Работа с родителями на тему: "Эмоциональный интеллект как важный аспект коммуникации с ребенком"
методическая разработка (младшая группа)
Стремясь развить интеллект ребенка, многие родителей в основном уделяют внимание лишь познавательным способностям, забывая о таком важном аспекте как эмоциональный интеллект. Эмоциональный интеллект играет важную роль в воспитании и социализации каждого человека и является фундаментом успешной, счастливой и гармоничной жизни, поскольку он влияет на многие личностные качества, в том числе и на коммуникативные способности.
Гипотеза: грамотное формирование и развитие эмоционального интеллекта ребенка зависит от эмоционального интеллекта родителей.
Что такое эмоциональный интеллект?
Эмоциональный интеллект (EQ) – это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения различных практических задач.
Эмоциональный интеллект заключается в возможности отделять личные ощущения от фактов, а также определять настроение, темперамент, мотивацию и намерения в общении с другими людьми.
А зачем он нужен?
Правильное распознавание эмоций – путь к успеху в отношениях. Он является важным аспектом общения. Развитие эмоционального интеллекта является фундаментом для построения успешной и эффективной коммуникации родителей с детьми. [Принципы успешной коммуникации: качества информации, целесообразности, ясности, слушания, психологический.]
Если родители умеют правильно подбирать слова, четко выражать и описывать свои мысли и эмоции, а также могут слышать и слушать, интересуются мнением и эмоциональным состоянием своих детей, анализируя их слова и поступки, то в семье формируется благоприятная коммуникативная среда, что будет способствовать развитию эмоционального интеллекта и, соответственно, коммуникативных способностей детей.
Дети с развитым ЭИ увереннее и продуктивнее; им легче адаптироваться в обществе, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, избегать конфликтных ситуаций.
Эмоциональный интеллект – это в первую очередь навык, а не дар, это означает, что его можно и нужно развивать. Он начинает формироваться у ребенка с самого рождения. Это происходит естественно, когда мама или другой близкий взрослый откликается на его эмоции, дарит свою заботу и ласку. Ребенок, в свою очередь, многие эмоции и способы их выражения впитывает как губка.
Например: «Мама сердится, значит, я что-то сделал не так. В следующий раз печеньку раньше времени брать не буду или краской на стенах рисовать не буду»; или мама счастлива и не говорит об этом ни слова, но ребенок видит это подкрепление эмоциями не только у мамы, но и у окружающих. На этих примерах мы видим, что эмоциональный интеллект ребенка формируется естественным образом – осознанно или неосознанно.
В большинстве случаев это происходит неосознанно. Пример: мама приходит домой с работы, нервная и уставшая. Ребенок прибегает к ней и начинает что-то рассказывать, показывает свои рисунки, а мама ему говорит: «Отстань! Дай маме раздеться и отдохнуть»; и так происходит несколько раз.
Если не объяснить ребенку, что эти эмоции никак не связаны с ним напрямую и что у мамы был тяжелый день на работе, то эта ситуация может негативно повлиять на идентификацию эмоций и даже травмировать ребенка: «Мама приходит домой, я пытаюсь с ней поговорить, а это начинает ее раздражать. Значит, я что-то делаю не так; значит, мои действия раздражают маму».
Поэтому очень важно, чтобы у ребенка был ‘проводник’ (родитель), который поможет ребенку научиться понимать в первую очередь самого себя, а потом и эмоции окружающих. Необходимо проговаривать вслух те эмоции, которые ребенок испытывает в тот или иной момент:
• «Все в порядке, ты действительно сейчас расстроен, потому что…»
• «Я вижу, что ты хочешь показать свой рисунок, потому что доволен своим рисунком, »
• «Я вижу, что ты очень устал, потому что у тебя был продуктивный день»
Мы не можем обучать ребенка эмоциональному интеллекту, если сами не научились определять и контролировать свои эмоции. Поэтому пока мы не вошли в дом, останавливаемся буквально на минуту и смотрим вокруг: на деревья, на небо, на прохожих. После этого мы закрываем глаза и фокусируемся на звуках. Затем переключаемся на состояние своего тела: вдыхаем воздух, наполняемся им; ощущаем, что свою усталость и напряжение, и немного успокаиваемся. Такая перезагрузка очень важна, потому что, когда мы переключаем эти сенсорные системы, мы определяем свои чувства и эмоции, даем возможность своему мозгу и всему организму расслабиться.
Можно выделить три этапа работы с эмоциональным интеллектом:
1) Какая это эмоция?
2) Откуда она взялась?
3) Как ей управлять?
Формула: «Я ЧУВСТВУЮ… – ПОТОМУ ЧТО… – Я ХОТЕЛ БЫ…» Она является универсальной в качестве первичной практики для коммуникации на языке эмоционального интеллекта.
В этой формуле заложены все три этапа работы над эмоциональным интеллектом. Пример: я чувствую усталость, потому что 8 часов провела на работе. Приходилось много работать с различными документами и взаимодействовать с другими людьми, и это никак не связано с моим ребенком. Я хотела бы 15 минут отдыха после тяжелого рабочего дня. Я спокойно открываю дверь, и ко мне прибегает мой замечательный ребенок, который говорит: «Мама, я очень хочу сейчас рассказать вам…» Я отвечаю: «Солнышко, я тебя очень люблю, но я очень устала после работы и хочу немного отдохнуть. Я с радостью выслушаю тебя через несколько минут».
Таким образом получится избежать непонимания со стороны ребенка. Мы можем задать себе эту формулировку: «Я чувствую…, потому что… Я хотел бы…», и дальше действительно управлять своими эмоциями. Это то, с чего можно начинать коммуникацию с ребенком каждому родителю в любой ситуации.
К сожалению, описанная нами ситуация происходит почти в каждой семье, поэтому было проведено исследование на базе детского сада №72 (МАОУ Начальная школа - детский сад №72) в группе «Одуванчики».
В исследовании приняли участие 10 респондентов: дети в возрасте 5-6 лет (7 девочек и 3 мальчика) и их родители.
Детям было предложено пройти тест на соотнесение 14 картинок с эмоциями, до проведения лекции с их родителями и после. В первый раз средний показатель составил 51 процент, а через две недели средний показатель оказался равен 73 процентам.
Родителями отмечалось, что после лекции и, соответственно, выполнения упражнений в течение двух недель их детям стало легче называть и определять свои эмоции. Дети стали чаще делиться своими чувствами, когда им грустно, обидно или радостно; стали больше обращать внимание на эмоции окружающих: мамы, папы, сестер, братьев и т.д. Кроме того, у 7 из 10 детей улучшились коммуникационные способности и в целом дети в группе стали лучше коммуницировать.
На основе проведенного нами исследования мы можем сделать вывод о том, что эмоциональный интеллект ребенка, его формирование и развитие действительно зависят от ЭИ родителей и их заинтересованности в способности детей распознавать и выражать свои эмоции и других людей.
Как мы уже говорили, эмоциональный интеллект имеет большое значение в жизни каждого человека, охватывая различные качества личности, в том числе и на коммуникабельность. Поэтому очень важно, чтобы родители уделяли внимание эмоциональной сфере – как собственной, так и своих детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eq_kopia.pptx | 1.09 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Гипотеза : эмоциональный интеллект является важным аспектом коммуникации с ребенком и его нужно развивать как детям, так и родителям. Цель проекта: сделать подборку упражнений для развития EQ у родителей и детей. Задачи: 1) ознакомиться с термином «эмоциональный интеллект» и понять, для чего он нужен 2) рассмотреть конкретную проблемную ситуацию и найти эффективные способы ее решения 3) подобрать упражнения для развития эмоционального интеллекта 4) провести исследование на базе образовательного учреждения для определения эффективности выбранных упражнений
Что такое эмоциональный интеллект? Эмоциональный интеллект (EQ) – это способность понимать причины своих эмоций, намерений, желаний, мотивации, управлять ими и распознавать их у других людей.
Эмоциональный интеллект в общении Правильное распознавание эмоций – путь к успеху в отношениях, что является фундаментом для построения успешной и эффективной коммуникации родителей и детей.
Проблемная ситуация
«Дружба» с эмоциями 4 основных шага: Распознавать Понимать Управлять Использовать
Упражнение для развития «осознанности» 2) Затем закройте глаза и сконцентрируйтесь на звуках. В обычной ситуации мы подсознательно концентрируемся на зоне не более 1,5 м вокруг себя. «Расширяя» свой слух, мы начинаем замечать детали. 3) Закройте глаза и уши одновременно. Почувствуйте, как ваше тело взаимодействует с окружающим миром. Например, прикосновение к нему ветра. 1) Закройте уши и сконцентрируйтесь на окружающей обстановке, постарайтесь увидеть все детали. Картинка станет «ярче», и вы заметите то, на что раньше не обращали внимание.
Формула: Я ЧУВСТВУЮ… – ПОТОМУ ЧТО… – Я ХОТЕЛ БЫ…
Упражнения на развитие эмоционального интеллекта «Назойливая муха» Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голову опустите, закройте глаза. Представьте, что на ваше лицо пытается сесть назойливая муха. Она садится то на нос, то на губы, то на лоб, то на глаза. Ваша задача – не открывая глаз, согнать назойливое насекомое. Через пару минут напряжение с мышц лица уходит, а вместе с ним – раздражение. «Календарь эмоций» Каждый день записывайте, какие эмоции вы испытывали на протяжении дня; какая именно ситуация и почему вызвала те или иные эмоции; приятно ли было вам их проживать; как реагировало ваше тело на эмоциональное состояние – постарайтесь вспомнить все ощущения. Анализ поможет лучше чувствовать свое состояние и принимать эмоции не только на психологическом, но и физиологическом уровне.
Упражнения на развитие эмоционального интеллекта «Люди в автобусе» Для осознания собственных эмоций важно научиться распознавать эмоциональные реакции других людей. В этом поможет простое упражнение на развитие эмоционального интеллекта: понаблюдайте за пассажирами в общественном транспорте. Подумайте, какие эмоции они испытывают. Пофантазируйте, с чем это может быть связано.
Исследование • Средний показатель: 51% (до) , 73% (после) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 до 7 6 9 10 5 7 8 8 5 7 после 9 9 12 12 10 10 11 13 9 8 • 10 респондентов (5-6 лет) • Тест на соотнесение картинок с названиями эмоций
Вывод: эмоциональный интеллект родителей непосредственно влияет на эмоциональный интеллект детей. Гипотеза доказана.
Как определить уровень развития EQ? • Тест на уровень эмоционального интеллекта по теории Д. Гоулмана • Тест эмоционального интеллекта (Холл)
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие с семьей - важный аспект в воспитании ребенка.
Материал интересен воспитателям ДОУ, т.к. сотрудничество с родителями в воспитании детей остается актуальным звеном в профессиональной деятельностикаждого педагога, заинтересованного в положительных р...
Консультация для родителей «Формирование правильной осанки - важный аспект развития здорового ребенка в дошкольном возрасте»
Зачем такое большое внимание уделяется формированию осанки ребенка в дошкольном возрасте? Хорошая осанка благоприятствует кровообращению и дыханию, создает ощущение бодрости, уверенности в себе....
" КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ " РАССМАТРИВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ ВАЖНЫЙ АСПЕКТ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА"
РАССМАТРИВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ ВАЖНЫЙ АСПЕКТ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА ЛЮБОГО ВОЗРАСТА...
Конспект родительского собрания в средней группе «Традиции семьи – важный аспект в воспитании ребенка»
Счастлив тот, ктосчастлив у себя дома.Л.Н. Толстой...
Консультация "Нравственное воспитание, как важнейший аспект формирования личности ребенка."
Нравственное воспитание призвано способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы отношений между людьми в обществе. Предпосылки развития личности, сл...
Нравственное воспитание, как важнейший аспект формирования личности ребенка.
Нравственность - это внутренняя мораль. Под моралью понимают исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека. Нравственное воспитание - это:- одна из форм воспроиз...
Консультация для родителей "Речь важный аспект в Жизни ребенка"
Консультация для родителей "Речь важный аспект в Жизни ребенка"...