ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: СТАНОВЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (старшая группа)
Старший дошкольный возраст сенситивен к развитию эмоционального интеллекта и отличается от других возрастов богатыми коммуникативными действиями, эмоциональностью и насыщенностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsionalnyy_intellekt_dlya_portala.docx | 32.16 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: СТАНОВЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Исследование феномена «эмоциональный интеллект» привлекает внимание ученых различных направлений. Изначально психологи определили такую индивидуально-психологическую особенность личности как «социальный интеллект». Американский психолог и педагог-бихевиорист Э. Торндайк в 1920 г. в небольшой статье описал его как один из видов человеческого интеллекта, проявляющийся в «способности к пониманию и управлению людьми (детьми и взрослыми), способности действовать мудро в межличностных отношениях» [8, С. 227]. Таким образом, идея множественности видов (сторон) интеллекта, и, в частности, эмоциональной сферы интеллекта, была обозначена в начале XX в. При это дальнейшее исследование произошло только во второй половине XX в. Так, например, в 1938 г. американский психолог шведского происхождения Л. Терстоун выделил семь «первичных умственных потенций» (способность к счёту, вербальное восприятие и гибкость, скорость восприятия, ассоциативная память и ориентация в пространстве), но среди них нет ни одной, которая бы хоть как-то касалась эмоциональной (аффективной) стороны интеллекта [72].
В 1960-х впервые обозначилось понятие именно эмоционального интеллекта как такового. Профессор психологии Колумбийского университета Майкл Белдок в 1964 г. в своей работе «Чувствительность к выражению эмоционального интеллекта в трёх способах общения», а затем в 1966 г. Б. Лойнер в психологическом исследовании «Эмоциональный интеллект и эмансипация» обратились к эмоциональному интеллекту как важнейшей структурированной когнитивной способности человека [6].
Идея единства аффекта и интеллекта нашла свое отражение в трудах титанов отечественной психологии (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев). Так, советский психолог Л.С. Выготский пришел к выводу о существовании динамической смысловой системы, представляющей собой единство аффективных и интеллектуальных процессов. Он, в частности, указывал, что «…отрыв интеллектуальной стороны нашего сознания от его аффективной, волевой стороны представляет один из основных и коренных пороков всей традиционной психологии. Мышление при этом неизбежно превращается в автономное течение себя мыслящих мыслей, оно отрывается от всей полноты живой жизни...» [1, С. 74]. Единство аффекта и интеллекта, по мнению Л.С. Выготского, наблюдается как во взаимосвязи и взаимовлиянии данных сторон психики на каждом этапе развития, так и в том, что эта связь динамическая, причем каждому этапу в развитии мышления соответствует определенный период в развитии аффекта [1].
С.Л. Рубинштейн продолжал развивать идеи Л.С. Выготского и отметил, что «единство эмоционального и рационального уже само по себе и является мышлением» [5, С. 78], «каждая новая предметная область, которая отражается в человеческом сознании, порождает новые чувства, и в новых чувствах устанавливается новое отношение человека к миру» [5, С. 163].
В психологической теории деятельности А.Н. Леонтьева эмоция зарождается из соотношения результатов действия к потребности, являющейся его мотивом, исходным побуждением. Если потребность удовлетворяется или цели достигаются, то возникают положительные эмоции, соответственно, отрицательные эмоции возникают в ответ на несовпадение потребности и результата деятельности. Эмоции в теории Леонтьева также не принимаются в расчет в качестве переменной регулирующей и побуждающей активность человека. Эту функцию выполняют потребности, цели и мотивы [2].
Таким образом, традиционно в психологии эмоциональная окрашенность мышления противопоставлялась отражению объективного мира. Считалось, что только свободное от эмоциональных процессов мышление заканчивается правильным, то есть реалистическим отражением мира. В свою очередь, единственное, что могут делать эмоциональные процессы, – это «затемнять» познание, искажать его, вести к тому, что человек выдает желаемое за действительное.
Старший дошкольный возраст сенситивен к развитию эмоционального интеллекта и отличается от других возрастов богатыми коммуникативными действиями, эмоциональностью и насыщенностью. Так, многие исследователи (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, П.М. Якобсон, С.Л. Рубинштейн) отмечают, что поведение дошкольника в большей степени регулируется эмоциями, чем рассуждениями. По их мнению, именно обобщенные чувства побуждают действие. Они называют эти чувства «интеллектуальными». Дошкольник постепенно научается преследовать все более отдаленные цели и предвидеть не только интеллектуально, но и эмоционально возможные последствия своей деятельности и межличностного взаимодействия. Обобщенно, психологические предпосылки развития и формирования эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте приведены на нижеследующем рисунке.
Рис. Психологические предпосылки развития и формирования эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте
Эмоциональный интеллект с высокой степенью вероятности связан с расширением сферы социализации человека и качеством ее межличностных отношений, которые ассоциируются с психологическим здоровьем. На развитие эмоционального интеллекта ребенка влияет множество внешних и внутренних факторов.
К внутриличностным факторам развития эмоционального интеллекта можно отнести психофизические особенности личности ребенка (когнитивное развитие, темперамент, характер и др.), включая психические новообразования, приобретенные в процессе социализации. Говоря о действии внешних факторов на развитие эмоционального интеллекта дошкольников, следует выделить систему факторов микросреды: семья, сверстники, образовательные организации, реализующие программы основного дошкольного и дополнительного образования детей.
Дошкольник постепенно научается преследовать все более отдаленные цели и предвидеть не только интеллектуально, но и эмоционально возможные последствия своей деятельности и межличностного взаимодействия. Именно совместная деятельность приводит к качественным изменениям в сознании ребенка и у ребенка появляются такие качества, как способность решать проблемы путем взаимодействия со взрослыми и сверстниками, доброжелательность, тактичность, самоконтроль, умение учитывать и принимать иную точку зрения. Так, А.Н. Поддьяков считает важным компонентом познавательного, социального и личностного развития ребенка его способность понимать и учитывать чужую точку зрения. Для этого ребенку необходимо преодолеть значительные психологические трудности – понять, почувствовать, что хочет, что видит, думает, чувствует партнер, проявить способность временно встать на его позицию и увидеть ситуацию «его глазами» [4, С. 41-44]. Именно в процессе сотрудничества ребенок получает опыт общения с окружающими людьми – взрослыми и детьми – и таким образом научается обращаться к другому человеку как к личности.
На основании существующих психологических исследований можно констатировать, что высокий уровень эмоционального интеллекта способствует сопротивляемости рискованных видов поведения. Например, установлено, что высокий уровень эмоционального интеллекта, с одной стороны, связан с желанием искать помощь в социальном окружении при решении личностных эмоциональных проблем, с другой – с осознанием необходимости противодействовать давлению со стороны окружающей среды. О.С. Паксюткина в качестве выводов своей исследовательской работы приводит такие доводы: «… развитие эмоционального и социального интеллекта ребенка, вербальных и невербальных способностей выражения своих эмоциональных состояний окажет положительное влияние и на межличностное взаимодействие со сверстниками, и на общение с родителями. Понимание эмоций людей, выражение и контроль своих эмоций и чувств должны быть результатами развития эмоционального интеллекта ребенка дошкольного возраста. Для эффективности развития эмоциональной сферы педагогом-психологом должен использоваться целый комплекс психолого-педагогических технологий (арт-терапия, сказкотерапия, музыкотерапия и т.д.)» [3, С. 170].
Обобщая, отметим, что в старшем дошкольном возрасте эмоциональный интеллект возникает на основе отношений детей между собой и со взрослыми, а также благодаря развитию чувств в этот период. Процесс интеллектуализации эмоций или, иными словами, зарождение чувств эмпатии и сочувствия, а также содействия сверстникам и взрослым внутренне обусловлено возникновением у детей простейших просоциальных мотивов поведения. В дошкольном возрасте этими людьми являются, в первую очередь, родители, воспитатели и особенно сверстники. Это значит, что развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте требует понимания ребенком эмоциональных состояний других людей и успешного сотрудничества с ними, в большей степени со своими сверстниками. Дошкольный возраст является периодом возникновения и развития совместной деятельности. По нашему мнению, это умение – результат осознания и принятия роли и значимости другого человека в своей деятельности. Именно совместная деятельность приводит к качественным изменениям в сознании ребенка и у ребенка появляются такие качества, как способность решать проблемы путем взаимодействия со взрослыми и сверстниками, доброжелательность, тактичность, самоконтроль, умение учитывать и принимать иную точку зрения.
Таким образом, эмоциональный интеллект – это условие выбора эффективного способа построения отношений с другими людьми, который ребенок может успешно приобретать уже в старшем дошкольном возрасте, сенситивном к развитию эмоциональности и формированию благоприятных межличностных отношений, чувства дружбы и товарищества. Только опираясь на эмоции свои и других людей, дети учатся ориентироваться на другого, получая полезную информацию о том, что действительно происходит.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. – М., 1982. Т. 2 Проблемы общей психологии. С. 70-78.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975. – 304 c.
- Паксюткина О.С., Кечина М.А. Психолого-педагогическое сопровождение развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста // Наука и образование: актуальные психологические проблемы и опыт решения: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции, Саранск, 14-15 марта 2019 года. Саранск: Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева, 2019. С. 168-172.
- Поддьяков А.Н. Способен ли ребенок понимать и учитывать чужую точку зрения? // Дошкольное воспитание. 2002. № 12. С. 41–44.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. 416 с.
- Beldoch M. Sensitivity to Expression of Emotional Meaning in Three Modes of Communication. In Social Encounters: Readings in Social Interaction, Michael Argyle, ed., Aldine Publishing Company, 1973. рр. 121-131.
- K. Paul, Trench, Trubner & co., Harcourt, Brace & co. The nature of intelligence, 1927. 332 р.
- Thorndike Intelligence and its uses. Harper’s Magazine, 1920. рp. 227-235.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста.
Доклад на педагогическом совете....
«Особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста»
Рекомендации для педагогов "Развитие словаря старшего дошкольного возраста"...
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Динамика развития свойств внимания детей дошкольного возраста....
Консультация для родителей на тему «Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста».
Консультация для родителей...
«Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста».
Основное направление развития речи детей пятого года жизни – это освоение связной монологической речью....
«Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста».
Основное направление развития речи детей пятого года жизни – это освоение связной монологической речью....
Консультация "Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет"
Развивая речь - мы вступаем на путь познанияРазвивая мысль – мы приближаемся к знаниюА. П. Кондарев...