«Формирование познавательного интереса дошкольников с ОВЗ посредством использования современных игровых технологий»
методическая разработка по психологии

Кудашкина Наталья Александровна

Для детей с ОВЗ важным в познавательном развитии является не просто обогащение представлений об окружающем, а развитие познавательной активности  и самостоятельности. Существуют различные технологии, применяемые педагогом-психологом при работе с детьми с ОВЗ, но организация деятельности с детьми немыслима без использования игровых технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_interesa.docx385.81 КБ

Предварительный просмотр:

 «Формирование познавательного интереса дошкольников с ОВЗ

посредством использования современных игровых технологий»

Развитие познавательного интереса учащихся с ОВЗ - это сложная задача, от решения которой зависит эффективность учебной деятельности и успешная социализация в современном обществе.

Интерес — форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности.

Интерес не является врожденным, изначально данным и неизменным качеством: он возникает, формируется и развивается под влиянием общения ребёнка с людьми и, главное, под воздействием специально организованного воспитания и обучения.

При возникновении и развитии интереса достигается необходимая глубина познания, открывающая ребенку новые творческие возможности и способность эффективного применения полученных навыков в определенной области.

    У детей с нарушением здоровья формирование познавательной деятельности является затруднительным и активизация данного качества возможна только при условии комплексной организации коррекционно-развивающей деятельности.

В познавательной сфере на первый план выступают нарушения внимания: внимание детей трудно собрать, они не могут сосредоточиться на выполнении заданий, у них повышенная отвлекаемость, рассеянность, в некоторых случаях появляется девиантное поведение, от разочарования в собственных силах. Поэтому для детей с ОВЗ важным в познавательном развитии являются не просто обогащение представлений об окружающем, а развитие познавательной активности и самостоятельности. 

Формирование познавательной активности на занятиях возможно при условии, что деятельность, которой занимается ребенок с ОВЗ, ему интересна. Правильно подобранные педагогом методы организации процесса обучения, должны стать интересными и полезными, тогда дети будут активными, способными самостоятельно решать поставленные перед ними задачи.

Для обеспечения достаточно устойчивых интересов дошкольников необходимы следующие педагогические условия:

  •  создание обогащенной предметно-пространственной среды;
  • организация познавательного поиска детей; вовлечение в выполнение творческих заданий; интеграция разнообразной деятельности;
  • формирование у детей психологической установки предстоящей деятельности; создание проблемно-поисковых ситуаций;
  • включение занимательности в содержание;
  • стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к явлениям и предметам и видам деятельности.

Существуют различные технологии, применяемые педагогом-психологом при работе с детьми с ОВЗ, но организация деятельности с детьми немыслима без использования игровых технологий. Игровая технология - одна из самых доступных, эффективных, имеющая тесную взаимосвязь с другими технологиями.

 Хотелось бы остановиться на некоторых видах игровых технологий, которые используются в различных направлениях коррекционно –развивающей работы.

   Коррекционно-развивающие игры и упражнения направлены на развитие предпосылок интеллекта: зрительно-пространственного восприятия, памяти, мышления, внимания, навыков самоконтроля и регуляции деятельности, а также на развитие познавательных мотивов.

  Игры подбираю в соответствии с уровнем актуального развития, с учетом результатов диагностики, структуры дефекта, индивидуальных особенностей, с постепенным усложнением материала, в соответствии с коррекционными задачами.

Используемые игровые технологии.

Игры  с кинетическим песком   вызывают у детей интерес к занятиям, делает внимание более устойчивым, оказывает существенное влияние на развитие мелкой моторики, познавательной и речевой деятельности. По результату дети более спокойные, усидчивые, заметно улучшаются моторные функции, пальчики рук становятся послушнее. 

Игры с использование семян и пуговиц на пластилиновой основе.   Всем известно, что работа с мелкими материалами способствуют развитию мелкой моторики руки. В практической работе с детьми с ОВЗ применяю панно на пластилиновой основе и семена (пуговицы). Для создания такого панно использую небольшую коробочку, на дно которой наносится пластилин как основа для композиции. Темы композиций могут быть разными: «Животные», «Деревья», «Водный мир» и т.д.C:\Users\Alexsandr\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20220525_112623.jpg

Интерактивные игры. В последнее время, практически каждый педагог, идущий в ногу со временем, использует на своих занятиях интерактивные технологии, позволяющие использовать текстовый, графический, звуковой материал одновременно, что является эффективным средством в работе с детьми. Поэтому включение в коррекционно-развивающую работу с детьми с ОВЗ интерактивных средств обучения, в виде игр-презентаций, является актуальным.

Применение интерактивных игр – презентаций позволяют корригировать психические функции, осуществлять традиционную деятельность по-новому. В зависимости от возраста и особенностей ребенка можно подобрать, создать игру, отвечающая потребностям и решаемым коррекционно-развивающим задачам.  

Игры с цветными камешками («Разложи по тарелочкам», «Дорожка», «Геометрические фигуры», «Справа/слева», «Бусы», «Посчитай» и др.)E:\психолог с 01.09.2020\Метод.разработки 2020\фото\20220131_112036.jpg

Игры с камешками – это физическое и умственное развитие ребенка. Они тренируют мелкую моторику руки, усидчивость, развивают пространственные представления, мышление, внимание.  В процессе игры у детей формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к речевым двигательным центрам. Работа с камешками вызывает у детей положительные эмоции, повышает познавательный интерес.

  «Игры-лабиринты». На индивидуальных занятиях по развитию высших психических функций с дошкольниками с ЗПР и ТНР часто использую игры-лабиринты. Разгадывание лабиринтов – задание, которое любят многие дети. Зачастую лабиринты интересны, увлекательны и не очень сложны. Такой неподдельный интерес детей к играм-лабиринтам обусловлен, в первую очередь, тем, что всем им нравится искать выход из «необычной ситуации», а также менять ход событий на свое усмотрение.

Дидактические игры «Найди отличия»

 Известно, что развивать устойчивость внимания у детей лучше всего в игре.

С дошкольниками с ЗПР и ТНР на практических занятиях всегда использую дидактическую игру «Найди отличия». Цель таких игр – это развитие способности устанавливать тождества, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа, наблюдательности, устойчивости внимания, целенаправленного восприятия.  А также во время игры у дошкольников развиваются мышление, речь, память, отрабатываются навыки счета. C:\Users\Alexsandr\Desktop\отличия\20220119_122748.jpg

 

Игры с прищепками хорошо использовать в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Они не только увлекательные и забавные, но и полезные. В таких играх развивается мелкая моторика, что в свою очередь помогает в развитии речи.

Мимические и пантомимические этюды. На групповых коррекционно-развивающих занятиях с детьми с ОВЗ в детском саду часто использую мимические и пантомимические этюды, игры и упражнения. Целью таких этюдов и игр является выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства; выразительное изображение черт, порождаемых социальной средой (игра «Угадай и изобрази эмоцию», упражнение «Мое настроение»,  этюд «Я и животное» и др.). C:\Users\Пользователь\Desktop\1686908775_kartin-papik-pro-p-kartinki-tsveti-nastroeniya-dlya-detei-2.jpg

Из опыта своей работы, я могу с уверенностью сказать, что использование современных игровых технологий, положительно сказывается на развитии познавательной активности, пробуждает интерес к окружающему миру, формирует умение делать открытия, удивляться им.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Применение современных технологий, в том числе и информационных,  является неотъемлемой частью  воспитательно - образовательного процесса. В рамках инновационной деятельности  в ОУ созд...

Статья в брошюре «Система работы в ДОУ по развитию связной речи у детей дошкольного возраста» 2011 г.«Использование инновационных технологий в формировании познавательного интереса дошкольников путем создания предметно-развивающей среды».

В статье отражен мой опыт работы по применению передовых пед. технологий, в частности применение проектного метода, представлены авторские методические пособия....

Использование современных игровых технологий при формировании элементарных математических представлений у дошкольников

Педагогический совет № 3, по второй педагогической задачи доу, в форме деловой игры....

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников с использованием современных игровых технологий.

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников с использованием современных игровых технологий....

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников с использованием современных игровых технологий

Игры - неотъемлемая часть занятий в дошкольных учреждениях. Они не только способствуют укреплению здоровья детей, но и развивают двигательную активность, улучшают психологическое и физиологическое сос...