КАРТОТЕКА СКАЗОК ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
картотека по психологии

Кожина Ирина Петровна

ДЛЯ КАПРИЗНЫХ ДЕТЕЙ
Чудодейственные капли
 

Осенью, едва подули ветра, и осенний дождик стал орошать землю, с бельчонком Рыжиком стало твориться нечто странное. Прежде он был воспитанным и ласковым малышом, а теперь - как подменили. Чуть что не по его - сразу капризничать, топать, скандалить. Про существование вежливых слов и вовсе забыл.

Его мама очень переживала. Она никак не могла взять в толк, что же происходит с её сыном. И вдруг ей в голову пришла великолепная идея.
- Завтра мы с тобой идем к нашему лесному врачу, - сообщила она Рыжику накануне.
- К врачу? Но ведь я не болею, - недоумевал бельчонок.

- А, по-моему, ты захворал - сокрушалась мама-белка, качая головой. - Что-то произошло. Ты сам на себя стал не похож. Капризничаешь, разговариваешь грубо. Видимо, это какая-то неизвестная болезнь. Ведь раньше ты был совсем другим.
- Хорошо мама - согласился бельчонок. - Думаешь, мне нравится кричать и капризничать? Вовсе нет. А почему так происходит - я не знаю.

Бельчонок задумчиво накрылся пушистым хвостом и задремал. А утром они с мамой пошли на окраину леса, где росла кривая ель и принимал зверей доктор-бобер.

Доктор-бобер долго обследовал бельчонка, осматривал, слушал его и простукивал, а затем почесал в затылке и задумчиво сказал:
- Тут, к сожалению, медицина бессильна. Никакая это не болезнь, а магия.

- Как магия? - мама белка в ужасе отпрянула.

- В наших краях поселился недобрый волшебник. Ну не любит он хороших детей, которые слушаются родителей и разговаривают вежливо. Вот он и накладывает на них злое заклятие. И превращаются они из добрых вежливых деток в капризных крикунов. Таких как ты, Рыжик.

- Понимаю. – мама-белка грустно кивнула головой. - Неужели всё так плохо? Неужели ничего сделать нельзя? У меня уже голова болит от капризов и скандалов моего сына. Да и ему несладко.

Доктор подумал, взглянул на бельчонка Рыжика, потом на маму, и наконец сказал:
- Рыжику я помочь не могу. А вот вам - пожалуй, могу. Я вам выпишу чудодейственные капли. Закапывайте трижды в день в каждое ухо.
- Это зачем же? - не поняла мама-белка - колдовство то ведь не на меня наложили!
- Эти капли, - объяснил доктор, - защитят ваши уши от грубых слов и капризов. Говорю же вам, они волшебные. Когда Рыжик будет разговаривать спокойно и вежливо, как бывало когда-то - вы его услышите. А если грубить начнёт - слышать его перестанете.

- А со мной что будет? - заплакал бельчонок - так и буду жить всю жизнь под злыми чарами? Для меня нет никакого лекарства?

- Лекарства, увы, не существует. Единственное, что тебе поможет избавиться от чар - это желание от них избавиться. Надо просто стараться разговаривать спокойно и без криков.

- Я постараюсь доктор! - воскликнул Рыжик.

На обратной дороге мама-белка и Рыжик зашли в аптеку за каплями.
А дома мама- белка закапала уши и отправилась на кухню варить обед.
Рыжик поиграл с шишками и желудями и сладкого ему захотелось. Пришёл он на кухню и хотел взять варенья. Но мама не разрешила:
- Нет, сыночек. Сначала обед, а потом варенье.

- А я не хочу ждать! - затопал ногой бельчонок. И закричал: –Не хочу! Не буду!
Рыжик кричит, заливается слезами, а мама даже не повернётся. Стоит, поварёшкой суп помешивает. Словно не слышит его. Тогда-то Рыжик и вспомнил про чудодейственные капли.

- Мамочка – заговорил Рыжик совсем другим тоном. - Можно мне всего одну малюсенькую ложечку варенья? Обед ещё не скоро. Ты только начинаешь суп варить. Ну пожалуйста - попросил он ещё раз, - только кричать уже не стал.
- Хорошо, - усмехнулась мама. Малюсенькую ложечку возьми. Какого тебе - клубничного или малинового?

Больше маме-белке не пришлось слушать грубости. Она не забывала закапывать капли каждый день и слышала своего сына только тогда, когда он говорил вежливо и спокойно.

Рыжик тоже помнил про чудодейственное лекарство и очень старался не быть грубым. И вскоре злые чары рассеялись, и он опять превратился в доброго и вежливого бельчонка.

Так что чудодейственные капли маме больше не нужны.

 

 

 

ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ СКАЗКА ОТ СТРАХА ТЕМНОТЫ

 

В одном городе жил Ангелочек, который каждый день совершал добрые дела. Он помогал животным, насекомым, растениям.

Просьбы о помощи приносила ему ласточка и, Ангелочек летел помогать. Но однажды ласточка принесла ему очень сложное задание. Нужно было помочь Светлячку, он застрял в коре дуба и не мог выбраться. А сложность заключалась в том, что на улице уже было темно, а Светлячок находился в самой темной части леса.

И когда Ангелочек прилетел на помощь, его самого охватил страх темноты. Было темно и страшно.

Ангелочек сел на веточку дерева, закрыл глаза, а его сердечко очень
сильно стучало и очень сильно волновалось.

Но Ангелочек знал, что темнота очень полезная, он вспомнил как здорово летать в темноте и рассматривать звёздочки.

Ангелочек открыл глаза, но все ещё боялся и тогда он глубоко вздохнул и стал искать то, что ему поможет.

Как только он об этом подумал, ему сразу пришла идея позвать Светлячка и попросить зажечь свой хвостик.

"У Светлячка светящийся хвостик, и я легко его найду!" - воскликнул
Ангелочек. Так и случилось. Светлячок включил свой фонарик на хвостике, и Ангелочек уже без страха полетел к нему на помощь.

А когда Светлячок выбрался из коры дуба, он поднялся высоко в темное небо и нарисовал своим огоньком красивое сердечко, в знак
благодарности Ангелочку.

"Вот какая полезная темнота!"- сказал Ангелочек.

"Да, в ней можно много всего рассмотреть" - добавил Светлячок.
 

 

 

«В ТЕМНОЙ НОРЕ»
(Терапевтический эффект – снижение у ребенка страха темноты)


Два друга, Цыпленок и Утенок, пошли гулять в лес. По дороге они встретили Лисичку. Она пригласила друзей к себе в гости, в свою нору, пообещав угостить их вкусными сладостями. Когда малыши пришли к Лисичке, она открыла дверцу в свою норку и предложила им зайти первыми.

Только переступили порог Цыпленок и Утенок, как Лисичка быстро закрыла дверь на замок и засмеялась: «Ха-ха-ха! Как ловко я вас обманула. Побегу я теперь за дровами, разожгу огонь, нагрею воды и брошу в нее вас, малышей. Вот уже вкусный супчик у меня будет».

Цыпленок и Утенок, оказавшись в темноте и услышав насмешки Лисички, поняли, что попались. Цыпленок расплакался и стал громко звать свою маму, ведь ему было очень страшно в темноте.

А Утенок, хотя тоже очень боялся темноты, не плакал, он думал. И вот, наконец, придумал! Утенок предложил цыпленку вырыть подземный ход. Они начали со всех сил разгребать лапками землю. Вскоре в небольшую щель проник лучик света, щель становилась все больше, и вот друзья уже были на свободе.
- Вот видишь, Цыпленок, - сказал маленький Утенок. - Если бы мы сидели и просто плакали от того, что нам страшно сидеть в темноте - Лисичка бы нас уже съела. Надо всегда помнить, что мы сильнее и умнее наших страхов, а потому легко сможем с ними справиться! Цыпленок и Утенок обнялись и радостные побежали домой.

Пришла Лисичка с дровами, открыла дверь, заглянула в норку и замерла на месте от удивления. В норке никого не было.

 

 

Сказка про автобус, который боялся трудностей

(о преодолении препятствий)
 

Жил-был на свете маленький автобус, который все время стоял на месте. Не потому, что был без колес или не умел передвигаться, а потому, что боялся трудностей. Ему страшно было ехать вперед, потому что он боялся кочек, препятствий и… неизвестности.

Даже со своими друзьями маленький автобус не играл, потому что в этом случае потребовалось бы сдвинуться с места, а он этого боялся. Конечно, ему было скучно проводить так целые дни напролет, но он успокаивал себя тем, что находился в безопасности. По крайней мере, так думал автобус до недавнего случая.

А однажды произошло следующее. Маленький автобус стоял как всегда на месте и смотрел на то, как весело играли его друзья. Вдруг погода резко испортилась, и с неба посыпался град. Другие автобусы разбежались по домам, а наш герой как вкопанный остался на месте. Впервые в жизни ему стало страшно стоять на месте! Но даже в этом случае он не сдвинулся с места, чтобы защититься от града, который больно бил его.

Тогда один из его друзей выехал ему навстречу, чтобы помочь. Он начал толкать вперед маленький автобус, чтобы тот сдвинулся с места и спрятался от града.

– Давай же, ты умеешь двигаться вперед, давай спрячемся от града! – воскликнул друг нашего героя.

Наконец, маленький автобус послушал своего друга и… сдвинулся с места сам! Он набрал скорость, двигаясь вперед, и с каждым проезженным метром становился счастливее и увереннее в себе.

Понял с тех пор наш герой, что стоять на месте бывает так же страшно и небезопасно. Поэтому движения вперед бояться не надо. Конечно, бывают на пути кочки, препятствия и неизвестность, но это не повод останавливаться и стоять на месте. Важно продолжать двигаться вперед, несмотря ни на что!
И тогда перед тобой открывается столько новых возможностей и счастливых моментов, что о трудностях ты потом и не вспомнишь.

Теперь наш герой с удовольствием играл со своими друзьями, а не скучал в сторонке, ездил по разным дорогам и преодолевал любые препятствия, потому что знал, что впереди у него новые успехи и радостные события.

 

 

 

Скромный одуванчик

(для застенчивых детей)



На одном зеленом лугу жил-был маленький скромный одуванчик. Когда рядом с ним была одна мама, то одуванчик вел себя бойко и активно. Но стоило только подуть ветру, пойти дождику или появиться какому-то насекомому, одуванчик вмиг становился застенчивым. Даже обидчикам он не мог дать отпор.
Однажды ветер подул так сильно, что унес почти все пушинки маленького одуванчика и чуть не сломал его стебелек. Увидела это маленькая гусеничка и спросила:
– Ты почему молчишь, когда тебя обижают?
– Не знаю, наверное, боюсь, что меня не поймут. Мама всегда учила меня думать о том, какое мнение обо мне будет у окружающих. Вот я и стараюсь всем угождать, – ответил одуванчик.
– А зря! О себе нужно думать в первую очередь. Если тебе не нравится, что делают другие по отношению к тебе, обязательно пресекай это. Так и говори, что тебе не нравится плохое обращение с тобой. Ветер тебе чуть стебелек не сломал, а ты промолчал, будто так и должно быть! – воскликнула гусеница.
– Да, наверное, ты права. Ведь с мамой я не веду себя так, как с другими. Дома я легко отстаиваю свои интересы!
– Вот-вот, ты не боишься быть самим собой. Вот и с другими веди себя так же. Уважай себя, уважай других, но при этом не позволяй себя обижать. Иногда достаточно просто сказать, что тебе что-то не нравится, – поддержала его гусеничка.
С тех пор одуванчик решил больше никому не давать себя в обиду. И вот однажды, когда сильный ветер снова чуть не сломал его стебелек, наш герой громко крикнул ему:
– Ветер, мне это не нравится! Ты чуть не сломал мой стебель.
– Прости, пожалуйста, я думал, что раз ты раньше молчал, то и сейчас это не причиняет тебе больших неудобств, – вдруг растерянно ответил ветер.
– Еще как причиняет, поэтому больше так не делай. Пожалуйста, в следующий раз старайся обходить меня стороной! – смело воскликнул одуванчик и понял, как легко, оказывается, отстаивать свои интересы и не бояться говорить другим то, что тебе не нравится.

 

 

 

 

О ЕЖИКЕ, КОТОРЫЙ ХОТЕЛ, ЧТОБЫ НА НЕГО ОБРАЩАЛИ ВНИМАНИЕ

(терапевтическая сказка при нарушениях поведения,

вызванных нехваткой внимания)

 

Далеко-далеко, за морями, за горами, за высокими лесами, в дремучей-дремучей чаще была маленькая уютная полянка. На этой полянке жили разные звери: белки, зайцы, обезьяны, попугаи и даже маленький гиппопотам. Среди них был один ежик по имени Вася, который очень гордился своими колючками.

Был этот ежик Вася непохожий на других. Больше всего на свете любил он, когда на него обращали внимание. Настолько, что даже казалось, что все люди обращают на него внимания меньше, чем на других. Хотелось ежику, чтобы только на него всегда смотрели, только его все слушали.

Встанет он утром, снимет пижаму и зашвырнет подальше, а мама потом ищет и ругается: «Куда ты ее подевал». Хоть и кричит. А все-таки на него.

Приходит он на занятие с белкой-воспитательницей. Только начинает она что-нибудь рассказывать, ежик как захрюкает громко-громко. Все смеются, на него смотрят, а воспитательница его за шиворот и с поляны выгоняет.

Затем к детям идет. Там замок из песка строиться. Зайдет ежик с одной стороны, с другой — никто на него не смотрит. Как размахнется тогда он — и ногой прям по замку. Девочки в плач, а мальчики кулаки сжимают — бить его хотят.

И так каждый день. И все вроде бы хорошо, но стала такая жизнь ежику надоедать. Внимание-то конечно обращают — это приятно. Но ругаю много — от этого грустно. С такими печальными мыслями, однажды вечером, наш ежик лег спать.

И вот, приснился ежику сон. Будто громадный волшебник в плаще расшитом золотыми нитками прилетел к нему и говорит: «Слушай ежик! Я буду тебя превращать!»

Испугался ежик, запищал: «Нет, не надо меня, нет… нет…».

«Не бойся» — улыбнулся волшебник — «Лучше послушай, как я тебе хочу поколдовать. Я отправлю тебя в два мира, сначала в один, а потом в другой. В одном из них ты бываешь часто и сам, в другом — не был никогда. Когда вернешься,— скажешь мне, где тебе больше понравилось».

Взмахнул волшебник ярко-желтой палочкой, зашипело все вокруг и… Оказался ежик в невиданном царстве-государстве. И главное то, что сам он как-то себя по-странному ведет. Помогает он всем, поступки приятные совершает, слушает внимательно, что говорят ему, чужие игрушки не ломает, а, наоборот, чинить помогает. И внимания на него за это обращают — так, что даже стыдно немного. Приятно ежику, приятно и всем вокруг. Хвалят все ежика, умиляются им, разговаривают про него, а ему — как будто все время по головке гладят.

Тут вдруг все начало меняться, треск, шипение, промелькнул пред глазами волшебник в мантии, и вот… другой мир. Тут все наоборот. Как в жизни. Тоже все на ежика смотрят, однако, за то, что например, нахулиганил он или побил кого-то или хрюкает громко. И ругают его и ругают. А под конец все: мама, папа, воспитательница, соседка, родственники, дети из группы всей толпой как окружили его.

 Каждый о своем кричит, ничего ежику непонятно, однако знает он, что каждому из них что-то не так он сделал. Шаг назад. Еще шаг. Отступает ежик, звери на него. Еще шаг и как будто в черную яму падает ежик, только и слышен крик: «Не хочуууу здееееесь».

Проснулся ежик Соскочил с кровати и вспомнил свой сон. И только захотелось зашвырнуть ему подальше свою пижаму, так, чтоб мама потом искала и ругалась на его, как подумал ежик: «А что если я наоборот делаю. Как в первом мире во сне?»

Так и вышло. Сложил ежик ночную одежду на стульчик и маму ждет. Мама пришла, уже готовая ругаться и… только руками всплеснула: «Ах ты мой хороший. Какой ты молодец». Приятно стало ежику. Почесал он левую переднюю иголку и решил сегодня на этом не останавливаться.

Отправился он на поляну. А там воспитательница-белка зверят считать учила, к школе их готовила. Подкрался он тихонько и стал ждать. Задет белка вопрос: «Сколько будет два плюс три». А зверята все в это время ворон считали, так, что ежик первым успел. «Пять!» — радостно выкрикнул он. «Вот, смотрите»,— важно проговорила белка, — «Учитесь все, как внимательно надо слушать». Еще больше приятнее стало ежику. И вот, когда занятие кончилось, отправился он к песочной куче.

А там уже вовсю новый замок строится. Подошел он тихонько, дотронулся до плеча мишки и прошептал: «можно с вами поиграть». Глянул на него мишка и пробурчал недовольно: «Ну ладно уж, садись». Сел ежик и так вдруг у него красиво получилось башенки лепить, что скоро все звери свор работу бросили и только смотрели на него. «Ух ты, а мы и не знали, что ты так можешь!»— раздавалось по сторонам. «Я и сам не знал» — смущенно отвечал ежик.

Когда наступил вечер, уставший но довольный ежик пришел домой. А дома… дома его ждал пирог. «Ты думаешь, я не заметила, что с сегодняшнего дня ты стал совсем другим» — ласково сказала мама.— «Я думаю, это надо отпраздновать». Ежик был не против. Засовывая в рот толстенный кусок маминого вкуснейшего пирога он еще раз подумал: «Как все-таки хорошо когда на тебя обращают внимание".

Вопросы для обсуждения:

Чего хотелось ежику? Зачем? Тебе хотелось бы того же? Как ежик пытался привлечь внимание? Как ты думаешь, в чем была его ошибка? Каким теперь стал ежик? Что изменилось в его жизни?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл terapevticheskie_skazki.docx1.51 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа педагога-психолога "Развитие эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста"

для работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию эмоционально-волевой сферы...

«Развитие эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста элементами песочной терапии»

Интенсивное изменение окружающего мира диктует педагогу необходимость выбирать более эффективные методы, способствующие решению проблемы нарушения эмоционально-волевой сферы. Одним из таких методов яв...

Программа «Коррекция эмоционально-волевой сферы у детей среднего дошкольного возраста»

Наряду с высоким уровнем развития познавательной сферы у детей, идет видимое снижение уровня развития эмоционально-волевой сферы. Все чаще дети не могут осознавать и контролировать свои эмоции, что сп...

Программа "Развитие эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста в условиях сенсорной комнаты"

Программа "Развитие эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста в условиях сенсорной комнаты"...

Коррекционно-развивающая программа формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии «Вместе весело шагать»

Коррекционно-развивающая программа формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии...

Рабочая программа формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии «Вместе весело играть»

программа формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии...

Формирование эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста посредством сказки

Проблема эмоционально-волевой сферы в развитии дошкольника сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируе...