Семинар-тренинг для родителей "Артикуляционная гимнастика"
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме
Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Одно из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех звуков. Однако выполнение этой задачи связано с определенными трудностями. Чем раньше родители обращают внимание на правильное звукопроизношение у ребенка, тем быстрее оно формируется и нормализуется. Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребенка, так как они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.docx | 15.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-тренинг «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»
Подготовила и провела:
Учитель-логопед Е.В.Бреславцева
Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Одно из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех звуков. Однако выполнение этой задачи связано с определенными трудностями. Речевой функцией ребенок овладевает постепенно, путем подражания произношению звуков и слов за взрослыми: правильно произносить большинство звуков сразу он не умеет. Это временные (физиологические) нарушения звукопроизношения, обусловленные недостаточной сформированностью речевого слуха и артикуляционного аппарата. При нормальных условиях, когда дома осуществляются мероприятия по укреплению здоровья детей, когда взрослые, разговаривая с малышом, не употребляют “лепетных” слов, а дают ему правильные образцы речи и проводят систематическую работу по формированию правильного произношения, физиологические нарушения исчезают. Чем раньше родители обращают внимание на правильное звукопроизношение у ребенка, тем быстрее оно формируется и нормализуется. Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребенка, так как они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.
Любые недостатки речи ограничивают общение ребенка со сверстниками и взрослыми и отрицательно влияют на формирование его психики, а также могут привести к трудностям в обучении письму и чтению. (Дети пишут так, как говорят.) Постановка правильного произношения способствует усвоению ребенком фонетической системы языка, развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов.
Детская речь является предметом научного исследования в психологии, лингвистике и педагогике. Оценка речевого развития ребенка обязательна при определении достаточной в возрастном отношении сформированности интеллекта. На основании возрастного недоразвития речи определяются специальные формы и способы обучения ребенка. Специалисты практики хорошо знают, что чисто речевые дефекты встречаются крайне редко, обычно даже логопедические нарушения сопровождаются другими симптомами – неврологическими и психопатологическими. Коррекция речевых дефектов должна иметь комплексный характер и включать воздействия на различные стороны функционирования речевой системы: на лексический уровень (формирование и использование словаря) и на более высокий уровень (связь слов в осмысленные предложения). Вопрос о взаимоотношении этих уровней в психолингвистике и психологии коммуникативной деятельности достаточно сложен и окончательно не решен. Считается, что между их развитием имеется положительная корреляция. Формирование одного, лексического, уровня должно привести к развитию другого, более высокого, на чем основывается практическая работа в дошкольных специализированных учреждениях. В начальной школе ребенок сталкивается с необходимостью использовать слова в слитных высказываниях как в импрессивной, так и экспрессивной речи, что порождает проблемы восприятия информации. Очевидно, что изучение взаимодействия уровней функционирования речевой системы крайне актуально как для теории, так и для практики.
Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те движения и положения органов артикуляционного аппарата, в результате которых образуются звуки, составляющие фонетическую систему данного языка.
Самым подвижным органом является язык. Он состоит из корня и спинки, в котором различают переднюю, среднюю и заднюю части. Особо можно выделить кончик языка, которым как бы заканчивается передняя часть языка.
Наибольшей степенью подвижности обладают передняя часть языка и кончик языка. Кончик языка может опускаться за нижние зубы (при звуках С,З,Ц), подниматься за верхние зубы (при звуках Т,Д,Н), прижиматься к альвеолам (при звуке Л), дрожать под напором выдыхаемой струи воздуха (при звуке Р).
В образовании звуков также играет роль подвижность губ. Губы могут вытягиваться в трубочку (при звуке У), округляться (при звуке О), обнажать передние верхние и нижние зубы (И,С,З,Ц,Л), слегка выдвигаться вперед (Ш,Ж), но наибольшей подвижностью обладает нижняя губа.
Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, меняя этими движениями объем полости рта, что особенно важно пари образовании гласных звуков.
Итак, мы видим, что при образовании различных звуков каждый орган занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Четкого произношения звуков, слов, фраз, можно добиться, если органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижны. А работа их – координирована.
Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определенные движения и положения губ, языка, вырабатывает направленную воздушную струю, т.е. все то, что необходимо для правильного образования звука.
Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше ее делать перед завтраком в течение 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 3 упражнений.
Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, т.к. в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Размещать надо ребенка так, чтобы он видел лицо взрослого, которое должно быть хорошо освещено. Взрослый должен следить за качеством выполняемых ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - тренинг "Я буду пестовать тебя с рождения"
Семинар - тренинг актуализирует проблему сохранения и передачи детям культурного наследия предков, знакомства ребенка с родной культурой. В качестве глобальной цели современного воспитания рассм...
семинар-тренинг для педагогов: "Взаимодействие и общение с родителями"ч.1
на данном семинаре-тренинге рассматриваются основные аспекты успешного общения с родителями, возможные "подводные камни" общения....
Семинар – тренинг для родителей. Тема: «Взаимодействие с агрессивными детьми».
Цель семинаров – тренингов: оптимизация детско-родительских отношений в семьях, имеющих агрессивного ребенка. Задачи:1.Познакомить родителей с теоретическими аспектами по проблеме агрессивн...
План семинаров-тренингов для педагогов «На пути к педагогическому мастерству»
Данный материал может быть полезен педагогам-психологам в работе по развитию эффективности педагогической деятельности....
Семинар-тренинг для родителей: "Ваш ребенок-будущий первоклассник!"
Семинар-тренинг для родителей: "Ваш ребенок-будущий первоклассник!"...
Семинар-тренинг для педагогов: "Синдром профессионального выгорания"
Семинар-тренинг для педагогов: "Синдром профессионального выгорания"...
Семинар-тренинг по развитию сплоченности коллектива
Сплоченность –- термин обычно используется применительно к группе людей и обозначает склонность членов одной группы держаться вместе, выступая «единым фронтом» по таким важным вопрос...