«Эмоциональный интеллект, как показатель успешности и развития ребенка». Семинар.
методическая разработка по психологии
Эмоциальный интеллект - важное понятие в дошкольной педагогике и психологии. ФГОС ДО определяет развитие эмоционального интеллекта как составляющую социально-коммуникативного развития.
Одним из приоритетных направлений в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» вступившего в силу ФГОС ДО является развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsionalnyy_intellekt_kak_pokazatel_uspeshnosti_i_razvitiya_rebenka.ppt | 592.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ФГОС ДО Эмоциональный интеллект - важное понятие в дошкольной педагогике и психологии. ФГОС ДО определяет развитие эмоционального интеллекта как составляющую социально-коммуникативного развития. Одним из приоритетных направлений в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» вступившего в силу ФГОС ДО является развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.
Впервые термин “эмоциональный интеллект” был употреблен в 1990 году Дж. Мейером и П. Саловеем. “ способность тщательного постижения, оценки и выражения эмоций; способность понимания эмоций и эмоциональных знаний; а также способность управления эмоциями, которая содействует эмоциональному и интеллектуальному росту” личности.
80% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта , и лишь 20% - всем известный IQ – коэффициент интеллекта, измеряющий степень умственных способностей человека.
ФГОС ДО Насколько детям необходимо изучать свой организм и окружающий мир, настолько им также необходимо изучать и свой внутренний мир. Совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Поэтому не менее важно, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:
Здоровый человек – это человек, осознающий и принимающий свои эмоции, человек, действующий из понимания основополагающих чувств, которые его к этому действию побуждают. Успешный человек – это человек, понимающих других и умеющий убедить людей. В наше время знания доступны всем, но многие далеки от своих чувств и эмоций, поэтому важно в развитии детей достойное место уделить эмоциональному интеллекту.
умением контролировать свои чувства так, чтобы они не “переливались через край”; способностью сознательно влиять на свои эмоции; умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их); способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим; умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения; способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему
У детей плохо сформированы эмоционально – мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым; У детей недостаточно выработаны положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе игры; У детей недостаточно развиты навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на метод переживания.
Важнейшими составляющие эмоционального интеллекта являются: Умение понять свои эмоции и управлять ими. Восприятие себя как хорошего человека. Взращивание адекватной (высокой) самооценки. Способность распознавать и признавать чувства других и умение взаимодействовать с окружающими, находить с ними общие точки соприкосновения, способностью, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему. Способность справляться со сложными и стрессовыми ситуа циями Умение быстро и эффективно реагировать на изменившиеся Обстоятельства Жизненный фон : оптимизм и чувство счастья
Что мы подразумеваем, когда говорим о развитие эмоционального интеллекта у детей? Распознавание своих и чужих чувств. Удивительно, но этой способностью обладают не все взрослые. Если вы считаете проговаривание чувств чем-то незначительным, начните это делать для себя (в первую очередь) и для ребенка, и увидите, как изменится ваш мир. Развитие эмпатии (способности сочувствовать). У детей эмпатия развита слабо, поэтому важно им показывать сострадание, сочувствие и доброту своим примером. Позволение проявлять негативные эмоции . Если ребенок зол, обижен, возмущен, расстроен и плачет – не стоит его успокаивать, отвлекать (и не дай Бог подсовывать сладость). Найдите в себе мужество и великодушие выстоять перед негативными эмоциями, принять их и дать им улечься. Позволение проявлять позитивные эмоц ии — не менее важный аспект. Все то родителям кажется слишком: визжат дети слишком, радуются слишком, смеются слишком. Вместо того, чтобы стараться «унять щенячий восторг» научитесь радоваться вместе с детьми.
Педагоги должны понимать, какими методами, технологиями и приемами это можно обеспечить. Один из методов развития эмоционального интеллекта - экспрессивный этюд . Рассмотрим подробно, как он действует, и узнаем, как его провести. Что такое экспрессивный этюд Экспрессивные этюды - вид психогимнастических упраж нений.
В экспрессивном этюде есть две стороны (роли). Роль действующих детей возникает , когда педагог просит воспитанников показать какой-либо персонаж истории: как он действует, что он чувствует, что и как говорит в определенной ситуации. Тем самым педагог создает условия для того, чтобы дети развивали свои средства экспрессии: мимику, пантомимику, жесты и интонацию. Например: в зависимости от возраста ребенка педагог просит: покажи, как Мишка шел; покажи всем телом, как Мишка шел; покажи лицом, телом, руками и движениями, как Мишка шел; покажи, как кралась Лиса; скажи так же, как медведь Михайло Иванович; скажи так же, как Мышка-норушка.
Другая роль в экспрессивном этюде - дети наблюдающие. Когда одни воспитанники показывают экспрессию, другие смотрят. Тем самым у наблюдающих детей расширяется багаж образного восприятия экспрессии, в т. ч. экспрессии эмоций у разных людей. Наблюдаемая экспрессия связана со словом, которое обозначает эмоцию. Например, дети видят, как их ровесники показывают персонажей сказки: радующуюся мышку, испугавшегося зайца или удивленного слона. За счет этого происходит обогащение понимания эмоций других людей по их экспрессивному выражению.
1-й совет. Используйте экспрессивные этюды во время чтения ск азки (произведения детской литературы), а не как отдельное задание . Экспрессивные этюды помогают детям войти в роль, почувствовать и передать: эмоциональное состояние персонажа (радость, грусть, злость, обиду); его характер (хитрая, трусливый, храбрый); физические особенности (большой, маленький, неуклюжий, верткий, быстрый).
2-й совет. Количество экспрессивных этюдов во время чтения сказки должно быть 3-7. Это позволит удерживать внимание дошкольников на сюжете. Экспрессивные этюды должны не отвлекать ребенка, а служить средством лучшего восприятия, понимания и переживания. Вариативность (для отдельных детей или всей группы) и количество этюдов зависят от сюжета сказки и темпа работы в группе. В одних случаях воспитанникам требуется больше времени для восприятия, в других - показ происходит быстро. 3-й совет . Организуйте показ одного экспрессивного этюда 2-3 раза разными детьми. Пусть каждый дошкольник показывает этюд своим способом. Это дает возможность: тренировать экспрессивные возможности большему количеству детей; увидеть разные экспрессивные оттенки выражения одной и той же эмоции разными детьми; накопить багаж образного восприятия эмоциональной экспрессии.
4-й сов ет. Организуйте общеколлективный показ, когда все дети сразу показывают эмоцию персонажа с места, не выходя в центр. Это эффективный прием, особенно если речь в сказке идет о постепенном увеличении одной эмоции. Например, эмоции удивления: удивился - еще больше удивился - был поражен. 5-й совет. Учитывайте желание воспитанников, когда выбираете их для участия в экспрессивных этюдах. Застенчивые или не готовые выступить публично дети могут участвовать в общеколлективных этюдах со своего места. Получив опыт наблюдения и действия совместно со сверстниками, они начнут стремиться самостоятельно показать этюд перед остальными детьми.
6-й совет. Поддерживайте ребенка, который показывает экспрессивный этюд, аплодисментами вместе с другими детьми. Аплодисменты в данном случае - одобрение самого действия ребенка, а не качества исполнения. 7-й совет. Учитывайте возрастные особенности каждой группы: динамику «открытия» эмоций, готовности воспитанников к их пониманию. Важно помнить, что эмоции в различных оттенках открываются дошкольникам постепенно и в определенном порядке. 8-й совет. Включайте экспрессивный этюд в развивающие и коррекционные ситуации. Но не злоупотребляйте этим. Только непосредственная включенность в сказочный сюжет делает их естественными. В этом случае дети их понимают и принимают.
Работу над развитием эмоционального интеллекта у дошкольников необходимо проводить в тесном сотрудничестве с родителями своих воспитанников. Воспитатель и родители должны «делать одно дело » - создавать для ребёнка благоприятную, эмоциональную атмосферу, считать его полноправным членом общества, уважать, прислушиваться к его мнению. Дети должны постоянно чувствовать, что родителей тревожат не только их успехи в приобретении различных навыков и умений. Устойчивое внимание родителей к личностным качествам и свойствам детей, к взаимоотношениям со сверстниками, к культуре их отношений и эмоциональных проявлений укрепляет в сознании дошкольников социальную значимость и важность этой особой сферы – сферы эмоционального отношения к другим людям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Позитивные эмоциональные взаимоотношения, как залог успешного психического развития.
Для успешного психического развития детей раннего возраста особая роль отводится эмоциональному общению с взрослыми. Да, в этом возрасте складывается предметная деятельность, зарождаются отношения со ...
Развитие эмоционального интеллекта дошкольников с задержкой психического развития
В статье представлено содержание коррекционно-воспитательной работы с детьми с задержкой психического развития. Представленные виды деятельности позволяют развивать эмоциональный интеллект, мышл...
Мастер-класс: «Монологическая речь и эмоциональный интеллект как фактор успешной социализации и адаптации в школе»
Мастер-класс: «Монологическая речь и эмоциональный интеллект как фактор успешной социализации и адаптации в школе»...
Работа с родителями на тему: "Эмоциональный интеллект как важный аспект коммуникации с ребенком"
Стремясь развить интеллект ребенка, многие родителей в основном уделяют внимание лишь познавательным способностям, забывая о таком важном аспекте как эмоциональный интеллект. Эмоциональный интеллект и...
Показатели художественно-эстетического развития ребенка второго года жизни
Показатели художественно-эстетического развития ребенка второго года жизни...
Показатели художественно-эстетического развития ребенка третьего года жизни
Показатели художественно-эстетического развития ребенка третьего года жизниК 2 годам 6 месяцамДержит карандаш.Чертит кривую линию, закругленную линию, пытается повторить за взрослым.Дорисовывает к рис...
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: СТАНОВЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Старший дошкольный возраст сенситивен к развитию эмоционального интеллекта и отличается от других возрастов богатыми коммуникативными действиями, эмоциональностью и насыщенностью....