консультации для родителей «Психологические аспекты готовности старших дошкольников к обучению в школе».
консультация по теме
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей.
Тема: «Психологическая помощь детям дошкольного возраста
при дисгармонии в семейных отношениях».
Воспитатель
Демина С.В.
В наши дни продолжает увеличиваться внутренняя конфликтность семей, растет число разводов. Ребенок дошкольного возраста реагирует на неблагополучие в семейных отношениях невротическими реакциями, перерастающими со временем в невротическое состояние. А здесь уже один шаг до невроза. Поэтому так важно найти ответ на актуальные для многих семей вопросы: как помочь детям при дисгармонии в семейных отношениях? Что надо сделать, чтобы нерешенные проблемы взрослых не ломали и не калечили психику ребенка? Каким образом сам ребенок может снять накопившееся эмоциональное напряжение?
Негативно влияют на психику ребенка дошкольного возраста прежде всего семейные скандалы (особенно разгорающиеся при ребенке) как между мамой и папой, так и между проживающими в семье родственниками. Sibs-конфликты (конфликты между кровными братьями и сестрами) и возникающая при этом ревность зачастую вызывают у ребенка невротические реакции.
Как понять, что ребенок нуждается в психологической помощи? Отметим примерные ориентиры, на которые педагоги и родители могут опираться при оценке психического состояния дошкольника.
1. В случае семейного конфликта ребенок в беседе указывает на частые ссоры, демонстрирует конфликтные взаимоотношения в рисунке и игре «семья».
Пример. В семье, где воспитываются двое детей (Юля, 6 лет, и Слава, 4 года), родители эмоционально выделяют сына, хотя и характеризуют его как бесцеремонного, настырного, капризного. Он затевает ссоры и драки с Юлей, ябедничает на нее. Мама отмечает отсутствие у себя материнских чувств по отношению к дочери («Я даже не вставала к ней ночью, когда Юля была маленькая. Я ее не слышала»). Однажды вечером Юля оделась и, сказав: «Как вы мне все надоели. Я уйду от вас», - вышла на лестницу. Папа выбежал вслед за дочерью и потом долго разговаривал с ней (около двух часов). После этого случая отношения в семье несколько изменились. К Юле родители стали более внимательными, перестали выделять Славу.
Психологом было отмечено: на рисунке «Моя семья», сделанном Юлей за месяц до этого случая, девочка не изобразила себя.
2. Ребенок отмечает неудовлетворенность своими отношениями в семье.
Пример. Аня (7 лет) так охарактеризовала разницу в отношениях родителей к ней и к младшей сестре Яне (4 года): «Я что сделаю, родители говорят: "Ладно, хорошо, Аня". А Яночка когда что-то сделает, то родители восторгаются: "Ой, молодец Яночка!"».
На рисунке «Моя семья» Аня не нарисовала сестру, зато изобразила несуществующего братика.
3. Ребенок дерзит, грубит некоторым членам семьи, ему свойственны негативизм и непослушание.
Пример. Артем (6 лет) на рождение брата (разница между братьями 4 года 6 месяцев) отреагировал так: «Ну, родился и родился, чего радуетесь?» Постоянно подчеркивал родителям: «Это ваш ребенок!» При эмоциональном выделении папой младшего сына Артем стал часто и без видимого повода капризничать, грубить отцу. Артем фактически рос без отца (папа - моряк и подолгу находился в плавании, когда подрастал сын). Мальчик по темпераменту был похож на мать, с которой отец конфликтовал («такой же медлительный, как и мама»). В рисунке семьи Артем младшего брата не нарисовал.
Что можно предпринять родителям и педагогам в случае, когда ребенок нуждается в психологической помощи?
Прежде всего, необходимо предоставить ребенку возможность снять напряжение, которое появилось в результате дисгармонии семейных отношений. Это могут быть игры, сказки, сочинение историй, рисование, лепка - все, чем нравится заниматься ребенку. Главная особенность этой совместной деятельности взрослого с ребенком заключается в предоставлении ребенку права выбора тем и сюжетов для игр, полное принятие взрослым тех переживаний, которые возникают у ребенка. В работе с детьми, испытывающими на себе последствия семейного
стресса, используется принцип десенсибилизации[1], что дает возможность выражать наиболее безопасным способом любые мощные и разрушительные эмоции.
Развод родителей для маленького ребенка может стать сильнейшим потрясением.
Пример. «Мои родители теперь два раза развелись», - так поделилась своим горем девочка Лена (5,5 лет), эмоциональная, чувствительная, левша («Руки у нее какие-то не такие - все она делает не так!» - отмечает с раздражением мама Лены). После первого развода родителей девочке несколько раз снился сон: «Мне все время снится сон, как я рождалась. Я родилась и была вся мокренькая». Этот сон отражал желание девочки уйти от травмирующей ситуации - ведь Лену покинул отец, который любил и понимал девочку. Мама так охарактеризовала дочь: «Она хуже, чем наши две собаки - они меньше испортили вещей, чем Лена. Она себе на уме». Мама рассказала, что после развода родителей Лена стала царапать полированную мебель, рисовать на обоях и т. п.
Лена сочиняла истории про маленького зайчика, роль которого и выбирала при их проигрывании (она и есть этот беззащитный перед «взрослой» проблемой - разводом - зайчик). Вот одна такая история:
«Жил-был зайчик со своей мамой. Однажды пошел зайчик на улицу гулять, лепить из снега снежную бабу, а на него напал волк (образ ушедшего из семьи отца) и унес зайчика к бабе Яге (образ матери, которая дочь не понимает). В лесу зайчика съели, одна кровь осталась».
Отметим следующий важный момент при оказании ребенку психологической помощи. Необходимо предоставить ребенку право выбирать и назначать роли всем играющим при проигрывании сочиненной им истории. Первый и главный диагностический вопрос взрослого к ребенку будет звучать таким образом: «Кем будешь ты в этой истории?» Этот вопрос является чрезвычайно важным, поскольку проясняет педагогу или родителям то, насколько ребенок готов справиться с обрушившейся на него семейной проблемой. Если ребенок не берет роль главных героев (в нашем случае это роли зайчика, мамы, волка и бабы Яги), а стремится к второстепенной роли (снег, избушка бабы Яги и т. д.), то этот выбор роли может означать стремление понять семейную проблему, взглянуть на нее со стороны, неготовность справиться с ней. Важным для ребенка является выбор роли тех героев, поведение которых отражает конфликтные, напряженные семейные отношения (в нашем случае это роли мамы бабы Яги и волка). Интересным представляется включение девочкой в историю двух героев женского пола - мамы и бабы Яги. Образ матери в сознании девочки трансформируется в два образа: мама как самое дорогое и светлое и баба Яга как самое ужасное и страшное. Образ отца определенно негативен - он в истории Лены является волком (ведь ушел, бросил, предал дважды). При проигрывании этих значимых для ребенка ролей и происходит разрядка накопившегося в результате семейных конфликтов, разладов и разводов напряжения. Для ребенка дошкольного возраста такая разрядка является профилактикой психосоматических заболеваний: дошкольнику еще трудно выразить свою боль и переживания, которые чрезвычайно глубоки.
Задача взрослого при проигрывайте историй, помогающих ребёнку освободиться от негативных переживаний, состоит в том, чтобы помочь ему в игре через принятую роль «высказаться» в адекватной форме. Волка, например, можно прогнать, уколов нос колючими иголками, а бабу Ягу – рассмешить. Такие способы разрешения трудных игровых ситуаций необходимо предлагать как замену агрессивного поведения ребёнка в ситуации семейного стресса. Выбор ребенком роли для себя (в нашем случае это роль зайчика) говорит о том, что ребенок уже готов справиться с проблемой. Таким образом, психокоррекционным эффектом обладает отреагирование ребенком накопившихся чувств и переживаний по отношению к тому, с кем не складываются взаимоотношения в семье.
Важен и позитивный выход из истории, поскольку не всегда (а в нашем случае так и оказалось) истории заканчиваются хорошо. Задача взрослого при проигрывании истории состоит в том, чтобы поддержать ребенка, дать ему возможность самому справиться, с опасностью, преодолеть ее, хотя бы только в игре, условно, но выйти победителем и поверить в себя. В нашем случае можно предложить «зайчику» обзавестись парой друзей, которых так не хватает девочке Лене в реальной семейной ситуации.
Играть в такие истории с ребенком, испытывающим семейное неблагополучие, нужно столько, сколько он захочет. Это делается для того, чтобы ребенок полностью «выговорился». А говорит ребенок, в отличие от взрослого, на языке игры. Необходимо, если ребенок выражает желание, вновь и вновь возвращаться к полюбившемуся сюжету, предлагать неожиданные повороты хода игры (например: «а у бабы Яги как раз был день рождения, и цветы, которые торжественно преподнес ей зайчик, вызвали слезы умиления у старушки - она оказалась не такой и злой»). Еще раз подчеркнем: дозировка психологического воздействия при дисгармонии в семейных отношениях определяется самим ребенком.
Игра оказывает лечебно-профилактическое воздействие на ребенка через корригирующее эмоциональное переживание и отреагирование. Использование игры в целях психологической коррекции предъявляет к игре ряд обязательных условий, требует соблюдения следующих принципов, выделенных А. И. Захаровым (1993).
1. Погружение в игру. Это означает восприятие мира игры как реальности в данный момент, создание определенного игрового пространства, непосредственное участие всех детей и взрослых в игре в назначенных ролях или в виде эмоционально реагирующей (вовлеченной в игровое действие) аудитории.
2. Равенство игровых отношений. Оно означает отсутствие противопоставлений позиций взрослых и детей, принятие чувств и переживаний последних, предоставление им права выбирать темы для игры, распределять роли, в том числе роли взрослых. Руководит игрой тот, кто предлагает для нее темы и роли, но он участвует в игре наравне со всеми.
3. Спонтанность и импровизация в игре. Подразумевается динамизм игры, эмоциональность и непосредственность, свободное выражение чувств, отсутствие репетиций, заученных реплик и диалогов, изменение сценария по ходу игрового действия, вариативный поиск решения проблемных ситуаций.
4. Организующее начало игры, т. е. определенный распорядок игровых занятий, их длительность, приготовление и уборка игрушек, соблюдение правил игры, последовательности действий.
5. Условность игрового действия. Проигрывание ролей по типу «как будто», «если бы», допускающее и полное игровое перевоплощение.
6. Эмоциональное отреагирование в игре, т. е. предоставление возможности эмоциональной разрядки, снятие накопленного нервного напряжения в игровой форме.
7. Перемена (чередование) ролей. После проигрывания той или иной ситуации ее участники меняются ролями, и игра повторяется.
Изложенные принципы формируют концепцию игровой коррекции семейных отношений.
А как помочь ребенку, который еще не сочиняет сказки и истории? На помощь родителям и педагогам в этом случае приходят народные сказки, ведь в них накоплен многовековой опыт психологической коррекции семейных отношений. Задача взрослых - научиться отбирать и использовать сказки для оказания психологической помощи детям, испытывающим семейный стресс. Возьмем для примера так любимую маленькими детьми русскую народную сказку «Волк и семеро козлят». Для ребенка дошкольного возраста образ волка олицетворяет угрозу, нападение и отражает агрессивное, негативное отношение представителя мужского пола (это может быть и ушедший из семьи отец, и присутствующий в семье отец, злоупотребляющий алкоголем, и агрессивный отчим). У дошкольников, испытывающих дефицит положительных взаимоотношений с отцом (агрессивное поведение, жестокость, грубость, алкоголизм, равнодушие отца), чаще возникает страх волка. Познакомившись с этой сказкой, ребенок может получить не только ценный психологический урок (необходимо быть бдительным и строго выполнять те правила поведения, о которых говорят родители, если остаешься один), но и понимание того, что мать не оставит его в беде или в трудной ситуации. Прежде всего, данная сказка предоставляет маленькому ребенку возможность отреагировать конфликтные отношения в семье, дать возможность в адекватной форме сбросить напряжение.
Вот далеко не полный перечень сказок для чтения и проигрывания детьми дошкольного возраста при дисгармонии в семейных отношениях; «Волк и семеро козлят», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Морозко», «Крошечка-Хав-рошечка», «Гуси-лебеди», «Чернушка», «Баба Яга».
Отметим, что чем незначительней семейные нарушения, тем легче происходит игровая коррекция эмоционального состояния ребенка. Психолого-педагогические приемы необходимы в случаях оказания ребенку экстренной психологической помощи, но не исключают дальнейшей консультативной и коррекционной работы с семьей.
Алгоритм оказания ребенку психологической помощи
- Взрослый (родитель, психолог, педагог) предлагает ребенку различные способы высказывания семейной проблемы (рисунки, игры, беседы, сочинение историй, сказок и т. п.).
- Игры взрослого с ребенком (можно подключить других детей, взрослых), где «именинником истории» является ребенок: он распределяет роли и организует игровое пространство.
- Отреагирование накопившихся чувств и переживаний, связанных с участниками семейного конфликта, через игровое действие.
Консультация для родителей.
Тема: «О наказаниях и поощрениях детей дошкольного возраста».
Воспитатель
Демина С.В.
Воспитание ребенка дошкольного возраста складывается не только из положительных аспектов взаимоотношений (одобрение, похвала, поощрение), но и из отрицательных (порицание, запрет, наказание). Наказания и поощрения являются своеобразными рычагами воспитательного процесса. Наказывать или не наказывать ребенка? Как наказывать? Как поощрять? Эти вопросы волнуют и педагогов, и родителей.
Психологический смысл наказания состоит в том, чтобы ребенок понял, осознал свою вину, раскаялся, исправился и больше так не поступал. Кроме того, наказание и следующее за ним прощение провинившегося ребенка способствуют снятию напряжения, возникающего у малыша в результате проступка. Наказывая ребенка, очень важно понимать, что он при этом испытывает: вину раскаяние, беспокойство, замешательство, обиду унижение. Именно от того, какие эмоции испытывает ребенок в момент наказания, зависит и эффективность воспитательной меры, так как чувства ребенка в момент наказания и после него служат индикатором эффективности наказания.
Психологический смысл поощрения заключается в том, чтобы ребенок закрепил хорошее поведение и в дальнейшем поступал так же правильно и хорошо. Поощрение детей дошкольного возраста требует особого внимания педагогов и родителей. Успешное завершение какого-то дела, достижение цели сами по себе сопровождаются положительными чувствами радости, гордости и т. п. Эти эмоции возникают и без поощрения и являются наградой за приложенные ребенком усилия. Многочисленные психологические эксперименты, проведенные на детях разных возрастов, показали, что чем меньше вознаграждение малыша, тем больше его удовлетворенность от работы.
Например, очень часто родители малышей попадают в собственную ловушку. Они каждый вечер приносят ребенку в детский сад обязательный подарок-поощрение за то, что малыш был без мамы и папы. Проходит немного времени, и ребенок, выбегая в раздевалку к родителям, первым делом интересуется тем, что же они ему принесли. Подарки вытеснили радость от встречи с родителями. Более того, отсутствие обязательного поощрения может вылиться в скандал.
Рассмотрим, как наказывают и как поощряют современные педагоги и родители детей дошкольного возраста. Вот характерные ответы дошкольников на вопрос: «Как тебя наказывают родители?».
• «Бьют рукой».
• «Ставят в угол».
• «Бьют по попе».
• «Таскают за уши».
• «Шлепают ремнем».
• «Ставят голыми коленками на соль».
• «Шлепают по щекам».
Физические наказания остаются популярными у большой части современных родителей. Часто родители рассуждают следующим образом: «Меня тоже били в детстве, и я вырос нормальным человеком!» О своих ощущениях на тот момент они стараются не вспоминать, поэтому просто вытесняют их из своего сознания.
Воспитание по принципу «бью и люблю» принесло свои плоды. Максим усвоил форму поведения: агрессия к тем, с кем дружишь, кого любишь. Физические наказания стали для мальчика нормой, которую он перенес на взаимоотношения со сверстниками. Педагоги детского сада оказались неавторитетны для Максима: раз они не бьют, значит, не любят.
Физические наказания чаще используют молодые родители. С такими родителями необходимо не просто говорить о пользе и вреде наказаний, но важно «достучаться» до тех чувств, которые они испытывали в своем детстве, когда их наказывали физически. Эти воспоминания могут предотвратить побои.
Но, несмотря на очевидный вред, физические наказания весьма эффективны: на какое-то время ребенок становится послушным и тихим. Но только на время и пока над ним господствует страх. Очень часто родители теряют рычаги управления ребенком в тот момент, когда он перестает их бояться.
Крик взрослого, направленный на маленького ребенка, не является безобидным сотрясанием воздуха. По сути, это то же, что физическое наказание. Дети дошкольного возраста воспринимают его как своеобразное словесное битье.
Но не только крик, а даже неосторожно сказанное слово может травмировать психику дошкольника. Исключительно чувствительны к словам девочки дошкольного возраста, поэтому хвалить и уж тем более ругать их надо, учитывая эту особенность. Для девочки важно каждодневное подтверждение того, что она красивая, хорошая, замечательная и т. д., особенно, если хвалить ее будут отец, дедушка или другой значимый для нее мужчина. Неосторожное слово, особенно из уст значимого мужчины, способно не только вызвать бурную эмоциональную реакцию в виде плача, но и стать той психической травмой детства, которая может напоминать о себе через много лет в супружеских отношениях в форме заостренной чувствительности к словам, фразам и выражениям любимого мужчины.
Даша (5 лет) пришла в детский сад и поделилась своим горем: «Меня вчера папа обидел словами, он назвал меня клячей. Я плакала, не могли успокоиться». Мама Даши указывает на следующие затруднения в воспитании дочери: «Даше нужно сказать о чем-то много раз, а как только крикнешь на нее, она сразу начинает плакать».
Папа для Даши не родной, в семье есть младшая девочка, его родная дочка, для которой у него всегда находится много хороших и ласковых слов. На вопрос, какую роль выбрала бы Даша в игре «Семья», девочка сказала, что стала бы «другой девочкой, которая понравилась бы папе». Про папу Даша говорит: «Он вообще очень строгий!»
Необходимо помнить, что дошкольный возраст - это период открытия, формирования и укрепления у ребенка чувства любви. Понимающее, поддерживающее отношение значимого взрослого в этом возрасте является основой формирования гармоничных семейных отношений в будущем.
При взаимодействии с детьми дошкольного возраста педагогам необходимо проявлять тактичность и деликатность, быть очень осторожными в оценке поведения малышей.
Оля (5 лет) плакала дома весь вечер по поводу того, что воспитательница в детском саду назвала ее нахалкой. Оказалось, что Оля во время прогулки захотела в туалет, о чем и сообщила воспитательнице. А та назвала ее нахалкой. Ночью Оля беспокойно спала, утром у нее поднялась температура.
В семье Оле уделяют много внимания, хотя нет эмоционального тепла и радушия, особенно со стороны мамы, которая признает свою излишнюю строгость по отношению к дочери. Бабушка тоже недовольна внучкой, считая, что Оле не хватает твердости характера. Девочку часто захлестывают обиды. Оля сочиняет сказки, преимущественно с трагическим концом. Она жалуется на недостаток похвалы со стороны педагогов. В рисунке «Я в детском саду» Оля изобразила предметы- и «просто девочку», отказавшись рисовать себя. Отношения со сверстниками у девочки тоже не складываются («Им до меня нет дела!»). Появление у дочери аллергического кашля мама связывает с неблагополучной ситуаций в детском саду.
Употребление педагогом по отношению к девочке слова «нахалка» оказалось для Оли травмирующим ударом. Такого сильного переживания могло бы и не произойти, если бы Оля получала достаточно тепла и любви от близких и не была бы такой обидчивой, плаксивой и эмоционально чувствительной. Но в любом случае применение подобных словесных выражений не просто вредно, но и опасно.
Хвалить девочек дошкольного возраста необходимо также особым образом, подбирая более сильный эмоциональный компонент: «красавица», «умница», «ты мой котенок» и т. п. Результаты исследований нейропсихологов показали, что девочки очень эмоционально реагируют и на положительные оценки, и на отрицательные, для них важно быть хорошими в глазах взрослых, произвести на них впечатление. Отрицательная оценка значимого взрослого может вызвать у девочек эмоциональный срыв. Обида буквально захлестывает ребенка, и осознания неправильных моментов поведения не происходит.
Мальчикам более важно указать на то, что оценивается в их поведении или деятельности, что вызывает недовольство или, наоборот, положительную оценку.
Чтобы увидеть разницу в восприятии мальчиками и девочками похвалы и порицания, можно предложить детям назвать плохие, неприятные слова, то есть те, которые им не нравятся. И наоборот - попросить назвать хорошие, добрые, приятные, позитивные слова. Эта игра «Плохие и хорошие слова» не только поможет педагогам и родителям узнать, что происходит в душе ребенка, но и подскажет, какие словесные выражения лучше всего использовать для похвалы мальчиков или девочек, поможет увидеть, каких слов и выражений необходимо остерегаться при порицании детей.
Поставить в угол, посадить на стул. Эти формы наказания служат для временной изоляции нарушителей порядка и дисциплины. Применяя такие штрафные санкции к детям, необходимо учитывать их возраст: количество минут удаления ребенка должно быть соразмерно его возрасту. Так, если ребенку 4 года, то удаление должно быть не более чем на 4 минуты. Необходимо также заранее оговорить с малышом те нарушения, за которые будет вводиться штраф.
Отношение к наказаниям и поощрениям может психологически наследоваться, особенно если взрослый положительно оценивает свое семейное воспитание в детстве.
Чрезвычайно важным является вопрос о соотношении наказаний и поощрений. Как наказания, так и поощрения не должны быть чрезмерными. Я. Корчак отмечал, что чем больше поощрений, тем меньше наказаний. Недостаточное использование положительного подкрепления может создать хронический дефицит поощрений. Поощрения для детей дошкольного возраста должны быть небольшими.
Положительное подкрепление со стороны взрослых необходимо дошкольникам для полноценного развития личности. В дошкольном возрасте отношение взрослого приобретает для ребенка особую важность. Ему необходимо, чтобы взрослый не просто заметил, но обязательно похвалил его действия. Недостаток похвалы со стороны воспитателя приводит к тому, что детям становится неинтересно с педагогом. Девочкам похвала особо необходима, поэтому в практике детского сада необходим дифференцированный подход в использовании наказаний и поощрений к детям в зависимости от их пола.
Консультация для родителей.
Тема: «Психологические аспекты готовности старших дошкольников к обучению в школе».
Воспитатель
Демина С.В.
Таким образом, вопрос психологической готовности дошкольников к обучению в школе в настоящее время продолжает оставаться одной из наиболее значимых проблем, привлекающих внимание ученых-исследователей и ориентированных на практику специалистов: психологов, педагогов, физиологов, В связи с этим изучаются, обосновываются критерии готовности к школьному обучению, возраст, с которого наиболее целесообразно приступать к обучению детей в школе, и т, д. Согласно мнению различных исследователей, психологическая готовность к школе является итогом развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Ее можно назвать фундаментом для следующего возрастного периода. От того, как будет выстроен этот фундамент, во многом будет зависеть успешность адаптации ребенка к школе, эффективность школьного обучения.
В связи с вышеизложенным, рассмотрим, что в психологической науке понимается под «готовностью к обучению» и какие аспекты она в себя включает
Так, например, Л. И. Божович рассматривала готовность к обучению как состоящую из нескольких связанных между собой психических функций, развитие которых критично для возможности участия в организованном обучении в школе. Достаточная готовность к обучению складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции поведения.
Произвольность поведения ребенка важна в связи с тем, что она проявляется как в произвольности познавательных процессов, так и в отношениях ребенка к центральной фигуре в процессе обучения (учителю), а также к сверстникам. По мнению многих специалистов, произвольность поведения ребенка является не достаточно сформированной к концу дошкольного детства, поэтому она может рассматриваться в качестве слабого звена подготовки современных детей к обучению в школе.
Традиционно выделяют три аспекта, из которых складывается готовность дошкольника к обучению в школе: физический, специальный и психологический.
Физическая готовность к обучению в школе характеризует функциональные возможности дошкольника и состояние его здоровья, которые зависят от многих обстоятельств, в том числе от перинатального периода развития, генотипа ребенка и темпа его физиологического созревания. Оценка физической готовности детей при их поступлении в школу строится на многих параметрах физического развития, таких как рост, вес, объем грудной клетки, и их соответствии возрастным нормам. Также учитывается наличие или отсутствие хронических заболеваний. Опираясь на все эти показатели, специалисты выделяют четыре основные группы здоровья.
- Первая группа здоровья. Ребенку по силам нагрузки гимназических классов с их максимально насыщенным учебным планом.
- Вторая группа здоровья заставляет родителей задуматься, отдавать ли ребенка в класс с углубленным изучением отдельных предметов. Кроме того, необходимо очень внимательно отнестись к выбору дополнительных кружков.
- Третья и четвертая группы здоровья требуют выбирать нагрузки для ребенка тщательно и продуманно.
Таким образом, физическая готовность к обучению в школе как важнейший фактор выбора конкретной школы определяется группой здоровья ребенка и степенью физиологической зрелости основных систем организма ребенка. Физическая готовность в значительной степени, но не полностью детерминирует остальные аспекты школьной зрелости.
Специальная готовность включает в себя умения и навыки старшего дошкольника, сформированные в организованном обучении либо в ДОУ, либо в школах раннего развития (ШРР), которые необходимы для освоения чтения и письма, а также счета. Существенным является то, что в большинстве случаев учителя младшей школы считают именно эти навыки необходимыми, а иногда и достаточными для успешного освоения программы первого класса. Отбор старших дошкольников в элитные гимназии строится на оценке развития навыков письменной речи и счета, а также уровня общей осведомленности ребенка. При правильно организованном обучении на базе игровой деятельности формирование навыков чтения и письма в старшем дошкольном возрасте вполне возможно у многих детей, но не у всех. Важным для осуществления интенсивного обучения письменной речи является созревание определенных зон и ассоциативных полей коры головного мозга ребенка. В противном случае обучение будет не эффективным и может отвратить ребенка от учения вообще.
Однако готовность к школе не сводится к физической и специальной готовностям. Необходима особая психологическая подготовленность к новым условиям жизнедеятельности. Содержание этого аспекта определяется системой требований, которые школа предъявляет к ребенку. Связаны они с изменением социальной позиции ребенка в обществе, а также со спецификой учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Конкретное содержание психологической готовности не является стабильным - оно изменяется, обогащается.
Психологическая готовность - это самая обширная группа психических функций и механизмов, которая включает интеллектуальную, личностную и эмоционально-волевую ее формы.
Эмоционально-волевая готовность многими специалистами считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия и если у него формируется произвольность психических процессов.
Личностная готовность ребенка к школе предполагает определенный уровень развития мотивационной сферы в виде системы иерархически соподчиненных мотивов поведения. Л. И Божович наиболее важным компонентом готовности считала мотивационный. Она выделяла две группы мотивов учения:
• мотивы, связанные с потребностью в общении;
• мотивы, связанные с потребностями в интеллектуальной активности.
Синтез мотивов этих двух групп и формирует, по мнению автора, «внутреннюю позицию школьника». Личностная готовность проявляется также в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе. Подготовка ребенка к школе в рамках этого аспекта должна включать в себя формирование у него готовности к принятию новой «социальной позиции» - положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе.
Под интеллектуальной готовностью обычно понимают необходимый для усвоения учебной программы начальной школы уровень развития основных психических процессов, обеспечивающих эффективную интеллектуальную деятельность.
По представлениям Е.И. Рогова, такими важнейшими психическими процессами являются:
1. Достаточная дифференцированностъ восприятия сенсорной информации, хорошая сенсомоторная координация.
2. Способность устанавливать связи между основными признаками и явлениями внешних событий на фоне снижения роли фантазии, закладывающих основы аналитического мышления.
3. Хорошо развитая произвольная память с ослаблением роли механической памяти.
4. Достаточное развитие мелкой моторики рук.
5. Овладение на слух разговорной речью на основе достаточно развитого фонематического слуха.
6. Начальное овладение символическими операциями.
7. Зрелость мотивационной системы ребенка, обеспечивающей способность прилагать усилия для получения новых знаний на основе развитой познавательной мотивации.
Обобщая вышеизложенное, можно говорить о том, что готовность к школе представляет собой некую интегральную характеристику развития ребенка, которая включает в себя определенный уровень состояния здоровья и физического развития, личностное, интеллектуальное и речевое развитие, а также развитие зрительно-моторной координации.
В психологической литературе подчеркивается роль интеллектуальной и мотивационной готовности, говорится о важности наличия определенного уровня развития произвольного поведения, необходимого для успешного освоения учебной деятельности. Но необходимо помнить о том, что школьная жизнь принципиально отличается от той, которой жил старший дошкольник до поступления в школу Ему предстоит адаптироваться к системе, которая кардинально отличается от всего, с чем он имел дело прежде. Ему необходимо научиться строить свое поведение в соответствии с новой системой социально заданных правил. Дошкольник становится школьником, и этот ответственный этап по своей важности и влиянию на дальнейшую жизнь и здоровье ребенка можно сравнить с поступлением в ВУЗ или с созданием семьи.
Перечислим специфические черты, отличающие школьную жизнь от дошкольной и остающиеся неизменными на протяжении всего периода обучения.
• Четкий и определенный школьный ритм: уроки (45 минут) и короткие перемены (от 10 минут до 15-20 минут), Нарушение этого ритма невозможно.
• Разная специфика поведения в различные фазы школьного ритма: определенная и регламентированная на уроках и более спонтанная на переменах.
• Выраженные социально-ролевые отношения во время занятий, которые ребенок должен понять и принять, то есть адаптироваться к сюжетно-ролевым отношениям с учителями. Формирование ролевой позиции ученика - необходимый элемент успешной адаптации к школе, основное содержание которого заключается в асимметрии воздействия и управления. В начальной школе ребенок часто сталкивается с ярким проявлением авторитарного стиля обучения, который ему приходится принимать как данность.
• Необходимость постоянного соблюдения ребенком правил школьной жизни, отсутствие защиты со стороны родителей в случае проигрыша в конфликтных отношениях со сверстниками.
• Освоение и принятие школьной системы оценок как неизбежных и постоянных критериев успешности любого ученика.
Таким образом, главная особенность жизнедеятельности ребенка в школе заключается в невозможности для него перехода на спонтанные и импульсивные формы поведения, что возможно и реально в дошкольном детстве. Если ребенок не посещал детский сад и не проходил специальную подготовку в школе раннего развития, то процесс его адаптации будет очень непростым и потребует большого психического напряжения. Дошкольники, прошедшие через обучение в детском саду, более готовы к принятию роли ученика и освоению школьных правил. Многие дети знакомы с внешними атрибутами школьной жизни, но большинство родителей и, к сожалению, воспитателей детских садов не знакомят детей с практической стороной школьной дисциплины и особенностями поведения на уроках, так как до сих пор психологическая подготовка к школе не входит в задачи дошкольного уровня образования.
Поступление в школу сопряжено с огромными нагрузками на детский организм. Первая четверть учебного года самая тяжелая в связи с процессом адаптации ребенка к условиям школьной жизни. И если вместе с этими нагрузкам ребенок испытывает постоянный стресс и тревогу, вызванные сложностью и непонятностью новой социальной ситуации, повышенными требованиями взрослых к ребенку как к ученику, то процесс адаптации ребенка к школе значительно осложняется.
Следует отметить, что не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к обучению в школе. Необходимо, чтобы ребенок был готов к новой системе социальных отношений, имел представления об этой системе и обладал навыками взаимодействия в ней, т. е. был готов к социальной позиции школьника. Но эту готовность надо целенаправленно формировать. Разнообразны конкретные методы, средства и способы подобной работы. Приведем некоторые из них.
Эмоционально положительное отношение ребенка к учению - необходимое условие формирования его позитивного отношения к школе. Чтобы способствовать его возникновению, можно проводить совместное семейное чтение художественной литературы, организовать дома книжный уголок для ребенка, а в поисках решения возникшей проблемы обращаться к семейной библиотеке. Также будет полезным просмотр фильмов и телепередач о школе и школьной жизни с последующим их обсуждением, привлечение младших детей к школьным праздникам их старших братьев и сестер. Родители могут рассказать о своих любимых учителях, показать фотографии, грамоты, связанные со школьными годами, познакомить детей с пословицами и поговорками, в которых славится ум, подчеркивается значение книги, учения. Целесообразно создавать условия для игры в школу, участвовать в ней вместе с ребенком. Задача родителей и воспитателей - сделать так, чтобы сообщаемый ребенку материал о школе был не только понят, но и прочувствован, пережит малышом. Непременным условием этого является включение детей в деятельность, активизирующую как сознание, так и чувства.
Часто, стремясь стать настоящим школьником, ребенок не очень понимает, что для этого нужно. Усугубляют положение и воспитательные ошибки взрослого. Имеет место запугивание детей школой, что очень вредно, особенно по отношению к робким, неуверенным в себе детям. Родители предъявляют нереальные требования к поведению ребенка, желая, чтобы тот в одно мгновение (а именно с первого сентября) отказался от дошкольных форм поведения. В итоге ожидания, соответствовать которым ребенок не в состоянии, приводят к усилению его тревожности, снижению самооценки и как следствие - затруднению процесса адаптации к школе. Очень важно, чтобы взрослые были реалистами в своих ожиданиях и требованиях к ребенку, чтобы будущий школьник понимал, что с поступлением в школу он не перестает быть ребенком со всеми присущими ему особенностями. Поэтому следует избегать резкого противопоставления социальных позиций дошкольника и школьника.
Необходимо, чтобы ребенок получил и осмыслил конкретную информацию об устройстве школьной жизни. Во-первых, в школе есть уроки и перемены. Во время урока дети учатся, читают, считают, пишут. Во время перемены они играют, разговаривают, готовятся к уроку. Если хочешь ответить на вопрос или спросить что-то у учителя, следует поднять руку. С учителем нужно разговаривать в полный голос, а при обращении с вопросом к соседу по парте надо говорить тихо.
Во-вторых, ученики ходят в школу с портфелем. В нем лежит все необходимое для учения. В портфеле также может лежать завтрак, сменная обувь и некоторые другие полезные вещи. Некоторые ребята приносят в школу свои любимые игрушки. Доставать из портфеля и играть ими можно только на перемене.
Чтобы помочь ребенку лучше усвоить полученную информацию, полезно поиграть с ним в следующие игры.
• «Что лежит в портфеле?»
Ведущий (взрослый) бросает ребенку мяч и называет какой-либо предмет, например: ручка, тетрадь, подушка и т. п. Если, по мнению ребенка, этот предмет должен лежать в портфеле, то он ловит мяч. В ином случае мяч ловить не следует.
• «Я возьму с собой в портфеле»
Можно играть с одним ребенком, называя слова по очереди, или с несколькими детьми. Первый участник игры говорит: «Я возьму с собой в портфеле...» - и называет какой-нибудь необходимый в школе предмет. Следующий игрок повторяет то, что сказали до него, и добавляет свой предмет. Так происходит до того момента, пока кто-нибудь не ошибется.
• «Урок и перемена»
Эта игра имеет две разновидности. Вначале ведущий называет разные виды деятельности («Ты читаешь», «Ты пишешь», «Ты играешь»), а дети отвечают, когда они это делают («На уроке!» или «На перемене!»). Затем, убедившись, что ребенок располагает достаточными знаниями о видах деятельности, соответствующих уроку или перемене, взрослый меняет правила игры. Обращаясь к ребенку ведущий произносит: «На уроке!» или «На перемене!». Ребенок должен сказать, чем он может заниматься в названное время, например: «Я слушаю учителя» или «Я разговариваю с другом».
• «Тихо - громко»
Ведущий называет ситуацию, например: «Когда ты на уроке, ты разговариваешь ...». Задача ребенка крикнуть «Громко!» или прошептать «Тихо».
• «Дошкольник и школьник»
Ведущий предлагает ребенку попробовать себя в разных ролях - дошкольника и школьника («Походи, как дошкольник», «Посиди, как школьник»). Можно изменить задание, сказав ребенку: «Когда я хлопну один раз, покажи, как ответил бы на вопрос учительницы дошкольник. Когда хлопну два раза - как это сделал бы школьник».
ДОКЛАД
( районное методическое объединение)
Тема: «Детское воровство».
Воспитатель
Демина С.В.
Петя положил чужую машинку в карман своей куртки, Вася взял деньги со стола воспитателя, Миша прихватил игру Вали...
Случаи детского воровства, к сожалению, не редкость. То и дело узнаешь о детях, которые берут чужие вещи. А сколько таких случаев родители скрывают от всех!
Воровство - присвоение или потребление человеком не принадлежащих ему материальных и духовных ценностей без предварительного разрешения или уведомления их обладателя. Считается, что каждый ребенок хотя бы раз в жизни что-нибудь украл. Так что, детское воровство - это закономерность роста или ЧП?
Психологические корни воровства
Какие же желания лежат в основе детского воровства? Что делает ребенок, когда тайком берет чужое? Общеизвестно: ворованным (а воруют чаще всего игрушки) практически никто из них никогда не пользуется. Такие игрушки хранят в тайниках, в них не играют.
Представление же о том, что на самом деле происходит с ворующим ребенком, у нас достаточно смутное и общее: это акт агрессии, или фрустрированные потребности, или отсутствие ощущения собственной значимости...
Что же забирает вор? Вор покушается на нашу безопасность, он нарушает нашу приватность. Возможно, он живёт в ощущении незащищенности и постоянной угрозы - в том ощущении, которое пробуждает в нас. Возможно детское воровство - реализация неудовлетворенной потребности брать и ничего не давать взамен. Брать, а не покупать и не менять (что по сути одно и то же), так как это делать еще не на что. Это может быть связано также с неясностью собственных желаний, с одной стороны, и с насилием извне, порождающим постоянную реактивную агрессию, связанную с защитой своих границ, - с другой.
Мой опыт индивидуальной и групповой работы с «маленькими воришками» и их родителями, а также опыт коллег, сталкивавшихся с ворующими детьми, позволил выдвинуть следующую гипотезу: для таких детей угрозу представляет автономия другого. Присутствие в их пространстве другого человека со своим пространством, своей активностью, своими границами вызывает сильную тревогу и ощущение небезопасности. Тогда покушение на автономию другого может быть попыткой построить для себя более безопасный мир.
Причины детского воровства
1. Незнание «правил игры». Ребенок может ничего не знать о назначении денег, о том, что они имеют определенную ценность, что их количество ограничено, что они кому-то принадлежат.
По мнению кандидата психологических наук А.Ф. Шадуры, для ребенка нормально, естественно пользоваться вещами, находящимися в его доме. «Мое», «чужое», «наше», «твое» - эти понятия в его сознании достаточно размыты, моральные нормы не сформированы. Ребенок самостоятельно достает из холодильника еду, берет с полки книги и т.д.: он знает, что дом - часть его жизни, а он член семьи. Но в то же время существуют и определенные ограничения - они связаны с возрастом ребенка, с тем, что он еще не может адекватно пользоваться теми или иными вещами.
Ценность вещей ребенок постигает только с возрастом. Помните стихотворные строчки: «Купила мама Леше отличные галоши, галоши настоящие, красивые, блестящие»? А Леша их запросто теряет и «не понимает, за что его ругают». Точно таково его (скорее аналогичное, чем-то схожее) отношение к деньгам: для него деньги всего лишь некие символы, с помощью которых он может реализовать свои заветные желания.
Если родители никогда не рассказывали ребенку, на что тратятся деньги в их семье, сколько их в доме, как они зарабатываются, то ребенок без какой-либо задней мысли может, найдя в шкафу кошелек, взять и употребить его содержимое по своему усмотрению - купить мороженое, игрушку, покататься с друзьями на каруселях. Впадать в панику из-за этого не стоит. Задача родителей - не отругать и не пристыдить ребенка, а помочь ему разобраться в тех вещах, о которых он в силу возраста имеет очень слабое представление. В моей практике был случай, когда родители в подобной ситуации обязали сына отработать потраченные деньги. Они назначили за каждую домашнюю работу, определенную плату. Так ребенок на собственной шкуре понял, что значит зарабатывать деньги.
Хороший способ ввести ребенка в курс дела - выделять ему карманные деньги и помогать ими распоряжаться, постепенно предоставляя все большую самостоятельность. Необходимо также подключать ребенка к планированию бюджета семьи, прививать ему восприятие денег как ресурса, которым нужно разумно распорядиться.
2. Пробелы в нравственном воспитании. Дети, беря чужие ручки, конфеты, не ставят себя на место «жертвы», не представляют себе ее чувств в отличие от детей, мстящих кражей своим обидчикам. Подобное поведение является следствием серьезного пробела в нравственном воспитании. Ребенку с ранних лет надо объяснять, что такое чужая собственность, что без разрешения брать чужие веши нельзя; надо обращать его внимание на переживания человека, утратившего нечто.
3. В отдельную группу можно отнести «бунтарей». Это дети, которые не хотят мириться со своим положением в семье или какой-либо группе и стремятся самоутвердиться: «Могу ли я сделать это?». К этой же группе относятся дети, воспитанные на образах героев, для которых воровство - пустяк, а иногда и просто фарс. Для них воровство – подражание героям, приобщение к взрослому миру, интересное приключение... В эту группу можно отнести также детей, бунтующих против гиперопеки родителей, и так называемых мстителей. Например: «Я тебя просил, a ты не дал. Вот тебе...»; «Я так тебя люблю, а ты...». Тогда украденные вещи «подбрасываются» братьям и сестрам, а также более удачливым сверстникам, особенно если ребенок ранее занимал позицию лидера и ему очень трудно мириться с потерей статуса из-за кого-то.
В эту группу можно отнести детей, которые считают, что абсолютно никому не нужны, которые чувствуют себя одинокими и покинутыми. Они часто воруют за компанию оттого, что им просто нечего терять. Таким детям в первую очередь нужно повышать самооценку, а родителям посоветовать изменить семейную атмосферу.
4. Часто встречается навязчивое воровство не психического, а невротического характера. Потребность украсть в данном случае связана с тревогой и неудовлетворенностью. Это вид психологической зависимости. Человеку, страдающему ею, необходима помощь психолога, который будет работать не с фактами воровства как таковыми, а с тревогой, которая гложет ребенка, заставляя его совершать кражу. Воровство этого типа характерно для детей, переживших психологическую травму, неуверенных в своем нынешнем положении, испытывающих страх
перед будущим, имеющих низкую самооценку и не получающих достаточной эмоциональной поддержки.
5. Нередко дети воруют, чтобы привлечь внимание родителей или воспитателей. Деньги или купленные на них сладости и игрушки ребенок может воспринимать как символическое замещение родительской любви или радости в жизни. Кражи такого рода говорят о следующем: ребёнок не получает достаточно внимания, отношения в семье напряженные, и супруги объединяются только перед лицом «общей опасности» - перед воровством. Кража - реакция ребенка на травмирующие его жизненные обстоятельства, такие, как эмоциональная холодность родственников, нелюбовь к нему, развод родителей (отношения с отцом сохраняются, но сохраняется и отчужденность, а порой даже враждебность между родителями).
6. Нередко воруют дети, родители или воспитатели которых уверены: они лучше знают, «что им (детям) в действительности нужно». Взрослые без достаточных оснований отказывают ребенку в покупке модной одежды, предметов увлечения. Это заставляет его чувствовать себя белой вороной среди сверстников, что переживается им очень тяжело. Причиной воровства в этом случае является систематическое пренебрежение потребностями ребёнка.
7. Способ «покупки» дружбы или расположения, или подкуп. Например, маленький ребенок, укравший дома деньги и накупивший на них конфет, раздает их другим детям, чтобы таким образом купить их любовь, дружбу, хорошее отношение. Он повышает собственную значимость или пытается обратить на себя внимание окружающих единственно возможным, по его мнению, способом.
В этом случае причинами воровства являются одиночество ребенка в кругу сверстников, его неумение строить с ними дружеские и приятельские отношения. Это особенно свойственно детям, которых детский коллектив отторгает из-за физических или других недостатков: полноты, маленького роста, заикания и т.д. Значит, нужно помочь ребенку подружиться с кем-то из ровесников, научить его строить отношения без подкупа, повысить его самооценку и укрепить уверенность: он может быть интересен сам по себе!
8. Импульсивность. Детское воровство часто вызывается острым желанием обладания (импульсивность), которое охватывает ребенка порой из-за пустяка и бывает непонятно взрослым. Это самая распространенная причина детского воровства. Маленьким детям очень тяжело контролировать свои желания, которые могут подогреваться, в том числе рекламой, например маркетинговыми акциями типа «Собери их все». Такое спонтанное воровство - важный жизненный опыт, опыт соблазна, проступка, стыда, раскаяния. Даже если ребенок знает, что нельзя брать чужое, он может это сделать, если чужое ему очень понравилось. Это событие - не только чрезвычайное происшествие, но и возможность для развития ребенка, важная ступень в формировании его совести. Использует ли он этот шанс - во многом зависит от взрослого. А вот то, что дети очень часто после таких поступков не признаются родителям и воспитателям в краже, говорит о страхе перед наказанием, разоблачением, всеобщим осуждением. Импульсивных детей необходимо строго контролировать и приучать к ответственности.
9. Вымогательство. Наконец, ребенок может воровать от безвыходности, когда у него вымогают деньги путем угроз. Задача воспитателя и родителя - построить отношения с ребенком так, чтобы в подобных ситуациях он мог обратиться к ним за помощью, а не скрывал тяжесть своего положения.
Анализ воровства по возрастным этапам развития
Существуют возрастные особенности воровства. В 2-3 года малыш еще не различает своего и чужого. Гуляя на улице или находясь в гостях, он может взять понравившуюся ему игрушку или вещь. Это нельзя назвать воровством в прямом смысле, но родителям придется объяснить ребенку (а в случае повторения ситуации - неоднократно), что чужое без спросу брать нельзя, делая упор на переживаниях человека, утратившего вещь. В числе «пострадавших» могут оказаться и родители. Даже если ситуация выглядит комично, постарайтесь сдержать улыбку и напомните ребенку, что можно, а чего нельзя. Помните: ребенок раннего возраста не ворует, а берет - берет при всех, не тайком, чтобы доиграть.
Представление о том, что такое «мое» и что такое «чужое», появляется у ребенка после 3 лет, когда у него начинает развиваться самосознание. Кражи в дошкольном возрасте (4-6 лет) могут совершаться по нескольким причинам:
- под действием импульсивности (желание обладать вещью сильнее способности справиться с собой);
- из-за желания сделать подарок кому-то из близких, привлечь внимание сверстников к себе как обладателю какого-либо предмета, отомстить кому-либо.
Четыре-шесть лет - возраст формирования нравственных привычек, но это не значит, что они уже закрепились. Как правило, дети в этом возрасте в состоянии различать «мое» и «не мое», имеют понятие о личном пространстве, личной собственности. Вместе с тем ребенку трудно обуздать импульсивность своих желаний, что и приводит к таким не всегда приятным поступкам.
Родители считают: возраст ребенка является неоспоримым доказательством того, что он осознает совершаемое. Это не всегда верно: известны случаи, когда дети 7-8 лет не осознавали, что, присваивая чужую вещь, они нарушают общепринятые нормы, но бывает, что и 5-летние дети, совершая кражу, сознают, что поступают плохо.
Можно ли, например, считать воришкой мальчика 5 лет, который, испытывая огромную симпатию к своей сверстнице, подарил ей все мамины золотые украшения? Мальчик считал, что эти украшения принадлежат ему так же, как и его маме.
Ошибка ребенка - это родительская ошибка. Нравственные нормы он постигает постепенно, в процессе развития. Совсем еще маленький ребенок различает хорошее и плохое только благодаря реакции на его поступки родителей, которые, прежде всего мимикой и интонацией дают ему понять, какое поведение они поощряют, а какое - нет.
Что делать?
Так или иначе, но любому неравнодушному родителю хотелось бы знать, что делать, когда воровство стало явным. В первую очередь необходимо разобраться в причинах. Прежде чем оценивать действия ребенка, постарайтесь разобраться, что происходит на самом деле? не копирует ли ребенок взрослых, которые не всегда различают свое и чужое? Повнимательнее отнеситесь к себе, а также к другим взрослым, например родителям друзей вашего ребенка. Может быть, у них принято приносить какие-то полезные в домашнем хозяйстве вещи с работы и всем рассказывать об этом?
Обмен. Итак, родителям необходимо разобраться, что произошло на самом деле: откуда попала в дом принесенная ребёнком вещь? чья она? Ребенок принес её открыто или вы случайно обнаружили чужую вещь среди других его игрушек? Возможно, он просто поменял ее на свою? Такие обмены распространены среди детей и если это делается по взаимной договорённости, то ничего предосудительного нет. Имейте также в виду: детям не очень важна денежная стоимость игрушки.
Мечта. Если ребенок принес игрушку из детской игровой комнаты, возможно таким образом он реализовал свою давнюю мечту. Игрушку следует вернуть, но при этом задумайтесь: может быть, вы недостаточно внимательны к потребностям ребенка? Лучше все-таки не допускать ситуаций, когда устойчивое и длительное желание ребенка остается неудовлетворенным, вызывая излишнее напряжение и нервозность. Используя удобный повод (день рождения, успех ребенка), подарите ему то, о чем он давно и страстно мечтал.
Почему? Сложнее всего вариант, если принесенная вашим ребенком игрушка принадлежит кому-то из других детей. Постарайтесь понять нюансы отношений между ними. Что стоит за поступком - желание привлечь к себе внимание и подружиться с этим ребенком или, наоборот, пренебрежение к ребенку, который, возможно, занимает позицию отверженного в группе? Важно, как вы обнаружили чужую вещь - случайно нашли или ребенок рассказал сам, что произошло. Обратите внимание, как он сам относится к своему поступку - стыдится, раскаивается, считает, что всё происшедшее в порядке вещей. Если чувство вины отсутствует вообще, ваша оценка должна быть резкой и определенной. Пусть ребенок почувствует: вам не нравится его поведение, вы удивлены, как он мог так поступить. Выразите уверенность: он же взрослый и знает, что такое хорошо и что такое плохо, поэтому подобное больше не повторится.
Если ребенок знает, что поступил неправильно, то разумнее, давая оценку его поступку, сосредоточиться не на том, чтобы вызвать у него чувство вины, а на том, чтобы нарисовать картину переживаний того, кто лишился своей игрушки, и одновременно выработать стратегию возврата вещи без излишних унижений. Нередко бывает так: именно страх признаться и невозможность вернуть все на прежние позиции делают ребенка малодушным, усугубляя его переживания. Не разрешайте судить вашего ребенка публично, необязательно настаивать на демонстративных извинениях. Организуйте встречу двух детей (лучше без взрослых), когда может состояться передачи игрушки. Пусть ваш ребёнок предложит поиграть какой-либо из своих игрушек и даже взять ее на некоторое время домой, если его товарищ, конечно захочет.
Деньги. Случаи, когда дети берут деньги у своих родителей, в дошкольном возрасте являются нечастыми. Но если это произошло, следует выяснить: для чего они понадобились вашему малышу? Один из самых неприятных вариантов - вымогательство со стороны старших товарищей, например по двору. Это следует жёстко пресечь. Ваш ребенок не должен испытывать страх, давление, не должен попадать в положение жертвы. В этом случае не следует осуждать его слишком строго. Другой вариант - ребенок взял деньги,. чтобы купить подарки (жевательную резинку, роботов, другие сокровища) своим товарищам. Как правило, это является попыткой повысить свой статус среди друзей. Следует объяснить: друзья, которых можно расположить подарком, не самая надежная компания.
Познакомьте ребенка с другими способами повышения статуса - соберите его друзей у себя дома, устройте детский праздник, поиграйте со всей компанией, не забывая уважительно отзываться о своем ребенке, показывать, насколько вы с ним считаетесь.
Если вы так и не поняли, для чего вашему ребенку понадобились деньги, выразите свое огорчение по поводу их отсутствия, расскажите, для чего они предназначались. Уместно сказать, что денег в семье не на все хватает, и вы тоже вынуждены ограничивать себя в некоторых вещах: например, хотелось бы купить новые туфли, сходить в театр, но пока это придется отложить.
Если говорить о деньгах, то их воровство можно прекратить так. Деньги должны находиться в недоступном для ребенка месте. Раскладывание их по всей квартире, даже если вы их систематически пересчитываете, не воспитывает силу воли, а наоборот. Трудно найти по-настоящему недоступное для ребенка место, но стоит постараться: более половины родителей ограничиваются именно этой мерой, и с большим успехом. Иногда могут начаться проблемы с вашими личными вещами. Значит, необходимо определиться и с ними. Очень часто дети даже в самых обеспеченных семьях не имеют личных вещей, т.е. не имеют возможности свободно пользоваться и распоряжаться ими, например, дарить, портить или даже уничтожать. И поэтому не несут за них ответственности. Следовательно, зачем переживать по поводу пропажи чужих вещей, если даже твои принадлежат не тебе, а твоим родителям?
К чему могут привести публичные разбирательства? Если в группе узнают, что какой-то мальчик или какая-то девочка что-то украли и воспитатель громогласно даст этому поступку соответствующую моральную оценку, то за ребенком может закрепиться репутация вора. Естественно, другие родители не захотят, чтобы их дети дружили с вором. И очень скоро такой ребенок останется в изоляции...
[1] Десенсибилизация - снижение чувствительности анализаторов в результате действия раздражителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе
В наше время озабоченность родителей готовностью детей к школе переживает самый настоящий бум и является причиной крайнего беспокойства среди родителей старших дошкольников. Бытует ошибочное мнение, ч...
План-программа педагогического сопровождения по формированию мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе
Одним из важнейших условий, обеспечивающих качество готовности детей к обучению, является система непрерывного, научно-обоснованного, прогностического слежения систематического педагогического н...
Консультация для воспитателей на тему: «Личностная готовность старших дошкольников к обучению в школе»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ,С ЦЕЛЬЮ РАСШИРЕНИЯ ЗНАНИЙ ПЕДАГОГОВ О ПОНЯТИЕ И СОСТАВЛЯЮЩИХ КОМПОНЕТАХ ЛИНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ....
Методическая разработка "Формирование мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе"
В наше время озабоченность родителей готовностью детей к школе переживает самый настоящий бум и является причиной крайнего беспокойства среди родителей старших дошкольников. Бытует ошибочное мнение, ч...
Основные аспекты готовности старшего дошкольника к обучению в школе
В данной статье рассматриваются основные характеристики готовности старших дошкольников к обучению в школе. Так же даны рекомендации родителям для создания предпосылок успешного усвоения школьно...
Повышение уровня физической готовности старших дошкольников к обучению в школе
Включение преемственных связей ДОУ и начального звена школы по использованию в образовательном процессе системы подвижных игр, совместная физкультурно-спортивная деятельность способствует повышению ур...
Статья для родителей. "Готовность старшего дошкольника к обучению в школе ".
В портрете выпускника отражаются качества личности ребенка и степень их сформированности....