технологии игрового обучения по теме «Рыбка просит помощи»
Развитие познавательной активности детей в различных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательская деятельность, восприятие художественной литературы и фольклора...
Методическая разработка образовательной деятельности с использованием технологии игрового обучения и ИКТ по теме «Воздух»
Развитие познавательной активности детей в различных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности....
« Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»
Статья о гармонизации детско - родительских отношений с использованием разных методов терапии...
« Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»
Взаимодействие с родителями - важное направление в деятельности дошкольного учреждения...
Методическая разработка "Каляка-Маляка с использованием здоровье сберегающих и игровых технологий"
Методическая разработка...