презентация Оптимизация педагогического взаимодействия
презентация по психологии

Семенова Екатерина Григорьевна

Оптимизация педагогического взаимодействия

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Оптимизация педагогического взаимодействия

Слайд 2

Педагогическое общение – это взаимодействие педагога и ученика, обеспечивающее мотивацию, результативность, творческий характер и воспитательный эффект от совместной коммуникативной деятельности.

Слайд 3

Роль общения в пед. процессе: средство решения учебных задач; социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса; способ организации взаимоотношений воспитателя и воспитанника, обеспечивающий успешность их обучения, воспитания и развития.

Слайд 4

образовательная воспитательная развивающая Задачи обучения

Слайд 5

Общение позволяет: обеспечить визуальный психологический контакт с учащимися, формировать положительную мотивацию обучения, создавать обстановку коллективного познавательного поиска и раздумий.

Слайд 6

Общение позволяет: наладить взаимоотношения, психологические контакты между учителем и детьми, формировать познавательную направленность личности, преодолевать психологические барьеры, складываться межличностным отношениям в ученическом коллективе.

Слайд 7

Общение позволяет: создавать психологические ситуации, стимулирующие самообразование и самовоспитание личности: преодолевать социально-психологические факторы, сдерживающие развитие личности в процессе обучения (скованность, неуверенность, мнительность и т. п.); создавать возможности для выявления и учета индивидуальных психологических особенностей учащихся; осуществлять социально-психологическую коррекцию в развитии и становлении важнейших личностных качеств.

Слайд 8

Уровни педагогического взаимодействия Взаимодействие человека с самим собой. Взаимодействие человека с другим человеком. Взаимодействие с определённой системой.

Слайд 9

Самопознание, самопроектирование, самоанализ, самооценка.

Слайд 10

Уровни общения Другая личность более значима Равноправность партнёров Мнение другой личности не играет никакой роли

Слайд 11

Ученик выступает в непосредственное взаимодействие с совокупностью социальных систем, важнейшей из которых является школьный коллектив.

Слайд 12

Виды взаимодействия педагога учитель - "Я" учитель - учитель учитель - ученик учитель - группа учащихся учитель - ученическое самоуправление учитель - родитель

Слайд 13

Характеристики для определения типов педагогического взаимодействия: взаимопознание; взаимопонимание; взаимоотношение; взаимовлияние. Л.В. Байбородова

Слайд 14

Типы взаимодействия: сотрудничество, диалог, соглашение, опека, подавление, конфликт, индифферентность, конфронтация.

Слайд 15

Диагностика «Дерево взаимоотношений» Красный цвет – конфликтные взаимоотношения, авторитарный тип общения учителя. Желтый цвет – индифферентный тип взаимоотношений, неконфликтная модель общения; Зеленый цвет – взаимоотношения активного взаимодействия, сотрудничества и диалога.

Слайд 16

Диагностика «Дерево взаимоотношений» Количество ответов сотрудничество 149 индифферентный 71 авторитарный 11

Слайд 17

Диагностика «Дерево взаимоотношений»

Слайд 18

Анализ взаимодействия «воспитатель -воспитанник» (педагоги) Для анализа и оценивания уровня педагогического взаимодействия в нашем коллективе учителям предлагалась анкета, где они прочитав каждый из вопросов, отметили символом «+», если могут согласиться с утверждением, и знаком «–», если дают отрицательный ответ.

Слайд 19

1. Нуждаетесь ли вы в подготовке урока даже по неоднократно пройденной теме? 13+ 0- 2. Предпочитаете ли вы беседу эмоциональному рассказу? 13+ 0- 3. Предпочитаете ли вы во время объяснения учебного материала находиться за учительским столом (за кафедрой)? 1+ 12- 4. Часто ли вы по ходу урока включаете в него только что пришедшие в голову примеры, иллюстрируете сказанное свежим случаем, свидетелем которого были сами? 9+ 4- 5. Вовлекаете ли вы в обсуждение темы урока учащихся? 13+ 0- 6. Часто ли вам удается удачно пошутить в ходе урока? 6+ 7- 7. Выводит ли вас из равновесия непредвиденная реакция учащихся: гул, шум, оживление? 3+ 10- 8. Повышаете ли вы голос, делаете паузу, если почувствовали невнимание к себе со стороны учащихся во время урока? 13+ 0- 9. Предпочитаете ли вы, чтобы вам по ходу объяснения учебного материала задавали вопросы? 10+ 3- 10. Замечаете ли вы изменения в настроении учащихся? 12+ 1- 11. Поощряете ли вы учащихся вступать в диалог с вами во время объяснения темы урока? 11+ 2- 12. Отвечаете ли вы сразу на реплики учащихся? 9+ 4- 13. Стремитесь ли, задав вопрос, самостоятельно на него ответить? 1+ 12- 14. Увлекаетесь ли вы монологом настолько, что вам не хватает отведенного по плану урока времени? 1+ 12-

Слайд 21

Анализ взаимодействия «учитель – ученик» (ученики) Учащимся предлагалась анкета, где они прочитав каждый из вопросов теста, отметили символом «+», если могут согласиться с утверждением, и знаком «–», если дают отрицательный ответ. Все вопросы рассматриваются по отношению к конкретному учителю. Фамилия учителя нигде не указывается.

Слайд 22

1. Во время объяснения учебного материала учитель, как правило, находится за учительским столом (кафедрой). 28 +, 7- 2. По ходу урока учитель часто приводит примеры из жизни, иллюстрируя сказанное. 20+, 16- 3. Учитель, как правило, ведет объяснение учебного материала, не отрываясь от своих записей. 12+, 27- 4. Учитель часто вовлекает учащихся в обсуждение темы урока. 29+, 8- 5. Учитель поощряет учащихся, если они вступают в диалог с ним во время объяснения темы урока. 22+, 15- 6. Учитель удачно шутит в ходе урока. 24+, 12- 7. Учителя выводит из себя любой шум, гул, оживление в классе. 8+, 28- 8. Если учитель чувствует невнимание к себе, то он часто повышает голос или делает паузу. 17+, 19- 9. Учитель приветствует, если учащиеся задают вопросы во время объяснения материала. 33+, 4- 10. Учитель сразу отвечает на любую реплику. 20+, 16- 11. Учитель замечает изменения в настроении учащихся. 21+, 8- 12. Учитель использует при объяснении эмоциональный рассказ. 15+, 22- 13. Учитель часто увлекается монологом, и ему не хватает времени на уроке. 5+, 31- 14. Учитель признает право учащегося на ошибку. 32+, 6-

Слайд 24

количество ответов учащихся количество ответов учителей сотрудничество 93 102 индифферентный 49 38 авторитарный 41 42 183 182

Слайд 25

Возможные пути улучшения педагогического взаимодействия С чего начинается взаимодействие учитель – ученик? Что делает учитель, заходя в класс? На что обращаем внимание в первую очередь? Речь человека, его внешний вид, настроение.

Слайд 26

Условия успешного взаимодействия Умение выбрать подходящий способ поведения по отношению к ребенку; Единые требования, контроль; Уважение к чувствам ребенка, его желаниям и интересам; Педагогическая этика, тактичность и внимание со стороны педагога; Положительное отношение к критике; Расширение кругозора преподавателя; Стимулирование учеников поощрением; Контроль за собственными негативными эмоциями (гнев, раздражение, злость, досада); Опора в работе на группы детей; Отстаивая собственные интересы, принимать во внимание нужды и желания другой стороны.

Слайд 27

Повышение психолого-педагогической компетентности педагога Овладение педагогической этикой и тактом; Освоение эффективных педагогических технологий; Соблюдение единства требований; Собственная дисциплинированность; Контроль собственного эмоционального состояния, умение владеть собой; Овладение приемами общения; Повышение обшей культуры педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимизация управления взаимодействием детского сада и семьи, через использование ИКТ

Материал раскрывает пути оптимизации управления взаимодействием детского сада и семьи на основе эффективного использования информационно-коммуникативных технологий, с целью решения актуальны...

Протокол Педагогического совета "Оптимизация системы взаимодействия ДОУ и семьи"

В материале представлен протокол педагогического совета "Оптимизация системы взаимодействия ДОУ и семьи"...

Презентации для педагогов "Оптимизация форм взаимодействия дошкольного образования с семьёй"

Презентации для педагогов "Модели взаимодействия дошкольной организации с семьёй"...

Педагогическая рефлексия - средство оптимизации педагогического процесса

Статья:"Педагогическая рефлексия - средство оптимизации педагогического процесса"...

Педагогическая рефлексия - средство оптимизации педагогического процесса

Что же такое педагогическая рефлексия, или рефлексия в педагогическом процессе?Мы уже отмечали, что доминантой педагогического процесса является развитие. Именно в создании условий развития, саморазви...

Психолого - педагогические основы общения. "Условия оптимизации педагогического общения".

Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми. Именно в общении происходят восприятие, понимание и оценка человека человеком. Целью педагогиче...