Психологические аспекты обучения грамоте
презентация по психологии
Материалы для консультации воспитателей в ДОУ, как часть семинара-практикума.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 18.89 КБ |
psihologicheskie_aspekty_obucheniya_gramote.pptx | 545.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Разминка-разогрев
Что развивает это упражнение? (обогащение лексики детей; умение подбирать слова-определения на основе ассоциаций).
Первый аспект
Основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Освоение звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, расширение и обогащение словарного запаса, развитие связной речи.
Второй аспект
Одной из основных целей работы по обучению грамоте является освоение ребёнком процессов чтения и письма. А что это за процессы? Напомню, что Чтение – это воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели.
чтение и письмо представляют собой сложные процессы, которые состоят из многочисленных операций. Это очень сложный психофизиологический процесс: потому что в нём задействовано множество психических процессов и функций, которые должны быть развиты у ребёнка до начала его обучения.
Так или иначе все сводится к развитию ВПФ. Другими словами, для овладения грамотой языковые и когнитивные (умственные) способности ребенка должны достичь определенного, минимально необходимого уровня зрелости.
Третий аспект
Возрастная и психофизиологическая зрелость ребёнка:
По мнению Выготского Л.С. обучение грамоте с 5 лет, обучение чтению с 6 лет, это связано с тем что к этому возрасту созревают соответствующие структуры головного мозга, ребёнок набирает необходимый социальный и речевой опыт, следовательно, более ранняя работа связана с тем, чтобы помочь этим структурам дозреть. Психофизиологическая зрелость при оптимальных социальных факторах позволяет ребёнку достигать нормативного уровня развития познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, что позволяет успешно решать ребёнку поставленные перед ним взрослым задачи.
Четвертый аспект
Сформированость фонематического слуха и фонематического восприятия:
У детей в возрасте от 3 до 5 лет наблюдается повышенная чувствительность к звуковой стороне речи. В дальнейшем такая восприимчивость теряется, поэтому так важно именно в этом возрасте развивать фонематический слух и речевое восприятие, а не предлагать сразу буквы, которые относятся к другой языковой действительности - знаковой системе.
Однако первичного фонематического слуха, достаточного для повседневного общения, недостаточно для овладения навыком чтения и письма.
Необходимо развитие более высоких его форм, при которых дети могли бы производить анализ звуковой структуры слова. Действия звукового анализа, не возникают спонтанно. Задача овладения этими действиями ставится взрослым перед ребенком в связи с обучением грамоте. А первичный фонематический слух становится предпосылкой для развития более высоких его форм.
Пятый аспект
Обучение грамоте – формирование особого отношения к речи, когда речь становится предметом внимания и изучения ребёнка.
Для дошкольников на первом плане – смысл слова или фразу, т.е. все, что окружает ребенка, имеет название. Для обучения грамоте необходимо понимание детьми законов построения слов, характеристики звуков, анализа отношений между звуками и буквами и т.д. Самостоятельно этому ребенок научиться не может. Поэтому взрослый создает специальные условия, когда ребёнок открывает для себя законы родного языка.
Работа в этом направлении возможна при наличии у ребёнка определённого уровня произвольности, то есть когда ребёнок может организовать свое поведение в рамках заданных правил, может подчиняться инструкции.
Но поскольку мы имеем дело с дошкольниками и произвольность развита постольку поскольку, мы должны помнить и про ведущую деятельность. Без чего ребенок не сможет усвоить ни один навык?
Одним из условий готовности ребенка к усвоению навыка чтения является так называемая «востребованность» этого умения (мне это надо): для ребенка это должно вызывать интерес. Заинтересовать как можно? (В играх, интересно преподнося материал).
Формы и методы обучения
Выделяются три основные группы методов обучения детей, каждая из которых базируется на определённой форме мышления ребёнка, давайте заполним сейчас пустые рамочки.
1. показ предметов, картинок, иллюстраций; разгадывание изографов (буквы наложены одна на другую, нужно их определить) и ребусов; постановка сценок, просмотр презентаций, мультфильмов, посещение театра
2. выполнение упражнений, игровые методики, моделирование, конструирование.
3. Беседы, чтение, составление рассказов по образцу, рассказы по плану, рассказы — фантазии.
Вывод: исходя из этого краткого изложения, подытожим. С психолого-педагогической точки зрения – главными составляющими процесса обучения грамоте являются… на слайде.
Практическая часть: ИТАК, ЧТО ЖЕ СПОСОБСТВУЕТ и развитию ВПФ, и поддержанию интереса, и развитию моторики вместе? Конечно же игра.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
РАЗМИНКА Есть сладкое слово — конфета, торт, пирожное, сахар Есть быстрое слово — ракета, тигр, самолет Есть кислое слово — лимон, ягоды, капуста Есть слово с окошком — вагон, дом Есть книжное слово — страница, букварь, библиотека Есть слово лесное — синица, лиса, ель Есть слово пушистое — снег, мех, вата Есть слово весёлое — смех, радость, праздник
Первый аспект Основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей . освоение звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, расширение и обогащение словарного запаса, развитие связной речи.
Второй аспект Чтение является очень сложным психофизиологическим процессом: слуховое и зрительное сосредоточение ( внимание ) фонематическое восприятие (умение различать звуки речи), фонематический анализ (умение определять последовательность звуков в слове), слухоречевая память , зрительная память и пространственные представления (создание четких графических образов букв), сложные движения речевого аппарата при артикулировании звуков и т.д. ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
Третий аспект Возрастная и психофизиологическая зрелость ребёнка : нормативный уровень развития внимания и памяти способность совершать операции с рядом стимулов с учетом их последовательности.
Четвертый аспект Сформированость фонематического слуха и фонематического восприятия Сензитивный возраст: У детей в возрасте от 3 до 5 лет наблюдается повышенная чувствительность к звуковой стороне речи . 1) различать четко все гласные и согласные фонемы; 2) находить гласные фонемы в словах; 3) ориентироваться на гласную букву и определять твердость или мягкость предшествующей согласной фонемы; 4) усваивать согласные фонемы в сочетании со всеми гласными.
Пятый аспект Обучение грамоте –формирование особого отношения к речи, когда речь становится предметом внимания и изучения ребёнка = вовлечение через интерес и произвольность этого процесса. сосредоточивать свое внимание на вербальной задаче; произвольно и преднамеренно строить свои высказывания; выбирать наиболее подходящие языковые средства для выполнения вербальной задачи; размышлять о возможных вариантах ее решения; оценивать выполнение вербальной задачи.
Формы и методы обучения показ предметов, картинок, иллюстраций; разгадывание изографов (буквы наложены одна на другую, нужно их определить) и ребусов; постановка сценок, просмотр презентаций, мультфильмов, посещение театра показ предметов, картинок, иллюстраций; разгадывание изографов (буквы наложены одна на другую, нужно их определить) и ребусов; постановка сценок, просмотр презентаций, мультфильмов, посещение театра выполнение упражнений, игровые методики, моделирование, конструирование. Беседы, чтение, составление рассказов по образцу, рассказы по плану, рассказы — фантазии . выполнение упражнений, игровые методики, моделирование, конструирование. Беседы, чтение, составление рассказов по образцу, рассказы по плану, рассказы — фантазии .
Ведущая деятельность!
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Психологические аспекты влияния типа родительского отношения на готовность детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению»
В статье рассматривается зависимость детского родительского отношения и психологической готовности детей к школе....
Психологические аспекты готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе
Психологические аспекты готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе...
Психологические аспекты обучения и воспитания в раннем возрасте
Информация для родителей «Психологические аспекты обучения и воспитания в раннем возрасте» Научение в раннем возрасте. Воспитание в раннем возрасте. Психологическое значение игрушек.Общая ситуаци...
Психологические аспекты готовности детей к обучению в школе
В последнее время задача подготовки дошкольников к обучению в школе занимает одно из наиболее важных мест в развитии психологии как науки. Успешное решение задач развития личности ребенка,...
консультации для родителей «Психологические аспекты готовности старших дошкольников к обучению в школе».
Консультации...
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
Статья посвящена изучению способов применения порождающей модели речи в процессе обучения дошкольников с общим недоразвитием...
Обучение грамоте: основные аспекты подготовки дошкольников к успешному обучению в школе.
Статья о подготовке дошкольников к успешному обучению в школе в плане обучения грамоте...