Педагогическая рефлексия - средство оптимизации педагогического процесса
статья (подготовительная группа) на тему
Статья:"Педагогическая рефлексия - средство оптимизации педагогического процесса"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_refleksiya.docx | 19.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая рефлексия - средство оптимизации педагогического процесса
Яковлева Светлана Николаевна,
воспитатель1 квалификационной категории
ГБДОУ д/с №8 Приморского района
Санкт-Петербурга
Что же такое педагогическая рефлексия, или рефлексия в педагогическом процессе?
Мы уже отмечали, что доминантой педагогического процесса является развитие. Именно в создании условий развития, саморазвития учащихся и педагога заключается назначение педагогического процесса.
Сущность развития в педагогическом процессе мы понимаем прежде всего как последовательные изменения его участников: смену состояния деятельности, мотивов деятельности, эмоций и чувств, знаний, умений и т.д.
Так как развитие - процесс внутренний, судить о нем может прежде всего сам субъект развития, субъект деятельности. Оценка результативности, продуктивности развития, саморазвития осуществляется субъектом через самонаблюдение, саморазмышление, самоанализ, т.е. через рефлексию.
Таким образом, рефлексия в педагогическом процессе — это процесс и результат фиксирования субъектами (участниками педагогического процесса) состояния своего развития, саморазвития и причин этого.
Педагогическая рефлексия предполагает взаимоотображение, взаимооценку участников педагогического процесса, состоявшегося взаимодействия, отображение педагогом внутреннего мира, состояния развития учащегося и наоборот.
Рефлексия в педагогическом процессе - это процесс самоидентификации субъекта педагогического взаимодействия со сложившейся педагогической ситуацией, с тем, что составляет педагогическую ситуацию: учащимися, педагогом, условиями развития участников педагогического процесса, средой, содержанием, педагогическими технологиями и т.д. Суть педагогической ситуации - во взаимодействии педагога и воспитанника, в котором деятельность одного детерминирует определенную деятельность другого.
Взаимодействие педагога с родителями - сложный процесс, который требует специальной подготовки воспитателей. Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живёт, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Это способствует единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье. При всей универсальности и незаменимости семейного воспитания оно не обеспечивает всей полноты условий для гармоничного и разностороннего развития личности.
Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентации.
Работа с родителями - это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.
Можно выделить и основные задачи, стоящие перед дошкольным учреждением в работе с родителями:
- изучение семей детей;
- привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения;
- изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;
- просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.
Конфликты в сфере педагогического взаимодействия довольно насыщенные, вариативные, тесно связаны с семейными конфликтами и обусловлены развитием конфликтности личности, ее влияния на окружающих. Педагоги имеют дело с учениками, коллегами, родственниками, и в каждой из упомянутой связи могут возникать конфликты. Конфликты с учениками, с родителями можно обсудить с коллегами. Обсуждение же конфликта, который возникает с кем-нибудь из ближайшего окружения, имеет значительные последствия в связи с изменением приоритетов личности.
Недостаточная психологическая культура – одна из причин трудностей общения в педагогической среде. Каждый педагогический коллектив определяется особенной психологической атмосферой, то есть, доминирующими мыслями, чувствами, настроями, интересами, переживаниями учителей. Психологическая атмосфера значительно влияет на эффективность деятельности педагогов, на уровень сплоченности, дисциплины, трудоспособности на формирование личности каждого учителя.
Процедура урегулирования конфликтов выглядит следующим образом:
- воспринимать ситуацию такой, какая она на самом деле;
- не делать поспешных выводов;
- при обсуждении следует анализировать мнения противоположных сторон, избегать взаимных обвинений;
- научиться ставить себя на место другой стороны;
- не давать конфликту разрастись;
- проблемы должны решаться теми, кто их создал;
- уважительно относиться к людям, с которыми общаешься;
- всегда искать компромисс;
- преодолеть конфликт может общая деятельность и постоянная коммуникация между общающимися.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ на логопедических занятиях как средство оптимизации коррекционно - педагогического процесса.
Интеллектуальное развитие дошкольника сегодня невозможно представить без компьютера, который для него является современным игровым инструментом, вместе с тем служит мощным техническим средством обучен...
Дифференцированный подход как средство оптимизации образовательного процесса в работе с одаренными детьми
Рекомендации для педагогов и родителей...
Обобщение педагогического опыта.Презентация: "Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса в рамках ФГОС".
Обобщение педагогического опыта.Презентация: "Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса в рамках ФГОС"....
Педагогическая копилка «Средства оптимизации двигательной активности детей на физкультурных занятиях»
laquo;Средства оптимизации двигательной активности детей на физкультурных занятиях»...
Педагогическая рефлексия - средство оптимизации педагогического процесса
Что же такое педагогическая рефлексия, или рефлексия в педагогическом процессе?Мы уже отмечали, что доминантой педагогического процесса является развитие. Именно в создании условий развития, саморазви...
Консультация для педагогов "Педагогическая диагностика как средство оптимизации образовательного процесса"
Сегодня невозможно представить воспитательно-образовательную деятельность без целенаправленного анализа и конкретной оценки ее результатов, выражающихся в развитии ребёнка. Педагогическая диагностика ...
АКТИВИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ВОСПИТАТЕЛЕЙ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДОУ
В статье обосновывается связь личностного потенциала воспитателя и процесса самореализации его в профессиональной деятельности. Подчеркивается роль активизации личностного потенциала педагогов в...