Профилактический курс занятий «Здравствуй, малыш»
рабочая программа по психологии (младшая группа)
Целью профилактического курса является: оказание помощи родителям в воспитании ребенка, повышение их педагогической компетентности, оптимизация процесса адаптации ребенка к ДОУ.
Основными задачами являются:
- обеспечить эмоционально-комфортное состояние детям и родителям;
- развить у детей психологическую автономность и самостоятельность;
- сформировать доверительные отношения ребенка с взрослыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zdravstvuy_malysh.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю:
Заведующая МБДОУ
Детский сад №4 «Солнышко»
_______________Н.Н. Ловягина
«__»________20__
Профилактический курс занятий «Здравствуй, малыш». Структура программы
Целью профилактического курса является: оказание помощи родителям в воспитании ребенка, повышение их педагогической компетентности, оптимизация процесса адаптации ребенка к ДОУ.
Основными задачами являются:
- обеспечить эмоционально-комфортное состояние детям и родителям;
- развить у детей психологическую автономность и самостоятельность;
- сформировать доверительные отношения ребенка с взрослыми.
Работа осуществляется по нескольким направлениям.
Блок I. Работа с родителями.
Основной задачей является: обеспечить психолого-педагогическую поддержку родителям в период адаптации их ребенка к ДОУ.
Формы работы:
- анкетирование (Приложение 1);
- практические занятия;
- индивидуальные и групповые консультации;
- семинары;
- тренинги;
- стендовая информация, памятки.
Данные формы работы с родителями способствуют предоставлению информации о возрастных особенностях детей, эффективных приемах поддержки ребенка в адаптационный период, а также приемам урегулирования своего эмоционального состояния. Практическими упражнениями родители имеют возможность снять эмоциональное напряжение, поразмышлять над проблемами и радостями, связанными с воспитанием ребенка раннего возраста. Работа осуществляется согласно тематическому плану.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Задачи | Форма | Количество часов |
1. | - Презентация ДОУ - Получение родителями общих рекомендаций по подготовке ребенка к ДОУ - Получение родителями информации о целях и задачах ДОУ, об образовательной деятельности и ее особенностях. - Обеспечение более эффективного взаимодействия родителей и персонала ДОУ | Групповые родительские собрания. | 1 |
2. | - Сбор информации об особенностях внутрисемейного воспитания - Сбор информации о детях - Сбор информации о проблемах, особенно интересующих родителей - Просветительская работа с родителями: научить анализировать детское восприятие, познакомить с возрастными характеристиками детей; | Индивидуальное и групповое консультирование родителей. | 1 |
3. | - Создание оптимальных условий для адаптации детей к ДОУ - Ознакомление родителей с общими стратегиями игрового взаимодействия с детьми - сопровождение детей в период адаптации.
| Проведение открытых занятий | 1 |
4. | - Рекомендации родителям и воспитателям по времени посещения ДОУ, длительности периода адаптации и т.д. | Стендовая информация | 1 |
Блок II. Работа с детьми.
Цель данного вида работы: развитие эмоциональной сферы детей, формирование доверительных отношений между родителем и ребенком.
Задачи:
- социальная активизация тактильной чувствительности;
- социальное развитие эмоциональной сферы ребенка;
- развитие слухового и зрительного внимания;
- социальная адаптация ребенка к ДОУ, снятие негативных эмоций и реакций.
Методы реализации:
- физические игры и упражнения;
- музыкальное сопровождение;
- подвижная игра;
- танцевальные упражнения;
- релаксационные упражнения;
- словесные игры;
- сказкотерапия.
Условия проведения.
Занятия проводятся с участием родителей, согласно тематическому плану. Учитывая возрастные особенности развития детей раннего возраста, продолжительность занятий составляет 15-20 мин.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название | Задачи | Содержание | Количество занятий |
1. | «Давайте знакомиться!» | -познакомить детей друг с другом; -создать эмоционально-комфортное состояние для каждого ребенка. | 1. упражнение «Меня зовут…»; 2.пальчиковая гимнастика; 3. музыкальное упражнение «Вот так хорошо»; 4. игра «Погремушка, играй»; 5. релаксация «Солнечные зайчики». | 1 |
2. | «В гостях у зайчика» | -сблизить детей друг с другом. | 1. упражнение «Давайте поздороваемся»; 2. упражнение «Большие ноги»; 3. Дыхательная гимнастика «Цветок» 4. игра «Лиса и зайцы»; 5. игра веселые мячики 6. «Пальчиковая гимнастика»; 7. рисование нетрадиционная техника (пальчиками) «Морковка для зайчика». | 1 |
3. | Тематическое занятие по сказке «Колобок» | -развивать эмоциональную сферу ребенка; -активизировать внимание; -преодолевать страхи. | 1. упражнение «Как тебя зовут?»; 2. игра «Ладушки»; 3. игра «Догонялки» 4. игра «Зайка»; 5. игра «Мишка косолапый»; 6. релаксация «Дождик и солнышко». 7. прощание. | 1 |
4-5. | «Веселые мячики» | -формировать доверительные отношения между детьми; -создать у детей хорошее настроение; -развивать познавательные процессы. | 1. упражнение «Имя соседа»; 2. игра «Мячик»; 3. игра «Пляска с платочками»; 4. игра «»Мотыльки»; 5. релаксация «Солнечные зайчики». | 2 |
6. | Тематическое занятие по сказке «Курочка Ряба» | -активизировать тактильную чувствительность. | 1. упражнение «Звонкий мяч»; 2. игра «Птички»; 3. игра «Кошачья лапа» 4. релаксация «Летний день». 5. прощание | 1 |
7. | «Забавляй-ка» | -формировать чувство доверия через организацию тактильного контакта; -снизить чувство страха в общении с малознакомыми людьми. | 1. упражнение «Клубок»; 2. игра «Веселый бубен»; 3. пальчиковая гимнастика «Твои пальчики»; 4. игра «Киски просыпаются»; 5. релаксация «Бабочки». | 2 |
8. | Тематическое занятие по сказке «Репка» | -активизировать внимание, преодолеть страхи. | 1. мимическая гимнастика; 2. игра «Посадили репку»; 3. игра «Погремушки»; 4. релаксация «Котята». 5. прощание. | 1 |
9. | Тематическое занятие по сказке «Теремок» | -активизировать внимание, преодолеть страхи, негативизм | 1. упражнение «Доброе утро»; 2. игра «Ладошки»; 3. игра «Лягушка»; 4.игра «Зайка». 5. прощание. | 1 |
ВСЕГО |
9
|
Ожидаемый результат.
Данный профилактический курс должен способствовать изменению отношений родителей с ребенком: формирование более доверительных отношений, спокойное прощание ребенка с родителями по утрам; легкая адаптация к дошкольному учреждению, оптимизация учебно-воспитательного процесса.
Список литературы:
- Иванова Н.В., Кривовицына О.Б., Якупова Е.Ю. Социальная адаптация малышей в ДОУ – М., 2011.
- Козак О.Н. Игры и занятия с детьми от рождения до трех лет. – Спб., 1999.
- Макшанцева Е.Д. Детские забавы. М., 1991.
- Монина Г.Б., Лютова Е.К., Проблемы маленького ребенка. Спб., 2002.
- Морева Н. Тренинговые занятия в студенческой аудитории // Дошкольное воспитание. 2002. №10.
- Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации в ДОУ. – М.,2003
- Томашевская Л.В., Герц Е.Ю., Андрющенкова Е.В. интегративные занятия с детьми в период адаптации к детскому саду. Учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ и родителей.- Спб., 2011.
- Чуричков А.,Снегирев В. Копилка для тренера: Сб. разминок, необходимых в любом тренинге. Спб., 2007.
- Эксакусто Т.В. Практикум по групповой психокоррекции: тренинги, упражнения, ролевые игры. Ростов н/Д., 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здравствуй малыш!
З...
Педагогический проект "Здравствуй, малыш!"
Краткосрочный педагогический проект «Здравствуй, малыш!» (для детей первой младшей группы)Цель проекта: успешная адаптация детей к детскому дошкольному учреждению посредством обеспече...
Консультация для родителей "Здравствуй, малыш!"
О значительных изменениях как в физическом, так и в нервно-психическом развитии детей раннего возраста. Очень важно соблюдать режимные процессы, при этом соблюдать принципы последовательности и постеп...
Проект «Здравствуй, малыш!»
Количество участников: Вновь поступающие дети и их родители.Дата реализации проекта: Месяц (адаптационный период)Длительность проекта: Краткосрочный.Цель проекта: Создание условий дл...
Проект «Здравствуй, малыш!»
Проект «Здравствуй, малыш!»для второй младшей группы. Количество участников: Вновь поступающие дети и их родители.Дата реализации проекта: Месяц (адаптационный период)Длительность проекта: ...
ПРОЕКТ «ЗДРАВСТВУЙ МАЛЫШ» МЛАДШАЯ ГРУППА «НЕВЕЛИЧКИ»
Цель проекта: Создание условий для прохождения ребенком безболезненного периода адаптации. Основные задачи проекта: 1. Активизировать родительское внимание к вопросам воспитания и жизни ребенка...
Проект «Здравствуй, малыш!»
Цель: создание условий для прохождения ребенком безболезненного периода адаптации....