Социальная компетентность дошкольников как фактор успешной социализации в школьном образовательном учреждении
методическая разработка (старшая группа) на тему
Психологисескую готовность ребенка к школе можно определить как некоторый уровень психического развития ребенка, необходимый для школьного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья на тему компетентность | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальная компетентность дошкольников как фактор успешной социализации в школьном образовательном учреждении
Неустроева Христина Михайловна,
воспитатель ЦРР «Кэнчээри» с.Ытык-Кюель
Психологическую готовность ребенка к школе можно определить как некоторый уровень психического развития ребенка, необходимый для школьного обучения. В психологической литературе, посвященной анализу школьной зрелости, чаще всего называются следующие элементы психологической готовности: интеллектуальный, личностный и волевой.
Личностную готовность “измерить” гораздо сложнее, хотя ее важность и значимость вряд ли кто-либо станет отрицать. По данным разных исследователей от 15% до 40% учащихся начальных классов находятся в состоянии дезадаптации. Одной из причин такого состояния называют личностную неподготовленность ребенка к школе, где обучение подразумевает коллективный характер деятельности. Следовательно, будущий школьник должен обладать рядом навыков, таких как общение, с взрослыми и ровесниками, нахождение своего места в группе детей; знанием определенных норм и правил поведения и общения; умением, верно, оценить свои реальные и потенциальные возможности (способность к самооценке). Наибольшие сложности, как правило, испытывают дети, не посещавшие детский сад, круг общения которых ограничен близкими взрослыми, а опыт совместной деятельности и общения со сверстниками незначительный.
Анализ психологической литературы показывает, что существуют различные определения личности, в каждом из которых особое внимание уделяется одной из сторон личностного развития. В своей работе мы придерживаемся следующего понимания личности как системного качества индивида, включенного в общественные отношения. Формирование этого качества происходит в ходе совместной деятельности и общения ребенка со взрослыми и сверстниками, в процессе социализации и воспитания.
В связи с этим необходимо выделить социально-психологическую готовность (или компетентность) в качестве компонента школьной зрелости или одного из элементов личностной готовности, поскольку исследование развития личности ребенка вне социального или, точнее, социально-культурного контекста вряд ли в полной мере отражает содержание такого сложного понятия как личность.
В структуре социально-психологического компонента личностной готовности можно выделить следующие подструктуры:
· коммуникативную компетентность;
· социальную компетентность;
· языковую компетентность.
Использование понятия компетентности связано с тем, что оно не так часто употребляется в детской психологии. Следовательно, таким образом можно избежать различий в его интерпретации. Само слово компетентность обозначает осведомленность в чем-либо. Исходя из этого, социальная компетентность - это знание норм и правил поведения, принятых в определенной социально-культурной среде, отношение к ним; реализация этих знаний на практике.
Под языковой компетентностью следует понимать такой уровень речевого развития, который позволяет человеку в процессе общения свободно использовать свои знания о языке. Эти два вида компетентности можно рассматривать как элементы коммуникативной компетентности, или более широко - компетентность в общении, которая включает в себя еще знание и понимание языка общения, умение вступать в контакт, как со своими сверстниками, так и со взрослыми.
Как видно из определений разных видов компетенций, в каждой из них выделяются следующие структуры:
· знание (наличие некоторого объема информации),
· отношение к этому знанию (принятие, непринятие, игнорирование, трансформация и др.),
· выполнение (реализация знаний на практике).
Коммуникативная, социальная и речевая компетентности, формирующиеся в процессе воспитания ребенка, к окончанию дошкольного детства могут способствовать успешной социализации детей в школьном обучении.
В целях формирования социальной компетентности я определила структуру социальной компетентности дошкольников. Сюда входят следующие умения дошкольников:
- умение выражать свои знания, мнение и желания; способность изъясняться с другими детьми и взрослыми;
- умение воспринимать события в социальной группе; способность слушать, наблюдать за другими членами группы;
- умение воспринимать стимулы, способность выслушивать критику и спорить с другими;
- умение сотрудничать: способность оценивать собственные действия; умение быть ответственным; умение понимать и приспосабливаться к действиям других;
- умение адаптироваться, налаживать контакты, находить свое место в группе, высказывать критику адекватно ситуации, умение вести разговор, вести себя соответственно нормам поведения в группе;
- умение ставить себя на место другого и разрешать конфликты в соответствии с ситуацией, поддерживать баланс «близость и дистанция», осознавать собственные возможности и границы.
Процесс формирования у дошкольников социальной компетентности в группе происходит на каждом занятии красной нитью. При этом дети выполняют различные социальные роли: ведущий, тренер, руководитель, директор, капитан, исполнитель, родитель, ребенок, воспитатель, артист и др. В ходе ролевых игр у детей развиваются такие социальные навыки как умение ставить себя на место другого, умение планировать не только свою деятельность, но деятельность других, быть ответственным не только за себя, но и за других. В формировании социальной компетентности важную роль играет и социальное партнерство с учащимися разных школ, с родителями, со взрослыми – специалистами других организаций. При этом происходит расширение социальных контактов, создаются благоприятные условия для проявления и развития социальных умений. Формирование социальной компетентности у дошкольников процесс сложный и многогранный, требует у воспитателя системного и творческого подхода к работе. В перспективе я намерена разработать систему педагогических условий, позволяющих формированию социальных умений дошкольников с привлечением не только родителей, но и творческих личностей, духовных лидеров, учащихся начального, среднего и старшего звена.
Литература.
1. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учеб. Пособие для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 1997. - 239 с.
2. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? - М.: Знание, 1994. - 192 с.
3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М.: Комплекс-Центр, 1993. - 176 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра на педсовете. "Факторы успешной социализации ребенка дошкольника."
Цель.Конкретизация и уточнение понятий и представлений педагогов о Федеральных государственных стандартах в сфере дошкольного образования, основных направлениях социально-личностного...
презентация " Театрализованная деятельность, как фактор успешной социализации дошкольников"
презентация " Театрализованная деятельность, как фактор успешной социализации дошкольников"...
АПО "Инновационная модель «СКАЗКА» как фактор успешной социализации дошкольников в современных условиях дошкольной образовательной организации"
Наблюдения позволяют сделать вывод о том, что у детей нет сформированных навыков и приемов общения, умения договариваться друг с другом. Ребёнку легче ударить, чтобы показать своё «право», кто сильнее...
Мастер-класс "Формирование зрительно-пространственного гнозиса у дошкольников как один из факторов успешной подготовки к школьному обучению"
В мастер-классе представлены материалы по формированию зрительно-пространственного гнозиса у дошкольников как один из факторов успешной подготовки детей к школьному обучению....
Родительское собрание в старшей группе «Формирование самооценки как фактора успешной социализации дошкольников»
laquo;Воспитательно -образовательный процесс в старшей группе» «Возрастные особенности детей 5-6 лет» «Формирование самооценки как фактора успешной социализации дошкольников&r...