Здравствуй малыш!
материал на тему
Здравствуй, малыш!
(Новые музыкальные формы и методы общения с детьми раннего возраста в период адаптации к детскому саду)
Размышляя над этим коротким приветствием, хочется задуматься, какие это два светлых, дополняющих друг друга и исчерпывающих слова: «Здравствуй, малыш!»
Как мы говорим «здравствуй»?
Этот вопрос, на первый взгляд столь бесхитростный, как будто бы лишенный глубины, на самом деле содержит важнейшие проблемы человеческой жизни. Его еще не неосмысленно задают дети себе, друг другу, родителям. Этого вопроса многие взрослые избегают, а мудрые философы посвящают ему книги, в которых так и не находят полного ответа.
Правильно сказать «здравствуй» - значит увидеть другого человека, почувствовать его, воспринять таким, какой он есть. А в сочетании со словом «малыш»?...
Малыш как маленький росточек тянется к солнцу, любви, доброте, к познанию чувственного мира, в котором он должен найти свое место.
Я думаю, что помочь ему смогут эти два важных слова в сочетании с настоящей, естественной улыбкой, которая возникает постепенно, освещая все лицо, и исчезает с таинственной медлительностью, как будто бы тает. Сравнить ее можно только с улыбкой любящей матери или радующихся друг другу детей.
Хочется вспомнить слова В.А Сухомлинского: «От того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –от этого в решающей степени зависит , каким человеком станет сегодняшний малыш».
А известный психиатр Р. Кэмпбелл говорил:
«Ребенка можно сравнить с зеркалом».
Он отражает, а не излучает любовь.
Если ему дать любовь, он возвращает ее.
Если ничего не дать, ничего в ответ не получишь».
Рядом с малышом должен быть педагог, работающий по призванию, всем сердцем и душой любящий и понимающий детей;
педагог, проживающий детство с ребенком, видящий мир его глазами, удивляющийся, грустящий и радующийся вместе;
педагог незаметный, когда малыш занят своим делом, и тотчас оказывающийся рядом, когда потребуется помощь и поддержка, который будет интересным партнером в игре.
Надо помнить, что ребенок - уникальная личность. Мы должны ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать.
Настоящее педагогическое мастерство превратит каждый день жизни малыша в день радости и счастья! А умение чувствовать сердцем, эмоционально относиться к окружающему миру поможет развить личностные качества детей, начинающие формироваться в этом возрасте. Например, радость и гордость разовьет целеустремленность и энергичность, удивление – любознательность, а злость – агрессивность.
Я согласна с В.А.Сухомлинским в том, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим педагогом, и среди этих качеств на первом месте – умение проникать в духовный мир ребенка.
Особенно это умение имеет большое значение в период адаптации, когда необходима забота о душевном равновесии детей.
И вот наступает время, когда малыш приходит в детский сад.
Это первая ступенька в жизни каждого человека. Важно, чтобы этот период был радостным и содержательным. Ведь от того, как пройдет детство, зависит вся жизнь человека.
С чего должен начинаться для него детский сад?...
Со встречи, взгляда, улыбки и, конечно, добрых слов: «Здравствуй, малыш!»
Невольно вспоминается период адаптации у детей к детскому саду: море слез, обиды. Стресс для ребенка и родителей. В этот период ребенок становится просто «недоступен»: у него нарушаются эмоциональное состояние , поведение. Отрыв от дома и родных, встречу с новыми взрослыми малыш воспринимает как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким. Именно в этот период малышу необходим душевный комфорт, радостное восприятие нового образа жизни.
В психологии педагогике доказаны уникальность, неповторимость и огромное значение раннего возраста для всей последующей жизни человека. Человеческое дитя рождается беспомощным, но имеет огромный потенциал развития. Ранний возраст – время быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. То, что на этом этапе упущено, впоследствии наверстывается трудом. В этот период важен не только год, но даже месяц, неделя, день.
В последней четверти ХХ в.в области нейропсихологии было сделано открытие так называем «окон возможностей». До 3 лет у ребенка активно развиваются мозговые структуры. С окончанием и формирования происходит « захлопывание окон». Согласно современным исследованиям, к этому возрасту развитие клеток головного мозга уже завершено на70- 80 %.
Новейшая психология убедительно доказывает, что для воспитания ребенка возраст до 3 лет намного важнее последующего периода.
Однако, как показывает практика, специалисты и даже некоторые родители недостаточно важность этого периода в жизни человека.
Да, ребенок рано или поздно привыкнет к детскому саду, даже будет казаться, что все забыл, успокоился, но каким он стал, что осталось в его в хрупкой нежной душе, вырастит ли он чутким и заботливым к чужой беде, сможет ли он поддержать в трудную минуту?
Этот вопрос своевременен и актуален. Поэтому я, работая с детьми всех возрастов, выделяю особый, ранний возраст.
Все мы знаем, что именно музыка у детей раннего возраста эмоциональный отклик раньше других видов искусства. Находясь под воздействием музыки, ребенок растет жизнерадостным, любознательным, активным, легче переносит неожиданные ситуации, а иногда неудачи.
Постигая красоту в музыке, ребенок учится ценить ее и в жизни, и в человеческих отношениях.
У каждого явления на Земле есть своя неповторимая и уникальная миссия. Есть она и у музыки. Она нужна ребенку для его личностного развития и роста, нужна как вода, воздух и солнце.
Я как музыкальный руководитель во время общения с малышами «перекидываю» к ним музыкальный мостик, который настраивает всех в утренние часы на положительный лад.
Мир музыки своим крохам открываю с помощью синтеза мелодии и прикосновения. В это время малыш смотрит на меня, слышит на меня, слышит мой голос, ощущает теплоту рук – все то, что ему нужно. Я пытаюсь вовлечь малыша в общение, содержание которого отвечает его интересам, желаниям.
Еще М.Ю. Кистяковская в своих исследованиях отмечала значение потребности у детей раннего возраста в тактильных впечатлениях. Они остро нуждаются в прикосновениях: чтобы их погладили, слегка обняли, позволили прижаться. Поэтому я с большим удовольствием поглаживаю по ладошкам своих крох и ласково им напеваю.
Прислушиваясь к ласковому говорку песенок, ребенок радуется, овладевает новым запасом слов, приобщается к красоте речи. А слушая эти песенки с упражнениями для движения пальчиков, ладошек, у ребенка быстро развиваются координация, речь, память, музыкальный слух, эмоциональная отзывчивость.
Это музыкальное общение с малышами проходит каждый день и облегчает вхождение малыша в сообщество детей и взрослых. Любимые детьми повторения дают возможность ребенку хорошо запомнить песенки и усвоить пальчиковые движения. А поскольку каждый малыш неповторим, для развития творческих способностей я использую разнообразные, индивидуальные формы поглаживаний. В общении важны доброжелательность, спокойный тон речи.
Музыкальные способности детей при этом достигают необходимого уровня для дальнейшего совершенствования на этапе дошкольного детства.
Теплые «Песенки – бусинки» для малышей
Скольжение
Гладить своими ладонями ладошки ребенка.
Скорее ладошки прижми
И ласково гладить начни.
Колобок
Гладить круговыми движениями своими ладонями ладошки ребенка.
Колобок, колобок,
Вот какой румяный бок!
Встреча
Перебирать пальцами по пальчикам малыша.
Пальчик с пальчиком встречались,
Дружно бегали, смеялись.
Замочек
Своими пальцами зацепиться за пальчики ребенка и плавно раскачивать руки.
На двери висит замочек,
Взаперти сидит щеночек,
Хвостиком виляет,
Хозяев поджидает.
Ладушки
Своими ладонями попеременно горизонтально хлопать по ладошкам ребенка.
Ладушки, ладошки – 2 раза.
Цап – царапки
Сначала поглаживать, а потом щекотать кончиками своих пальцев ладошку малыша.
У кошечки лапки,
А в лапках – цап – царапки!
Ежик
Кончиками пальцев, как иголочками, «покалывать» ладошки малыша.
Ежик колет нам ладошки,
Поиграем с ним немножко.
Хлопок
Хлопать вертикально своими ладонями по ладошкам ребенка.
Раз хлопок, два хлопок.
Каждый пальчик прыгнуть смог.
Уточка
Выполнять плавные движения кистями обеих рук справа на лево, а затем движения лапок утки в воде.
Уточка, уточка
По реке плывет.
Плавает, ныряет,
Лапками гребет.
Любая работа направлена на результат. В чем он?
Я много думала над этим вопросом. Ведь его нельзя пощупать или вывести в цифрах. Он измеряется в других единицах. Как мне кажется , это – интерес, любознательный взгляд, желание общаться. Если дети бегут навстречу мне с «горящими» глазами, искренними улыбками, значит, им это нужно, значит, мои идеи, взгляды отражают их потребности. Малыш всегда учится лишь у тех, кого любит, кому доверяет.
Пройдут годы, дети вырастут, но хочется верить, что в своей памяти они навсегда сохраняют тепло музыкального общения, радость сопереживания, которые они с особой силой смогли ощутить именно в детском саду.
Работая над этой темой, я прошла лишь первые шаги, и пусть они еще такие же маленькие, как у моих крох, но я считаю, главное – верить, что нет проблем, которые нельзя решить, если вкладывать в любимое дело душу и сердце, быть терпеливым и четко следовать намеченной цели. И тогда целеустремленный, уверенный в себе ребенок готов будет жить в «мире людей», а не существовать в нем.
Как бы трудно ни было, надо быть на самой «высокой ноте», которую можешь взять. И всегда помнить о настроении – важнейшей составляющей успеха. Помните, как в детской песенке:
От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется.
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется…
И она обязательно вернется от того самого малыша, которому утро: «Здравствуй, малый!»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdravstvuy.docx | 20.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Здравствуй, малыш!
(Новые музыкальные формы и методы общения с детьми раннего возраста в период адаптации к детскому саду)
Размышляя над этим коротким приветствием, хочется задуматься, какие это два светлых, дополняющих друг друга и исчерпывающих слова: «Здравствуй, малыш!»
Как мы говорим «здравствуй»?
Этот вопрос, на первый взгляд столь бесхитростный, как будто бы лишенный глубины, на самом деле содержит важнейшие проблемы человеческой жизни. Его еще не неосмысленно задают дети себе, друг другу, родителям. Этого вопроса многие взрослые избегают, а мудрые философы посвящают ему книги, в которых так и не находят полного ответа.
Правильно сказать «здравствуй» - значит увидеть другого человека, почувствовать его, воспринять таким, какой он есть. А в сочетании со словом «малыш»?...
Малыш как маленький росточек тянется к солнцу, любви, доброте, к познанию чувственного мира, в котором он должен найти свое место.
Я думаю, что помочь ему смогут эти два важных слова в сочетании с настоящей, естественной улыбкой, которая возникает постепенно, освещая все лицо, и исчезает с таинственной медлительностью, как будто бы тает. Сравнить ее можно только с улыбкой любящей матери или радующихся друг другу детей.
Хочется вспомнить слова В.А Сухомлинского: «От того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –от этого в решающей степени зависит , каким человеком станет сегодняшний малыш».
А известный психиатр Р. Кэмпбелл говорил:
«Ребенка можно сравнить с зеркалом».
Он отражает, а не излучает любовь.
Если ему дать любовь, он возвращает ее.
Если ничего не дать, ничего в ответ не получишь».
Рядом с малышом должен быть педагог, работающий по призванию, всем сердцем и душой любящий и понимающий детей;
педагог, проживающий детство с ребенком, видящий мир его глазами, удивляющийся, грустящий и радующийся вместе;
педагог незаметный, когда малыш занят своим делом, и тотчас оказывающийся рядом, когда потребуется помощь и поддержка, который будет интересным партнером в игре.
Надо помнить, что ребенок - уникальная личность. Мы должны ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать.
Настоящее педагогическое мастерство превратит каждый день жизни малыша в день радости и счастья! А умение чувствовать сердцем, эмоционально относиться к окружающему миру поможет развить личностные качества детей, начинающие формироваться в этом возрасте. Например, радость и гордость разовьет целеустремленность и энергичность, удивление – любознательность, а злость – агрессивность.
Я согласна с В.А.Сухомлинским в том, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим педагогом, и среди этих качеств на первом месте – умение проникать в духовный мир ребенка.
Особенно это умение имеет большое значение в период адаптации, когда необходима забота о душевном равновесии детей.
И вот наступает время, когда малыш приходит в детский сад.
Это первая ступенька в жизни каждого человека. Важно, чтобы этот период был радостным и содержательным. Ведь от того, как пройдет детство, зависит вся жизнь человека.
С чего должен начинаться для него детский сад?...
Со встречи, взгляда, улыбки и, конечно, добрых слов: «Здравствуй, малыш!»
Невольно вспоминается период адаптации у детей к детскому саду: море слез, обиды. Стресс для ребенка и родителей. В этот период ребенок становится просто «недоступен»: у него нарушаются эмоциональное состояние , поведение. Отрыв от дома и родных, встречу с новыми взрослыми малыш воспринимает как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким. Именно в этот период малышу необходим душевный комфорт, радостное восприятие нового образа жизни.
В психологии педагогике доказаны уникальность, неповторимость и огромное значение раннего возраста для всей последующей жизни человека. Человеческое дитя рождается беспомощным, но имеет огромный потенциал развития. Ранний возраст – время быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. То, что на этом этапе упущено, впоследствии наверстывается трудом. В этот период важен не только год, но даже месяц, неделя, день.
В последней четверти ХХ в.в области нейропсихологии было сделано открытие так называем «окон возможностей». До 3 лет у ребенка активно развиваются мозговые структуры. С окончанием и формирования происходит « захлопывание окон». Согласно современным исследованиям, к этому возрасту развитие клеток головного мозга уже завершено на70- 80 %.
Новейшая психология убедительно доказывает, что для воспитания ребенка возраст до 3 лет намного важнее последующего периода.
Однако, как показывает практика, специалисты и даже некоторые родители недостаточно важность этого периода в жизни человека.
Да, ребенок рано или поздно привыкнет к детскому саду, даже будет казаться, что все забыл, успокоился, но каким он стал, что осталось в его в хрупкой нежной душе, вырастит ли он чутким и заботливым к чужой беде, сможет ли он поддержать в трудную минуту?
Этот вопрос своевременен и актуален. Поэтому я, работая с детьми всех возрастов, выделяю особый, ранний возраст.
Все мы знаем, что именно музыка у детей раннего возраста эмоциональный отклик раньше других видов искусства. Находясь под воздействием музыки, ребенок растет жизнерадостным, любознательным, активным, легче переносит неожиданные ситуации, а иногда неудачи.
Постигая красоту в музыке, ребенок учится ценить ее и в жизни, и в человеческих отношениях.
У каждого явления на Земле есть своя неповторимая и уникальная миссия. Есть она и у музыки. Она нужна ребенку для его личностного развития и роста, нужна как вода, воздух и солнце.
Я как музыкальный руководитель во время общения с малышами «перекидываю» к ним музыкальный мостик, который настраивает всех в утренние часы на положительный лад.
Мир музыки своим крохам открываю с помощью синтеза мелодии и прикосновения. В это время малыш смотрит на меня, слышит на меня, слышит мой голос, ощущает теплоту рук – все то, что ему нужно. Я пытаюсь вовлечь малыша в общение, содержание которого отвечает его интересам, желаниям.
Еще М.Ю. Кистяковская в своих исследованиях отмечала значение потребности у детей раннего возраста в тактильных впечатлениях. Они остро нуждаются в прикосновениях: чтобы их погладили, слегка обняли, позволили прижаться. Поэтому я с большим удовольствием поглаживаю по ладошкам своих крох и ласково им напеваю.
Прислушиваясь к ласковому говорку песенок, ребенок радуется, овладевает новым запасом слов, приобщается к красоте речи. А слушая эти песенки с упражнениями для движения пальчиков, ладошек, у ребенка быстро развиваются координация, речь, память, музыкальный слух, эмоциональная отзывчивость.
Это музыкальное общение с малышами проходит каждый день и облегчает вхождение малыша в сообщество детей и взрослых. Любимые детьми повторения дают возможность ребенку хорошо запомнить песенки и усвоить пальчиковые движения. А поскольку каждый малыш неповторим, для развития творческих способностей я использую разнообразные, индивидуальные формы поглаживаний. В общении важны доброжелательность, спокойный тон речи.
Музыкальные способности детей при этом достигают необходимого уровня для дальнейшего совершенствования на этапе дошкольного детства.
Теплые «Песенки – бусинки» для малышей
Скольжение
Гладить своими ладонями ладошки ребенка.
Скорее ладошки прижми
И ласково гладить начни.
Колобок
Гладить круговыми движениями своими ладонями ладошки ребенка.
Колобок, колобок,
Вот какой румяный бок!
Встреча
Перебирать пальцами по пальчикам малыша.
Пальчик с пальчиком встречались,
Дружно бегали, смеялись.
Замочек
Своими пальцами зацепиться за пальчики ребенка и плавно раскачивать руки.
На двери висит замочек,
Взаперти сидит щеночек,
Хвостиком виляет,
Хозяев поджидает.
Ладушки
Своими ладонями попеременно горизонтально хлопать по ладошкам ребенка.
Ладушки, ладошки – 2 раза.
Цап – царапки
Сначала поглаживать, а потом щекотать кончиками своих пальцев ладошку малыша.
У кошечки лапки,
А в лапках – цап – царапки!
Ежик
Кончиками пальцев, как иголочками, «покалывать» ладошки малыша.
Ежик колет нам ладошки,
Поиграем с ним немножко.
Хлопок
Хлопать вертикально своими ладонями по ладошкам ребенка.
Раз хлопок, два хлопок.
Каждый пальчик прыгнуть смог.
Уточка
Выполнять плавные движения кистями обеих рук справа на лево, а затем движения лапок утки в воде.
Уточка, уточка
По реке плывет.
Плавает, ныряет,
Лапками гребет.
Любая работа направлена на результат. В чем он?
Я много думала над этим вопросом. Ведь его нельзя пощупать или вывести в цифрах. Он измеряется в других единицах. Как мне кажется , это – интерес, любознательный взгляд, желание общаться. Если дети бегут навстречу мне с «горящими» глазами, искренними улыбками, значит, им это нужно, значит, мои идеи, взгляды отражают их потребности. Малыш всегда учится лишь у тех, кого любит, кому доверяет.
Пройдут годы, дети вырастут, но хочется верить, что в своей памяти они навсегда сохраняют тепло музыкального общения, радость сопереживания, которые они с особой силой смогли ощутить именно в детском саду.
Работая над этой темой, я прошла лишь первые шаги, и пусть они еще такие же маленькие, как у моих крох, но я считаю, главное – верить, что нет проблем, которые нельзя решить, если вкладывать в любимое дело душу и сердце, быть терпеливым и четко следовать намеченной цели. И тогда целеустремленный, уверенный в себе ребенок готов будет жить в «мире людей», а не существовать в нем.
Как бы трудно ни было, надо быть на самой «высокой ноте», которую можешь взять. И всегда помнить о настроении – важнейшей составляющей успеха. Помните, как в детской песенке:
От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется.
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется…
И она обязательно вернется от того самого малыша, которому утро: «Здравствуй, малый!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Здравствуй, малыш!"
Краткосрочный педагогический проект «Здравствуй, малыш!» (для детей первой младшей группы)Цель проекта: успешная адаптация детей к детскому дошкольному учреждению посредством обеспече...
Консультация для родителей "Здравствуй, малыш!"
О значительных изменениях как в физическом, так и в нервно-психическом развитии детей раннего возраста. Очень важно соблюдать режимные процессы, при этом соблюдать принципы последовательности и постеп...
Проект «Здравствуй, малыш!»
Количество участников: Вновь поступающие дети и их родители.Дата реализации проекта: Месяц (адаптационный период)Длительность проекта: Краткосрочный.Цель проекта: Создание условий дл...
Проект «Здравствуй, малыш!»
Проект «Здравствуй, малыш!»для второй младшей группы. Количество участников: Вновь поступающие дети и их родители.Дата реализации проекта: Месяц (адаптационный период)Длительность проекта: ...
ПРОЕКТ «ЗДРАВСТВУЙ МАЛЫШ» МЛАДШАЯ ГРУППА «НЕВЕЛИЧКИ»
Цель проекта: Создание условий для прохождения ребенком безболезненного периода адаптации. Основные задачи проекта: 1. Активизировать родительское внимание к вопросам воспитания и жизни ребенка...
Проект «Здравствуй, малыш!»
Цель: создание условий для прохождения ребенком безболезненного периода адаптации....
Проект в 1 младшей группе "Здравствуй малыш""
Проект в первой младшей группе "Здравствуй малыш"...