Цикл занятий «Рефлексивность как путь к наиболее эффективному отдыху»
план-конспект занятия по психологии
Программа релаксационных занятий рассчитана на воспитателей ДОУ и предполагает двукратное проведение занятий в течение недели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
relaksatsionnye_zanyatiya_s_emotsionalno-vygorayushchimi_pedagogami.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Рефлексивность как путь к наиболее эффективному отдыху»
Программа релаксационных занятий рассчитана на воспитателей ДОУ и предполагает двукратное проведение занятий в течение недели. Программа занятий нацелена на предотвращение (профилактику) эмоционального выгорания у воспитателей. Под эмоциональным выгоранием понимается состояние физического, эмоционального и интеллектуального истощения. Продолжительность каждого занятия около 1,5 часов, в группу входит 8 воспитателей.
Цели релаксационных занятий: актуализация рефлексивных способностей педагогов ДОУ и развитие навыков получения удовольствия.
Задачи занятий, реализующие основной замысел:
- Знакомство с воспитателями.
- Рефлексия собственной позиции и позиции коллег.
- Групповая дискуссия актуальных педагогических проблем.
- Развитие навыков получения удовольствий.
1-е занятие
Знакомство с педагогами. Проведение упражнений на знакомство:
«Живой круг». Цель упражнения: «размораживание» (создание условий непосредственного взаимодействия) участников группы. Описание: участники, стоящие в кругу, закрывают глаза и начинают хаотично перемещаться по помещению, издавая гудение, как самолёт. По сигналу ведущего все останавливаются в тех положениях и местах, где их застал сигнал, после чего пытаются встать в круг, не открывая глаза и не разговаривая. Можно только прикасаться. Когда все занимают свои места и останавливаются, ведущий подаёт сигнал, по которому все открывают глаза.
«Поворот в одну сторону». Цель упражнения: развитие чувствования других. Описание: участники свободно рассредоточиваются в помещении, чтобы расстояние между ними было составляло не менее 70-80 см и встают лицом в одном направлении. По сигналу ведущего все одновременно закрывают глаза и выполняют прыжок на месте на 90, 180 или 360 градусов. После прыжка открывают глаза, смотрят друг на друга и по очередному сигналу, вновь закрыв глаза, совершают прыжок.
«Надписи на лбу». Цель упражнения: развитие децентрации (способность понимания отношения других к себе, умение взглянуть на себя со стороны). Описание: участникам предлагают взять, не глядя, карточки, на которых написаны инструкции другим участникам о том, как вести себя с этим человеком. Примеры надписей: «Слушайте меня», «Не доверяйте мне», «Считайтесь со мной как лидером», «Обманывайте меня», «Поддерживайте меня», «Игнорируйте меня», «Спорьте со мной», «Делайте, как я». Далее между участниками начинается беседа на отвлеченную тему (например «Новый год»), а далее участники отгадывают, что было написано на их карточках.
Знакомство воспитателей с типологией воспитательских позиций (приложения). Групповое обсуждение того, кто какую позицию чаще всего занимает при взаимодействии с детьми.
Знакомство с понятием «эутимное поведение», под которым понимается совокупность мыслей, действий и чувств, которые «приятны душе» и хороши для человека. Знакомство с принципами наслаждения (приложения): наслаждение требует времени, наслаждению служит повседневная жизнь, «каждому – своё», «само собой наслаждение не приходит», «позволь себе наслаждаться», «чем меньше – тем больше», опыт предшествует наслаждению, наслаждение внутри нас, разделённое наслаждение – наслаждение вдвойне.
Проведение упражнений на развитие наслаждения:
«Воспринимание вкусов». Цель упражнения: концентрация внимания на вкусовых ощущениях и развитие способности получать удовольствие. Материал для упражнения: солёные фисташки, яблоки (кислое и сладкое), соль, шоколад и т.д.
«Зрительные образы». Цель упражнения: концентрация внимания на зрительных ощущениях и выявление приятных сочетаний цветов. Материал для упражнения: цветной картон.
«Приятные звуки». Цель упражнения: концентрация и выявление звуков повседневной жизни, приносящих удовольствие.
«Свободное рисование». Цель упражнения: отреагирование эмоций, возникших в ходе занятия.
Завершение занятие, рефлексия и получение домашнего задания, которое заключается в том, чтобы составить список из 20 приятных «вещей» или действий, которые приносят удовольствие и наслаждение в повседневной жизни (принять ванну, наложить маску для лица, сходить на массаж, вкусно поесть и т.д). Прощание.
2-е занятие
Приветствие. Групповое обсуждение домашнего задания. Проведение трёх вводных упражнений:
«Запоминание позы». Цель упражнения: развитие социальной внимательности. Описание: участники произвольно располагаются в пространстве и принимают любые позы. Водящий внимательно осматривает участников, запоминает позы и выходит за дверь. В это время каждый участник меняет одну деталь в своём положении и задача водящего заключается в том, чтобы восстановить позу каждого из участников в первозданном виде.
«Пигмалион и Галатея». Цель упражнения: развитие навыков абстрагирования в отношения себя, как субъекта, умение временно подчиняться обстоятельствам. Описание: участники разбиваются на пары, где в паре один человек является скульптором, второй – материалом. Задача скульптора – вылепить из глины посредством физических действий скульптуру, выражающую какое-либо эмоциональное состояние. Задача материала – быть податливой и пластичной. Скульптор, создав своё творение застывает рядом с глиной на 1 минуту, после чего оба участники «оживают». Предполагается обсуждение.
«Своё пространство». Цель упражнения: осмысление собственных границ жизненного пространства. Описание: человек должен сесть или стать в центре игровой площадки, остальные участники должны сгрудиться вокруг него. «Главный герой» (центральное действующее лицо) закрывает глаза, потом открывает, поворачиваясь вокруг своей оси, говорит каждому насколько и куда отодвинуться: «Ещё, ещё … стоп». И так до тех пор, пока «главный герой» не почувствует себя комфортно. Недопустимо обсуждение группой причин дистанции с тем или другим лицом.
«Ниши наслаждения». Цель упражнения: актуализация иерархии объектов, приносящих удовольствие. Описание: найти и описать места, в которых комфортно. Материалы для наслаждения: Листы бумаги или карточки по числу участников, на которых написано: «Мои пространственные ниши наслаждения. Мои духовные ниши наслаждения».
«Счастливые моменты жизни». Цель упражнения: развитие рефлексивности. Описание: вспомнить 2-3 счастливых момента жизни, а также те пространственные и временные рамки, в которых «застало» счастье. Материал: листы бумаги.
Завершение занятие, рефлексия. Прощание.
Приложения
Типология воспитательских позиций
Карабас-Барабас. Карабасу-Барабасу нужны послушные и умелые исполнители его спектаклей. Для достижения своих целей он использует следующие способы воздействия: плетку, окрик, диктат, наказание, наставление. Карабас не обучает, а дрессирует, добиваясь определенного успеха: куклы овладевают тем набором знаний, умений и навыков, которые нужны для спектаклей Барабаса. Куклы боятся дрессировщика, немногие убегают от него, большинство не смеет и убежать. Но и те, и другие в его присутствии не высказывают своих истинных чувств, парализованные страхом перед ним. Позиция воспитателя – Карабаса-Барабаса приводит, во-первых, к тому, что у детей блокируется развитие способностей. Вместо этого дети овладевают набором задаваемых воспитателем знаний, умений, навыков. Во-вторых, у детей возникает двойственность (это я сделаю, скажу Марии Ивановне, а на самом деле я поступлю, подумаю иначе), которая в конечном итоге приводит к двойной морали.
Мальвина – благовоспитанная девочка. Она точно знает, что следует мыть руки перед едой, чистить зубы, читать книжки и т. д. Она искренне считает, что все должны следовать этим правилам. Когда же поведение Буратино не укладывается в те нормы, которые она считает единственно правильными, Мальвина сажает непослушного мальчика в чулан. Действия Мальвины мотивированы теми нормами, которые она считает истинными, но у нее отсутствует гибкость, она не допускает иных способов поведения, решения задач, разрешения конфликтов. Поэтому в непривычной, экстремальной ситуации побега от Карабаса-Барабаса Мальвина оказывается беспомощной, не способной проявить инициативу, предложить нестандартный выход из положения. Позиция воспитателя – Мальвины приводит детей к ограниченной психической активности, воспроизведению стереотипных способов поведения и решения задач. Это происходит потому, что Мальвина предлагает себя детям в качестве единственного образца для подражания, что не способствует формированию у них собственных побудительных мотивов. Немотивированная деятельность отбивает интерес к познавательным задачам, гасит детскую любознательность, тем самым ограничивая развитие способностей.
Красная Шапочка ведет себя так, как это свойственно ребенку-дошкольнику. Она беспечна, эмоциональна, весела и непослушна. Красная Шапочка не предвидит результатов своих действий. Мама велела ей отнести гостинцы больной бабушке, идти по лесу, не разговаривая с волком. Красная Шапочка пошла, но при этом и цветочки собирала, и с волком поговорила, и бабушкин адрес дала. Красная Шапочка беспечна, надеется на то, что все как-нибудь обойдется. Способ воздействия воспитателя, занявшего позицию Красной Шапочки, – предъявление своего натурально-ситуативного «я», которое может быть весьма привлекательным для детей. Привлекательность основывается на их схожести. Это опасно для детей, потому что воспитатель – Красная Шапочка в качестве образца задает непродуктивный с точки зрения психического развития вариант. Вместо реальных предлагаются чудесные решения, а для них не нужен прогноз, предвосхищение, планирование действия. Позиция воспитателя – Красной Шапочки приводит детей к трудностям планирования и прогнозирования собственных действий, что проявляется в неорганизованности поведения и неэффективных способах решения познавательных задач. У детей, присвоивших в качестве образца способ поведения Красной Шапочки, нарушается регуляция собственных действий, не формируются усилия по преодолению сиюминутных желаний, нарушается волевая регуляция поведения.
Спящая красавица спит. Окружающая действительность для нее не существует: она к ней либо безразлична, либо воспринимает как помеху своим снам (грезам наяву). Воспитатель, занимающий позицию Спящей красавицы, фактически находится вне ситуации взаимодействия с детьми. Он предоставляет их самим себе. Для нормального развития детям нужно сравнивать свои действия, способы решения задач с тем, как это делают другие дети и взрослые. Предоставленные самим себе, они «варятся в собственном соку», т. е. перенимают друг у друга как «компетентность», так и «некомпетентность»; как социальные, так и асоциальные формы поведения. Проводя ежедневно по 8–9 часов с безразличным воспитателем, дети становятся неорганизованными, разболтанными: занялся одним, не закончил, начал делать другое, схватился за третье. Такое поведение свидетельствует об отсутствии целенаправленной деятельности, являющейся основным показателем психического развития. Воспитатель – Спящая красавица приводит детей к деструктивному поведению, которое, в свою очередь, тормозит психическое развитие.
Наседка любит своих детей-цыплят. Сначала она долго высиживает их. Потом бдительно за ними присматривает, неустанно ухаживает, показывая, где и как следует добывать червячков и зернышки. Она постоянно тревожится о своем потомстве, кудахчет, скликая цыплят под свое крыло, под свой неусыпный контроль. Воспитатель, занявший позицию наседки, наносит ущерб психическому развитию детей, постоянно опекая их, делая многое за них. У детей пропадает желание узнавать, они не хотят учиться самостоятельно, преодолевать трудности. Знаменитый фонвизинский недоросль, воспитанный мамашей-наседкой, заявлял: «Зачем мне география, когда есть извозчики».
Снежная королева обучает Кая складывать из кусочков льда разные затейливые фигуры («ледяные головоломки»). Для Кая «...эти фигуры были чудом искусства, а складывание их – занятием первостепенной важности. Так ему казалось потому, что в глазу у него сидел осколок волшебного зеркала». Поцелуи Снежной королевы превратили сердце Кая в кусок льда. «Ледяное сердце» Кая –• символ запрета на осмысленную жизнь, любовь, созидательную деятельность. Цель Снежной королевы – власть над миром, и, в частности, над Каем. Достичь власти Снежная королева может только одним способом: подменить осмысленную человеческую деятельность формальной системой операций. Она обучает двигаться в формальном пространстве подобно тому, как движутся одинаковые и правильные куски льда любимого Снежной королевой ледяного озера, которое она называет «зеркалом разума – самым совершенным зеркалом в мире». Воспитатель, занимающий позицию Снежной королевы, обучает такому же движению, т. е. процессу ради процесса, лишенному смысла. Это приводит к тому, что дети (а потом взрослые) становятся покорными исполнителями чужой воли, у них нет стремления сделать что-либо по собственному намерению. «Снежная королева» искусно воспитывает рабов и функционеров.
Мери Поппинс весьма образованная особа, замечательно рассказывающая разные истории, хорошо воспитанная и точно представляющая, как следует себя вести в разных ситуациях (как в сказочных, так и в реальных). С другой стороны. Мери Поппинс прекрасно разбирается в детях: понимает, что они чувствуют, думают, хотят или не хотят, т. е. она знает детей как бы «изнутри». Воспитатель – Мери Поппинс совмещает в себе обе эти стороны, преследуя одну-единственную цель – развитие ребенка. Она является посредником между миром культуры и миром детей. Мери Поппинс обучает детей так, что они этого не замечают. Она постоянно ставит перед ними новые задачи, создает условия для развития воображения, учит нормам поведения, оптимальным способам разрешения конфликтов. Мери Поппинс обучает по своей программе, превращая ее при этом в программу ребенка.
Правила наслаждения
- Наслаждение требует времени. Наслаждению нужно уделить достаточно времени.
- Наслаждению служит повседневная жизнь. В каждом мгновении жизни есть свое наслаждение.
- Каждому – свое. Наслаждение у каждого свое собственное.
- Само собой наслаждение не приходит. Наслаждение требует усилий и концентрации внимания.
- Позволь себе наслаждаться. Никто не может запретить наслаждаться, если наше наслаждение никому не мешает.
- Чем меньше, тем больше. Самоограничение ведет к большему наслаждению. Избыточность портит наслаждение.
- Опыт предшествует наслаждению. Тонкости наслаждения приходят с опытом.
- Наслаждение внутри нас. Наслаждение – это чувство, а не предмет. Между объектом наслаждения и наслаждением стоит наше умение наслаждаться.
- Разделенное наслаждение – наслаждение вдвойне. Разделенное с близкими людьми наслаждение не уменьшается, а увеличивается.
- Наслаждению нужно учиться.
Литература:
- Психолог в дошкольном учреждении : Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т. В. Лаврентьевой. – Москва: Издательство «ГНОМ и Д», 2004. – 144 с.
- Ромек В. Г., Ромек Е. А. Тренинг наслаждения / В. Г. Ромек, Е. А. Ромек. – Санкт-Петербург : Речь, 2003. – 160 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наиболее эффективные формы взаимодействия логопеда и родителей в работе по преодолению речевых нарушений у детей.
В материале описаны формы работы логопеда с рдителями по преодалению ОНР....
Выступление на педагогическом совете"Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через поиск и внедрение наиболее эффективных форм социального партнерства в период введения ФГОС ДО"
"Ознакомление детей старшей группы с художественной литературой в период введения ФГОС ДО"...
Доклад на заседании методического объединения социальных педагогов «За и против» - обсуждение наиболее эффективных моделей взаимодействия с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации»
В докладе мною представлена модель взаимодействия социально-педагогической службы ДОУ с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации (ТЖС). Также вынесены на обсуждение все возможные минусы в ра...
Сообщение на тему: "Полихудожественный подход как наиболее эффективная форма приобщения детей дошкольного возраста к искусству".
Проблема детского творчества волнует каждого, кто так или иначе столкнулся с миром детей, кто ищет пути и формы сотрудничества с ними. Как приблизиться к интересам ребёнка? Как понять их проблем...
«ТРЕНИНГ КАК НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ И РОДИТЕЛЯМИ ДОУ»
«ТРЕНИНГ КАК НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ И РОДИТЕЛЯМИ ДОУ»( Н. Е. Некрасова старший воспитатель, Кургушова Е.А. воспитатель, Макеева С.М. воспитатель, ...
Физкультминутка на занятиях по английскому языку как наиболее эффективное средство для формирования лексических навыков у дошкольников.
Данная статья посвящена формированию лексических навыков у дошкольников на занятиях по английскому языку посредством физкультминуток. Для каждой изучаемой темы подобраны определенные игры, песни и сти...