Использование конструктора Lego Duplo в организации развивающей предметно-пространственной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья
статья по коррекционной педагогике
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребенка, когда закладываются базисные основы личности, активно развиваются различные виды его самостоятельной деятельности, возникает способность к произвольности поведения и инициативности как основа творчества, развивается воображение, речь, в ее коммуникативной и обобщающей знания ребенка функции. Эти и другие важнейшие качества формируются, прежде всего, в игре, специфической детской деятельности, приобретающей значение ведущей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ispolzovanie_lego_duplo_dlya_detey_s_ovz.docx | 21.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование конструктора Lego Duplo в организации развивающей предметно-пространственной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья
Трусова Т.В., Аншукова Н.В.
МБДОУ «Детский сад «Машенька», г.Тамбов, dsmashenka@yandex.ru
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребенка, когда закладываются базисные основы личности, активно развиваются различные виды его самостоятельной деятельности, возникает способность к произвольности поведения и инициативности как основа творчества, развивается воображение, речь, в ее коммуникативной и обобщающей знания ребенка функции. Эти и другие важнейшие качества формируются, прежде всего, в игре, специфической детской деятельности, приобретающей значение ведущей.
Отечественные психологи (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин) считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения, формируются качества, подготавливающие переход к новой, высшей стадии развития.
Игра - это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре раскрывается перед ребенком мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного развития детей. В этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы жизни.
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, проблема развития мышления занимала одно из центральных мест. Это процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщённым и опосредованным отражением действительности.
Современный этап развития системы образования характеризуется усилением внимания специалистов к проблемам детей, имеющих особые образовательные потребности. Эффективность обучения этих детей связана с изучением специфики их развития и поиском способов психолого-педагогической помощи в процессе интеллектуально-личностного развития .
Мыслительная деятельность детей старшего дошкольного возраста является сложным объектом изучения. Особенно важным в этом возрасте представляется развитие наглядно-образной формы этой деятельности,
Мышление детей с отклонениями развития интеллектуальной сферы характеризуется как несформированностью отдельных мыслительных операций, так и нарушением развития мыслительной деятельности в целом. Отмечается поверхностность мышления, его направленность на случайные, единичные признаки, инертность, малоподвижность мыслительных процессов, склонность к копированию, подражательности. Соответственно педагоги дошкольных образовательных организаций встали перед проблемой поиска эффективных технологий коррекционной работы с детьми с разными стартовыми возможностями.
В МБДОУ «Детский сад «Машенька» г.Тамбова реализуется парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процесс познавательной деятельности и вовлечение в научно-техническое творчество «STEM-образование для детей дошкольного возраста», состоящая из 6 образовательных модулей. Одним из модулей данной программы является LEGO – конструирование.
Конструирование теснейшим образом связанно с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта, воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие речи, расширение словарного запаса .
LEGO DUPLO – это одна из самых известных и распространённых ныне педагогических систем, широко использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. С помощью конструктора в работе с воспитанниками можно добиться овладения навыками начального технического конструирования, совершенствование остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развитие мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства, координация «глаз-рука». Отсюда развить мыслительную деятельность воспитанников.
Эта технология интересна тем, что она позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры с LEGO DUPLO выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире, пространстве и времени. LEGO-технология, претендует называться интерактивной педагогической технологией, так как стимулирует познавательную деятельность детей.
В результате использования LEGO-конструирования в обучении с детьми с задержкой психического развития дети получают базовые знания при подготовке к школе, у них формируются навыки планирования деятельности, навыки самоконтроля. После занятий по LEGO-конструированию у детей наблюдается совершенствование цветового восприятия, развитие концентрации внимания, гибкость мышления, мелкой моторики, закрепляются знания о формах и деталях предметов. Заметно улучшается ориентирование в помещении, на местности, на листе. В процессе конструктивно-игровой деятельности педагог, опираясь на непроизвольное внимание детей, активизирует их познавательную деятельность, совершенствует сенсорно-тактильную и двигательную сферу, формирует и корригирует поведение, развивает коммуникативную функцию и интерес к обучению. Манипулирование с LEGO-элементами также способствует сглаживанию, частичному преодолению имеющихся отклонений в психическом развитии у детей. Особенность конструирования предметов из LEGO детьми заключается в том, что дети занимаются этой деятельностью с удовольствием, но выполняют конструкции в основном по образцу педагога и с его помощью, так как у детей еще нет достаточного опыта, нет знаний и умений в выполнении различных предметов из LEGO деталей, различными способами.
Отличительными особенностями кубиков DUPLO являются их размеры: они в 8 раз больше стандартных лего-деталей, и потому подходят даже для самостоятельной игры детей, так как удобны для пока еще не слишком послушных пальчиков.
С кубиками легко придумать много развивающих увлекательных игр для детей самого раннего возраста.
Детали DUPLO окрашены в яркие насыщенные цвета: синий, красный, желтый, белый, черный, зеленый, серый и другие. Дети легко выучат их в игре. Кубики приятны на ощупь и легко скрепляются – даже новичок с удивлением и восторгом откроет в себе способности к созиданию. Учась строить, ребенок перестает разрушать, то есть переходит на новую ступень развития. Собранные модели надежны – они не разваливаются даже в условиях активной игры.
Кроме того, DUPLO – это мир, в котором присутствуют человечки, всевозможные животные, машины, мебель и т.д. Это строительные наборы, представленные кубиками разных цветов и конфигураций, и тематические комплекты – средневековые замки, зоопарки, семейные домики, пожарные станции и др.
В 2019 году МБДОУ Детский сад «Машенька» города Тамбова закупил наборы LEGO DUPLO и мы включили данные конструкторы в предметно-пространственную развивающую среду и в использование в коррекционно-развивающей работе с детьми с различными нарушениями речи. Нами были организованы занятия по конструированию по образцу, по схеме, а затем, исходя из возможностей ребёнка, уже и по словесной инструкции. В результате по данным промежуточной диагностики все воспитанники с ОВЗ нашего детского сада имеют стабильную положительную динамику развития, которая выражается в появлении целенаправленности действий, самоконтроля, произвольности и распределённости внимания, а главное, интерес к деятельности по конструированию. В настоящее время мы планируем включение в процесс развития детей с ОВЗ элементов робототехники при использовании наборов LEGO Еducation WeDo.
Таким образом, одним из условий целостного развития ребенка с особыми возможностями здоровья является включение в образовательный процесс LEGO-конструирования. В силу своей педагогической универсальности конструкторы LEGO служат важнейшим и эффективным средством развивающего обучения в образовательных учреждениях, и несут в себе коррекционную направленность. В процессе LEGO-конструирования педагог активизирует познавательную деятельность детей, корригирует и развивает сенсорно-тактильную и двигательную сферу, интерес к обучению. Игра с Дупло развивает мелкую моторику, фантазию, дает первые представления о физических законах, знакомит с цветами, формами, счетом, на практике позволяет познать причинно-следственные связи, стимулирует к творчеству, учит работать со схемами. Игры лего дупло способствуют психическому, физическому, эмоциональному, познавательному, художественно- эстетическому, развитие ребенка.
Литература
- Борякова Н.Ю. Психологические особенности дошкольников с ЗПР // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. 2002. №1.
- Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. Кн. для воспитателя. Гаврилушкина О. П. Соколова Н. Д. М.: Просвещение, 2013.
- Детская психология. Методические указания. Автор-составитель Р. П. Ефимкина. Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 2013
- Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. – М.: ВЛАДОС, 2003.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
- Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду: Пособие для педагогов / Е.В. Фешина–М.: Сфера, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....
Организация оптимальной психологически безопасной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и проблемами развития в ДОУ.
Проблема безопасности в современном мире стоит очень остро, в том числе и в системе образования. Созданию безопасного образовательного пространства в последнее время уделяется достаточно большое...
«Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья».
Сообщение к педсовету....
Использование информационно-образовательных ресурсов при организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ
laquo;Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка…»...
Совершенствование коррекционно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Коррекционно-развивающая среда – это специально организованное пространство, обеспечивающее не только коррекцию и компенсацию нарушенных функций, адаптацию и социализацию ребенка с ограниче...
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Одним из условий реализации коррекционно-образовательного процесса является грамотно оборудованная РППС в ДОУ....