Психологический комфорт группы как фактор успешной социализации ребёнка
консультация по психологии

Ергина Ирина Николаевна

Выступление на педсовете

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

№ 11 “Созвездие” города Дубны Московской области

Выступление на педсовете на тему:

“Психологический комфорт группы как фактор успешной социализации ребенка”

Подготовила:

воспитатель 1 кв. кат.

Ергина Ирина Николаевна

Дубна 2021г.

 "Ребенок превосходит нас силой чувств, а по интеллекту, по меньшей мере, равен нам, недостает лишь опыта. Мыслей у детей не меньше, и они не беднее и не хуже, чем у взрослых, только они другие. В нашем мышлении образы вылинявшие, чувства тусклые и словно покрытые пылью. А дети думают сердцем, не умом ".

Януш Корчак

   Дошкольный период является уникальной, неповторимой фазой эмоционального развития человеческой личности. Чувства и переживания ребенка становятся более сложными. Активно формируются нравственно-этические, интеллектуальные и эстетические категории (добрый – злой, хороший – нехороший, хороший – плохой и др.). Развиваются чувства собственного достоинства, справедливости, стыда, юмора, умение поставить себя на место другого, сопереживать с ним.  Ярко проявляются симпатии и антипатии, указывается потребность в признании и одобрении, в понимании, поддержке и любви.  По природе своей ребенок — существо прежде всего эмоциональное: в своих поступках он руководствуется не столько усвоенными понятиями и правилами, сколько чувственными впечатлениями.

   Эмоции — это своеобразный мостик между внутренним миром малыша и человеческим окружением. Элементарная эмоциональная компетентность дошкольника — неотъемлемый компонент нравственного становления личности.

   Понятие психологический (эмоциональный) комфорт означает, что ребенок находится в состоянии душевного равновесия, спокойствия, защищенности, он доволен своей жизнью, оптимистичен. Это положительно влияет на все сферы жизнедеятельности. Он работоспособен, умен, усиливается его активность, поддерживаются на высоком уровне уверенность в своих возможностях, оценка своих достоинств. В состоянии психологического комфорта малыш характеризуется оптимистичным мировосприятием, он верит в приверженность к нему окружающих, открытый к контактам. И, разумеется, душевный дискомфорт снижает эмоциональный тонус, познавательный потенциал, появляются тревожные предчувствия, неуверенность в своих силах, желание уклониться от контактов с другими людьми; тормозит формирование адекватной самооценки.

   Неумолимая статистика предупреждает: неуклонно увеличивается количество нервных, неуравновешенных, гиперактивных детей, малышей с нарушением психики.

   Следовательно, первейшая задача воспитателей – обеспечение в садике психического комфорта, который способствует душевному здоровью, обеспечивает духовное благополучие. А психологический комфорт, в свою очередь, поможет поставить учебно-воспитательный процесс на глубинную психологическую основу, органично соединить формирующее влияние взрослого на ребенка с учетом его природных наклонностей и способностей.

   В каждом дошкольном образовательном учреждении, в каждой группе встречаются разные дети. Перед воспитателями встает важная и сложная задача: найти правильный подход к каждому ребенку, который бы способствовал эмоциональному благополучию ребенка. И поэтому в работе с разными категориями дошкольников и с целью предотвращения психических расстройств педагоги могут воспользоваться следующими подходами.

 1. Новые дети. Ребенок впервые приходит в садик. Воспитательница пытается привлечь малыша к себе. Однако дети реагируют на ее внимание по – разному: одни легко и охотно идут на контакт, других приходится "завоевывать", "подбирать к ним ключик", третьи вплоть совершенно неприступные.

Необычное среда, внимание незнакомых людей – все это является сильным раздражителем для эмоционально – чувствительного ребенка и вызывает у него состояние заторможенности.

Надо помочь ребенку снять все виды психологического давления: просьбы, уговоры, прямое осуждение. Важно на время дать малышу покой – пусть поплачет.

2. Дети, которые "не играют". Особого внимания требуют дети, которые не проявляют интереса к игре не только в детском саду, но и дома. Такое поведение связано с действием психотравмирующих воздействий, которые нервируют малыша, тормозят игровую активность. И поведение, и речь, игры таких детей несут в себе отпечаток психологического дискомфорта в их жизни – в них нет радости, тепла, искренности.

   На коррекцию игровых действий должны направляться усилия воспитателя. Самое важное, чтобы в игре ребенок научился контролировать свою агрессию, не направлять ее на людей, которые не принимают участия в игре. Следует остановить ребенка, "переключить" его внимание, а не изображать боль, обиду, тем более не улыбаться, когда малыш целится из игрушечного пистолета в прохожего.

3. Дети, которые ничего не умеют. Чтобы воспитать в ребенке навыки самообслуживания, следует опираться на его стремление получить высокую оценку со стороны взрослых. Готовность взрослого ждать от ребенка только хороших поступков и заранее радоваться им – это действенный фактор психологического влияния на ребенка. Он значительно эффективнее попыток родителей и воспитателей доказать малышу необходимость своих требований.

4. Непослушные. Непослушание – вполне нормальное для малышей явление и требует от взрослых просто ослабление требований к ребенку. Другое дело, когда неуправляемость затягивается, становится хронической: к любым предложениям взрослого ребенок относится негативно. Здесь нужна особая тактика: не пытайтесь перевоспитывать таких детей бесконечными упреками.

5. Подвижные, возбудимые дети. Эта категория детей испытывает чрезмерно усиленных воспитательных воздействий. Эти усилия часто оказываются бесполезными и даже вредными для ребенка.  Возбужденного ребенка невозможно сразу заставить быть сдержанным. Главное – не провоцировать вспышек раздражения.

6. Ранимые, застенчивые дети. Это связано с высокой чувствительностью нервной системы. Основные принципы психологического подхода к воспитанию таких детей основываются на учете их эмоциональной чуткости, легкой внушаемости, быстрой усталости. Необходимо соблюдать привычный режим дня, приучать малыша к порядку. Нельзя запугивать впечатлительных детей, даже у них часто проявляются "детские страхи".

7. "Медленные" дети. Это явление обусловлено свойствами нервной системы. Вместо того, чтобы требовать от ребенка быстро ответить на вопросы, нужно наоборот, задержать его внимание на этапе подготовки к действию, попросить чтобы он повторил вопрос, рассказал, что собирается сделать.

8. "Невежливые" дети. Чтобы воспитать у ребенка чуткое отношение к людям, нельзя упрекать его в эгоизме. Наоборот, следует чаще замечать и одобрять в ее поведении проявления заботы о других, желания сделать им добро. Главное, чтобы малыш сам поверил в свою доброту, чуткость, учтивость. Тогда он скорее начнет ценить и выявлять эти черты в своем поведении.

9. Дети не хотят учиться. Трудности старших дошкольников, как правило, связаны с их неустойчивым вниманием, неумением слушать воспитателя, пассивной позицией на занятиях, равнодушием к изучаемому материалу. Основным фактором возникновения умственной лени является неумение ребенка быть внимательным. Поскольку произвольные процессы в шестилетнем возрасте лишь начинают формироваться, а неустойчивость внимания вполне естественна для малыша.

   Важно, чтобы родители и воспитатели осознавали, что переживания дошкольниками чувств комфорта-дискомфорта зависят от многих факторов, среди которых самые важные:

внутренние-защитные, приспособительные силы организма ребенка;

внешние - условия жизни в семье и детском саду, наличие или отсутствие в них неблагоприятных раздражителей – стрессоров, которые усиливают действие других опасных факторов.

   К факторам, которые способствуют эмоциональному дискомфорту можно отнести эмоциональную неуравновешенность взрослых, которые окружают ребенка. Резкая смена их настроений и требований (ребенку трудно выработать схему желаемого поведения»), доминирование ситуаций принудительного исполнения ребенком определенных действий (обязательность ответа,прерывания творческой работы,т. п), фактическое лишение ребенка права на собственный выбор, систематическое сравнение его достижений с достижениями сверстников, чрезмерная опека, авторитарность взрослых, дефицит новых впечатлений и тому подобное.  Следствием этого может быть появление многих тревожных симптомов в поведении детей, как: повышенная впечатлительность, раздражительность, беспомощность, зависимость, неуверенность, неумение отстоять собственное достоинство, и неуправляемое поведение, отсутствие внешних проявлений чувств.

   Нужно обращать особое внимание на детей с проявлениями эмоционального дискомфорта. Предлагаю вам фиксировать эти проявления («Карта настроения»), наблюдая за ребенком в быту, на занятиях, в играх, в общении. Здесь, в частности, целесообразно учесть такие моменты: как он спит, какой имеет аппетит, какое настроение преобладает в течение дня, часто смущается,стесняется; не слишком волнуется перед выполнением задачи; как оценивает себя,свои поступки и свои возможности; как относиться к новым задачам, к трудностям, с которыми сталкивается.

Чтобы выяснить, есть ли какие-то изменения в эмоциональной сфере ребенка, воспитатель может предложить ему сделать рисунки на такие темы: «кого или чего я боюсь», «Сон», «чего я боюсь днем», «чего я боюсь ночью».

   Полезным для дошкольников будет постепенное введение в их жизнь психогимнастических игр, которые будут способствовать развитию способности понимать эмоциональное состояние другого человека, адекватно проявлять свои эмоциональные переживания. Содержание игровых этюдов эмоционально пересказывается детям, и они импровизируют на заданную тему. Здесь, однако, следует учитывать индивидуальные особенности детей. Например, застенчивому ребенку не стоит предлагать роль, направленную на развитие именно этого чувства, робкому – играть труса, и тому подобное. Целесообразно поручать малышу воспроизводить такое поведение, которое противоположно его реальному поведению. Тогда воображаемая ситуация значительно будет облегчать выполнение тех или иных действий и будет своеобразным психологическим тренингом.

   В повседневной жизни создать для ребенка условия, где он мог бы удовлетворить свои ведущие духовные потребности — в любви, внимании, заботе самоуважении, в общении с приятными ему людьми, в познании.

   Совершенствовать свое умение расспрашивать ребенка и выслушивать его, демонстрируя ему при этом свою искреннюю заинтересованность, понимание сопереживания.

   Организовывать индивидуальные тематические беседы, направленные на то, чтобы помочь ребенку осознать свои переживания и с часом научиться регулировать их. Это необходимо и воспитателю, поскольку дает ключ к пониманию внутреннего мира каждого ребенка. (Ориентировочные вопросы к таким беседам см. В приложении).

    Дать ребенку возможность путем рисования (красками, фломастерами, карандашами, мелками) освободиться от страха, напряжения, негативных переживаний. Для этого можно предложить различные темы рисунков “ Когда я дома один”, “я расстроен”, “мне приснилось”, “мы с мамой радуемся”, “мой страх” и тому подобное. Главное, чтобы ребенок осознавал свои переживания и пытался передать их цветом и изображением.

    Расширение представлений детей о мире человеческих чувств — радости, интереса, удивления, горя, печали, страдания, презрения, страха, вины, стыда, зависти, жадности, огорчения, гнева. Вправление старших дошкольников в умении распознавать их, передавать мимикой, жестами, связывать с определенными жизненными событиями, воспроизводить в игре или в художественном изображении.

    Учить детей эмоционально адекватно реагировать на событие, поступок, результат деятельности. Упражнять их в умении правильно переживать как победу, так и проигрыш. Производить умеренное отношение к трудностям, положительное отношение к необходимости их преодолевать.

   Периодически давать детям возможность разгружаться, расслабляться. С этой целью можно использовать игры в «Кляксы», или с бумагой, которую разрешается рвать, мять. Для снятия агрессии можно использовать резиновую грушу, которую можно боксировать, или предложить ребенку выполнить определенные физические упражнения, танцевальные движения. Взрослый должен осознавать, что накопление ребенком негативной энергии способно привести к взрыву. Поэтому целесообразно предупредить события «обыграв ситуацию», или направить энергию ребенка в полезное русло.

   Данная стратегия поведения педагога будет результативной только при условии, что его союзниками станут родители. Без соответствующей перестройки взаимоотношений в семье система организованных влияний может оказаться недостаточным. Педагоги и родители должны сознательно освободиться от роли «распорядителя» ребенка, овладевать умением предоставлять свободу выбора, считаться с ее ценностными ориентациями, доверять внутренним жизненным силам. Надо помнить, что предотвратить эмоциональный дискомфорт ребенка значительно легче, чем снять его. Поэтому мы вместе должны заботиться о создании благоприятных условий для нормального эмоционального развития дошкольников. Следует систематически разъяснять родителям, что несогласованность воспитательных воздействий, невнимание к малышу, чрезмерная требовательность или вседозволенность, умственное перегрузки, замена телевидением и компьютерными играми, полноценного общения с родителями приводит к негативным последствиям.

     В детском саду также нужно создавать атмосферу доброжелательности, обеспечивать детям спокойную, стабильную обстановку, создавать условия для полноценной игровой деятельности, развития игровых умений, расширения общения, получения разнообразных впечатлений и положительных эмоций.

   Мы должны понять, что чем больше отдаем любви, тем больше ее получаем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальная компетентность дошкольников как фактор успешной социализации в школьном образовательном учреждении

Психологисескую готовность ребенка к школе можно определить как  некоторый уровень  психического развития ребенка, необходимый для школьного обучения....

Статья "Правовое воспитание детей дошкольного возраста как один из факторов успешной социализации"

Данная статья  предназначена для воспитателей работающих в системе общественного воспитания...

Деловая игра на педсовете. "Факторы успешной социализации ребенка дошкольника."

Цель.Конкретизация и уточнение понятий и представлений педагогов о  Федеральных государственных  стандартах в сфере дошкольного образования,  основных направлениях социально-личностного...

презентация " Театрализованная деятельность, как фактор успешной социализации дошкольников"

презентация " Театрализованная деятельность, как фактор успешной социализации дошкольников"...

Родительское собрание в старшей группе «Формирование самооценки как фактора успешной социализации дошкольников»

laquo;Воспитательно -образовательный процесс в старшей группе» «Возрастные особенности детей 5-6 лет» «Формирование самооценки как фактора успешной социализации дошкольников&r...

Совместное мероприятие логопеда и психолога "Круглый стол. Психологический комфорт в семье-залог успешного развития речи детей"

Известно, что ведущая роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит семье. Именно это закреплено в Федеральном законе РФ «Об образовании»: «Родители (законные представители) несов...

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОТИ ОРГАНИЗОВАННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ РЕСУРСНОЙ ГРУППЫ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

в статье рассмотрены ключевые показатели, используемые воспитателем ресурсной группы для анализа организованной развивающей предметно-пространственной среды группового помещения....