Создание коммуникативной и развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья «Мультстудия «Сказочная страна»
проект по психологии
Проект «Мультстудия «Сказочная страна» предназначен для детей с ограниченными возможностями здоровья с целью реабилитации и творческой социализации детей с ограниченными возможностями посредством мульттерапии и направлен на создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности. Реализация проекта осуществляется в три этапа: подготовительный этап, включающий в себя проведение первичной диагностики, бесед и знакомства с оборудованием и материалом; основной этап, включающий просмотр мультфильмов по возрасту детей, их уровню психофизического развития, а также направленных на коррекцию определенных качеств, поэтапное знакомство с техниками создания персонажей и декораций и непосредственное создание мультфильмов; заключительный этап - это проведение заключительной диагностики детей с ОВЗ. Ожидаемые результаты проекта и перспективы дальнейшего развития: повышение качества реабилитации и социализации детей с ОВЗ через творческую деятельность; снижение тревожности у детей с ОВЗ, уменьшение раздражительности и проявлении агрессии; повышение самооценки и раскрытие творческого потенциала; расширение возможностей творческой реабилитации детей с ОВЗ путем организации работы мультстудии; развитие коммуникативных умений, позволяющих устанавливать межличностные отношения со сверстниками и взрослыми.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Создание коммуникативной и развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья «Мультстудия «Сказочная страна»
Проект «Мультстудия «Сказочная страна» предназначен для детей с ограниченными возможностями здоровья с целью реабилитации и творческой социализации детей с ограниченными возможностями посредством мульттерапии и направлен на создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности. Реализация проекта осуществляется в три этапа: подготовительный этап, включающий в себя проведение первичной диагностики, бесед и знакомства с оборудованием и материалом; основной этап, включающий просмотр мультфильмов по возрасту детей, их уровню психофизического развития, а также направленных на коррекцию определенных качеств, поэтапное знакомство с техниками создания персонажей и декораций и непосредственное создание мультфильмов; заключительный этап - это проведение заключительной диагностики детей с ОВЗ. Ожидаемые результаты проекта и перспективы дальнейшего развития: повышение качества реабилитации и социализации детей с ОВЗ через творческую деятельность; снижение тревожности у детей с ОВЗ, уменьшение раздражительности и проявлении агрессии; повышение самооценки и раскрытие творческого потенциала; расширение возможностей творческой реабилитации детей с ОВЗ путем организации работы мультстудии; развитие коммуникативных умений, позволяющих устанавливать межличностные отношения со сверстниками и взрослыми.
Социальная значимость
Наиболее оптимальным инновационным инструментом для обучения, воспитания и социализации детей в XXI веке является внедрение анимационных технологий. Создание мультфильма позволяет поддержать стремление ребенка к творчеству, оказывает максимально влияние на развитие эмоционально-волевой и коммуникативной сфер. Особенно это актуально для детей с ОВЗ, число которых растет каждый год. Реабилитация и адаптация детей с ОВЗ посредством мульттерапии предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности. Проект позволяет добиться вовлечения детей в общую деятельность, учитывая личные склонности и интересы ребенка, его психофизические возможности и наиболее полно использовать их потенциал.
Описание проекта
Одним из направлений в коррекции эмоционально-волевых нарушений является работа посредством мульттерапии. Этот метод позволяет добиться вовлечения детей в общую деятельность, учитывая личные склонности и интересы ребенка, его психофизические возможности.
Мульттерапия – аналогична арт-терапии и базируется на том, что осуществление созидательного потенциала ребенка задает огромный ресурс, помогающий преодолеть различные недостатки развития детей с ОВЗ.
Мульттерапия - один из способов выявления психических особенностей личности, решения проблем и налаживания взаимоотношений, путь к позитивному мышлению, поиску и раскрытию внутренних резервов и потенциала человека.
Мульттерапия это мощнейшее средство влияния на эмоциональную сферу ребёнка.
Важнейшие условия успешного развития детей в их деятельности - разнообразие и вариативность работы, новизна ситуации, разнообразие материалов, новые и оригинальные техники. Мультфильмы - очень эффективный инструмент для развития детей. Во-первых, создание мультфильма развивает воображение ребенка. Во-вторых, каждый мультфильм имеет особое значение в разных ситуациях.
Моделирование оказывает положительное влияние на психоэмоциональную сферу ребенка и развивает тактильно-мнемоническую чувствительность и мелкую моторику рук.
Целевая группа: дети с ограниченными возможностями здоровья.
Цель: реабилитация и социализация детей с ограниченными возможностями через создание коммуникативной и развивающей среды посредством мульттерапии.
Задачи:
1. Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями.
2. Развитие коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями для успешной социализации.
3. Формирование умений использовать продукты собственной деятельности в новых формах работы (рисование, лепка, аппликация при создании мультфильма).
4. Повышение компетенции специалистов учреждения в области мульттерапии.
Образовательные:
- способствовать формированию общих представлений о мультипликации и анимационном творчестве;
- обучать организовывать своё рабочее место, планировать последовательность работы над созданием мультфильма;
- обучать всем этапам создания мультфильма – (придумывание истории, сюжета, сценария; составление раскадровки – разделение анимации на эпизоды; изготовление фонов и персонажей, бутафории, необходимой по сценарию; съёмочная часть и озвучивание.);
- знакомить с разными видами искусства – изобразительной деятельностью в различных её формах (живопись, графика, фотография, скульптура), литературным творчеством, музыкой, азбукой актерского мастерства и звука;
- обучать правилам составления рассказа, используя все этапы развития сюжета (экспозиция, завязка, развитие действия и кульминация, развязка и эпилог);
- обучать различным техникам декоративно-прикладного творчества - (бумагопластика, квиллинг, оригами, папье-маше, торцевание, живопись, витраж, аппликации из бумаги и пластилина, силуэтное вырезание, коллаж, лепка и др.);
- способствовать формированию способности создания композиции кадра;
- обучать способам конструктивного взаимодействия;
- способствовать освоению новых информационных технологий, программ, необходимых для создания мультипликационного фильма;
- способствовать формированию устойчивого интереса к самостоятельному анимационному творчеству.
Развивающие:
- способствовать формированию пространственного восприятия;
- способствовать развитию мелкой моторики, координации движений, стереогнозиса, соматогнозиса;
- способствовать развитию познавательных функций - восприятия (зрительное, тактильное, слуховое), мышления, речи, памяти, внимания;
- способствовать развитию эмоциональной сферы, умению осознавать и адекватно выражать эмоции;
- способствовать развитию творческого потенциала личности, креативных способностей, воображения, творческой активности;
- способствовать развитию коммуникативных качеств.
Воспитательные задачи:
- способствовать созданию в группе отношения сотрудничества, взаимного уважения, позитивного настроя, атмосферы раскрепощенности;
- воспитывать морально-волевые качества личности: самостоятельность, инициативность, дисциплинированность;
- воспитывать в детях уверенность в себе, своих силах и возможностях;
- помогать преодолевать нерешительность и страх проявлять себя;
- воспитывать интерес как к мультипликации в целом, так и ко всем видам искусства в отдельности;
- повышать чувство значимости, дать почувствовать себя автором творческого продукта, полноценной личностью;
- побуждать ребенка к проявлению собственной творческой активности, реализации своих идей;
Коррекционные задачи:
- расширять и уточнять круг представлений о предметах и явлениях окружающей действительности с помощью всех сохранных анализаторов;
- обучать использованию получаемой полисенсорной информации во всех видах деятельности;
- развивать творческую активность детей с ОВЗ;
- социализировать детей с ОВЗ через творческую деятельность мультипликации.
Основные принципы реализации проекта.
Все занятия строятся на принципе здоровьесбережения, непрерывная зрительная нагрузка не превышает 10-15 минут, чередуясь с физкультминутками.
1. Принцип сотрудничества или свобода участия. Создание мультфильмов - увлекательный и интересный процесс, однако дети с какими-либо проблемами не всегда идут на сотрудничество со взрослыми и со сверстниками, поэтому, если ребенок не хочет участвовать, не стоит настаивать. Ему можно предложить просто присутствовать и присоединиться, когда он этого захочет.
2. Принцип доверия, поддержки и принятия позволяет ребенку повысить свою самооценку, активность, дает возможность действовать ему в соответствии с собственными интересами и возможностями и развить способность к самопознанию.
3. Принцип безоценочного принятия всего того, что сотворил ребенок в
процессе.
4. Соблюдение дидактических правил «от простого к сложному», «от освоенного к неосвоенному» и «от известного к неизвестному», задающих параметры отбора и планирования программного материала, освоения его детьми в единстве с формированием основ самостоятельной деятельности.
Формы работы
- индивидуальные занятия;
- подгрупповые занятия;
- групповые занятия.
Ожидаемые результаты
После завершения ребенок будет иметь представление:
- о правилах поведения и технике безопасности на занятиях;
- об организации своего рабочего места;
- о мультипликации и анимационном творчестве;
- об этапах создания мультфильма;
- о разных видах искусства;
- о правилах составления рассказа и этапах развития сюжета;
- о различных техниках творчества;
- о создания композиции кадра;
- о способах конструктивного взаимодействия;
- о новых технологиях, необходимых для создания
мультипликационного фильма;
По окончании курса ребенок сможет:
- более успешно социализироваться в коллективе;
- проявлять самостоятельность, инициативность, дисциплинированность;
- планировать последовательность своей работы;
- коммуникативно взаимодействовать как с взрослыми, так и со сверстниками;
- верить в свои силы и возможности;
- преодолевать нерешительность и страх проявлять себя;
- испытывать интерес как к мультипликации в целом, так и ко всем видам искусства в отдельности;
- испытывать чувство значимости, чувствовать себя автором творческого продукта, полноценной личностью;
- освоить все этапы создания мультипликационного фильма;
- проявлять собственную творческую активность, реализовывать свои идеи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Создание инклюзивной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья"
Данный материал быд представлен на городской научно-практической конференции "Проблемы реализации инклюзивного образования в практике современного ДОУ" в декабре 20014г. в г. Новокузнецке...
«Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья».
Сообщение к педсовету....
Доклад к августовской конференции по теме "Роль информационно-коммуникативных технологий в создании современной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья"
Особое значение внедрения в учебный процесс средств ИКТ имеет в случае обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, и детей - инвалидов. Состояние здоровья детей с о...
Совершенствование коррекционно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Коррекционно-развивающая среда – это специально организованное пространство, обеспечивающее не только коррекцию и компенсацию нарушенных функций, адаптацию и социализацию ребенка с ограниче...
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Одним из условий реализации коррекционно-образовательного процесса является грамотно оборудованная РППС в ДОУ....
Создание предметно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья
Вопрос создания предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) к структуре осно...
Использование конструктора Lego Duplo в организации развивающей предметно-пространственной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребенка, когда закладываются базисные основы личности, активно развиваются различные виды его самостоятельной деятельности, возникае...