Программа «Коррекция эмоционально-волевой сферы у детей среднего дошкольного возраста»
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему
Наряду с высоким уровнем развития познавательной сферы у детей, идет видимое снижение уровня развития эмоционально-волевой сферы. Все чаще дети не могут осознавать и контролировать свои эмоции, что способствует возникновению частым конфликтам между ними, которые решить самостоятельно они не в силах. В дошкольном возрасте ребенок живет в мире эмоций и его эмоционально-волевая сфера легко поддается коррекции.
Предлагаемый цикл коррекционно-развивающих занятий рекомендуется использовать при проведении коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 54.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
«Коррекция эмоционально-волевой сферы у детей
среднего дошкольного возраста»
Пояснительная записка
Все чаще в психолого-педагогической практике при работе с детьми дошкольного возраста встречаются дети у которых по определению Л.С.Выготского проявляется феномен «засушенное сердце», что свидетельствует о недостаточном развитии эмоционально-волевой сферы ребенка.
Эмоции (от лат. emovere – возбуждать, волновать) – особый вид психических процессов или состояний человека, которые проявляются в переживании каких-либо значимых ситуаций (радость, страх, удовольствие), явлений и событий в течение жизни. Эмоции являются одним из главных регуляторов психической жизни и возникают в процессе практически любой актив- ности человека.
Воля – это одно из наиболее сложных явлений в современной психологии. Это некая внутренняя сила человека, способная управлять решениями, поступками, а, вследствие этого, и результатами действий. Именно благодаря волевому характеру личность способна не только ставить перед собой, невыполнимые на первый взгляд, цели, но и достигать их, преодолевая какие-либо препятствия на пути к этому.
Наряду с высоким уровнем развития познавательной сферы у детей, идет видимое снижение уровня развития эмоционально-волевой сферы. Все чаще дети не могут осознавать и контролировать свои эмоции, что способствует возникновению частым конфликтам между ними, которые решить самостоятельно они не в силах. В дошкольном возрасте ребенок живет в мире эмоций и его эмоционально-волевая сфера легко поддается коррекции.
Предлагаемый цикл коррекционно-развивающих занятий рекомендуется использовать при проведении коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.
Цель программы –развитие эмоционально-волевой сферы у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Знакомить детей с основными эмоциями.
2.Развивать и корректировать волю, умение различать и анализировать эмоции.
3. Повышать уровень самоконтроля в поведении.
Этапы работы:
1 этап — диагностический.
Цель: изучение развития эмоционально-волевой сферы у детей, выявление и детей, нуждающихся в коррекционно-развивающих занятиях, формирование программы.
2 этап - установочный.
Цель : информирование родителей и педагогов о имеющихся проблемах в развитии эмоционально-волевой сферы у детей, формирование желания сотрудничества с педагогом-психологом для коррекции.
3этап - коррекционный.
Цель: Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы у детей,повышать уровень самоконтроля в поведении
4 этап – контрольный.
Цель: оценка эффективности коррекционной работы.
Форма проведения коррекционно-развивающих занятий - групповая.
Группа состоит из 4-6 детей.
Основные методы диагностической и коррекционной работы:
1. Экспертная оценка (в роли экспертов выступают воспитатели).
2. Наблюдение.
1. Психоразвивающие игры.
2. Игры.
3. Упражнения.
4. Этюды.
5. Импровизации.
6. Свободное и тематическое рисование.
7. Фрагменты ауторелаксации.
8. Поведенческий тренинг.
Занятия с детьми проводятся 2 раза в неделю. Всего 10 занятий по 20 минут.
Занятия
Занятие 1.
Тема: «Знакомство и сплочение группы детей»
Цель: подготовка к занятиям по расширению представлений об эмоциях, развитие воображения, сплочение группы и повышение интереса детей к дальнейшим занятиям.
Оборудование:
- колокольчик;
- плотный картон 80х80 см;
- пять пиктограмм: «радость», «грусть», «страх», «гнев», «горе»;
- клей;
- ножницы (по количеству детей);
- иллюстрации из журналов и открытки с изображением воды, цветов, камней, травы, почвы и т.п.;
- природный материал и т.п.
Ход занятия
Вводная часть (2-3 мин): Здравствуйте ребята! Давайте поприветствуем друг друга. Для этого я возьму колокольчик, подойду к кому-то из вас и позвоню около ушка, пропою имя и приветствие: Никита, здравствуй! Теперь Никита берет колокольчик и идет к тому, с кем он будет здороваться и т.д. А теперь возьмемся все за руки и скажем «Здравствуйте!». Молодцы!
Основная часть (14-15 мин):
- Нам с вами предстоит сегодня потрудиться, сделать макет моря, в котором находятся острова. Острова необычные, названия их вы конечно же встречали в своей жизни, я помогу вам вспомнить. (воспитатель показывает детям пиктограмму «радость»). Посмотрите на лицо человечка, что происходит с его лицом?(обсуждение) Следовательно один из островов будет называться? (остров «Радости»).
(обсуждение пиктограмм «грусть», «страх», «гнев», «горе» соответственно дети называют острова: остров Грусти, остров Страха, остров Гнева, остров «Горя»)
- Приступим к работе и сделаем макет островов в море, по которым на следующих встречах мы будем с вами путешествовать. (дети рассаживаются вокруг стола, на котором лежат все материалы)
(Макет моря, в котором располагаются пять островов. С помощью ведущего на плотный картон приклеиваются вырезки из иллюстрированных журналов и открыток, символизирующие названия вышеуказанных островов. На острове могут быть дорожки, улицы, птицы и т.д., но относящиеся только к одной, указанной выше эмоции.)
Заключительная часть (2-3 мин):
- Макет готов. В море находятся пять островов. Давайте, вспомним, как называется каждый из них (ответы детей). А теперь закроем глаза и послушаем шум волн в нашем море (аудио с легким шелестом морского прибоя).
На этом наша встреча заканчивается. А в путешествие по сказочным островам мы отправимся в следующий раз. До свидания.
Занятие 2.
Тема: «Эмоции, музыка и цвет»
Цель: расширение представлений о пяти эмоциях: «радость», «грусть», «страх», «гнев», «горе», снятие мышечного и эмоционального напряжения, различие эмоций посредством музыки и цвета.
Оборудование:
- колокольчик;
- макет моря с островами;
- пять бумажных фигурок гномов, выражающих на лице: «радость», «грусть», «страх», «злость», «горе»;
- клей;
- ножницы (по количеству детей);
- цветная бумага: желтый, синий и коричневый цвета;
- аудиозапись - музыка, соответствующая пяти эмоциям: «радость», «грусть», «страх», «гнев», «горе».
Ход занятия
Вводная часть (2-3 мин):Добрый день, ребята! Закройте, пожалуйста, глаза. Кто услышит свое имя, открывает глаза и садится на любой стульчик в кругу. А теперь возьмемся за руки и скажем вместе: «Добрый день!». Молодцы!
Основная часть (14-15 мин):
- На прошлой встрече мы с вами открыли в море острова и назвали их. Давайте вспомним названия наших островов. А чтобы нам было легче вспомнить, к нам пришли в гости гномики которые и живут на этих островах. Давайте мы с вами отгадаем с какого острова каждый из этих гномиков. (показ фигуры гномика, задает вопросы для обсуждения: посмотрите на лицо гномика. Что чувствует он? Как вы это узнали? После ответов детей каждый гном располагается на своем острове).
- А теперь мы с вами прослушаем мелодии(мелодии соответствуют эмоциям, о которых говорилось выше, и такому же порядку).
- Мы еще раз с вами послушаем первую (вторую, третью, четвертую) мелодию и подумаем, какой гном мог её написать? (слушают)А как бы он стал танцевать под эту музыку? (танцуют). Очень хорошо. Сейчас мы с вами превратимся в художников и подумаем в какой цвет нам раскрасить эту эмоцию, но у нас с вами только четыре цвета: желтый, красный, синий и коричневый. Какой цвет лучше изобразит «радость»(«грусть», «страх», «злость», «горе»). (Ответы детей).
(Аналогично проводится работа со всеми остальными эмоциями, в результате «радость» - желтый цвет, «грусть» - синий, «страх» - коричневый, «гнев» - красный, «горе» - черный).
Заключительная часть (2-3 мин):
- Замечательно! Но мы с вами не случайно подбирали и раскрашивали эмоции в цвета. Наши острова находятся в открытом море и чтобы к ним добраться надо плыть по курсу и не сбиться с него. Чтобы нам было понятно, когда мы с вами отправимся в путешествие, куда плыть, мы приклеим цветную полоску, обозначающую наш путь, цвет которой соответствует названию острова (по ходу работы подводится итог занятия)
- На этом наша встреча заканчивается. До свидания.
Занятие 3.
Тема: «Радость.»
Цель: Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка, развивать умение слушать и понимать других.
Оборудование:
- макет моря с островами;
- бумажная фигурка гнома, выражающая на лице: «радость»;
- карточки с изображением радостных людей и животных;
- разноцветные кусочки поролона (не менее семи на одного ребенка);
- пиктограммы пяти эмоций: «радость», «грусть», «страх», «гнев»;
- зеркало;
- бубен;
- «Волшебный мешочек».
Ход занятия
Вводная часть (2-3 мин):Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Давайте возьмемся за руки и вместе скажем «Добрый день!» шепотом, зевая, обычным голосом, прокричим. Молодцы!
Основная часть (9-10 мин):
- На прошлой встрече мы с вами определили курс и проложили дорогу к нашим островам. Сегодня мы с вами отправимся на волшебном корабле на остров «Радости». Капитан, определите курс, чтобы попасть на остров. (Дети приплывают на остров «Радости», где все жители этого острова радуются и веселятся). (На столе и на полу лежат карточки с изображением радостных людей и животных).
- Жители острова каждый день отмечают чей-то день рождения (показывая гнома-именинника, детям предлагается поздравить его вместе с жителями острова. Под ритмы бубна дети танцуют для именинника, поют ему песни, угощают воображаемым лакомством: передают конфету и помогают её развернуть, передают тающее мороженное и т.п. затем дети по очереди дарят гному воображаемый подарок и рассказывают о нем.)
- А сейчас я предлагаю посмотреть, какие же подарки нашему гному приготовили жители острова. (Идет игра «Волшебный мешочек», дети на ощупь угадывают подарки).
- А теперь ребята давайте устроим салют в честь дня рождения гномика. (Дети бросают вверх кусочки цветного поролона).
- Ребята вот и настал момент возвращения в детский сад. Капитан, определите курс, чтобы попасть домой.
Заключительная часть (5-7 мин):
- Замечательно! Вот мы и дома. Выберите на столе карточку (рассматривание пиктограмм), которая может рассказать где мы побывали. А покажите, как ходят радостные люди, как танцуют, как разговаривают (проговаривание фразы «Добрый день!»). Покажите, какие вы, когда радостные (смотрят в зеркало). Сравните друг с другом (сравнивают).Вам нравится радость? (ответы детей). Что можно сделать, чтобы человек обрадовался? (ответы детей).
- В следующий раз мы побываем с вами на другом острове. До свидания.
Занятие 4.
Тема: «Грусть.»
Цель: Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка, повышать уверенность в себе, развивать самостоятельность.
Оборудование:
- макет моря с островами;
- бумажная фигурка гнома, выражающая на лице: «грусть»;
- карточки с изображением грустных и плачущих людей и животных;
- конверт с картинками: улыбка, игрушка, конфета, и т.п.;
- пиктограммы пяти эмоций: «радость», «грусть», «страх», «гнев», «горе»;
- зеркало;
- аудио запись со спокойной музыкой.
Ход занятия
Вводная часть (2-3 мин): Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Давайте необычно поприветствуем друг друга. Я ласково дотронусь ладошкой до своего соседа слева и прошепчу: «София, я рада тебя видеть.». Теперь София своей ладошкой дотрагивается до своего соседа слеваи говорит: «Никита я рада тебя видеть» (и т.д.).Молодцы!
Основная часть (9-10 мин):
- На прошлой встрече мы с вами побывали на острове? «Радости». Сегодня мы с вами отправимся на волшебном корабле на остров «Грусти». Капитан, определите курс, чтобы попасть на остров. (Дети приплывают на остров «Грусти». На столе и на полу лежат карточки с изображением грустных и плачущих людей и животных).
- Все жители острова плачут и грустят.(показываетплачущего гнома).
Гном: А давайте поревем вместе!
Воспитатель: Ребята, мы же с вами добрые волшебники и можем помочь гному.
Гном: вы волшебники? Так мы, все жители острова, давно вас ждем. У нашего острова есть тайна. Нас заколдовала злая волшебница и с тех пор мы забыли, как смеяться. Она сказала на прощанье, что только самые добрые волшебники смогут нам помочь и оставила этот конверт. (Из конверта на стол высыпаются картинки - волшебные средства против грусти: улыбка, игрушка, конфета, и т.п. Дети собирают картинки)
- Ребята, это не простые картинки, на каждой написано, что нужно сделать, чтобы сбросить чары злой волшебницы. (Зачитываются). Когда тебе грустно
- постарайся улыбнуться. Давайте научим жителей острова улыбаться и веселиться, покажем как радуются люди. (Показ).
- возьми свою любимую игрушку, прижми к себе, поиграй с ней (дети выбирают по одной игрушке из тех, что находятся в комнате, прижимают их, гладят).
- вспомни о самом приятном на свете, например о сладкой конфете (детям предлагается закрыть глаза и подумать о самом приятном в их жизни, затем по очереди рассказать).
- поиграй с друзьями (дети рассказывают жителям острова, в какие игры можно играть, когда грустно, называя свои любимые).
- Посмотрите ребята, мы смогли расколдовать жителей острова «Грусть», теперь и они знают волшебные средства против грустименяются плачущие изображения на радостные).
- Ребята вот и настал момент возвращения в детский сад. Капитан, определите курс, чтобы попасть домой.
Заключительная часть (5-7 мин):
- Замечательно! Вот мы и дома. Выберите на столе карточку (рассматривание пиктограмм), которая может рассказать где мы побывали. А покажите, как ходят грустные люди, как играют,как разговаривают(проговаривание фразы «Здравствуйте!»). Покажите, какие вы, когда грустные (смотрят в зеркало). Сравните друг с другом (сравнивают). Вам нравится грустить? (ответы детей). Что можно сделать, чтобы человек не грустил? (ответы детей).
- Упражнение «Волшебный сон» (Звучит тихая спокойная музыка, дети расслабляются и видят волшебный сон, в котором воспитатель рассказывает обо всем, что они узнали на занятии.)
- В следующий раз мы побываем с вами на другом острове. До свидания.
Занятие 5.
Тема: «Страх».
Цель: Помочь ребенку отреагировать имеющиеся отрицательные эмоции (страх), препятствующие его полноценному личностному развитию.
Оборудование:
- макет моря с островами;
- бумажная фигурка гнома, выражающая на лице: «страх»;
- карточки с изображением людей и животных, которые бояться;
- чистые листы бумаги;
- пиктограммы пяти эмоций: «радость», «грусть», «страх», «гнев», «горе»;
- зеркало;
- цветные карандаши.
Ход занятия
Вводная часть (2-3 мин): Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Давайте необычно поприветствуем друг друга, для этого потрем свою ладошку о ладошку соседа справа. Мы потремся ладошкой с Матвеем, при этом произнесем: «Доброе утро», Матвей потрется ладошкой с Софией и т.д. А теперь давайте поздороваемся коленями, плечами, спинами, пятками, лбами. Замечательно! Надеюсь, что теперь все готовы для следующего путешествия.
Основная часть (10-12 мин):
- На прошлой встрече мы с вами побывали на острове? «Грусти». Сегодня мы с вами отправимся на волшебном корабле на остров «Страха». Капитан, определите курс, чтобы попасть на остров. (Дети приплывают на остров «Страха»).
- Посмотрите вокруг, на острове никого не видно. Только слышно как зубы стучат и видно как уши дрожать. Давайте поищем жителей.(дети заглядывают под столы и стулья и находят там спрятавшихся людей и животных: картинки с перекошенными от страха лиц людей и мордочек животных).
Воспитатель: Гномик, что у вас происходит?
Гном: Понимаете, у нас на острове все боятся: темноты, лягушек, пауков, уколов, высоты и т.п.! На острове даже сказки страшные. Вот например сказка «Три поросенка» (зачитывается отрывок сказки, где поросята убегают от волка и дрожат от страха. Затем этюд инсценируется детьми).
Воспитатель: Почему Наф-Наф не боялся страшного волка? (Ответы детей).
- Ребята, по этому поводу даже существует поговорка «Все вместе мы – сила». Это значит, когда нам страшно можно позвать на помощь друзей, маму и т.д. Кто может показать смелого поросенка (Показ). Для того, чтобы победить свой страх, надо смело выйти ему навстречу. А теперь давайте нарисуем каждый свой страх.(Рисование страхов. Рассказы детей о своих страхах).
- Давайте скажем своему страху громко: «Я тебя не боюсь! Нет!»(дети проговаривают).
- А теперь мелко-мелко порвем свой страх(дети рвут рисунки).
- А теперь соберем клочки, сомнем их, растопчем ногами и выбросим(дети проделывают все манипуляции).
- Послушай гномик советы ребят, как нужно бороться со своими страхами. (Дети учат жителей острова не бояться: когда страшно, нужно позвать кого-нибудь, чтобы вместе победить страх; можно смело посмотреть на свой страх, тогда он станет совсем не страшным; можно свой страх нарисовать, затем порвать, смять и выбросить).
- Ребята вот и настал момент возвращения в детский сад. Капитан, определите курс, чтобы попасть домой.
Заключительная часть (3-5 мин):
- Замечательно! Вот мы и дома. Выберите на столе карточку (рассматривание пиктограмм), которая может рассказать где мы побывали. А покажите, как ходят люди, которым страшно, как играют, как разговаривают (проговаривание фразы «Здравствуйте!»). Покажите, какие были жители, когда им было страшно(смотрят в зеркало). Сравните друг с другом (сравнивают).
- Игра «Гуси-лебеди»Дети играют на полянке. Когда психолог подает сигнал тревоги, дети прячутся за стулья. Игра повторяется 2 раза.
- В следующий раз мы побываем с вами на другом острове. До свидания.
Занятие 6.
Тема: «Гнев».
Цель: Помочь ребенку отреагировать имеющиеся отрицательные эмоции (гнев и пр.), препятствующие его полноценному личностному развитию, формировать позитивное отношение к другим.
Оборудование:
- макет моря с островами;
- бумажная фигурка гнома, выражающая на лице: «гнев»;
- карточки с изображением злыхлюдей и животных;
- пиктограммы пяти эмоций: «радость», «грусть», «страх», «гнев»;
- зеркало.
Ход занятия
Вводная часть (2-3 мин): Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Закройте, пожалуйста, глаза. Кто услышит свое имя, открывает глаза и садится на любой стульчик в кругу. А теперь возьмемся за руки и скажем вместе: «Добрый день!». Молодцы! Замечательно! Надеюсь, что теперь все готовы для следующего путешествия.
Основная часть (10-12 мин):
- На прошлой встрече мы с вами побывали на острове? «Страха». Сегодня мы с вами отправимся на волшебном корабле на остров «Гнева». Капитан, определите курс, чтобы попасть на остров. (Дети приплывают на остров «Гнева»).
- Вот мы и прибыли на остров. На этом острове и животные и люди часто злятся, ссорятся, кричат друг на друга(на столе расположены картинки с изображением сердитых людей и животных. Дети подробно рассматривают их).
Воспитатель: Гномик, что у вас происходит?
Гном: Понимаете, у нас на острове живут сердитые герои сказок. Вот например Умывальник и Крокодил (зачитывается отрывок произведения К.И.Чуковского «Мойдодыр», где автор описывает гнев Умывальника и Крокодила).
Воспитатель: Почему рассердились Умывальник и Крокодил? (Ответы детей).
- Как гневался Умывальник, Крокодил?(показ).(Затем дети рассматривают иллюстрации, на которых изображены сердитые умывальник и крокодил).
- Как художник изобразил гнев героев?(ответы детей).
- Гномик, нам с ребятаминеобходимо возвращаться в детский сад. Мы с тобой и жителями острова прощаемся. Капитан, определите курс, чтобы попасть домой.
Заключительная часть (5-8 мин):
- Замечательно! Вот мы и дома. Выберите на столе карточку (рассматривание пиктограмм), которая может рассказать где мы побывали. А как догадались, что лицо сердитое? А покажите, как ходят люди, которым страшно, как играют, как разговаривают (проговаривание фразы «Здравствуйте!»). Покажите, какие были жители, когда им было страшно (смотрят в зеркало).
- Сравните друг с другом (сравнивают). А вам ребята нравится сердиться? Почему? (ответы детей).
- Что можно сделать, чтобы человек не сердился на вас? (ответы детей).
- Игра «У медведя во бору». Игра повторяется 2 раза.
- В следующий раз мы побываем с вами на другом острове. До свидания.
Занятие 7.
Тема: «Радость и гнев».
Цель: Расширять представления об эмоциях, развивать воображение, формировать позитивное отношение к другим.
Оборудование:
- иллюстрации к сказкам.
Ход занятия
Вводная часть (2-3 мин): Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Давайте возьмемся за руки и вместе скажем «Добрый день!» шепотом, зевая, обычным голосом, прокричим. Молодцы!
Основная часть (12-15 мин):
- Сегодня мы с вами отправимся путешествовать по русским народным сказкам(Чтение русских народных сказок «Лиса и журавль», «Мужик и медведь». После чтения каждой сказки идет беседа с детьми по вопросам).
- Что вызвало чувство гнева у героев сказки? или Что разозлило героев сказки?
Чем вызвано чувство радости? Или Что их обрадовало?
Как выражали герои гнев и радость?
(Затем дети рассматривают иллюстрации, на которых изображены герои сказок).
- Какое настроение изобразил художник? Почему вы так решили?(ответы детей).
- А теперь давайте мы с вами покажем настроение наших героев. (показ детьми лисы, медведя. Мужика, журавля).
Заключительная часть (2-3 мин):
Упражнение «Закончи предложение» (дети заканчивают предложения)
- Когда мальчику дарят новую красивую игрушку, он чувствует ….
- Когда мама хвалит дочку, она чувствует….
- Когда сын не слушается маму и балуется, мама чувствует…
- Когда медведь забирает мед у пчел, пчел чувствуют…
- Игра «Медведи и пчелы». (Дети делятся на две группы. Одна – пчелы, другая – медведи. Медведи забирают мед у пчел и убегают, а пчелы догоняют. Напомнить детям о том, что медведи, забирая мед, должны радоваться, а пчелы – выражать гнев). Игра повторяется 2 раза.
- До свидания.
Занятие 8.
Тема: «Радость, горе, страх».
Цель: Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка, развивать умение слушать и понимать других.
Ход занятия
Вводная часть (2-3 мин):Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Давайте необычно поприветствуем друг друга. Я ласково дотронусь ладошкой до своего соседа слева и прошепчу: «София, я рада тебя видеть.». Теперь София своей ладошкой дотрагивается до своего соседа слева и говорит: «Никита я рада тебя видеть» (и т.д.). Молодцы!
Основная часть (12-15 мин):
- Сейчас я зачитывать отрывки произведений К.И.Чуковского, а вы будете изображать эмоции:
- Плачет серый воробей:
Выйди, солнышко, скорей!
Нам без солнышка обидно-
В поле зернышка не видно.
- Рады зайчики и белочки,
Рады мальчики и девочки,
Обнимают и целуют косолапого:
Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!
- И прибежала зайчиха
И закричала: «ай-ай!
Мой зайчик попал под трамвай!.
И теперь он больной и хромой
И теперь он больной и хромой,
Маленький заинька мой!»
Крокодилы в крапиву забилися,
И в канаве слоны схоронилися.
Только и слышно, как зубы стучат,
Только и видно, как уши дрожат.
Доктор пришил ему ножки,
И заинька прыгает снова.
А с ним зайчиха-мать
Тоже пошла танцевать.
И смеется она и кричит.
«Ну, спасибо тебе, доктор Айболит!»(После чтения идет беседа с детьми по вопросам).
- Какие чувства у вас возникали, когда вы слушали эти отрывки?
- Какие чувства вам легко было передать, а какие - трудно?
Заключительная часть (2-3 мин):
Упражнение «Закончи предложение» (дети заканчивают предложения)
- Когда маленький зайчик видит большого волка, он чувствует ….
- Когда у девочки ломается красивая кукла, она чувствует….
- Когда маленькая рыбка видит кровожадного крокодила, она чувствует…
- Когда на улице тепло, яркое солнце светит и поют птицы, люди чувствуют…
- Когда мальчик поранит себе палец, он чувствует….., а его мама чувствует…..
- Когда ребята отбирают у малыша игрушку, он чувствует….
- Когда мама ругает ребенка, он чувствует…., а его мама чувствует….
- До следующей встречи, ребята.
Занятие 9.
Тема: «Мир эмоций».
Цель: Расширять представления об эмоциях, развивать воображение, формировать позитивное отношение к другим.
Оборудование:
- колокольчик;
- карточки с изображением различных людей и животных: радостных, грустных и т.д.
Ход занятия
Вводная часть (2-3 мин): Здравствуйте ребята! Давайте поприветствуем друг друга. Для этого я возьму колокольчик, подойду к кому-то из вас и позвоню около ушка, пропою имя и приветствие: Никита, здравствуй! Теперь Никита берет колокольчик и идет к тому, с кем он будет здороваться и т.д. А теперь возьмемся все за руки и скажем «Здравствуйте!». Молодцы!
Основная часть (12-15 мин):
- Упражнение «Определи эмоции» (воспитатель называет эмоцию, а дети дают свое определение:
Радость – это…
Гнев – это…
Страх – это…
Горе – это…
Грусть – это…).
- Игра «Подбери пару» (Детям раздают карточки с изображением различных людей и животных: радостных, грустных и т.д. Детям нужно подобрать пару похожих эмоций: кошек к мышкам, волков к зайцам, женщины к ребенку).
- Упражнение «Герои сказок» (детям предлагается назвать и изобразить: грустных, радостны, сердитых, трусливых и т.д.).
- А теперь давайте мы с вами покажем настроение наших героев. (показ детьми лисы, медведя. Мужика, журавля).
Заключительная часть (2-3 мин):
- Игра «Медведи и пчелы». (Дети делятся на две группы. Одна – пчелы, другая – медведи. Медведи забирают мед у пчел и убегают, а пчелы догоняют. Напомнить детям о том, что медведи, забирая мед, должны радоваться, а пчелы – выражать гнев). Игра повторяется 2 раза.
- До свидания.
Занятие 10.
Тема: «Мир эмоций».
Цель: Расширять представления об эмоциях, развивать воображение, формировать позитивное отношение к другим.
Оборудование:
- колокольчик;
- карточки с изображением различных людей и животных: радостных, грустных и т.д.
Ход занятия
Вводная часть (2-3 мин): Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Закройте, пожалуйста, глаза. Кто услышит свое имя, открывает глаза и садится на любой стульчик в кругу. А теперь возьмемся за руки и скажем вместе: «Добрый день!». Молодцы! Замечательно!
Основная часть (12-15 мин):
- Упражнение «Разные эмоции» (Из многочисленных карточек с изображением различных эмоций дети по очереди выбирают «картинки радости», «картинки горя» и т.д. После этого объясняют, почему выбраны именно эти картинки).
- Игра «Скажи по разному» (Дети образуют круг. Воспитатель стоит в центре и рассказывает про гнома, которого зовут Ах).
- В сказочном лесу живет гном Ах. Когда гном радуется, он говорит ах так (дети по очереди произносят слово «ах» с интонацией радости).
- Когда гном грустит, он говорит так… («ах» с интонацией горя).
- Когда гном боится, он говорит так… («ах» с интонацией страха).
- Когда гном злится, он говорит так… («ах» с интонацией гнева).
- Упражнение «А-ах!» (воспитатель кладет руку на стол и медленно её поднимает до вертикального положения. Вместе с поднятием руки дети усиливают громкость звука «А». Когда рука будет вверху, дети громко говорят «Ах!» и сразу замолкают. Повторить несколько раз всем вместе и по очереди).
Заключительная часть (2-3 мин):
- Игра «Гуси-лебеди». (Дети играют на полянке. Когда воспитатель подает сигнал тревоги, дети прячутся за стулья. Игра повторяется 2 раза.)
- До свидания.
Литература
1. Веприцкая Ю.Е. «Развитие внимания и эмоционально-волевой сферы детей 4-6 лет: разработки занятий, диагностические и дидактические материалы» Волгоград: Учитель, 2011.
2. Журнал WomanAdvice - советы на все случаи жизни.
3.Минаева В.М. «Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений» М.: АРКТИ, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами природы
В программе представлена система игр и упражнений на развитие эмоциональной и коммуникативной сферы, эмпатии, творческого воображения, воспитание основ нравственности....
Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного возраста"
Данная программа поможет педагогам-психологам детских садов организовать работу по коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного возраста не только с с детьми, но и с родителями и педагогами. в ...
Программа развития социально - эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста "Я и другие"
Программа развития социально -эмоциональной сферы предназначена для работы педагога - психолога с детьми старшего дошкольного возраста и рассчитана на два года: старшую и подготовительную группы. Прог...
программа коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного возраста
Программа по коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного возраста...
Программа коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников 5-6 лет с ЗПР «Все вместе»
В данной методической разработке представлена подробная программа работы педагога-психолога с детьми 5-6 лет с ЗПр направленная на корекцию эмоционально-волевой сферы. Представлены формы и методы рабо...
Программа развития социально-коммуникативной сферы детей старшего дошкольного возраста «Познаем себя и других» (в соответствии с ФГОС ДО)
В дошкольном возрасте происходит одно из важнейших «приобретений» ребенка в его коммуникативном развитии – расширяется круг общения. Помимо мира взрослых дошкольник «открывает» для себя мир сверстнико...
Роль командных спортивных игр на развитие эмоционально-волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста
Роль командных спортивных игр на развитие эмоционально-волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста...