семинар для родителей "Агрессивный ребенок"
учебно-методический материал по психологии (старшая группа)

Круглова  Юлианна  Александровна

Материал для родителей "Агрессивный  ребенок"  познакомит  с  понятием "детская  агрессия".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Семинар для родителей1007.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект семинара для родителей

«Агрессивный ребенок»

Цель: создание условий для повышения психолого-педагогической  компетентности родителей, ориентация в проблеме детской агрессивности.

Задачи:

1. Воспитывать бережное отношение родителей к эмоциональному миру своих детей, к их потребностям и характерным особенностям.

2. Развивать навык конструктивного общения в ситуации проявления агрессии со стороны ребенка.

3. Познакомить родителей с понятием детской и подростковой агрессивности, причинами ее возникновения, механизмах ее формирования, а также способах коррекции  негативного поведения ребенка.

Структура  семинара:

Организационный этап

  1. Игра «Приветствие частями тела»

Диагностический этап.

  1. Диагностика уровня агрессивности детей анкета «Критерии агрессивности у ребенка» (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1992). (Приложение 1)

Содержательный этап.

  1. Рассмотрение вопросов:  Понятие агрессивности. Виды агрессивности. Портрет агрессивного ребенка.
  2. Ситуации для проигрывания.
  3. Рассмотрения вопроса: Причины агрессивного поведения детей.
  4. Влияние родителей на возникновение  и закрепление агрессивных реакций
  5. Экстренное вмешательство при агрессивных проявлениях
  6. Общие принципы коррекционной работы с агрессивным ребенком.

(Приложение 2 на CD диске)

Завершающий этап

  1. Рефлексия
  2. Диагностическая игра «Автобусная станция»

Оборудование: ручки, бумага для записей, анкета «Критерии агрессивности у ребенка» (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1992) по количеству участников семинара, ноутбук, проектор, флипчат с прикрепленными листами для игры «Автобусная станция», фломастеры, тематический буклет «Агрессивный ребенок» по количеству участников семинара.

Ход семинара:

  1. Организационно-мотивационный этап.

Слово ведущего: «Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня у нас проводится семинар «Агрессивный ребенок», на котором я познакомлю вас с понятием агрессивности, причинами возникновения детской и подростковой агрессии, а также общими принципами психокоррекционной работы с такими детьми. И начнем мы с вами с небольшой разминки».

  1.  Игра «Приветствие частями тела»

Цель: сплочение участников семинара, создание положительной атмосферы в группе.

Время: 5 минут.

Описание: ведущий предлагает участникам  поздороваться различными способами. Участники хаотично передвигаются по комнате и по  команде ведущего здороваются различными способами (поздороваться как – застенчивые, спешащие, давно не виделись, как японцы, папуасы).

  1. Диагностический этап.

Понятие агрессивности довольно размыто сейчас для современных родителей и за агрессивность часто принимают, то, что ребенок дает сдачи, пытается отстоять свои интересы, не делится своими игрушками. Сейчас я предлагаю вам с помощью небольшой самодиагностики ответить для себя на вопрос «Агрессивен ли мой ребенок?»

  1. Анкета «Критерии агрессивности у ребенка» (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1992)

Цель: самодиагностика участников семинара на предмет наличия агрессивности у их детей.

Время: 5 минут

Описание: См. Приложение 1

  1. Содержательный этап.
  1. Понятие агрессивности.

   Слово «агрессия» произошло от латинского «agressio», что означает  «нападение», «приступ». Существует множество определений данного термина.

   Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее норам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический или моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).

   Агрессия – это склонность к причинению другим морального или физического ущерба.

   Агрессивное поведение может проявляться в самих различных формах (А. Басс, А. Дарка):

  • Физическая – физические действия против кого-либо;
  • Вербальная –угрозы, крики, ругань;
  • Косвенная – направленная – сплетни, злые шутки;

                     -  ненаправленная – крики в толпе, топанье;

  • Раздражение – вспыльчивость и грубость;
  • Негативизм – оппозиционная манера поведения (делает все наоборот).

   О. Хухалева, беря за основу стиль поведения во время агрессивных проявлений, выделяет следующие виды агрессивности:

  • Защитная -  возникает тогда, когда при наличии у ребенка активной позиции закрепляется страх перед окружающим миром. Основная функция агрессии в этом случае – защита от внешнего мира, который представляется ребенку небезопасным.
  • Деструктивная – возникает если у ребенка в раннем возрасте отсутствует автономность (самостоятельность) – способность к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам.
  • Демонстративная – возникает не как защита от внешнего  и не причина вреда кому-либо, а как желание ребенка обратить на себя внимание.
  1. Портрет агрессивного ребенка.

   Почти в каждой группе детского сада, в каждом классе встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения.

  • Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчений воспитателя и родителей. Такого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять.
  • Агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.
  • Агрессивный ребенок  часто ощущает себя отверженным, никому не нужный. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят. «Как стать любимым и нужным» - неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человечком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников.  К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребенку, но как сделать лучше он не знает. Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых  - наказание. Ребенок не имеет представления, как другим способом можно бороться за выживание в этом мире, как защитить себя. Агрессивные дети часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать  вину за затеянную ими ссору на других.
  • Такие дети часто не могут оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг.

Агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих

Окружающие боятся и демонстрируют негативное отношение

  • Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств  преобладают мрачные тона. Чаще всего они демонстрируют защитные реакции.
  • Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение детей, обычно выделяют: недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков; сниженный уровень саморегуляции; неразвитость игровой деятельности; сниженную самооценку; нарушение отношений со сверстниками.
  1. Ситуации для анализа.

Итак, мы с вами разобрали понятие агрессивности. Сейчас я предлагаю вам самим попытаться прочувствовать, что происходит с внутренним миром агрессивного ребенка, понять, что он чувствует и каковы его истинные мотивы. Мы попробуем сделать это с помощью небольших инсценировок.

Цель: осознание участниками чувств агрессивного ребенка с помощью разыгрывания типичных ситуаций.

Время: 20 минут

Описание: ведущий просит участников разделиться на пары. В каждой паре один из участников будет играть роль ребенка, другой – взрослого. Каждой паре дается задание написанное на листочках. После краткого обсуждения пары должны изобразить заданную ситуацию. Ситуации для участников:

- мама на улице встретила подругу и долго с ней разговаривает. В это время ребенок (5 лет) стремится различными способами привлечь внимание мамы.

- мама в конце дня заставляет ребенка убрать игрушки,  а он сопротивляется.

- мама с ребенком  в магазине, ребенок требует купить игрушку или сладости; вслед за отказом мамы устраивает истерику.

- в детском саду один ребенок отбирает у другого его игрушку, драка, наказание воспитателя.

Методические рекомендации: после проигрывания ситуаций   проводится обсуждение по следующим вопросам:

- что вы чувствуете, каковы ощущения от упражнения?

- комфортно ли вам было в вашей роли?

- что вы ощущали когда находились в своей роди, чего вам хотелось сказать взрослому?

- в чем помогло вам это упражнение?

  1. Причины агрессивного поведения ребенка.

Основными причинами  проявления детской агрессивности являются:

- стремление привлечь внимание сверстников;

- стремление получить желаемый результат;

- стремление быть главным;

- защита и месть;

- желание ущемить достоинство с целью подчеркнуть свое превосходство.

  • Соматические заболевания и заболевания головного мозга;
  • Огромную роль в формировании агрессивности играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. Социолог  М.Мид  доказал, что в тех случаях, когда ребенка резко отлучают от груди и общение с матерью сводится к минимуму, у детей формируются такие качества как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм.

   В дошкольном возрасте на появление агрессии самое большое влияние оказывает семейное воспитание ребенка, взаимоотношения между родителями, стиль отношений родителей и детей. На поведение детей, вне всякого сомнения, влияют те модели поведения, которые представляют им родители:

  • Родители  систематически проявляют физическую или вербальную агрессию по отношению  к ребенку => вероятность проявления у ребенка защитной агрессивности или подражание модели поведения родителей (проявляется сразу после агрессивных действий родителей) => ребенок часто конфликтует, дерется, на занятиях и уроках выкрикивает и т.п.; применяет агрессивную модель поведения     в жизни.    
  • Родители применяют слишком суровые несоотносимые с поступком наказания => уровень агрессивности ребенка повышается, возрастает готовность к агрессивным действиям => возрастает вероятность ответной агрессивности в более старшем возрасте.
  • Родители не обращают внимания на агрессивное поведение, вспыльчивость, не контролируют его поведение => вседозволенность => агрессивность – типичная поведенческая черта.
  • Родители не дают возможность ребенку проявлять способность к самостоятельному выбору, не позволяют ребенку заявить о себе и своих потребностях, запрещают любые формы проявления гнева => ребенок избегает открытого проявления гнева, систематически подавляет свои эмоции =>  насмешки над окружающими, побуждение к агрессивным действиям других людей, воровство, внезапные вспышки гнева.
  • Родители проявляют агрессию по отношению к окружающим в присутствии ребенка => у ребенка закрепляется уверенность в том, что окружающие люди является виновниками их бед => проявление агрессии.
  • Конфликты между родителями, развод = демонстративная агрессивность (привлечение внимания).
  • Родители эмоционально отвергают ребенка, относятся к нему пренебрежительно или негативно (на мальчиков особенно влияет отсутствие внимания матери). Это рождает страх, влекущий за собой агрессию. Проявление агрессивности в этих случаях объясняется тем, что она приносит ребенку возможность какой-то эмоциональной разрядки и заставляет мать обратить на него внимание.

   В формировании агрессивного поведения  многое зависит от реакции взрослых.  Попав в ситуацию, когда его потребности не удовлетворены, ребенок (как и взрослый) реагирует на нее отрицательными эмоциями (ярость, гнев, страх, тревога). Для того чтобы восстановит психологический дискомфорт, у него есть только два пути:

- совладать с событиями и изменить ситуацию в нужном ему направлении;

- восстановить свое эмоциональное равновесие, несмотря на неблагоприятную ситуацию (с помощью механизмов защиты  - вытеснение, подавление, отрицание и т.д.).

Особенности проявления подростковой агрессивности.

В возрасте 13-16 лет у взрослеющих юношей и девушек сталкиваются два соперничающих друг другу влечения: потребность в близости и стремление сохранить и утвердить собственную личность. Появляется целый ряд экзистенциальных переживаний:

- ощущение одиночества и оторванности от окружающих

- утрата целостности мира

- несоответствие своего реального Я идеалам

- наступает время  оборвать свою зависимость от родителей, сформировать свои взгляды и начать совершать самостоятельные поступки.

Развитию подростковой агрессивности  родители способствуют двумя основными способами:

А) Эмоциональное отвержение – когда родители считают, что дети выросли и должны решать свои проблемы самостоятельно, либо когда « переживают вторую молодость» и занимаются устройством своих личных дел.

Б) Ужесточение контроля – нормальные юноши и девушки, которым не дают превратиться в самостоятельную личность, превращаются в бунтарей и ведут себя асоциально или уходят в зависимость.

5. Влияние родителей на механизм формирования и закрепления агрессивных реакций. Что делать родителям?

   Существует три стратегии родительского воспитания в ответ на агрессивное поведение  ребенка.

Стратегия воспитания

Конкретные примеры стратегии

Стиль поведения ребенка

Почему ребенок так поступает

Резкое подавление агрессивного поведения ребенка

«Прекрати!» «Не смей так говорить, это стыдно». Родители наказывают ребенка за проявление злости.

Агрессивный (ребенок может прекратить сейчас, но выплеснет негатив в другом месте и в другое время).

Ребенок копирует родителей и учится у них агрессивной форме поведения, т.к подавление это тоже агрессия.

Игнорирование агрессивных вспышек ребенка.

Родители делают вид, что не замечают агрессии ребенка.

Агрессивный ребенок продолжает действовать агрессивно, т.к. считает это нормой.

Ребенок думает, что делает все правильно, и агрессивные формы поведения закрепляются в черту характера.

Родители дают ребенку возможность выплеснуть агрессию приемлемым способом и в тактичной форме запрещают вести себя агрессивно по отношению к другим

Если родители видят, что ребенок разгневан, они могут вовлечь его в игру, которая снимает его гнев. Родители объясняют, как надо вести себя в определенных ситуациях.

Ребенок научится управлять своим гневом.

Ребенок учится анализировать различные ситуации и берет пример со своих тактичных родителей.

   Частные капризы и наказания относятся к негативным способам контроля поведения ребенка. Они заставляют его чрезмерно подавлять свой гнев,  что способствует появлению в характере пассивно-агрессивных черт. Цель пассивной агрессии – вывести из себя, расстроить родителей или близких людей, причем ребенок может наносить вред и себе. Он начинает специально плохо учиться, в отместку родителям надевать те вещи, которые не нравятся им, будет капризничать на улице без всякой причины. Чтобы устранить такие формы поведения, система поощрения и наказания должна быть продумана в каждой семье. Наказывая ребенка, необходимо помнить, что эта мера воздействия ни в коем случае не должна унижать достоинство  ребенка. Наказание должно следовать непосредственно за проступком, а не через день или неделю. Наказание будет иметь эффект, если объяснить ребенку за что его наказали, спросить заслуживает ли он наказания, четко и ясно объяснять, чего вы хотите от него.

Экстренное вмешательство при агрессивных проявлениях.

   Экстренное вмешательство нацелено на уменьшение или избегание агрессивного  поведения в напряженных, конфликтных ситуациях.

А) Спокойное поведение в случаях незначительной агрессии. В тех случаях, когда агрессия ребенка не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:

  • Полное игнорирование реакций ребенка
  • Выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно…»)
  • Переключение внимания, предложение какого-либо задания
  • Позитивное обозначение поведения («Ты злишься, потому, что ты устал»)

Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция часто не требует вмешательства со стороны.

Б) Акцентирование внимания на поступках, а не на личности. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить  с ним его поведение. Один из важных путей снижения агрессии – установление с ребенком обратной связи.

  • Констатация факта («ты вел себя агрессивно»)
  • Констатирующий вопрос («ты злишься»)
  • Раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть?», «Ты хочешь показать свою силу?»)
  • Обозначение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению («Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит»)
  • Апелляция к правилам («Мы же с тобой договаривались!»)

В) Контроль над собственными негативными эмоциями. Когда ребенок демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает отрицательные эмоции – раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность.  Взрослым нужно признать нормальность и естественность  этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших над ними чувств. Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать.

Г) Снижение напряжения ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию являются: повышение голоса, угрожающий тон, демонстрация власти, насмешки, передразнивание,  негативная оценка  личности ребенка, использование физической силы, втягивание в конфликт посторонних людей, нотации, наказание или угроза наказания, сравнение ребенка с другими детьми, давление, оправдания, подкуп, награды. Некоторые из этих реакций могут остановить  ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.

Д) Обсуждение проступка. Анализировать поведение в момент проявления агрессии, не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. Лучше это сделать наедине, без свидетелей. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самого маленького агрессора.

Е) Демонстрация модели неагрессивного поведения включает следующие приемы:

  • Нерефлексивное слушание
  • Пауза, дающая возможность ребенку успокоиться
  • Внушение спокойствия невербальными средствами
  • Прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов
  • Использование юмора
  • Признание чувств ребенка

Ж) Сохранение положительной репутации ребенка:

  • Публично минимизировать вину ребенка, но в беседе с глазу на глаз показать истину.
  • Не требовать полного подчинения, позволить ребенку выполнить ваше требование по –своему
  • Предложить ребенку компромисс, договор со взаимными уступками.

6. Общие принципы психокоррекционной работы с агрессивными детьми

Работа с агрессивным ребенком должна строиться в трех направлениях.

  1. Работа с гневом. Такую эмоцию как гнев сдерживать не стоит, т.к. мы можем стать своеобразной «копилкой гнева». Кроме того, загнав гнев внутрь, человек, скорее всего, рано или поздно все же почувствует необходимость выплеснуть его. Но уже не на того , кто вызвал это чувство, а на «подвернувшегося под руку» или на того, кто слабее и не сможет дать отпор.  Также негативные чувства могут вырваться наружу в виде соматических заболеваний (головная боль, желудочные и сердечно-сосудистые заболевания).

Гнев  - это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. Чаще всего гнев у дошкольника не проявляется  внезапно, возможно увидеть некоторые предвестники вспышки ярости (например, покусывание нижней губы). Проявление гнева имеет три стадии: зарождение, вспышка, угасание.

         Если удается распознать признаки зарождения гнева, - в этой ситуации еще есть вероятность избежать яркой вспышки ярости. На превой стадии можно переключить ребенка на другой вид деятельности, сместить его гнев на неопасные объекты. Необходимо научить ребенка социально приемлемым способам выражения его гнева, агрессии.

  • Если ребенок рассердился на сверстника – предложить ему нарисовать обидчика, подписать, нарисовать что он хочет с ним сделать, что будет потом.
  • Поиграть с ним в игру «Обзывалки», «Мешок криков».
  • Можно завести «Листок гнева» - нарисовать его вместе с ребнком, откопировать и как только наступает эмоциональное напряжение его можно изорвать, измять, утопить и т.д.
  • Из глины или пластилина можно слепить фигурку обидчика и затем ее разбить, смять, а потом восстановить.
  • Также полезны игры с песком (закапывание и раскапывание фигурки обидчика).

         На стадии вспышки утешение и наказание не принесут пользы взрослому или утешения ребенку. В случае, если вспышка гнева уже произошла, дайте ребенку немного времени, затем мягко попытайтесь утешить его и предложить свою помощь. Не запугивайте, не читайте нотаций, не кричите – ребенок сейчас вас все равно не слышит. Пытаться поговорить с ребенком можно и нужно тогда, когда закончится третья стадия – угасание. Необходимо поговорить почему возникла проблема и как можно было избежать случившегося.

  1. Обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций.

         Далеко не всегда агрессивный ребенок признается, что он агрессивен. Более того, в глубине души он уверен в обратном: это все вокруг агрессивны. К сожалению, дети не всегда могут адекватно оценить свое состояние, а тем более состояние окружающих.

         Эмоциональный мир агрессивных детей очень скуден. Они с трудом могут назвать всего лишь несколько основных эмоциональных состояний, а о существовании других они даже и не предполагают. Для тренировки навыка распознавания эмоциональных состояний можно использовать различные упражнения и игры, а также различные плакаты с изображением различных эмоциональных состояний. Еще можно сделать рисунки на темы «Когда я сержусь», «Когда я радуюсь», «Когда я счастлив».

    Изучая мир эмоциональный мир человека важно дать понять ребенку, что все эмоции которые он испытывает правильны и имеют право на существование. Нельзя разделять эмоции на плохие и хорошие, социально желательные и нежелательные.  Неправилен лишь способ их выражения. Важно чтобы ребенок не испытывал чувства вины за возникающие у него чувства и эмоции.

  1. Формирование способности к эмпатии, сопереживанию, доверию.

         Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии. Эмпатия – это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию. Агрессивных же детей не волнуют страдания окружающих, они даже представить себене могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Считается, что если агрессор сможет посочувствовать «жертве», его агрессия в следующий раз будет слабее.

  • После того как произошла ссора между детьми или взрослым и ребенком можно разыграть похожую ситуацию на игрушках и затем попросить детей помирить их. Важно делать акцент на чувствах и ощущениях, настроении.
  • Использование в разговоре я-высказываний. Вместо «Ах, ты! Что ты наделал» и т.д. нужно говорить «Меня огорчает…», «Мне обидно», «Я расстроена потому что». Таким образом вы нив чем не обвиняете ребенка, не угрожаете ему, даже не даете оценку его поведению. В результате у него не формируется чувство вины, что он плохой. Как правило, такая реакция взрослого сначала шокирует ребенка, ожидающего града упреков в свой адрес, а затем вызывает у него чувство доверия.

  1. Завершающий этап

Итак, сегодня на семинаре вы смогли познакомиться с понятием агрессивности, причинами ее возникновения и методами работы с агрессивными детьми. Сейчас мне хотелось бы услышать от вас обратную связь.

1. Рефлексия

Цель: получение обратной связи, эмоционального состояния участников семинара.

Время: 5-10 минут

Описание: Ведущий предлагает участникам семинара поделиться своими впечатлениями о семинаре, ответив на вопросы: «Полезен ли был для вас данный семинар и чем?», «Ваши ощущения, как вы чувствуете себя в данный момент?»,  «Изменилось ли что-то в вашем отношении к проблеме агрессивности ребенка?»

2. Игра  "Автобусная остановка"

Цель: получение обратной связи, обобщение полученной информации.

Время: 5-10 минут

Описание: На 4-х стенах тренинговой комнаты развешивают листы флипчата, вверху которых пишу неоконченные предложения: "С этой минуты я буду...", "Спасибо..", "Этот семинар для меня..", "Самое важное теперь - это..", "Сегодня я сделал открытие, что.." и др. Все участники отправляются в путешествия по этим остановкам. По 2-3 минутки находятся на каждой и пишут продолжение предложения.

Список литературы

  1. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми- СПб., 2001
  2. Крейри Э. Я злюсь. Серия Учимся владеть чувствами - СПб., 1995
  3. Фромм Э Анатомия человеческой деструктивности- М., 1994
  4. Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога. - Ростов-на-Дону, 2005

Приложение 1.

«Признаки агрессивности»

Ребёнок

Да

Нет

Ребёнок

Да

Нет

  1. Временами кажется, что в него вселился злой дух

11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать всё наоборот

  1. Он не может промолчать, когда чем- то недоволен

12. Часто не по возрасту ворчлив

  1. Когда кто – то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же

13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного

4. Иногда ему безо всякой причины хочется выругаться

14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других

5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что – то разбивает, потрошит

15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.

6. Иногда он так настаивает на чём-то, что окружающие теряют терпение

16. Легко ссорится, вступает в драку

7. Он не прочь подразнить животных

17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми

8. Переспорить его трудно

18. У него нередки приступы мрачной раздражительности

9. Очень сердится, когда ему кажется, что над ним подшучивают

19. Не считается со сверстниками, не уступает и не делится

10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что – то плохое, шокирующее окружающих

20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.

15-20 баллов – высокая агрессивность.

7-14 баллов – средняя агрессивность.

1-6 баллов – низкая агрессивность.

Муниципальное  дошкольное образовательное  учреждение

детский  сад№9 «Ромашка»

Семинар  для  родителей

Агрессивный  ребёнок

        Описание: C:\Users\Юлианна\Desktop\11  февраля  2016\htmlconvd-Vl0tuM_html_m63eca074.jpg

                      Подготовила:                                                                          педагог-психолог

Круглова Ю.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГМО. Семинар-практикум. Буклет для методического семинара.

laquo;Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО»...

Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци

Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Что такое семинары и семинары-практикумы?

Что такое семинары и семинары-практикумы?...