Статья «Психологические аспекты влияния типа родительского отношения на готовность детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению»
статья (подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_Stashkovoy.doc | 219 КБ |
Предварительный просмотр:
«Психологические аспекты влияния типа родительского отношения на готовность детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению»
«…простым и доступным всем путем
укрепить душевные силы детей для овладения новыми знаниями…»
Иоганн Генрих Песталоцци
Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.
В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути – бесконтрольность, следствие равнодушия родителей к детям и друг к другу.
Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка-то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны.
Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем, ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения.
В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта.
Первый – формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта; выработка у них научного мировоззрения, высоконравственного отношения к труду; привитие им чувства коллективизма и интернационализма, потребности и умения быть гражданином и хозяином, соблюдать нормы социалистического общежития и поведения; обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры.
Второй аспект – систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни.
Аспект третий – постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.
Успех выполнения этой функции зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия, численность и структуру семьи, развитость семейного коллектива и характер отношений между его членами. Он включает идейно-нравственную, эмоционально-психологическую и трудовую атмосферу, жизненный опыт, образование и профессиональные качества родителей. Большое значение имеют личный пример отца и матери, традиции семьи. Следует учитывать характер общения в семье и ее общение с окружающими, уровень педагогической культуры взрослых (в первую очередь матери и отца), распределение между ними воспитательных обязанностей, взаимосвязь семьи со школой и общественностью. Особый и весьма важный компонент–специфика самого процесса семейного воспитания.
Семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка (американский исследователь Блум выявил, что различие в коэффициенте умственного развития детей, выросших в благополучных и неблагополучных семьях, доходит до двадцати баллов), а также влияет на отношение детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет ее успешность. На всех этапах социализации образовательный уровень семьи, интересы ее членов сказываются на интеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты культуры он усваивает, на стремлении к продолжению образования и к самообразованию.
Таким образом, родители играют важнейшую роль в развитии ребенка и тем более в психологической готовности к школьному обучению. Если родители принимают ребенка, уделяют ему достаточно внимания, разделяют его интересы, являются положительным примером для подражания, тогда ребенок развивается полноценно благодаря тому, что он находится в адекватных условиях для развития. Если же родители не принимают ребенка, интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их, то ребенок не видит смысла и стремления к положительным действиям, которые могли бы способствовать более благоприятной психологической готовности к школьному обучению.
Семейное воспитание – сложная система. Оно должно основываться на определённых принципах и иметь определённое содержание, которое направлено на развитие всех сторон личности ребёнка. Оно должно основываться на определённых принципах:
-гуманность и милосердие к растущему человеку;
-вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как её равноправных участников;
-открытость и доверительность отношений с детьми;
-оптимистичность взаимоотношений в семье;
-последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);
-оказание посильной помощи своему ребёнку, готовность отвечать на вопросы.
Реализация этих принципов будет зависеть и от типа воспитания:
Автократический – когда все решения, касающиеся детей, принимают исключительно родители.
Авторитетный, но демократический – в этом случае решения принимаются родителями совместно с детьми.
Либеральный – когда при принятии решения последнее слово остаётся за ребёнком.
Хаотический – управление осуществляется непоследовательно: иногда авторитарно, иногда демократически, иногда либерально.
Основой семейного микроклимата, по мнению исследователей А.С. Макаренко, А.В. Петровского, А.И. Захарова, А.Б. Добрович и других, являются межличностные отношения, которые и определяют его климат. Проблемой влияния родительского отношения к ребёнку занимались такие исследователи как А.В. Петровский, А.И. Захаров, И.М. Балинский, В.Н. Мясищев, Р.А. Зачепицкий и другие.
Именно по отношению родителей к своему ребёнку, как считает Е.М Волкова, можно предположить, каким он станет в будущем.
Исследования А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконина и других показали, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным контактом и особенностями сотрудничества с родителями.
По мнению А.Я. Варга и В.В. Столина, “родительские отношения” – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.
В своих исследованиях А.Я. Варга и В.В. Столин выделили следующие критерии родительских отношений:
1.“Принятие – отвержение”.
Принятие: родителю ребёнок нравится таким, какой он есть. Он уважает индивидуальность ребёнка, симпатизирует ему.
Отвержение: родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным, неудачливым, по большей части испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку, не уважает его.
2.“Кооперация” – родитель заинтересован в делах и планах ребёнка, старается во всем помочь ему. Высоко оценивает его интеллектуальные и творческие способности, испытывает чувство гордости за него.
3.“Симбиоз” – родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, он кажется ему маленьким и беззащитным. Родитель не предоставляет ребенку самостоятельности.
4.“Авторитарная гиперсоциализация” – родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается во всем навязать ему свою волю, за проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальным поведением ребенка и требует социального успеха.
5.“Маленький неудачник” – в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребёнка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Ребёнок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Взрослый старается оградить ребёнка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
Диаграмма 1. Типы родительского воспитания будущих школьников
Анализ литературы показывает, что, несмотря на разнообразие понятий, описывающих родительские отношения, практически во всех подходах можно заметить, что родительское отношение по своей природе противоречиво.
На детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется его личность.
Психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным контактом и особенностями сотрудничества с родителями.
Цель практической части исследования – исследовать влияние типа родительского отношения на особенности психологической готовности к школьному обучению детей 6–7 лет.
Успешность обучения в начальных классах школы во многом зависит от того, насколько верно дети понимают профессиональную роль и позицию, занимаемую учителем, уровень развития общения со сверстниками, самооценка, что является немаловажным фактором готовности к школе.
Также важную роль в развитии ребенка и тем более в психологической готовности к школьному обучению играют родители, умеющие принимать своего ребенка, уважать его индивидуальность, одобрять его интересы, проводить с ним достаточно много времени, поощряют самостоятельность и инициативу ребенка, удовлетворяют его разумные потребности. В противном случае ребенку достаточно тяжело адаптироваться к условиям жизни, полноценно развиваться, так как родители по отношению к ребенку испытывают только отрицательные чувства, считают ребенка неудачником, устанавливают значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботятся о нем.
Условно в своем исследовании я делю уровни готовности к школе следующим образом:
Диаграмма 2. Уровни психологической готовности детей к школе
Теоретический анализ проблемы психологической готовности к школьному обучению у детей 6–7 лет показал, что она освещается обычно авторами при упоминании такого фактора, как тип родительского отношения, который играет немаловажную роль в психологической готовности ребенка к обучению в школе. Изучить более подробно влияние этого фактора мне позволит экспериментальное исследование.
Исследование проводилось с детьми детского сада № 34 г.Струнино, которые в 2010 году пойдут в первые классы школ № 10,11,12 г. Струнино и их родителями. Всего приняли участие 47 дошкольников и их родители.
Этапы исследования:
1. Выявить типы родительских отношений.
Тест-опросник родительского отношения. Авторы: А.Я. Варга и В.В. Столин.
(Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога – М.: Владос – пресс, 2001)
Цель методики: выявить родительское отношение по вопросам воспитания детей и общения с ними.
2. Определить уровень психологической готовности детей к обучению в школе.
-Тест Керна-Ирасека.
-Диагностика уровня развития психических процессов по методике М.Ильиной,
Л. Парамоновой и Н.Голованевой.
3. Обобщить и проанализировать полученные результаты.
Результаты исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1. Взаимосвязь преобладающих типов детско-родительских отношений и готовности к школе (выделены преобладающие типы воспитания)
№ | Фамилия, имя ребенка | Уровень развития психических процессов по методике М.Ильиной, Л. Парамоновой и Н. Голованевой | Тип семейного воспитания | Тест Керна-Ирасека | ||
Кол-во баллов | Результаты | Круг | ||||
1 | А. Алина | высокий | кооперация | 4 | зрелый | справилась |
2 | П. Ваня | высокий | кооперация | 4 | зрелый | справился |
3 | А. Соня | высокий | кооперация | 3 | зрелый | справилась |
4 | М. Никита | выше среднего | принятие-отвержение, кооперация | 4 | зрелый | справился |
5 | С.Даниил | высокий | принятие-отвержение, кооперация | 3 | зрелый | справился |
6 | Х. Настя | выше среднего | принятие-отвержение, кооперация | 3 | зрелый | справилась |
7 | Ч. Максим | высокий | кооперация | 4 | зрелый | справился |
8 | Я. Капа | выше среднего | принятие-отвержение, кооперация | 3 | зрелый | справилась |
9 | Б. Наташа | высокий | кооперация | 4 | зрелый | справилась |
10 | У. Сережа | средний | кооперация | 9 | зреющий, вариант «Б», прогноз условно благоприятный | справился |
11 | Б. Настя | высокий | симбиоз | 4 | зрелый | справилась |
12 | В. Даниил | высокий | кооперация | 3 | зрелый | справился |
13 | Г. Матвей | выше среднего | принятие-отвержение, кооперация | 3 | зрелый | справился |
14 | К. Катя | выше среднего | принятие-отвержение, симбиоз, кооперация | 3 | зрелый | справилась |
15 | С. Аня | средний | принятие-отвержение, симбиоз, контроль | 3 | зрелый | справилась |
16 | А. Кристина | низкий | принятие-отвержение, маленький неудачник | 9 | зреющий, вариант «Б», прогноз условно благоприятный | не справилась |
17 | А. Катя | средний | принятие-отвержение, контроль | 6 | зреющий, вариант «А», прогноз благоприятный | справилась |
18 | Б. Влад | средний | принятие-отвержение | 3 | зрелый | справился |
19 | В. Руслан | средний | принятие-отвержение | 6 | зреющий, вариант «А», прогноз благоприятный | справился |
20 | М.Гурген | средний | принятие-отвержение, симбиоз, маленький неудачник | 8 | зреющий, вариант «Б», прогноз условно благоприятный | не справился |
21 | М. Данила | низкий | маленький неудачник | 11 | незрелый | не справился |
22 | П. Валера | высокий | принятие-отвержение | 5 | зрелый | справился |
23 | Р. Ваня | высокий | принятие-отвержение | 4 | зрелый | справился |
24 | Р. Миша | выше среднего | контроль, принятие-отвержение | 6 | зреющий, вариант «А», прогноз благоприятный | справился |
25 | С. Милена | высокий | кооперация | 3 | зрелый | справилась |
26 | С. Маша | высокий | кооперация | 4 | зрелый | справилась |
27 | С. Соня | выше среднего | симбиоз | 4 | зрелый | справилась |
28 | К. Злата | средний | контроль | 4 | зрелый | справилась |
29 | Ч. Маша | высокий | кооперация | 4 | зрелый | справилась |
30 | Г. Слава | выше среднего | принятие-отвержение, контроль | 5 | зрелый | справился |
31 | Б. Алена | высокий | кооперация | 3 | зрелый | справилась |
32 | В. Катя | выше среднего | кооперация | 3 | зрелый | справилась |
33 | Г. Даша | высокий | принятие-отвержение | 9 | зреющий, вариант «Б», прогноз условно благоприятный | не справилась |
34 | Г. Эвелина | высокий | кооперация | 3 | зрелый | справилась |
35 | Г. Наташа | высокий | кооперация | 3 | зрелый | справилась |
36 | З. Валера | высокий | кооперация | 4 | зрелый | справилась |
37 | К. Рома | высокий | контроль, принятие-отвержение | 6 | зреющий, вариант «А», прогноз благоприятный | справился |
38 | К. Алена | высокий | кооперация, симбиоз | 3 | зрелый | справилась |
39 | Х. Марат | выше среднего | принятие-отвержение | 5 | зрелый | справился |
40 | С. Света | средний | принятие-отвержение, контроль отсутствует | 6 | зреющий, вариант «А», прогноз благоприятный | не справилась |
41 | Х. Раяна | высокий | кооперация, симбиоз | 6 | зреющий, вариант «А», прогноз благоприятный | справилась |
42 | К. Кристиан | выше среднего | принятие-отвержение, контроль | 5 | зрелый | справился |
43 | К. Саша | высокий | принятие-отвержение, кооперация, симбиоз | 6 | зреющий, вариант «А», прогноз благоприятный | Справился |
44 | П. Ваня | высокий | кооперация | 3 | зрелый | справился |
45 | Т. Ваня | высокий | кооперация, симбиоз | 3 | зрелый | справился |
46 | К. Саша | средний | принятие-отвержение, симбиоз, маленький неудачник | 8 | зреющий, вариант «Б», прогноз условно благоприятный | не справился |
47 | Ю. Соня | выше среднего | «принятие-отвержение», кооперация, симбиоз. | 4 | зрелый | справилась |
В результате исследования были получены следующие результаты:
Таблица 2. Количественные показатели типов родительского воспитания в семьях обследуемых детей.
Типы воспитания | кооперация | симбиоз | контроль | принятие-отвержение | маленький неудачник | |||||
показатели | кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % |
23 | 49 | 6 | 12,8 | 7 | 14,8 | 8 | 17 | 3 | 6,4 |
Преобладающим типом воспитания является «кооперация», самый благоприятный тип воспитания в семье. Настораживает то, что достаточно большое количество родителей определили свой стиль воспитания как «принятие-отвержение», т.е., с одной стороны, родители любят своего ребенка, а, с другой стороны, он раздражает их своим поведением.
Таблица 3. Количественные показатели уровня психологической подготовки к школе обследуемых детей
Уровень готовности к школе | высокий | выше среднего | средний | низкий | ||||
показатели | кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % |
24 | 51 | 12 | 25,6 | 9 | 19,2 | 2 | 4,2 |
Дети, определившие высокий и выше среднего уровни подготовки к школе, составляют преобладающее большинство (76,6%). Средний уровень 19,2%. Низкий уровень – 4,2%.
Диаграмма 3. Зависимость типов семейного воспитания и психологической готовности к школе
1, 2. В тех семьях, где выявились преобладающие стили отношения «симбиоз» и «кооперация», в подавляющем большинстве (83%), уровень психологической подготовки детей к школе высокий и выше среднего. В таких семьях родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. Родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах. Родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни, в результате чего ребенок чувствует себя комфортно.
3-4. В семьях, в которых родители определили свои отношения с детьми как принятие-отвержение и авторитаризм (77%), в преобладающем большинстве уровень готовности к школе у дошкольников на среднем уровне. В семьях, где отмечаются авторитарные типы воспитания, взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою волю.
Семьи, показавшие «принятие-отвержение» принимают ребенка таким, какой он есть, уважают и признают его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживают планы, проводят с ним достаточно много времени и не жалеет об этом.
Но часто взрослый испытывает по отношению к ребенку, в основном, отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка.
В данных семьях необходима коррекция типов воспитания.
5. В семьях, где подготовка к школе детей низкого уровня, в 100% случаев родители определяют свои отношения с детьми как «маленький неудачник». В таких семьях родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний.
Этим детям рекомендовано поступление в школу в следующем году, разработан индивидуальный маршрут подготовки к школе.
Родителям рекомендуется изменение типа воспитания.
Таким образом, важную роль в развитии ребенка, и тем более в психологической готовности к школьному обучению играют родители, умеющие принимать своего ребенка, уважать его индивидуальность, одобрять его интересы, проводить с ним достаточно много времени, поощряют самостоятельность и инициативу ребенка, удовлетворяют его разумные потребности. В противном случае ребенку достаточно тяжело адаптироваться к условиям жизни, полноценно развиваться, так как родители по отношению к ребенку испытывают только отрицательные чувства, считают ребенка неудачником, устанавливают значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботятся о нем.
Экспериментальное исследование влияния типов родительских отношений на психологическую готовность к школьному обучению у детей 6–7 лет показало, что у родителей с таким типом отношения к ребенку, как кооперация и симбиоз, выявлен высокий и выше среднего уровни психологической готовности к школьному обучению.
Тогда как у родителей с высокими показателями по шкалам принятие-отвержение и контроль, дети имеют средний уровень психологической готовности к школьному обучению.
Низкий уровень психологической готовности к школьному обучению проявляется у родителей со стилем отношения к ребенку «маленький неудачник».
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- у родителей проявляющих искренний интерес к интересам ребенка, высоко оценивающих способности ребенка, поощряющие самостоятельность и инициативу ребенка, стараются быть с ними на равных, дети имеют высокий уровень психологической готовности к обучению в школе;
- те родители, которые принимают ребенка таким, какой он есть, уважают и признают его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживают планы, проводят с ним достаточно много времени достаточно много времени и не жалеют об этом.
Но часто эти взрослые испытывают по отношению к ребенку, отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка. Дети этих родителей показывают средний уровень подготовки к школе; - третья категория родителей не доверяет ребенку и не уважает его. Эти мамы и папы видят ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Эти дошкольники показывают низкий уровень готовности к школе.
Это дает основание утверждать, что тип родительских отношений имеет тенденцию к влиянию на психологическую готовность к школьному обучению детей 6–7 лет.
Список используемой литературы
1. Аниклева Н. П., Винникова Г. В., Смирнов С. А. Режиссура педагогического взаимодействия. Новосибирск: НГПИ, 1991.
2. Белобрыкина О.А. Скоро в школу мы пойдем // Психолог в детском саду – 2005 – №2
3. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте, (психологическое исследование). М.: Просвещение, 1968.
4. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению, популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997.
Психологическая наука и образование, 1988.
5. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1991.
6. Матейчек З. Родители и дети. – М., 1992.
7. Обухова Л. Ф. Детская возрастная психология. М., 1996.
8. Особенности психического развития детей 6 – 7-летнего возраста/ Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 1988.
9. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Самара: Дом БАХ РАХ, 1998.
10. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога – М.: Владос – пресс, 2001
11. Сапогова Е.Е. Своеобразие переходного периода у детей 6 – 7 летнего возраста // Вопросы психологии – 1986 – №4
12. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии – 2000 – №3
13. Ульенкова У.В. Исследование психологической готовности шестилетних детей к школе // опросы психологии – 1983 – №4
14. Шапарь О. А. Детская психология. Теоретический и практический курс. М.: Владос, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическое сопровождение мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению
В статье представлена модель деятельности педагога-психолога по формированию мотивационной готовности детей к школьному обучению....
Дидактические игры при подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению
В данном материале представлены задания, упражнения, которые способствуют развитию логического мышления, внимания, пространственного восприятия, мелкой моторики рук. наглядно- образного мышления....
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
В старшем дошкольном возрасте, к 7 годам у ребенка начинают формироваться умения, которые необходимы ему для дальнейшего обучения в школе, и именно поэтому возраст 7 лет считают идеальным для начала ш...
Статья "Проблема психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению"
Проблеме готовности к школьному обучению посвящено много публикаций и книг. Но данный вопрос до сих пор остаётся актуальным — нет единой точки зрения. По сути, мы имеем дело с казусом: если есть...
Оценочный лист родителю по определению готовности ребенка старшего дошкольного возраста к школьному обучению
Уважаемый родитель, данный оценочный лист предназначен для того, чтобы Вы самостоятельно могли отследить уровень подготовки Вашего ребенка к школьному обучению, не затрачивая особого труда, умения и в...
Оценочный лист родителю по определению готовности ребенка старшего дошкольного возраста к школьному обучению
Уважаемый родитель, данный оценочный лист предназначен для того, чтобы Вы самостоятельно могли отследить уровень подготовки Вашего ребенка к школьному обучению, не затрачивая особого труда, умения и в...
Формирование мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению
Мы должны создавать такие условия, которые могли бы побуждать ребенка к определенным занятиям, творчеству, самостоятельности, научили бы его общаться со сверстниками и взрослыми, научили бы навы...