Развитие эмоционального интеллекта у детей с тяжелыми нарушениями речи
консультация по психологии (старшая группа)

Кутузова Лидия Александровна

Не каждый взрослый способен разобраться во всей гамме своих переживаний, а для ребенка с ТНР эта задача является еще более трудной. Дети не всегда правильно понимают даже простые эмоции, тем более трудно им осознать те разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения связей с внешним миром.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие эмоционального интеллекта

у детей с тяжелыми нарушениями речи

Подготовила педагог-психолог Кутузова Лидия Александровна

МБУ детский сад № 147 «Сосенка» г.о. Тольятти 2021 г.

В современном обществе наиболее остро встает проблема взаимосвязи чувств и разума, эмоционального и рационального в человеке.

Эмоциональный интеллект – это способность выражать свои эмоции и управлять ими, а также понимать эмоции, чувства, намерения и желания других людей.

Люди с развитым эмоциональным интеллектом умеют договариваться с другими, принимать решения и правильно реагировать на негативные ситуации. Это помогает ему правильно воспринимать критику, понимать других людей и отвечать им адекватной реакцией.

Эмоциональная сфера человека развивается на протяжении всей жизни, но фундаментом в формировании подавляющего большинства эмоций является дошкольный возраст. Это позволяет утверждать о неоспоримой актуальности развития эмоционального интеллекта в этот период.

У ребёнка с тяжелым недоразвитием речи наличие в эмоциональной сфере грубых первичных изменений способствует своеобразному психопатологическому формированию характера, новых отрицательных его качеств, резко осложняющих коррекцию основного нарушения. Симптомами нарушения эмоциональной сферы являются раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость, отсутствие опосредованной мотивации. В отличие от дошкольника без речевой патологии, ребёнок с тяжелыми нарушениями речи испытывает трудности в формировании социальных чувств из-за сложности с коммуникацией.

В тоже время исследования свидетельствуют о том, что психическое здоровье ребенка определяется его эмоциональным благополучием.

Наш детский сад в 2020-2022 гг. является участником городского сетевого проекта «Внедрение геймифицированной модели «Pro-эмоции» в образовательный процесс МОУ, реализующих образовательные программы дошкольного и дополнительного образования, с целью развития эмоционального интеллекта у обучающихся 5-15 лет».

В проекте принимают  участие педагоги, родители, воспитанники нашего детского сада, в том числе посещающие группы компенсирующей направленности для детей с ТНР.

В структуре эмоционального интеллекта выделяют 4 составляющих:

  • умения распознавать свое эмоциональное состояние
  • умение понимать эмоции других людей
  • умению регулировать свое эмоциональное состояние
  • умение управлять эмоциями в отношениях с другими людьми, то есть умение создать благоприятную атмосферу контакта

В рамках проекта «PRO-эмоции» проведены совместные с родителями мероприятия. Одно из них – мастерская «Наши эмоции» организована для повышения педагогической культуры родителей в вопросах эмоционального развития дошкольников, рефлексии своих эмоциональных взаимоотношений с ребенком. Первый модуль проекта посвящен развитию умения распознавать свое эмоциональное состояние. Родителям и детям были предложены упражнения «Знакомство», «Ладошка», «Через стекло», «Уехала подруга», психологическая игра «Радуга настроения».

Второй игровой модуль посвящен теме «Понимание эмоций других людей». Дети вместе с педагогами играли в игры и выполняли упражнения, направленные на тренировку умения распознавать эмоциональное состояние по мимике, пантомимике, развивали умение определять настроение музыкальных фрагментов.

Игра-лото «Театр настроений» является своеобразным занятием по психогимнастике, способствует развитию лучшего понимания себя и других, а также произвольному вниманию. Игра «Путешествие в мир эмоций» направлена на развитие эмоционального мира ребенка, умение чувствовать настроение персонажей игры. Данная игра научит различать основные эмоциональные состояния и соотносить их с графическими изображениями. В лото «Зоопарк настроений» используются образы животных, которые смеются, плачут, радуются. Благодаря им дети учатся разбираться в своем и чужом настроении, быть чуткими к окружающим. Игра «Испорченный телевизор» является разновидностью всем известной игры «Испорченный телефон» («Глухой телефон»). Оно активно используется и в работе со взрослыми, в бизнес-тренингах, тренингах по управлению персоналом, поскольку позволяет показать важность умения правильно понять собеседника, передать информацию и избежать искажений.

Третий модуль проекта посвящен умению регулировать свое эмоциональное состояние.

Уметь справляться с эмоциями действительно важно не только для дошкольников, но и для взрослых, и чем раньше человек этому научится, тем более устойчивой будет его психика. При этом нельзя забывать и о положительных, светлых эмоциях — радости за себя и за других, благодарности, сочувствии. Они должны находиться в равновесии с негативными или даже преобладать над ними, от этого зависит, будет ли личность цельной, а человек — счастливым.

С целью реализации данного модуля проекта педагоги, состоящие в творческой группе, организовали с детьми беседы, выполнили упражнения, поиграли в игры на умение управлять своими эмоциями: «Я радуюсь, когда...», «Мне грустно, когда...», создали копилку «Способы повышения настроения». Арт-терапевтические приемы наряду с музыкотерапией давно зарекомендовали себя как отличный способ снять психоэмоциональное напряжение. Работа с мандалой, например, подходит как взрослым, так и детям. Раскрашивание готовых мандал или создание своих собственных позволяет сосредоточиться на собственном эмоциональном состоянии, привести вихрь эмоций в упорядоченную форму, считающейся идеальной - круг.

В игре «Волшебное дерево на планете эмоций» детям предлагается нарисовать или написать в сердечке то, что им нравится в себе, за что они могут себя похвалить.

Одним из важных составляющих развития эмоционального интеллекта у детей и взрослых является умение управлять эмоциями в отношениях с другими людьми, то есть умение создать благоприятную атмосферу контакта. В ситуации непосредственного взаимодействия особую важность слова, жесты, мимика, тон голоса, скрытые и явные мотивы поступков, действия человека. Вы наверняка замечали, что улыбка, взгляд в глаза собеседника, доброжелательный тон, комплимент производят самое благоприятное впечатление и способствуют лучшему пониманию друг друга.

Для детей старшего возраста станут полезны игры «Два приятеля на мосту», где необходимо пройти по узкому воображаемому мосту вдвоем навстречу друг другу. Дети должны договориться и преодолеть это препятствие вместе, не толкаясь. без падений. Игра «Сиамские близнецы» предполагает совместное рисование в парах одной свободной рукой. Необходимо договориться, создать совместно сюжет и раскрасить рисунок. Как вариант можно использовать игры «Рукавички»: в случайном порядке раздать детям шаблоны бумажных рукавичек с нанесенным контуром узора. Задача ребенка - отыскать среди всех детей ребенка с подходящей рукавичкой и совместно раскрасить узор.

Не каждый взрослый способен разобраться во всей гамме своих переживаний, а для ребенка с ТНР эта задача является еще более трудной. Дети не всегда правильно понимают даже простые эмоции, тем более трудно им осознать те разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения связей с внешним миром. Человек судит об эмоциональном состоянии другого по особым выразительным движениям, мимике, изменению голоса. Поза, жест, особенности движений во многом дополняют мимику и играют важную роль в передаче эмоционального состояния.

Игры-приветствия «Здравствуйте», «Я сегодня вот такой» помогают создать положительную обстановку в группе, сплотить детский коллектив.

Таким образом, своевременное проведение комплексной коррекционной психолого-логопедической работы, учитывая эмоциональные особенности ребенка с тяжелыми нарушениями речи, способствует не только сглаживанию серьезных нарушений в развитии эмоций и чувств, но играют существенную роль в развитии и воспитании личности в целом, и способствует более успешной коррекции речевого нарушения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Развитие чувства ритма у детей с тяжелыми нарушениями речи через совершенствование координации речи с движением"

"Развитие чувства ритма у детей с тяжелыми нарушениями речи через совершенствование координации речи с движением"...

Игра как средство развития лексико-грамматического строя детей с тяжелыми нарушениями речи

В статье представлена система игр, способствующих преодолению нарушений речи детей....

Развитие ручной умелости у детей с тяжелыми нарушениями речи 5-7лет

Система работы по подготовке руки к письму у детей с ОНР....

Особенности развития коммуникативных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Несмотря на постоянный интерес исследователей к проблемам оптимизации работы по преодолению недоразвития речи, в настоящее время отсутствует целостное представление о закономерностях становления...

Комплекс гимнастики по развитию мимической мускулатуры и развитию артикуляционного аппарата для детей с тяжелыми нарушениями речи

Вашему вниманию представлен комплекс гимнастики по развитию мимической мускулатуры лица и развитию артикуляционного аппарата для детей с ТНР. Эти два направления являются неотъемлемой частью работы уч...

Психолого-педагогическая помощь по коррекции эмоционально-волевой сферы детей с тяжелыми нарушениями речи.

Определяющая роль в установлении взаимодействия с семьей принадлежит педагогам. Взаимопонимание педагогов и родителей, их доверие возможны в том случае, если педагог исключает в работе с родителями ди...

Консультация на тему: «Развитие дыхательной системы у детей с тяжелым нарушением речи (заиканием), как эффективное средство коррекции речи».

Консультация на тему: «Развитие дыхательной системы у детей с тяжелым нарушением речи (заиканием), как эффективное средство коррекции речи».Дыхание выполняет очень важную функцию в ж...