Кинезиология в работе педагога-психолога.
материал по психологии
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья
через определённые двигательные упражнения. Они влияют не только на развитие
умственных способностей и физического здоровья, но и позволяют активизировать
различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию
способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В
результате в организме происходят положительные структурные изменения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kineziologiya_v_rabote_pedagoga.docx | 26.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Кинезиология в работе педагога-психолога.
Кинезиология в настоящее время представляет одно из самых быстро
Развивающихся и наиболее интересных направлений современного естественного
оздоровления.
Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение.
Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ. В
основном она направлена на активизацию различных отделов коры больших
полушарий, что позволяет развивать способности человека. Самый благоприятный
период для интеллектуального развития – это возраст до 9 лет, когда кора больших
полушарий ещё окончательно не сформирована.
Термин «кинезиология» происходит от греческих слов kinesis- движение и logos
наука.
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья
через определённые двигательные упражнения. Они влияют не только на развитие
умственных способностей и физического здоровья, но и позволяют активизировать
различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию
способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В
результате в организме происходят положительные структурные изменения. Данные
упражнения позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы
возможностей его мозга. Кинезиологические упражнение – это комплекс движений
позволяющих активизировать межполушарное воздействие.
Цель кинезиологических упражнений:
-создание новой нейронной сети,
-улучшение межполушарного взаимодействия через физические упражнения.
Доктор психологических наук, профессор Алла Леонидовна Сиротюк, занимавшаяся данной проблемой, разработала развивающую
кинезиологическую программу для дошкольников. По мнению А. Л. Сиротюк,
коррекционно-развивающая и формирующая работа, основанная на двигательны методах, должна
включать в себя:
-Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно-двигательного
аппарата.
-Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль
и произвольность.
-Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшают
восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию
организма. Известно, что движения глаз активизируют процесс обучения.
-Перекрестные (реципрокные) телесные упражнения – развивают
межполушарное взаимодействие, снимают непроизвольные,
непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
-Упражнения для языка и мышц челюсти.
-Упражнения для мелкой моторики рук – стимулируют речевые зоны головного мозга.
-Упражнения для релаксации (снятия напряжения) – способствуют расслаблению,
самонаблюдению, воспоминанием событий и ощущений.
-Массаж – воздействует на биологические активные точки. Особенно эффективным
является массаж пальцев рук и ушных раковин.
-Упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы.
-Упражнения для развития произвольности.
Данная программа рассчитана на специалистов (психологов, дефектологов,
логопедов, работающих с детьми, имеющими отклонения или искажения в
психическом развитии.
Подробнее вы можете познакомиться с ними в книге Л. А.
Сиротюк «Коррекция развития интеллекта дошкольников».
Условия успешного выполнения кинезиологических упражнений
Упражнения необходимо проводить ежедневно, без пропусков; утром или днем.
Детей с раннего возраста необходимо учить выполнять пальчиковые игры от
простого к сложному.
Занятия проводятся в доброжелательной обстановке, можно под музыку;
Требуется точное выполнение движений и приемов;
Упражнения проводятся стоя или сидя за столом;
Упражнения должны быть интересным, эмоционально — значимым для ребенка и
проводятся в игровой форме;
Если упражнения используются при выполнении во время проведения развивающих
занятий, то необходимо учитывать следующее:
- выполнение стандартных учебных действий может прерываться кинезиологическим комплексом, тогда как творческую деятельность прерывать нецелесообразно;
- когда предстоит интенсивная умственная нагрузка, требующая раскрытия интеллектуального потенциала и элементов творчества, рекомендуется применять комплекс перед началом работы.
Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5-10 до 20-
35 минут в день.
Для постепенного усложнения упражнений можно использовать:
ускорение темпа выполнения; выполнение с легко прикушенным языком и
закрытыми глазами (исключение речевого и зрительного контроля); подключение
движений глаз и языка к движениям рук.
Предлагаю вашему вниманию кинезиологические упражнения, способствующие
развитию мелкой моторики, которые я использую в своей работе с детьми. Они
положительно влияют на функции высшей нервной деятельности, развитие речи,
мышления, памяти, внимания, восприятия; улучшают мыслительную деятельность,
способствуют самоконтролю, произвольности деятельности.
«Кольцо» — поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим
пальцем последовательно указательный, средний и т. д.
«Лягушка» — последовательно менять два положения руки: кулак, ладонь
(сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе). Можно
сопровождать словами: «Лягушка хочет в пруд, лягушке скучно тут, а пруд
зарос травой, зеленой и густой».
«Ухо-нос» — левой рукой взяться за кончик носа, правой — за противоположное ухо,
затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
«Лезгинка» — левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону,
кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном
положении прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение
правой и левой рук.
«Кулак — ребро – ладонь» — последовательно менять три положения: сжатая в кулак
ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала
правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
«Ладушки-оладушки» — правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью
вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки –
жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем»
«Симметричные рисунки» — это рисование в воздухе двумя руками одновременно
— зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко,
арбуз и т. д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку).
При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки.
Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится
эффективность работы всего мозга.
Элементы кинезиологических упражнений можно использовать при выполнении с
детьми пальчиковой гимнастики, физкультминуток.
Когда дети освоили достаточное количество кинезиологических упражнений можно
использовать сказки. Этот прием позволяет заинтересовать детей, поддерживает их
интерес к упражнениям.
Сегодня я предлагаю вашему вниманию кинезиологическую сказку «Два котенка».
(способ организации детей – сидя за столами)
Жил-был на свете белый, пушистый котенок по имени Снежок (дети показывают
правый кулачок).
Он очень любил прогуливаться по своему саду (выполнение упражнения
«Лягушка» со словами: «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка»).
В саду росли высокие деревья (руки вверх, развести пальцы в стороны) и низкие
кустарники (кисти рук стоят на столе, пальцы разведены в стороны).
И вот однажды, Снежок вышел из своего дома, прогуляться (выполнение упражнения
«Лягушка» правой рукой со словами: «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка») и
увидел, что на полянке бегает черный котенок (выполнение упражнения «Лягушка»
левой рукой со словами).
Он быстро помчался к нему, чтобы познакомиться (выполнение упражнения
Лягушка» в быстром темпе).
Котенка звали Уголек. Они подружились и стали бегать друг за другом
(выполнение упражнения «Лягушка» с одновременной сменой позиции).
И тут Снежок нашел на траве кольцо (упражнение «Кольцо»: поочередно, соединяя в
кольцо большой палец с последующими, со словами: «Раз, два, три, четыре, пять
– весело колечко будем примерять!», он стал примерять его на правую лапку, а затем
на левую, но колечко оказалось ему велико.
Тогда Уголек стал его примерять (Упражнение «Кольцо»: из большого и
указательного пальцев правой руки делаем колечко и начинаем его нанизывать, не
размыкая пальцы на каждый палец левой руки со словами: «Мизинец,
безымянный, средний, указательный, большой – ой, ой, ой!»).
И тут кольцо упало и покатилось по тропинке – котята за ним
(упражнение «Лягушка»).
И привела их тропинка к пруду, на котором сидела лягушка и громко плакала, от того,
что ей было грустно одной.
Котята решили ее развеселить и показали ей интересную
игру (упражнение «Ладушки-оладушки»: правая рука лежит ладонью вниз, а левая
– ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки –
жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем»). Но лягушка
не стала веселей, тогда котята предложили ей станцевать (упражнение «Лезгинка»:
левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть
пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении
прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение правой и
левой рук; ускоряя скорость).
Лягушка развеселилась и поблагодарила котят. А потом сказала, что темнеет,
приближается ночь и ей пора в пруд (упражнение «Лягушка»: смена трех положений
руки кулак-ребро-ладонь, со словами: «Лягушка хочет в пруд, лягушке страшно
тут!»).
Котята попрощались с ней и тоже отправились домой
(упражнение «Лягушка»).
По дороге они наблюдали, как на небе мерцают
звезды (упражнение «Звездочки»: правая ладонь пальцы в кулак, левая – пальцы в
стороны – смена позиций).
Вот они и дошли до дома, уставшие они улеглись на коврике (вытянуть пальцы из
кулачка) и уснули.
Использование кинезиологических упражнений оказывает положительный эффект на
детей с эмоционально-личностными и поведенческими особенностями, способствует
\координации дислексии и дисграфии, улучшает память, внимание, речь, снижает
утомляемость, активизируются познавательные процессы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Документация психолога на ставку 0,23 по работе с младшими дошкольниками: график работы педагога-психолога в детском саду и циклограмма работы психолога в ДОУ.
Везде дается документация на 1 или 0.5 ставки педагога-психолога, работающего со всеми группами. В данном случае даны образцы документов педагога-психолога на ставку 0.23, работающегов 1 и 2 младших г...
Из опыта работы педагога-психолога Советы педагога психолога в ДОУ для родителей. Когда можно требовать послушания?
Окружающий мир часто предъявляет нам требования. Какие–то требования выполнять легко, какие-то очень трудно, а какие-то и вовсе остаются нами незамеченными. Почему так происходит?...
Выступление из опыта работы на РМО воспитателей ДОУ педагога- психолога Мурушкиной Наталии Борисовны МДОУ «Детский сад «Дружба» р.п. Дергачи Тема: «Эффективность использования в работе педагога- психолога цифровых образовательных ресурсов в новой социал
Выступление из опыта работы на РМО воспитателей ДОУ педагога- психолога Мурушкиной Наталии Борисовны МДОУ «Детский сад «Дружба» р.п. ДергачиТема: «Эффективность исп...
Выступление из опыта работы на РМО воспитателей ДОУ педагога- психолога Мурушкиной Наталии Борисовны МДОУ «Детский сад «Дружба» р.п. Дергачи Тема: «Эффективность использования в работе педагога- психолога цифровых образовательных ресурсов в новой социал
Выступление из опыта работы на РМО воспитателей ДОУ педагога- психолога Мурушкиной Наталии Борисовны МДОУ «Детский сад «Дружба» р.п. ДергачиТема: «Эффективность исп...
ДОКЛАД В рамках РМО педагогов-психологов ДО Педагога-психолога высшей квалификационной категории Депутатовой Н.В (МОУ Костровская СОШ дошкольное отделение К1-51) По теме: «Планирование работы педагога-психолога ДО в соответствии новых единых образовате
Все образовательные учреждения РФ с 1 сентября 2023 года начали работу по единым федеральным образовательным программам.Определимся с терминологией.ФОП ДО и ФАОП ДО – единые образовательные прог...
Кинезиология в работе педагога-психолога в детском саду
Аналитическая статья содержит в себе информацию о понятии кинезиологии, особенности работы педагога - психолога в детском саду, используя основные приемы и методы....
Мастер-класс для педагогов-психологов «Приемы работы с кинетическим песком в коррекционной работе педагога-психолога»
Применение метода в решении задач коррекционной работы...