Презентация "Психолого-педагогическое сопровождение индивидуального развития ребенка с ОВЗ в ДОО:индивидуальный образовательный маршрут"
презентация по психологии
Психолого-педагогическое сопровождение индивидуального развития ребенка с ОВЗ в ДОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ОВЗ. | 489 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мир «особого» ребёнка — он закрыт от глаз чужих. Мир «особого» ребёнка — допускает лишь своих. Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив. Мир «особого» ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт. Мир «особого» ребёнка иногда он нас страшит. Почему он агрессивен? Почему не говорит? Мир «особого» ребёнка — он закрыт от глаз чужих. Мир «особого» ребёнка — допускает лишь своих!
Дети с ОВЗ - это дети с ограниченными возможностями здоровья … – это дети, имеющие различные отклонения психического и (или) физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. … - это физические лица, имеющие психические и физические нарушения развития, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий (прописываются ПМПК).
Дети с ОВЗ Дети с нарушением зрения (слабовидящие и тотально слепые). Дети с нарушением слуха (слабослышащие и глухие). Дети с речевой патологией. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. Дети с темповым задержанным развитием (ЗПР). Дети с тотальным недоразвитием психических процессов разной степени выраженности (УО). Дети с нарушением поведения и общения. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
ФГОС : особенности организации образовательной деятельности для детей с ОВЗ Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам дошкольного образования, должны быть созданы специальные условия для получения дошкольного образования детьми с ОВЗ. Под специальными условиями для получения дошкольного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.
Типичные затруднения у детей с ОВЗ 1. Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире; 2. Темп выполнения заданий очень низкий; 3 . Нуждается в постоянной помощи взрослого; 4. Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение); 5 . Низкий уровень развития речи, мышления; 6. Трудности в понимании инструкций; 7 . Инфантилизм; 8 . Нарушение координации движений; 9 . Низкая самооценка; 10 . Повышенная тревожность; 11 . Высокий уровень психомышечного напряжения; 12. Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики; 13 . Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость.
Принципы работы с детьми с ОВЗ Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха). Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте психолога с логопедом, дефектологом, воспитателем, муз. руководителем, родителями и др. специалистами. Принцип деятельностного подхода – психологическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой деятельности), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.
ФГОС ДО , предполагает осмысление двух ключевых идей развития ребенка: индивидуализацию развития социализацию в обществе. Индивидуализация обеспечивает полноценное развитие дошкольника в соответствии с его индивидуальными особенностями. Поэтому в педагогическом сообществе появились такие сходные термины как: индивидуальная траектория развития индивидуальная образовательная стратегия индивидуальный образовательный маршрут
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) – это институциональный документ, регламентирующий и определяющий содержание коррекционно-развивающей деятельности с ребенком, имеющим проблемы в психическом и/или физическом развитии, и семьей, воспитывающей такого ребенка
Организационно-педагогические условия проектирования ИОМ: • наличие в образовательной организации службы сопровождения, в рамках которой проводится комплексная оценка специалистами необходимости и целесообразности разработки для ребенка с ОВЗ ИОМ. В качестве такой структуры в ОУ выступает ПМПК; • согласие родителей (законных представителей) на организацию индивидуального образовательного сопровождения ребенка специалистами ДОУ
Общая стратегия деятельности психолога по психологическому сопровождению ребёнка в рамках деятельности ПМПК образовательного учреждения Обследование специалистами Консилиума, в том числе психологом (индивидуальное) Определение образовательного маршрута и необходимой коррекционной помощи (коллегиальное проведение Консилиума) Согласование деятельности различных специалистов по развивающе-коррекционной работе Реализация рекомендаций Консилиума (муниципальной, районной и др. консультаций) по развитию и коррекционной работе Направление ребенка на муниципальную (районную, региональную) консультацию (в ситуации невозможности определить диагноз развития ребенка) Индивидуальная коррекционная работа Групповая коррекционная работа Проведение оценки эффективности коррекционно-развивающей работы (динамическое или итоговое наблюдение с выходом на Консилиум)
Проводятся не реже 1 раза в квартал по итогам диагностики Психолого-медико-педагогические консилиумы Плановые Внеплановые Собираются по запросам специалистов
определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения детей с проблемами в развитии; выработка согласованных решений по определению образовательного коррекционно-развивающего маршрута ребенка; динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы . Задачи организации деятельности планового консилиума
Задачи организации деятельности внепланового консилиума решение вопроса о принятии каких-либо экстренных мер по выявленным обстоятельствам; изменение ранее проводимой коррекционно-развивающей программы в случае её неэффективности.
Структура индивидуального образовательного маршрута развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья: Соглашение для родителей на организацию индивидуального образовательного сопровождения ребенка специалистами ДОУ . Информация о специалистах (невролог, воспитатель, старший воспитатель, психолог, музыкальный руководитель, учитель-логопед, учитель-дефектолог , инструктор по физической культуре), реализующих индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка с ОВЗ . Индивидуальная программа реабилитации ребенка инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (копия запрашивается у родителей); Социально-демографический паспорт семьи (копия запрашивается у воспитателей); Индивидуальный маршрут развития ребенка дошкольного возраста с ОВЗ. Перспективные планы индивидуальной работы с ребенком специалистов, работающих с данным ребенком; Журнал регистрации коррекционно-развивающей работы с ребенком (фиксирует индивидуальную образовательную деятельность специалистов )
Принципы разработки ИОМ Опора на обучаемость ребенка Соотнесение уровня актуального развития и зоны ближайшего развития) Предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний как базовой характеристики, которая определяет проектирование ИОМ. Соблюдение интересов ребенка. (« на стороне ребенка») Предполагает решение ситуации с максимальной пользой для ребенка Отказ от усредненного нормирования. Предполагает избегание оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенком. («Навешивание ярлыков») «Норма – это ни что-то среднее, а то что лучшее, что возможно: в конкретном возрасте; для конкретного ребенка; при соответствующих условиях. Одна из важнейших задач специалистов, реализующих идеологию психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития ребенка, состоит в том, чтобы эти условия определить, а при необходимости и создать» (В.И. Слободчиков).
Непрерывность (гарантирование непрерывного сопровождения на всех этапах помощи в решении проблемы). Предполагает прекращение поддержки специалистом только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден Мультидисциплинарность. Предполагает кооперацию действий различных специалистов, владеющих разными предметами, профессиональным видением тех аспектов развития, которые присуще данному специалисту. ( Тесное взаимодействие и согласованность работы специалистов «команда» в процессе реализации индивидуального образовательного маршрута или иных аспектов индивидуального развития ребенка.) Принцип опоры на детскую субкультуру. Предполагает проживание полноценного детского опыта, обогащенного собственными традициями, нормами и способами.
Особенности работы по созданию индивидуального маршрута ребенка с ОВЗ 1 этап. Выбор: Коллегиальное решение для работы по построению индивидуального маршрута развития; 2 этап. Наблюдение: • Наблюдение за ребенком в организованной взрослым деятельности; • Наблюдение за ребенком в свободной деятельности; • Беседа о склонностях и предпочтениях ребенка с педагогами; • Беседа о склонностях и предпочтениях ребенка с родителями;
3 этап. Диагностика: • Определение «проблемных» и «успешных» зон развития (углубленное диагностическое обследование) • Построение маршрута с ориентированием на зону ближайшего развития ребенка • Подбор методик, определение методов и приемов работы 4 этап. Работа: • Подбор индивидуальных заданий • Связь с родителями и педагогами • Домашние задания • Корректировка задач, методов работы с ребенком 5 этап. Контроль: • Итоговая диагностика
Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных маршрутов развития детей, не усваивающих основную образовательную программу дошкольного образования; детей, с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности при поступлении в школу.
Собраться вместе – это начало, оставаться вместе – это прогресс, работать вместе – это успех!
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ, в условиях: компенсирующей группы....
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ (социально-коммуникативное развитие ребенка с расстройством аутистического спектра)
Аутизм – это нарушение развития, которое обычно характеризуется задержкой и нарушением социальных навыков, речи и поведения. Они не хуже и не лучше обычных детей, они просто другие. Эти дети нуж...
Индивидуальный образовательный маршрут психолого-педагогического сопровождения, имеющего индивидуальные образовательные потребности в общеобразовательной группе старшего дошкольного возраста «Рябинка»
Индивидуальный образовательный маршрут психолого-педагогического сопровождения, имеющего индивидуальные образовательные потребности в общеобразовательной группе старшего дошкольного возраста «Ря...
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...
Индивидуальный образовательный маршрут ( важность индивидуального подхода, как выстраивается маршрут, каким образом учитываются индивидуальные особенности, игры)
Уважаемые коллеги, вам представлена статья о важности разработки составления индивидуального образовательного маршрута воспитанника ДОУ, социально - коммуникативное развитие. Основная цель...
Примерные совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (нарушение слуха) (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрутииндивидуальная образовательная программа,мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)Ф.И.О. ребенка Дата рождения....