Колода МАК «Тараканы в голове"
консультация по психологии (средняя группа)
КОЛОДА МАК «ТАРАКАНЫ В ГОЛОВЕ»
Метафорические ассоциативные карты «ТАРАКАНЫ В ГОЛОВЕ» созданы на основании известной метафоры о «тараканах», якобы живущих в головах у людей и создающих им различного рода психологические проблемы.
Каждый из 88 тараканов в колоде ответственен за свою серию проблем и трудностей, о которых вам расскажет его имя. Несмотря на конкретные имена тараканов, разные люди, рассматривая карты, по-разному интерпретируют их и соотносят со своей жизнью и личностью. Колода «ТАРАКАНЫ В ГОЛОВЕ» подходит для работы практически с любой темой клиентских запросов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_moi_lyubimye_tarakany._1.docx | 17.06 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКА «МОИ ЛЮБИМЫЕ ТАРАКАНЫ»
Цель: Поиск запросов для терапевтической работы.
Инструкция: В открытую просмотрите внимательно все карты колоды. Отберите из нее тех тараканов, которых Вы считаете своими «любимыми». Обнаружить их просто – глядя на «своего» таракана, Вы почувствуете эмоциональный отклик. Он может быть как позитивным, так и негативным.
Вопросы и задания:
— Сколько тараканов Вам удалось отобрать из колоды и «признать»? — Каких тараканов Вы оставили в колоде, но их стоило бы добавить к ряду «своих», если быть более искренним с собой? — О каких нерешенных проблемах и трудностях говорят отобранные Вами тараканы? — Как бы Вы сгруппировали отобранных тараканов? Кто с кем дружит или сотрудничает? Кто кого усиливает или ослабляет? И т.д. Расскажите об их взаимоотношениях. — Проранжируйте тараканов, начиная с самого проблемного и заканчивая самым незначительным по проблемности для Вас. — Сделайте выводы о том, с каким запросом Вам стоит работать в первую очередь.
МЕТОДИКА «ОТВЕТСТВЕННЫЙ И РЕСУРСНЫЙ ТАРАКАНЫ»
Цель: Получение дополнительной информации о своей проблеме (задаче), поиск ресурсов для ее решения.
Инструкция: Определитесь с проблемой (задачей), которую Вы хотите решить. В открытую просмотрите все карты колоды и найдите таракана, который ответственен за эту проблему у Вас. Вы можете выбрать одного таракана или столько, сколько посчитаете правильным в Вашем случае.
Вопросы:
— Почему Вы выбрали именно этого таракана? Как именно этот таракан ответственен за Вашу проблему? — Послушайте внимательно это таракана. Что он говорит Вам сейчас? Стоит ли его слушать? Что Вы можете ему ответить? — Хочется ли Вам добавить какого-то еще таракана для того, чтобы наиболее полно раскрыть суть Вашей проблемы? Если да, найдите его и также выслушайте. — Создайте (в воображении или на рисунке) и ресурсного таракана, который способен справиться с Вашей проблемой. Дайте ему имя. Ресурсного таракана необходимо именно придумать, а не искать в колоде (поскольку в колоде - только представители проблем). Каждому ответственному за проблему таракану необходимо противопоставить более сильного ресурсного (или нескольких). Например, Обжорка => Стройняшка. Или Обжорка => Мотиваш и т.п. — Озвучьте диалог двух (или более) тараканов. Добейтесь того, чтобы ответственный за проблему таракан стал слабее и подчинился ресурсному. — Получите совет от ресурсного таракана и поблагодарите его. — Сделайте выводы.
МЕТОДИКА «ТАРАКАНЬИ БЕГА»
Цель: Нахождение подсказок о базовых внутренних преградах и сопротивлении решению проблемы (задачи).
Инструкция: Определитесь с запросом. Мысленно задайте вопрос: «Что мешает мне решить мою проблему (задачу)?». Взакрытую вытащите из колоды 4 карты. Не открывая, разложите их в ряд, представив, что у каждой карты есть своя «беговая дорожка», по которой сейчас побежит вперед таракан. Теперь откройте одновременно и рассмотрите все карты.
Вопросы: — Каких тараканов Вы достали из колоды? Как Вы сами сейчас создаете себе преграды для решения проблемы (задачи), если рассмотреть этих тараканов как Ваших внутренних «жителей»? — Продвиньте каждого таракана вперед на беговой дорожке (насколько далеко он «убежал» относительно его конкурентов на соседних дорожках). Если расстояние, которое преодолели тараканы, сопоставить с силой оказываемого ими сопротивления, то какой таракан оказывается самым сильным? Какой - самым слабым? — Поговорите с каждым из тараканов. Можете использовать помощь психолога, ресурсного таракана, мудрой части и т.д. – любого помогающего персонажа. Ваша задача – переубедить их, заставить отказаться от участия в «забеге». Пусть каждый Ваш рациональный аргумент в споре метафорически будет выглядеть как преграда таракану на беговой дорожке. Чем больше сильных аргументов Вы найдете, тем сложнее передвигаться таракану. В какой-то момент Вы поймете, что таракан больше не может продвигаться вперед. В этот момент завершайте свой диалог, Вы победили. — Сделайте выводы.
ТЕХНИКА «ТАРАКАНЫ КАК ЛЮДИ»
Цель: Получение подсказок-инсайтов о значимых людях и новой информации о проблеме (задаче), связанной с межличностными отношениями.
Инструкция: Подумайте о значимом для Вас человеке, с которым связана Ваша проблема (задача) и образ которого в последнее время часто появляется в Вашей голове. Это может быть супруг, ребенок или родитель, начальник или коллега, друг или важный человек из Вашего прошлого.
В открытую просмотрите все карты колоды и выберите того таракана, с которым у Вас ассоциируется этот человек. Если, на Ваш взгляд, подходят несколько тараканов, выберите одного – того, который подходит больше остальных.
Вопросы: — Почему Вы выбрали именно этого таракана? Чем он похож на значимого для Вас человека? — Что давно пора сказать значимому человеку, но Вы не сказали до сих пор? Скажите это сейчас таракану. — Послушайте, что ответит Вам таракан. Задайте ему любые вопросы, которые важно задать. Слушайте ответы. Продолжайте диалог до тех пор, пока Вам есть что сказать или спросить у таракана-человека. Получите пользу от этого диалога. Добейтесь эмоциональной разрядки. — Сделайте выводы относительно общения или отношения со значимым человеком. Примите важное решение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"
"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова" Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...
План-конспект интегрированного занятия для средней группы «Докучные сказки. Встал медведь на колоду»
План-конспект интегрированного занятия для средней группы «Докучные сказки. Встал медведь на колоду»...
Конспект НОД "Проделки Таракана Хулигана"
План-конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности с детьми 6-7 лет.Тема: «Проделки Таракана - Хулигана»...
Совушка-сова -большая голова, на пеньке сидит, головой вертит!
Лепка с использованием природного материала (грецкий орех)...
Конспект семинара-практикума для работы с педагогами на основе использования проектной методики - метафорические карты на тему «Тараканы в голове»
Актуальность темы эмоционального выгорания педагогов в ДОУ не снижается со временем, а скорее наоборот, возрастает. С каждым годом появляются новые методы профилактической работы педагога - психолога ...
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Метафорические ассоциативные карты в работе с детьми дошкольного возраста на примере колоды «Монстрики чувств»
Метафорические карты – отличный метод работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Увидев на столе психолога красивые изображения, ребенок наверняка проявит к ним интерес. В ...