Мастер-класс: «Монологическая речь и эмоциональный интеллект как фактор успешной социализации и адаптации в школе»
консультация по коррекционной педагогике

Молодцова Наталия Ивановна

Мастер-класс:  «Монологическая речь и эмоциональный интеллект как фактор успешной социализации и адаптации в школе»

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс: «Монологическая речь и эмоциональный интеллект как фактор успешной социализации и адаптации в школе» Подготовили: Микушкина А. Ю., педагог-психолог, Молодцова Н. И., учитель-логопед Самара, 2022

Слайд 3

Логопедическая готовность к школе: Родителям в первую очередь следует обратить внимание на: Правильное произношение всех звуков русского языка Умение различать звуки речи на слух Владение навыками звукового анализа и синтеза Словарный запас (около 2000 слов) Сформированность грамматического строя речи Связную речь Речевую коммуникацию Мелкую моторику рук

Слайд 4

Хорошая речь – показатель всестороннего и полноценного развития ребенка. Чем лучше у ребенка будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением и письмом. Возраст 4-7 лет – это период интенсивного развития связной монологической речи.

Слайд 5

Составление описательных рассказов Первой ступенью к развитию монологической речи является описание предмета. Описывая любимую игрушку, предмет ребенок начинает выстраивать свои собственные высказывания, учится строить предложение.

Слайд 6

Обучение пересказу Пересказ занимает одно из ведущих мест в формировании монологической речи. При пересказе совершенствуется структура речи, ее выразительные качества, произношение, усваивается построение отдельных предложений и текста в целом.

Слайд 7

Работа с серией сюжетных картин, сюжетной картиной Самостоятельное составление рассказов обучает ребенка построению сюжетной линии, понимаю лексической формы и содержания. Картины играют роль наглядной модели повествования, мотивируют ребенка на поиск наиболее точных языковых средств.

Слайд 8

Эмоции присутствуют в каждом высказывании и тесным образом связаны с содержанием речи. Ребенку легче запомнить текст, если он будет эмоционально окрашен.

Слайд 9

Использование мнемотехники Использование мнемотаблиц и схем-моделей дает детям возможность легче овладевать связной монологической речью. Наличие зрительного плана-схемы делает рассказы связными и последовательными. В процессе ответа ребенок несколько раз перекодирует информацию: слово преобразует в образ и наоборот, что способствует и укреплению межполушарных связей.

Слайд 10

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Искусство запоминания названо словом « mnemonikon » по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины . Считается , что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).

Слайд 11

Существует шесть основных методов мнемотехники: Крокирование (рисуночное письмо) Метод ассоциативных цепочек Метод смысловых опор Метод трансформации Метод Цицерона Эйдетизм (образное запоминание)

Слайд 12

Для облегчения процесса запоминания и увеличения объема памяти, поможет один из методов мнемотехники – крокирование . Метод « крокирования » (от франц. Croquis – чертеж, схема, набросок) – это метод символизации или метод рисуночного письма. Когда дети рисуют кроки-схемы предметов, животных, людей, явлений, понятий, они легко восстанавливают в памяти все, что зарисовали. Рисунок может быть использован для заучивания стихотворения, составления рассказа, подготовки пересказа.

Слайд 13

При крокировании важно понимание ребенком того, что он нарисовал, качество исполнения рисунка и узнаваемость его другими людьми не имеют никакого значения.

Слайд 14

Стихотворение для запоминания со звуками [Ш], [ Ж ] . Дифференциация звуков [Ш ]- [ Ж ] Мы ш ка в кру ж ечке зелёной Наварила ка ш и п ш ённой. Ребяти ш ек дю ж ина - О ж идают у ж ина. Всем по ло ж ечке досталось, Ни крупинки не осталось!

Слайд 15

Текст для пересказа со звуками [Ш] и [ Ж ] . Дифференциация звуков [Ш ]- [ Ж ] У Ж анны есть плю ш евые игру ш ечные ко ш ка, ми ш ка и ло ш адка. На день ро ж дения деду ш ка Я ш а подарил Ж анне плю ш евого ж ирафа. Ж анна пока ж ет ж ирафа подру ж кам.

Слайд 16

Четверостишие для запоминания со звуком [Л]. Автоматизация звука [Л] в стихотворении Дяте л ель до л би л , до л би л . Ство л у ели то л стый бы л . Дяте л выдо л би л дуп л о. Дят л у в том дупле теп л о .

Слайд 17

Текст для пересказа со звуком [ Л ] . Автоматизация звука [ Л ] в тексте Белка . К л ава гуля л а по аллее и увиде л а бе л ку . Бе л ка сиде л а на е л ке и л укаво поглядыва л а на К л аву . К л ава выну л а из сумки конфету и показа л а бе л ке . Та л овко спусти л ась с е л ки и усе л ась на л адонь К л авы . К л ава поглади л а бе л ку . Бе л ка схвати л а конфету и унес л а ее в дуп л о . Дома К л ава гляде л а на л адонь и вспомина л а , какие л укавые были у бе л ки г л азки .

Слайд 18

Текст для пересказа со звуками [ Р ] и [ Л ] . Дифференциация звуков [ Р ] - [ Л ] в тексте Р ома взя л ка р андаш. Нарисова л будку. Око л о будки л охматый пёс. Он сидит на цепи. Ве р онике ста л о жа л ко пса. Она взя л а л астик. Стер л а цепь. Р ома р асстрои л ся и нарисова л большую кость. Теперь Ве р оника довольна.

Слайд 19

Текст для пересказа «Как медведь сам себя напугал» Вошел медведь в лес. Хрустнула под его тяжелой лапой палка. Испугалась на елке белка – выпала из ее лапок шишка. Упала и угодила в лоб зайцу. Вскочил заяц и помчался в чащу. Наскочил на сороку, из кустов ее выпугнул. Сорока крик подняла на весь лес. Услышал лось, что кто-то по лесу мчится, всполошился и пошел кусты ломать! Тут медведь остановился, прислушался. Белка лопочет, сорока кричит, лось кусты ломает . И позади кто-то топает. Испугался медведь, рявкнул и дал стрекача. Знать бы ему, что это заяц топал! Белка ему шишкой в лоб угодила! Так медведь сам себя напугал. По Н. Сладкову

Слайд 20

Четверостишие для запоминания со звуками [С] и [ Ц ] . Автоматизация звуков [С], [ Ц ] в стихотворении (Работа с родителями) С тоит во з ов с а . У ов с а с тоит ов ц а . У ов с а с тоит ов ц а . На во з у пуд ов с а.

Слайд 21

Мелкая моторика рук Хорошо развитая мелкая моторика способствует развитию речи (пальчиковая гимнастика, игры с прищепками, ниткография , использование шариков су- джок и иппликатора Кузнецова, обведение и штриховка предметов, шнуровка, нанизывание бусинок, аппликации, лепка, плетение, вырезание ножницами и т.д.). Весна пришла, и теплые ладошки Своих лучей несет во все окошки; Теплее дни, уже набухли почки, И ждут свой час зеленые листочки. Наталья Тениева

Слайд 22

Благодарим за внимание и совместную работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальная компетентность дошкольников как фактор успешной социализации в школьном образовательном учреждении

Психологисескую готовность ребенка к школе можно определить как  некоторый уровень  психического развития ребенка, необходимый для школьного обучения....

Статья "Правовое воспитание детей дошкольного возраста как один из факторов успешной социализации"

Данная статья  предназначена для воспитателей работающих в системе общественного воспитания...

Интегрированное занятие с участием педагога-психолога и логопеда с использованием интерактивной среды темной сенсорной комнаты в условиях реализации ФГОС ДО как фактор, положительно влияющий на развитие речи и эмоционального интеллекта детей сОВЗ

Федеральные государственные стандарты дошкольного образования (ФГОС) для детей с ограниченными возможностями здоровья нацеливают специалистов на создание развивающей образовательной среды, способствую...

«Адаптация как фактор успешной социализации детей младшего дошкольного возраста»

laquo;Адаптация как фактор успешной социализации детей младшего дошкольного возраста»...