Рабочая программа кружка "Песочная фантазия"
материал по психологии
Игры с песком, как процесс развития самопознания ребенка известен с давних времен. Принцип терапии песком был предложен психотерапевтом Карлом Густавом Юнгом. Игра с песком как методика консультирования была впервые использована в работе в 1929 году английским педиатром Маргарет Ловенфельд. Песочная терапия как метод психотерапии была разработана швейцарским детским психотерапевтом Дорой Кальфф. В качестве одного из важных условий гармонического развития личности А.С.Выготский называл единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка. «Под влиянием эмоций качественно по-новому проявляется и внимание, и мышление и речь, усиливается конкуренция мотивов, совершенствуется механизм эмоциональной коррекции поведения». А.В.Запорожец.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_pesochnaya_fantaziya_2023-2024.docx | 381.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство Образования и Науки города Улан – Удэ
Администрация города Улан – Удэ
Комитет по образованию города Улан –Удэ
МАОУ «Прогимназия № 108»
Утверждаю:
Зам.директора по УВР - МАОУ
«CОШ № 108» г. Улан-Удэ
____________________/М. Г. Козырева/
ПРОГРАММА
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА
«ПЕСОЧНАЯ ФАНТАЗИЯ»
(для детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста)
Автор программы:
педагог-психолог
Тян А.В.
2023-2024 гг.
г. Улан-Удэ
Содержание
- Пояснительная записка ………………………………………………. 3
- Учебно-тематическое планирование ………………………………… 8
- Организационно-педагогические условия реализации
образовательной программы …………………………………………. 10
- Планируемый результат усвоения образовательной программы ….. 12
- Система оценки результатов освоения образовательной программы 13 Приложение 1. Оборудование для организации образовательной
деятельности …………………………………………………………… 15
Приложение 2. Коллекция мелких предметов …………………………17
Приложение 3. Виды игр на песке ……………………………………...19
Приложение 4. Рекомендации по проведению игр и занятий ………...20
Приложение 5. Игры и упражнения на песке …………………….........22
Приложение 6. Варианты вхождения в занятие …………………… …31
Список использованной литературы ………………………………… 32
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Программа развития и коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста с использованием игр с песком и водой «Песочная сказка» разработана на основе:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р),
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
При разработке дополнительной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Программа развития и коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста с использованием игр с песком и водой «Песочная сказка» были использованы:
- Бережная Н.Ф. Использование песочницы в корекции эмоциональноволевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста / Дошкольная педагогика №4-2006, №1-2007.
- Большебратская Э.Э. Песочная терапия. - Петропавловск, 2010.
- Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников / Психолог в детском саду №3 – 2006.
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочнаяигротерапия // Детский сад со всех сторон. - 2001. - № 8 (44).
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 64 с.
- Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 80 с.
- Занятия с детьми 3 – 7 лет по развитию эмоциональнокоммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии / авт.-сост. М.А. Федосеева. – Волгоград: Учитель, 2016. – 122 с.
- Зеленцова-Пешкова Н.В. Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-
ПРЕСС», 2015. – 96 с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005. –
50 с.
- Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития // Дошкольная педагогика №3 – 2005.
- Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. — СПб., 2005. – 66 с.
- Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 64 с. (Библиотека Логопеда).
Цель дополнительной общеразвивающей программы кружка «Песочная сказка»: способствовать психическому и личностному росту ребенка через создание зоны ближайшего развития.
Задачи дополнительной общеразвивающей программы кружка «Песочная сказка»:
- стабилизировать эмоциональное состояние ребенка;
⮚ формировать позитивное отношение к своему «Я»;
- формировать позитивное отношение к сверстникам;
- развивать навыки социального поведения;
- способствовать проявлению эмпатии средствами песочной терапии;
- развивать фантазию и образное мышление;
- побуждать детей к активным действиям и концентрации внимания.
Младший дошкольный возраст (2 младшая группа):
- Познакомить детей со способами рисования на песке.
- Научить детей передавать в рисунке сюжетное содержание.
- Развить у детей дошкольного возраста сенсорные способности
- Развить тактильные ощущения.
- Развить психические процессы (внимание, память, мышление, воображение, речь, восприятие).
- Развить общую и мелкую моторику.
- Развить у детей положительные эмоции, умение расслабляться.
- Расширить кругозор детей.
- Воспитать у детей эстетическое чувство, любовь и интерес к играм с песком, водой и мелкими игрушками.
Средний дошкольный возраст:
- Продолжать знакомить детей с кинетическим песком разной фактуры и со способами рисования, с использованием разных материалов.
- Продолжать учить детей передавать в рисунке сюжетное содержание.
- Развивать риторику и концентрацию внимания.
- Стимуляция всех сенсорных процессов.
- Развить тактильно-кинетические ощущения.
- Формировать чувства симметрии и кинетическую память.
- Гармонизировать деятельность полушарий коры головного мозга.
- Формировать психические процессы (внимание, память, мышление, воображение, речь, восприятие).
- Продолжать развивать общую и мелкую моторику.
- Развить самостоятельность, закрепить направленность на творческий процесс, что является залогом развития.
- Развить у детей умение анализировать и сравнивать.
- Формировать у детей положительные эмоции, умение понимать свои чувства и расслабляться, снимать нервное и мышечное напряжение.
- Расширить кругозор детей.
- Развивать межкультурные коммуникации.
- Продолжать воспитывать у детей эстетическое чувство, интерес к инновационным играм.
Старший дошкольный возраст:
- Продолжать знакомить детей со способами рисования на песке, с использованием разных материалов.
- Научить детей передавать в рисунке содержание сказок и сюжетных картин.
- Стимуляция всех сенсорных процессов.
- Развить графомоторику и тактильно-кинетические ощущения.
- Формировать чувства симметрии и кинетическую память.
- Развить все психические процессы (внимание, память, мышление, воображение, речь, восприятие).
- Развивать риторику дошкольников и концентрацию внимания.
- Развить общую и мелкую моторику, помочь детям овладеть навыками письма.
- Гармонизировать деятельность полушарий коры головного мозга.
- Активизировать мыслительные и эмоциональные резервы
- Развить самостоятельность, закрепить направленность на творческий процесс и конечный результат деятельности, что является залогом развития.
- Закреплять у детей умение анализировать и экспериментировать.
- Формировать у детей положительные эмоции, умение понимать свои чувства и расслабляться, снимать нервное и мышечное напряжение.
- Развивать межкультурные коммуникации.
- Расширить кругозор детей, учить создавать на песке абстрактные ланшафты; народные орнаменты, символы.
- Воспитать у детей эстетическое чувство, активизировать детскую фантазию, самостоятельность и инициативу, любознательность и увлеченность инновационными играми.
Актуальность дополнительной общеразвивающей программы кружка «Песочная сказка». В работе с детьми дошкольного возраста приходится сталкиваться с тем, что добиваясь положительных сдвигов в развитии познавательной сферы и речевых функций, не всегда удается уменьшить невростические проявления у детей: повышенную тревожность, беспокойство при социальных контактах, боязливость в новых ситуациях, излишнюю впечатлительность и эмоциональную лабильность, а также негативизм в отношениях с близкими и сверстниками. Эти особенности личности могут существенно ограничить возможности социальной адаптации ребенка как в детском саду и школе, так и во взрослой жизни.
Для профилактики нарушений и в целях коррекции застенчивости, тревожности как качества личности ребенка, снижения уровня мышечной зажатости организовывается специальное общение, способное структурировать эмоциональный мир, создавать условия для разнохарактерных эмоциональных проявлений, самовыражения в деятельности, голосовых реакциях.
В настоящее время различные педагогические системы придают большое значение эмоциональному развитию детей с использованием метода игровой песочной терапии. Разрабатываются специальные программы. Это «Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста» Н.Ф.Бережной, «Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития» С.Ю.Кондратьева, «Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников» А.В.Валиева, «Чудеса на песке» Т Д.Зинкевич-Евстигнеева, Т.М.Грабенко и другие.
Игры с песком, как процесс развития самопознания ребенка известен с давних времен. Принцип терапии песком был предложен психотерапевтом Карлом Густавом Юнгом. Игра с песком как методика консультирования была впервые использована в работе в 1929 году английским педиатром Маргарет Ловенфельд. Песочная терапия как метод психотерапии была разработана швейцарским детским психотерапевтом Дорой Кальфф. В качестве одного из важных условий гармонического развития личности А.С.Выготский называл единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка. «Под влиянием эмоций качественно по-новому проявляется и внимание, и мышление и речь, усиливается конкуренция мотивов, совершенствуется механизм эмоциональной коррекции поведения». А.В.Запорожец.
Новизна дополнительной общеразвивающей программы кружка «Песочная сказка».
Инновационная педагогическая технология – песочная игротерапия расширяет и дополняет общеобразовательную программу ДОУ.
В своей работе я использую песочницу для развития эмоциональной и познавательной сфер. Тематическая направленность и организационная вариативность занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к практической и речевой деятельности, поддерживает положительное эмоциональное состояние малышей.
Сюжетно-тематическая организация занятий включает в себя игры с песком, направленные на развитие мелкой моторики и тактильных ощущений; на развитие познавательной сферы детей и коммуникативных навыков, снятие статического напряжения; речевой материал, сопровождаемый действием; дыхательные упражнения и так далее. Это позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, получать удовольствие от выполняемой деятельности и от общения с миром, так как в игре с песком и водой максимально реализуются потенциальные возможности детей. Игры с песком позволяют добиться устойчивого интереса и внимания на протяжении длительного периода времени. В этой деятельности ребёнок имеет возможность для самовыражения, и, соответственно, повышает результативность в усвоении знаний.
Песочница также используется в диагностических целях: для выявления тревожности, агрессивных проявлений, страхов у детей и для коррекции этих отклонений.
Возраст обучающихся, на который рассчитана дополнительная общеобразовательная программа кружка «Песочная сказка» - с 3 до 6-7 лет.
Минимальный возраст детей для зачисления на обучение по кружку «Песочная сказка» - 3 года.
Сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы кружка «Песочная сказка» - 1 год.
- УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Месяц | Неделя | Игры и занятия | Время |
Сентябрь |
| «Знакомство со свойствами песка» «Чувствительные ладошки» «Знакомство с песочным Человечком» «Здравствуй, Песочная страна» «Художники» «Жители Песочной страны» | 15-25 мин |
Октябрь |
| «В гостях у Песочной Феи» «Угадай на ощупь» «Что спряталось в песке?» «Жили – были…» «Зонтики» «Принцесса и Дракон» | 15-25 мин |
Ноябрь |
| «Путешествие золотой рыбки» «Солнечный мальчик» «Лесные жители» «Я – волшебник!» «Пчелка в темноте» | 15-25 мин |
Декабрь | 1 неделя 2неделя 3 неделя 4неделя | «Сказочная страна» «Городок игрушек» «Веселое путешествие» «Новогоднее приключение» | 15-25 мин |
Январь |
3 неделя 4 неделя | «Создай снежинку» «Сказка продолжается» «Древний город» | 15-25 мин |
Февраль | 1неделя
3 неделя 4 неделя | «Космическое путешествие» «Подводное приключение» «Песочные звезды» «Загадочные обитатели зимнего леса» | 15-25 мин |
Март | 1 неделя 2неделя 3неделя 4 неделя | «Живые цветы» «Город в котором мы живем» «Кулинары» «Мое любимое животное» | 15-25 мин |
Апрель | 1 неделя 2неделя 3неделя 4неделя | «Знакомство с акватерапией» «Здравствуй капелька!» «Подводные узоры» «Первые насекомые» | 15-25 мин |
Май | 1неделя 2 неделя 3 неделя | «Венные окопы» «Рисунки палочкой» «Здравствуй лето!» | 15-25 мин |
- ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы обеспечивают ее реализацию в полном объеме, качество подготовки обучающихся, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.
Форма обучения во время реализации программы кружка - «Песочная сказка» - очная. Образовательная деятельность обучающихся проход в виде групповых игровых занятий. Игровые занятия проводятся в форме совместной образовательной деятельности педагога-психолога с детьми. Наполняемость групп не более шести человек.
Продолжительность одного занятия.
Возраст детей | Продолжительность занятия |
с трех до четырех | Не более 15 минут |
С четырех до пяти лет | Не более 20 минут |
С пяти до шести-семи лет | Не более 25 минут |
Объем нагрузки в неделю*
Возраст детей | Объем нагрузки в неделю |
с трех до четырех | Не более 15 мин |
С четырех до пяти лет | Не более 20 минут |
С пяти до шести-семи лет | Не более 25 минут |
*проводится одно занятие в неделю
Перечень оборудования (инструменты, материалы и приспособления)
Наименование оборудования (инструментов, материалов и приспособлений) | Количество
|
Ящик для песочной терапии | 1 шт. |
Световой стол для рисования песком | 1 шт. |
Песок для песочной терапии | 10 кг |
Деревянный игровой набор «Африка» | 1 шт. |
Деревянный игровой набор «Цветной городок» | 2 шт. |
Деревянный игровой набор «Ферма» | 1 шт. |
Деревянный игровой набор «Веселый городок» | 1 шт. |
Декоративные камушки | 45 шт. |
Декоративные ракушки | 27 шт. |
Мелкие игрушки от Киндер – Сюрприза | 40 шт. |
Перечень учебно–методических материалов
Наименование учебно-методических материалов | Количество |
Демонстрационный материал «Правила поведения при игре с песком» | 1 шт. |
Плакат «Эмоции и чувства» | 1 шт. |
Картотека «Игры с песком» | 1 шт. |
Картотека «Дыхательная гимнастика» | 1 шт. |
Картотека «Пальчиковые игры» | 1 шт. |
Картотека «Игры, направленные на сплочение детского коллектива» | 1 шт. |
Картотека «Игры на снятие психоэмоционального напряжения» | 1 шт. |
- ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ УСВОЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Работа по программе социально-педагогической направленности кружка - «Песочная сказка» позволяет достичь следующих результатов:
- игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей: снимает стрессовые состояния, снижает уровень нервно-психического напряжения, поднимает общий эмоциональный тонус, способствует возникновению положительных эмоций;
- дети, вновь поступившие в дошкольное учреждение, легче и быстрее адаптируются к новым условиям жизни;
- песочные игры позволяют получить опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, дети учатся слушать и слышат другого(формирование эмпатии);
- игры с песком позволяют формировать и развивать познавательный интерес, способность к логическому мышлению, формировать элементарные математические представления;
- в игре с песком у детей формируются психические процессы: мышление, внимание, память, восприятие, речевые функции;
- в песочнице создаются дополнительные возможности развития сенсомоторных функций (особенно тактильной чувствительности);
- игровые упражнения с песком успешно используются в диагностических целях.
- СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Используя в диагностической работе метод наблюдения оценивается:
- состояние мелкой моторики (ловко, уверенно берет мелкие игрушки или роняет их, не может поставить одно звено деревца на другое и т. п.);
- уровень познавательного интереса (рассматривает набор игрушек, расспрашивает о незнакомых предметах, делится впечатлениями об уже знакомых игрушках и тому подобное);
- уровень общей осведомленности (как много предметов из набора игрушек ему незнакомы);
- сформированность понятий и умение обобщать (игрушки в лотках разложены по темам);
- личностные характеристики (темперамент, тревожность, уверенность в себе, агрессивность, сформированность коммуникативных навыков в общении, общее эмоциональное состояние).
Во время беседы с ребенком на тему выполненного им задания, оценивается сформированность следующих параметров:
- уровень развития речи (звукопроизношение, грамматический строй
речи, лексику);
- уровень развития игровой деятельности (игрушки просто набросаны в песочнице, присутствует простой сюжет или развитие сюжета);
- эмоциональное развитие (как выражает эмоции, их адекватность ситуации, устойчивость);
- стиль семейных отношений (диалоги между героями);
- уровень развития таких психических процессов, как произвольная и непроизвольная память (помнит ли, где стояли игрушки), восприятие формы, цвета, размера;
- устойчивость и распределение внимания, работоспособность;
✔ воображение (сказочный сюжет, его развитие, разнообразие героев и тому подобное).
- уровень развития воли и целеустремленности (убирает ли игрушки по местам, доводит ли дело до конца);
- уровень развития памяти (где какая игрушка была) и внимания;
✔ умение обобщать (способность быстро находить подходящий лоток для каждой игрушки), сообразительность;
- на групповых (5 – 6 человека) занятиях – уровень сформированности коммуникативных навыков, стиль общения со сверстниками.
На основании полученных результатов планируется будущая работа с детьми.
Приложение 1.
В качестве песочницы используется большой водонепроницаемый ящик. Его размер в сантиметрах 1.40см х 1.60 см (8 — глубина). Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия для групповых занятий и индивидуальных.
Материал. Традиционным и предпочтительным материалом является дерево. В практике работы с песком чаще используются пластиковые ящики, но в них песок не «дышит».
Цвет. Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и салатовый цвет. Дно и борта (за исключением верхней плоскости досок бортов) окрашиваются в салатовый цвет. Зеленый цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие.
Используемый песок время от времени необходимо менять или очищать. Очищение производится не реже одного раза в месяц. Песок нужно изъять из песочницы, песочницу промыть.
Для организации игр с песком необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин.
- люди, разнообразные по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессиям, эпохе (от первобытных до современных,) позы должны быть как динамические, так и статические;
- наземные животные (домашние, дикие, доисторические);
- летающие животные (дикие, домашние, доисторические);
- обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы);
- жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель различных эпох, культур и назначения);
- домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола);
- деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);
- объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака); транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения, фантастические транспортные средства);
- объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки);
- объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы);
- естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и пр.);
Итак, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в коллекции. Если для занятий не хватает каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из глины, теста, вырезать из бумаги.
Каждый ребенок, разглядывающий песочную картину, соприкасается с ее энергоинформационным полем. Это поле может оказывать на специалиста определенное воздействие: влиять на психосоматическое состояние, настроение, мыслительные процессы.
Приложение 2.
Коллекция мелких предметов.
Предметы в песочнице. Для эффективного терапевтического воздействия необходимо, чтобы ребенок сам выбрал предметы, которыми он будет манипулировать в песочнице. Для такого дополнительного материала хорошо подойдут камни, раковины, различные минералы и дерево, семена и солома, засушенные растения и цветы, перья и обточенное водой стекло. Помимо этого, можно иметь набор игрушек и предметов из глины, резины, пластмассы и металла. Естественные предметы символизируют те человеческие чувства, которые появились в результате естественного развития ребенка. Они характеризуют его природный потенциал. Работая с ними, ребенок сможет достичь гармонии и осмысления необходимости изменений в жизненной ситуации.
Типы предметов, используемых в песочной терапии
- Фигурки людей: фигуры людей разного возраста и пола. Должны быть фигуры бабушек и дедушек, взрослых мужчин и женщин, а также детей и младенцев. Фигурки должны изображать людей разных профессий, спортсменов и представителей разных национальностей, фантастических персонажей.
- Животные: в этой группе должны быть фигуры диких животных - грызунов, млекопитающих, земноводных, пресмыкающихся, обитающих в джунглях и в пустынях, также других природных зонах.
Также должны быть изображения доисторических животных и зверей из мультфильмов и сказок.
- Все, кто летает: здесь ребенок сможет найти разных птиц, обитающих на суше и на воде, диких и домашних птиц, доисторических летающих ящеров (археоптерикс, птеродактиль). К этой группе также примыкают насекомые – кузнечики и бабочки, мухи и пауки.
- Обитатели океанов: в этой группе малыш найдет самых разнообразных рыб, обитающих в различных широтах, акул и дельфинов, китов и касаток, осьминогов и моллюсков, крабов и морских млекопитающих, таких как моржи и тюлени, морские котики и нерки.
- Дома и мебель: здесь собраны разные жилища, присущие разным народам и культурам. Здесь должны быть представлены шатры и палатки и большие дома. В набор также входит разнообразная мебель для кухни и ванной, спальни и гостиной, больничная и садовая.
- Утварь и продукты питания: в этой группе должны найтись сковороды и кастрюльки, чашки и блюдца, тарелки, ножи, вилки, ложки, а также муляжи различных продуктов.
- Растения и деревья: здесь малыш должен найти реалистично выполненные модели деревьев и цветов, при желании для создания песочной композиции можно использовать настоящие растения.
- Небесные светила и им подобные: луна и солнце, звезды, облака и радуга, молния.
- Транспорт: эта группа включает в себя как наземные виды транспорта (велосипед, различные модели легковых и грузовых автомобилей, военный транспорт), так и водного (корабли, лодки, парусники) и воздушного (вертолеты, самолеты, космические корабли, парашюты).
- Разнообразны антураж городской среды: дорожные знаки, мосты и заборы, ворота и т. п.
- Дополнения разного рода: орудия труда, музыкальные инструменты, зеркала, короба и бутыли, оружие, памятники, башенные или настенные часы и т.п.
- Мелкие аксессуары: монеты и портфели, фотографии, ткани и пуговицы, ювелирные изделия.
- Естественные объекты природной среды: минералы, кости, камни, фрагменты дерева, засушенные растения, семена, желуди, каштаны, перья, птичьи гнезда и стеклышки.
Расположение предметов
Расположить коллекцию миниатюрных фигур лучше на полках, сгруппировав по описанным категориям, но можно и смешать миниатюры, чтобы выбор ребенком того или иного объекта для песочной композиции был более спонтанным.. После использования миниатюр в песочной композиции все фигурки промывают от песка проточной водой.
Приложение 3.
Виды игр на песке.
- Игры на развитие мелкой моторики пальцев рук и тактильнокинестетической моторики пальцев: «Пальчики, ладошки, кулачки — друзья вы мои и помощники»;
- Игры на коррекцию взаимоотношений между детьми, детьми и взрослыми (поведение и общение), коррекция отклонений в эмоциональном развитии: «Дружба зло побеждает»
- Мир чудес на песке: игры на формирование положительных черт характера, навыков партнерской коммуникации, развитие эмоций у детей. Познавательные игры на песке: «На песке путешествуем — радость, счастья всем дарим».
- Игры для ознакомления с окружением: посредством них дети узнают животных, реки, города и т.д.
- Географические игры: дети узнают, как живут люди в разных углах планеты, их отношения.
- Фантастические игры: дети имитируют жизнь на других планетах. Получают информацию про космос, корабли, исследования. Разыгрывают ситуации жизни инопланетян. Находят выход из конфликтных ситуаций, освобождаясь от внутреннего напряжения.
- Исторические игры: становясь участниками исторических событий, дети обыгрывают их в песочнице, строят, разрушают, изучают стратегию «боевых действий» и снова строят.
- Игры-экскурсии городом: знакомство детей с родным городом, его историей.
Приложение 4.
Рекомендации по проведению игр и занятий.
Условия работы с детьми 1.Согласие и желание ребенка.
2. Творческий подход педагога-психолога к проведению занятий.
3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.
Общая структура занятий
- Ритуал вхождения в песочный мир (сенсорная стимуляция: зрительная, слуховая, обонятельная, тактильная).
- Домашнее задание (рассказ или рисунок для Песочной Феи).
- Новая психолого-педагогическая игра и домашнее задание (в соответствии с задачами занятия).
- Релаксационное упражнение и/или свободная игра
- Ритуал выхода из песочного мира.
Организация игр-занятий с сухим песком
Ориентировочный этап (при проведении адаптационных игр-занятий в песке действия и объяснения психолога соотносятся с возрастом детей).
Психолог знакомит детей со своей игрушкой-посредником в играх с песком — это может быть «Песочная фея», «Хозяйка песочницы», «Королева песочного мира». Игрушка должна быть красивой и интересной для детей. Данную игрушку можно использовать только в песочнице или в некоторых исключительных случаях на занятиях в группе, так как через эту игрушку воспитатель объявляет все правила поведения, запреты и поощрения.
Психолог в ходе проведения игр обращает внимание детей на изменение тактильных ощущений, побуждая их высказываться, сравнивать.
Если какой-то ребенок испытывает неприятные ощущения, нельзя настаивать на продолжении занятий в песке. Психолог сначала показывает в песке все движения, затем дети их повторяют; старшие при желании предлагают также свои варианты игры, а младшие выполняют вместе со взрослым — «рука в руке».
Правила поведения в песочнице
- Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.
- Нельзя бросать песок в других или брать его в рот.
- После игры надо помочь Песочной фее убрать все игрушки на свои места.
- После игры в песке надо помыть ручки.
- Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки.
Общие рекомендации по подготовке и проведению адаптационных игр-занятий
- Игры в песочнице проводятся с подгруппой детей, особое внимание при этом взрослый уделяет вновь прибывшему ребенку. Желательно, чтобы в данной подгруппе были дети, уже адаптированные к жизни в детском саду, так как много игр новичок будет выполнять по подражанию или из любопытства.
- При проведении первых адаптационных игр-занятий не обязательно придерживаться жесткой структуры занятия, возможно продление по времени игры в песке, если это хорошо стабилизирует психофизическое состояние ребенка.
- Психолог должен внимательно следить за реакцией ребенка при работе с песком. В случае появления негативного отношения или усталости занятие ненавязчиво завершается.
- Психолог вначале показывает способы действия, а затем ребенок «рука в руке» или самостоятельно повторяет их. Не стоит настаивать на четком выполнении инструкции, взрослый должен на первых порах подстраиваться под ребенка.
На первых двух-трех занятиях ребенку не показывают весь набор игрушек, он должен освоить достаточно широкий спектр простых манипуляций с песком с помощью рук, лопатки, кисточки.
Приложение 5.
Игры и упражнения на песке.
Все описанные ниже игры-упражнения можно использовать как для работы индивидуальной коррекционной, так и для развивающей с подгруппой детей. В ходе выполнения обязательных упражнений можно делать пятиминутки свободной игры-отдыха в песке.
Разогревающие игры
1. Упражнение «Здравствуй, песок!»
Цель: снижение психофизического напряжения.
Ведущий от имени феи просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок:
- дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
- легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;
- дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;
- перетирает песок между пальцами, ладонями.
В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка — ...»
Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло — холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т.д.
- Упражнение «Песочный дождик»
Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Песочная фея. В моей стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит.
Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.
- Упражнение «Необыкновенные следы»
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.
«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).
Дидактические игры-упражнения
1. Упражнение «Узоры на песке»
Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.
Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.
Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.
Песочная фея. Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу — из треугольников.
2. Игра-упражнение «Мы создаем мир»
Цель: развитие и расширение представлений ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека.
Психолог показывает способы построения в песочнице разнообразных живых и неживых сообществ — город, деревня, лес, река, озеро, остров, а затем в игровой форме побуждает ребенка строить самостоятельно и по инструкции разнообразные природные и рукотворные сообщества. (тема построений может соответствовать теме занятий в группе).
Этап игр и упражнений с погружением рук в песок
Некоторые дети могут испытывать страх перед полным погружением рук в песок, поэтому они не будут участвовать в данном этапе. Для других детей этапы игр на поверхности песка и с погружением чередуются, в зависимости от их желания.
1. Игра-упражнение «Секретные задания кротов»
Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.
Предварительно необходимо познакомить ребенка с животными, обитающими под землей.
Песочная фея. Сегодня наши руки могут превращаться в кротов. Вот так. (Взрослый взмахивает руками и складывает их «уточкой», показывая ребенку нарисованные на костяшках пальцев глаза, нос и два зуба.) Хочешь превратить свои ручки в кротов? Надо помочь моему кроту выполнить важное секретное задание под землей. (По желанию ребенка взрослый аккуратно рисует нос и глазки на костяшках его пальцев). Ну, что погружаемся в песок? Смотри и делай, как мой крот.
Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание ребенка на изменения поверхности песка), а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем то же самое проделывает ребенок. После этого они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки).
Вариант: все действия осуществлять с закрытыми глазами — искать в песке пальцы друг друга, пожимать их (кроты здороваются ласково или с силой пожимают друг другу лапки).
2. Игра-упражнение «Песочные прятки»
Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.
Первый вариант
Песочная фея. Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки.
Чтобы разнообразить игру, взрослый показывает ребенку игрушку — «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить свои раскопки и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило, он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать игрушки очень осторожно.
Второй вариант
Для игры необходимо иметь ламинированные картинки из разных сказок и сказочные персонажи, их можно изготовить самостоятельно, обернув скотчем яркие картинки из детских книжек. Для игр с малышами используют цветные картинки с четким изображением (на начальном этапе — несложные для восприятия, с изображением одного предмета). Для развития поисковой активности происходит постепенное усложнение изображения. Так, для старших дошкольников изображение может быть черно-белым, силуэтным.
Предварительно взрослый беседует с ребенком о его любимых сказках и героях, о причинах положительного и отрицательного отношения к разным героям.
Песочная фея. В песке любят прятаться сказки и сказочные герои. Давай сыграем с ними в песочные прятки. Закрывай глаза и скажи волшебные слова: «Раз, два, три, сказка приходи». (Взрослый закапывает в песок картинку из хорошо знакомой ребенку сказки.Для малышей оставляют видимым уголок картинки.) Бери кисточку и начинай искать в песке эту сказку. Чтобы сказку не спугнуть, раскапывай ее медленно, осторожно. Ты очистил от песка часть картинки: как ты думаешь, какая это сказка?
Ребенок постепенно открывает картинку, на каком-то этапе он в состоянии назвать сказку или сказочного персонажа. Если он не может догадаться и назвать сказку по элементам картинки, можно ввести обучающий этап. Ребенок сам закапывает картинку в песок, а взрослый откапывает ее и вслух рассуждает, анализирует увиденное.
Игра «Норки-холмики»
Ребенок каждым пальцем поочередно, затем всеми сразу делает дырочки в песке — жилище для мышки, лепит холмики — жилище для черепашки.
Дидактические игры-упражнения
- Упражнение «Отпечатки»
Отпечатки, как барельефные, так и горельефные, на мокром песке можно делать с помощью формочек. Используют формочки, изображающие животных, транспорт, различные по величине геометрические фигуры и т.п. Взрослый и ребенок по очереди делают отпечатки на мокром песке. Затем ребенок по словесной инструкции или по нарисованному взрослым плану изготавливает серию отпечатков, комментируя процесс.
В таких играх можно использовать задания на классификацию предметов, например — только геометрические формы, только животные.
- Игра «Песочные строители»
Цель: закрепление пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти.
Песочная фея. Жители песочной страны просят тебя помочь им построить домики. Для начала нам надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом. Например, колобок любит только дома круглой формы, жираф — только прямоугольной, а бегемотик хочет жить в квадратном доме. Помоги обитателям песочницы.
В верхнем правом углу будет жить бегемотик. Выбери нужную формочку и сделай отпечаток.
Подобным образом взрослый дает ребенку задание расселить всех жителей песочницы. Задание можно также усложнить путем введения большего количества персонажей, расселения игрушек по нарисованному взрослым плану.
- Игра «Кто к нам приходил?»
Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия.
Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек барельефные/горельефные отпечатки, затем ребенок отгадывает формочку, которую использовал взрослый. Потом они меняются ролями. Формочки предварительно осматриваются и ощупываются, обводятся их контуры. Усложнение задания — игра с новыми формочками без предварительного их ощупывания.
- Упражнение «Узоры на песке»
Цель: развитие зрительно-моторной координации, процесса классификации, воображения.
Например, по волнистой дорожке идут только люди, по прямой дорожке едут только машины, а на заборчике сидят только птицы — ребенок выбирает нужные фигурки или картинки и ставит их на указанную дорожку. Впоследствии можно развить сюжет и сочинить мини-сказку «Кто, куда, зачем и что случилось?».
На песке можно рисовать достаточно четкие лица, обучая ребенка графическим способам обозначения эмоций человека: радость, грусть, злость, страх, удивление.
Психопрофилактические игры с песком
Любые самостоятельные игры детей в песке обладают психопрофилактической ценностью, начиная от простых манипуляций с песком (пересыпание, закапывание, сжимание, когда ребенок дует на песок) до сложных сюжетно-ролевых игр.
Игра-упражнение «Песочный круг»
Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами. Ребенок может дать название своему «песочному кругу». Те же манипуляции он производит с отпечатками своих ладоней, при этом может сочинить историю о каждом пальчике: «Кем он был раньше, кто он сейчас, кем он будет в будущем».
Упражнение «Победитель злости»
В стрессовой ситуации взрослые говорят друг другу, а иногда и детям: «Не злись, не капризничай, возьми себя в руки». В большинстве случаев данный совет совершенно бессмыслен, так как запрет на проявление отрицательных эмоций вызывает у человека лишь дополнительное раздражение и агрессию по отношению к советчику и усиливает чувство вины за «плохое поведение».
Игра «Победитель злости» может научить ребенка безболезненно для его самолюбия справляться с гневом, не испытывая страха перед наказанием за деструктивное поведение.
Песочная фея. Сегодня мы поговорим о настроении. Какое оно бывает у тебя? Что случается с тобой, когда ты сердишься, злишься? Что говорят и делают взрослые, когда ты сердишься? (Ответы ребенка.)
Твое злое настроение заставляет тебя делать и говорить разные вещи, от которых сердятся и огорчаются взрослые. А после того как злость ушла, тебе бывает грустно или неприятно. Открою тебе секрет — каждый большой и маленький человек имеет право злиться. Есть много игр, которые учат нас «сердиться правильно», то есть так, чтобы не обижать других. Одну из таких игр тебе подарит мокрый песок. Смотри, как можно с помощью песка вылепить и увидеть собственную злость, а потом победить ее. (Если напряжение ребенка слишком велико, то в этом случае можно предложить ему с силой сжать песок, утрамбовать поверхность песка кулаками и пр.)
Ребенок по примеру взрослого делает из песка шар, на котором обозначает углублениями или рисует глаза, нос, рот: «В этом шаре теперь живет твоя злость». Данный процесс временно переключает ребенка, а также ребенок переносит на вылепленный шар свои негативные чувства и вину за «плохое поведение, мысли, чувства». Старший дошкольник может комментировать весь процесс изготовления «шара-злюки», которому в итоге присваиваются все злые мысли и действия.
Затем ребенок любым способом разрушает песочный шар, приговаривая волшебное заклинание: «Прогоняем злость, приглашаем радость». Малыш дает выход агрессии, которая обычно появляется в случае запрета на нее и контроля со стороны взрослого, он получает также специфическое удовольствие от разрушения. После этого ребенок руками медленно выравнивает поверхность песка и оставляет на ней отпечатки своих ладоней — успокоение, обретение равновесия и контроля над собственными чувствами: «Я победил свою злость. Я спокоен». При желании ребенок может украсить свои отпечатки ладоней на песке.
Адаптационные игры и занятия в песке
Игра в песок, особенно для малышей младших групп, является, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии. Психологи и воспитатели младших групп могут использовать игры с песком в качестве писихопрофилактического средства в период адаптации детей к жизни в детском саду.
Взрослый через игру с ребенком в песочнице может ненавязчиво сообщить ему нормы и правила поведения в группе. Психолог или воспитатель естественным путем могут осуществить психологопедагогическую коррекцию поведения ребенка и обучить его социально приемлемым способам нервной разрядки.
В свою очередь, для малыша, еще слабо владеющего речью, песочница становится своеобразным театром одного актера, сценой для его внутреннего Я. Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие задачи:
- В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между педагогом-психологом и ребенком. Для ребенка роль педагога становится понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное доверие к миру.
- В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения как ребенка, так и воспитателя, тоже испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации.
- В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.
- В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы поведения.
«Знакомство с песочницей».
Детям предлагается «поздороваться» с песком, порисовать на нем, чтобы дети почувствовали, какой он на ощупь: холодный или теплый, шершавый или гладкий, приятный – неприятный. Попросить выполнить следующие действия: дотронутся до песка поочередно пальцами одной руки, потом второй руки. Одновременно всеми пальцами сначала легко, затем с нажимом. Сжать кулачки с песком, а потом медленно высыпать его в песочницу. Дотронуться до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной. Перетереть песок между пальцев, ладоней. Затем намочить песок и обратить внимание детей на то, что песок изменился, он не сыплется, похож на кашу. Теперь из него можно лепить, перемешивать его руками, черпать совком или формочкой, делать горки, пещеры, дороги, прятать в него игрушки.
«Необыкновенные следы или песчаные отпечатки». Дети оставляют отпечатки своих рук на мокром песке, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки и т. д.
«Дорисуй фигуру».
Для этой игры понадобится: мешочек, в котором находятся геометрические фигуры – круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, трапеция, разного цвета и разной величины.
Дети по одному запускают руку в мешок, достают по одной геометрической фигуре и отвечают на вопросы:
- Какая геометрическая фигура в руке?
- Какого она цвета?
- На какие предметы похожа эта фигура?
В песочницу кладется геометрическая фигура, и дети пальчиком или палочкой дорисовывают до полной картины.
«Песочная картина».
Ребенок рисует на гладкой песчаной поверхности какое-либо изображение, другие дети отгадывают. А потом меняются местами.
«Чудо пекарь».
Дети «выпекают» из песка разнообразные изделия (булочки, тортики, пирожки). Для этого могут использовать формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую.
«Клад».
Положить разноцветные камушки и бусинки в коробочку. Закопать в песочнице, а дети пусть ищут. Эту игру можно сопровождать сказкой о пиратах, которые очень давно закопали клад именно на том месте, где находится песочница. Чем таинственнее сказка, тем интереснее детям искать сокровища.
«Эмоции».
Дети на мокром песке рисуют лица, выражающие эмоции: радость, злость, печаль, страх и т. д. Можно спросить, что случилось с этим человеком, и что он будет дальше.
«Мина».
Рука одного играющего превращается в «мину». Задача другого — «сапера» — откопать «мину», не дотронувшись до неё. «Сапёр» может действовать руками, дуть, помогать себе палочками, кисточками.
Ребёнок и воспитатель вместе погружают в сухой песок кисти рук и начинают ими шевелить, наблюдая за тем, как изменяется песчаный рельеф. Задача: полностью освободить руки от песка, не совершая резких движений, только двигая пальцами и сдувая песчинки.
Приложение7.
Варианты вхождения в занятие.
В ладошки наши посмотри,
В них доброту, любовь найди, Песочный Человек, приди!
Педагог: Откройте глаза, дети!
(От лица Песочного Человечка) Я вас слушал, я вас слышал, Вы такие молодцы!
Вы — волшебники-творцы
Я открою вам секреты,
Только знать надо при этом Правила моей страны Очень все они просты! Я сейчас их изложу И запомнить попрошу!
Вы готовы мне внимать?
Значит, можно начинать?
Повторяйте все за мной! Вредных нет детей в стране — Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться И в глаза песком кидаться!
*******
Чтобы попасть в Песочную страну, нужно встать вокруг песочницы и взяться за руки. Вытяните руки над песочницей ладонями вниз. Закройте, пожалуйста, глаза и произнесите за мной заклинание:
В ладошки наши посмотри,
В них доброту, любовь найди
Чтоб злодеев побеждать,
Мало просто много знать
Надо быть активным,
Смелым, добрым, сильным А еще желательно Делать все внимательно!
Список использованной литературы
- Бережная Н.Ф. Использование песочницы в корекции эмоциональноволевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста / Дошкольная педагогика №4-2006, №1-2007.
- Большебратская Э.Э. Песочная терапия. - Петропавловск, 2010.
- Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников / Психолог в детском саду №3 – 2006.
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочнаяигротерапия // Детский сад со всех сторон. - 2001. - № 8 (44).
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 64 с.
- Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 80 с.
- Занятия с детьми 3 – 7 лет по развитию эмоционально-
коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии / авт.-сост. М.А. Федосеева. – Волгоград: Учитель, 2016. – 122 с.
- Зеленцова-Пешкова Н.В. Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-
ПРЕСС», 2015. – 96 с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005. –
50 с.
- Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития // Дошкольная педагогика №3 – 2005.
- Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. — СПб., 2005. – 66 с.
- Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 64 с. (Библиотека Логопед)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Фантазия" по теме :использование узоров русских народных художественных промыслов в декоративной изобразительной деятельности старших дошкольников.
Данная методическая разроботка посвящается проблеме формирования и развития основ художественной культуры ребёнка, через знакомтво с народным декоративно - прикладным искусством.В системе работы испол...
Рабочая программа "Пластилиновая фантазия"
Программа создана с целью развития ручной умелости у детей среднего дошкольного возраста посредством пластилинографии....
Рабочая программа кружка "Фантазии оригами"
программа разработана для работы кружка оригами в подготовительной к школе группе...
Рабочая программа «Разноцветные фантазии (бисероплетение)» (средняя группа)
Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. Оно сохраняет свое значение и в наши дни. Такие занятия вызывают...
Рабочая программа «Разноцветные фантазии (бисероплетение)» (старшая и подготовительная группа)
Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.Делая что-то своими руками, дети разви...
Рабочая программа кружка "Фантазия"
Кружок «Фантазия» рассчитан на детей дошкольного возраста 5 - 7 лет. Основной идеей кружковой работы является развитие художественного и творческого потенциала детей через использова...